|
Last login: 2 ноября 2024, 03:43
|
|
|
|
|
|
| Borknagar любят заставлять себя ждать: о новом альбоме “True North” было заявлено ещё в январе, но выпущен он был только в конце сентября. За это время из группы ушло три человека: вокалист, барабанщик и гитарист – половина состава, при том что в составе всегда были именитые музыканты, а не разовые сессионщики. Было интересно, сможет ли группа «держать марку» и написать материал, не уступающий предыдущим дискам норвежцев.
Сингл “The Fire That Burns”, видеоклипы “Up North” и “Voices”, выпущенные, что называется, для затравки, картину существенно не прояснили – напротив, усложнили её ещё больше. Все эти песни написаны разными авторами и в достаточно разном стиле, в котором, впрочем, всё равно узнаются фирменные ходы Borknagar. Как становится понятно позднее, ещё лучше эти песни раскрываются, если слушать их не по отдельности, а как часть целого, большого диска.
Те, кто волновался, что с уходом Винтерсорга группа потеряет достойного вокалиста, который умеет петь скримингом, могут счастливо выдохнуть. Напоминаю, что каких-то двадцать лет назад Вортекс, ещё молодой и статный, уже вовсю голосил в данной группе – как скримингом, так и чистым пением. Вот и на данном диске у него вполне достаточно партий, чтобы любой притязательный слушатель насытился. Конечно, чистоголосые куски и даже целые песни никуда не делись – но уже здесь к басисту присоединяется (а зачастую солирует) также Ларс Недланд, клавишник, обладатель, как оказалось, тоже немалых способностей. Вместе два певца создают прекрасную узнаваемую атмосферу и отлично «справляются», как-то даже и не скучаешь по третьему, хотя он провёл в группе так много времени. Я так много говорю о вокале, потому как именно он всегда был визитной карточкой группы, эта традиция соблюдается и здесь.
Поговорим о музыкальной составляющей. Если предыдущая трилогия (альбомы "Universal", "Urd" и "Winter Thrice" неофициально считаются трилогией) звучала достаточно монолитно, песни были, при всём их разнообразии, преисполнены единой атмосферы и звучали в достаточно общем и сходном ключе, то на "True North" правит индивидуальность. Треки не сливаются в единую картину, каждая песня имеет своё лицо, свою самобытность. “Up North” – это прекрасная мечта о волшебных краях, “Lights” – рассказ о героях прошлого, “Wild Father’s Heart” – эпитафия для ушедшего отца, “Tidal” и упомянутая “Voices” – некий взгляд на пройденный жизненный путь и попытка осознать себя в этом мире. Любимая тема природы, которая сопровождала группу с первых шагов, на этом диске задвинута на второй план, проступая больше в оформлении и отдельных упоминаниях в песнях. Но в целом настроение альбома более лиричное, более интимное, музыканты дают нам заглянуть себе в душу и рассказывают, что же они ощущают, чем дышат, о чём думают. Или же всё это искусный обман, и это только кажется?
Новые музыканты – Бьорн Рённов на ударных и Йостейн Томассен на соло-гитаре – отлично вписались в состав. Они не участвовали в создании материала, тем не менее партии Томассена служат отличным украшением нескольких песен. Возможно, ему немного не хватает опыта, чтобы так же органично сливаться с общим звучанием, как это делал его предшественник Йенс Рюланд, но и радует он нас чаще. За что и спасибо.
Подводя итог – группа написала отличный материал, снова порадовала, не ударила в грязь лицом. Крепкая работа взрослых и опытных музыкантов, ни разу не «отписка» и не следование каким-либо трендам. Borknagar всегда были со своим лицом, даже когда работали в полностью акустическом ключе (см. "Origin") или писали «злой» материал (это я сейчас о "Quintessence"). Сейчас у группы достаточно музыки, чтобы каждый мог найти для себя что-то, что близко сердцу. Рекомендую сделать это прямо сейчас, осень отлично подходит для северной музыки.
|
| |
|
|
|
| Восьмой альбом Borknagar.
Интересно, что, несмотря на то, что Borknagar никогда нельзя было назвать "примелькавшейся и известной всем худо-бедно знакомым с металлом" скандинавской группой (взять для примера собратьев по цеху Immortal, Emperor, Burzum, Dimmu Borgir и др.), музыканты всегда твёрдо стояли среди первой лиги металлистов своего региона. Что тому причиной? Целая россыпь звёзд в составе?.. Отличный материал, словно сработанный под определённую планку, который Oysten G. Brun никогда не снижал?.. Просто удача? Может быть, что-то одно, может быть, и всё сразу.
Когда слушаешь Borknagar, вовсе не представляешь себе группу, находящуюся в поиске своего творческого места. Кажется, что они сразу нашли себе подходящую нишу, уютно в ней устроились и пишут там музыку год от года. Развитие есть, безусловно, есть рост - но при этом всегда сохраняются знакомые черты, мелодические ходы, лирические мотивы - то, с помощью чего группу узнаёшь легче лёгкого, словно любимого актёра, необычным образом загримированного.
Вот и "Urd"... Диск с самого начала, ещё до его выхода, обещал стать интересным. В стан викингов вернулся ICS Vortex, да не просто погостить, как двумя годами ранее, а влился в основной состав, взяв в руки бас и заголосив пуще прежнего. Думаю, очень многие фэны группы делились на любителей тех или иных вокалистов. Наверняка многие мечтали услышать, как бы спели вместе, скажем, Вортекс и Винтерзорг. Видимо, господин Брюн тоже был в числе этих мечтателей, так вот же вам мечта наяву – "Urd".
В этот раз лидер группы не стал делать столь свойственных ему громких заявлений о самом-самом диске, и потому ожидания были не такими завышенными. Но группа превзошла их. Хочется отметить вперёд всего, что, конечно, прыгнуть выше головы не удалось, но сделать весьма-весьма высокого качества работу у музыкантов вышло отлично.
Первая же "Epochalypse", хотя и близкая в своём виде к песням предыдущего альбома, выгодно разбавляется в своей середине с помощью глиссандо нового-старого вокалиста, напоминающего нам о его чистоголосых размахах в другой норвежской команде. Нечто подобное, только с куда большим размахом, делается на "Roots". О, это нечто! Мелодическая линия Вортекса здесь крайне проста, но его голос идеально, вы слышите, идеально вписывается в эту музыку и атмосферу, делает её простой, ясной и прозрачной - а ведь иногда это по-настоящему необходимо, заблудиться среди музыкальных дебрей и накруток Borknagar может быть очень легко. Песня – безусловный шедевр. Дальше идёт традиционная песня от Ларса Недланда. Его музыкальный почерк существенно отличается от остальных авторов песен на данном диске, песня звучит необычно и красиво на свой манер. Опять же, очень интересные вокальные ходы присутствуют во многих местах. А вот "The Earthling" осталась, честно признаться, за пределами моего понимания. Качество её несомненно, но на фоне остальных она кажется какой-то крайне банальной, словно не реализованной ещё во времена "Epic" работой. Ещё меньше я понимаю, зачем именно на неё сняли клип (хотя он и получился по-своему красивым). Далее - инструментал. В нём я был удивлён отчётливо слышным басовым решениям, которые не просто идут за гитарами, а местами разыгрывают что-то своё. Если не считать времён, когда в группе играл Эрик Тиваз, я такого не припоминаю, но здесь это выглядит как красивые резные завитушки на деревянной архитектуре - иначе говоря, уместно и здорово. Инструменталка приятная, разве что быстровато пролетает.
Mount Regency - это новый эпик от группы, которая любит и умеет писать эпики, даже альбом с таким названием сделала. Хорошая, ладная работа. Отчасти она даёт ответ на вопрос "а зачем группе так много вокалистов?", так как здесь можно с интересом послушать, как одни и те же слова поют разные люди по-разному. Есть в этом что-то. Ещё далее - "Frostrite". Песня Вортекса, явно претендовавшая на место в его сольнике, но в итоге оказавшаяся здесь. Простая по структуре, но с двумя эффектными проигрышами - на клавишах и соло-гитаре - и оттого остающаяся в памяти надолго. Впрочем, и голос Симена здесь также великолепен. "The Winter Eclipse" словно ставит жирную точку в альбоме. Почему точку, если впереди ещё песня? Потому что эта песня - суровая, нордическая, немного даже злая в своём настрое. Бескомпромиссная, чем-то схожая с самой первой.
...А вот как раз "In a Deeper World" могла бы стать многоточием, тем, после которого с нетерпение ждёшь продолжения. Здесь – словно новый Borknagar, которого мы раньше не знали, но который отдельными частями выглядывал и смотрел на нас из глубин "Roots", "Frostrite" и "The Beauty"... Множество Вортекса, парящая, воздушная атмосфера, лёгкость, красота. Это что-то новое!
С точки зрения лирики – ничего нового. Всё те же горы, всё та же existence почти в каждой песне, всё те же игры слов. Музыка, как мне показалась, отступает на второй план, отдавая первый голосам, и отлично иллюстрирует вокальные линии, создавая мелодические пейзажи, перекликающиеся с теми, что в лирике.
Отдельно можно сказать о звуке. Йенс Богрен постарался на славу, всех хорошо слышно, для всех есть место, иногда, конечно, барабаны звучат слегка кашеобразно, но тут, скорее, не его вина, а Дэвид и остальные решили, что такой звук будет лучше. Им виднее, но всё же эта каша не везде органично сочетается с парящим пафосом остальных инструментов и голосов.
Подводя итог, могу сказать, что группа сделала всё то, чего от неё ждали, и даже больше. Больше хотя бы потому, что осталась верна себе, облагородив свою музыку некоторой долей прогрессивных элементов, продолжила свою линию, т.е. не "опрогрессивила", отнюдь, скорее уж "оборкнагарила" стиль прогрессив. Поправьте меня, несогласные.
Спасибо норвежцам за это. Получился очень хороший альбом, может быть, революции ему не сделать, но возвращаться к нему точно хочется, как к вершине, которой группа однозначно достигла. Что-то будет дальше?..
|
| |
|
|
|