Manilla Road - одна из самых «могущественных» при полном отсутствиии коммерческого успеха групп металлического андеграунда. Уникальный самобытный стиль Manilla Road сделал их настоящим предметом культа среди поклонников необычного, нестандартного подхода к хэви-металлу. Иногда стилистику группы определяют как dark power, но это словосочетание не в полной мере охватывает звучание MR, сочетающее в себе элементы таких стилей, как thrash, power и heavy metal. В плане звучания MR можно считать одними из основоположников т.н. USPM (US power metal), наряду с Manowar и другими.
Начало пути Manila Road уходит в середину 70-х, когда гитарист-вокалист Марк Шелтон, имевший уже опыт музицирования в самых разных стилях от кантри до хард-рока, принял решение о создании собственной команды.
Первый состав (Шелтон - гитара и вокал, Рик Фишер - ударные, Скотт Парк - бас) в 1980 году выпускает альбом Invasion, представлявший собой тяжелый психоделический рок с явными влияниями King Crimson. Вышедший в 1982 году альбом Metal уже соответствовал своему названию, и именно на нем был сформирован своеобразный почерк Manila Road, способных сочетать несочетаемое - тягучие психоделические мелодии с яростным галопом только зарождающегося трэша. Но больше всего внимания следовало обратить на крайне необычный вокал и мрачную, оккультную, но при этом изысканно красивую, полную странных образов лирику, основывающуюся на произведениях Эдгара По, Роберта Ф. Лавкрафта, Роберта Э. Говарда, Клайва Баркера и собственной буйной фантазии Марка Шелтона.
В 1983 году группа добивается некотрой славы с композицией Flaming Metal System, вошедшей на популярную тогда компиляцию US Metal. Следуют гастроли с такими разнокалиберными командами как Motorhead, Ted Nugent, Krokus и Metallica.
Альбом 1983 года Crystal Logic приносит группе уже международное признание, и в Старом Свете американцы успешно конкурируют с самими Iron Maiden, чему немало способсвуют зрелищные шоу в лучшем стиле Элиса Купера и Оззи Осборна.
В 1984 году группу покидает Фишер и его место занимает Рэнди «Thrasher» Фокс, чья своеобразная манера игры стала одной из «фишек» группы на многие годы.
Диск Open the Gates - одна из вершин творчества Manila Road - увидел свет в 1985, в 1986 выходит столь же сильный The Deluge, а еще через год Mystification. Если применительно к Manila Road и можно говорить о некоем «классическом» периоде, то середина 80-х - время именно классических работ, сочетавших в себе яростный power-thrash metal американской школы с причудливыми гитарными узорами, странными полубалладными эпизодами и мрачнейшую мистическую ауру, умело нагнетаемую стихами и эксцентричным вокалом Шелтона. В 1988 году выходит в свет концертный альбом Rоadkill, и в том же году Manila Road выпускают неоднозначный диск Out of the Abyss - наверное самую жесткую и скоростную работу, инспирированную с одной стороны музыкой групп трэш-волны, а с другой - кровавыми фантазиями Клайва Баркера и жестокими фильмами ужасов. И ранее весьма агрессивный вокал Шелтона приблизился едва ли не к блэковому скримингу, но от прежних времен остались своеобразные гитарные соло и пресловутая «атмосфера».
В 1990 году группа выпускает несколько более мелодичный альбом The Courts of Chaos, на котором скоростные трэшевые композиции соседствовали с эпическими полотнами. На этом диске Рэнди Фокс сыграл на клавишных, которые во многом определили звучание диска. Так же на этот альбом вошла композия D.O.A., которую принято считать кавер-версией Bloodrock, но это не совсем верно, т.к. Шелтон был участником Bloodrock, и является автором D.O.A.
В 1991 группа неожиданно распалась, и вышедший в 1992 году альбом Circus Maximus на самом деле представялял собой сольный альбом Шелтона. Это наверное единственная по-настоящему слабая работа MR, что может быть оправдано ее «самопальным» происхождением. Начать с того, что Шелтон здесь поет не на всех композициях, а часть материала представляет собой «просто хард-рок» радио-формата.
До самого конца 90-х о группе не было ничего слышно, но спроса на старые работы это не уменьшало, культ Manila Road рос, как говорится, «не по дням, а по часам», влияние их творчества на свое признавали такие разные группы, как Solemnity (чей вокалист Свен и вовсе вытатуировал название группы на своем теле) и Darkthrone.
В 1999 году группа возродилась в составе Марк Шелтон -гитара\вокал, Скотт Питерс - ударные, Марк Андерсон - бас, Брайан «Hellroadie» Патрик - вокал.
В 2001 году выходит альбом Atlantis Rising - грандиозное, эпическое музыкальное полотно, посвященное легендам об Атлантиде и связи ее с древними культурами, просто потрясающая работа, к котрой меньше всего применимы фразы о «первом альбоме после реюниона», т.к. ничто не указывало на то, что записан диск группой, отсутствовавшей на сцене около десяти лет. Hellroadie на этом альбоме так же взял на себя часть вокала, его грубый, на грани с гроулингом низкий вокал резко контрастировал с высоким, пронзительным голосом Шелтона.
В 2002 году выходит следующий альбом Spiral Castle, на котром группа обратилась к своим истокам, и альбом получился очень медленным, почти думовым по звучанию, с явными психоделическими влияниями. Для создания как можно более мистической, оккультной атмосферы группа воспользовалась силами приглашенного скрипача.
В связи с уходом Андерсона в 2002 году и Питерса в 2003 году место басиста занимает брат Брайана - Харви Патрик, а место за ударными занимает Кори «Hardcore» Кристнер, парень, которого еще не было на свете во время первого успеха Manila Road.
Гастрольная деятельность возрожденной Manila Road не слишком насыщенна, но группа регулярно дает концерты на андегранудных металлических фестивалях.
В 2005 году увидел свет альбом Gates of Fire, на котором музыканты решили отойти от психоделического тумана предыдущего альбома, и работа вышла более прямолинейно-металлической, хотя разумеется не обошлось и без пространных эпических композиций со сложными аранжировками. Работа делилась на три части, на три цикла композиций. Первая трилогия песен повествовала о Конане-Варваре, вторая об истории Рима, а третья о подвиге спартанского царя Леонида, погибшего, встав на пути огромного персидского войска со своей гвардией.
Вскоре после записи альбома из группы уходит Брайана «Hellroadie» Патрик, но только для того, чтобы вернуться через два года.
В 2007 году из группы уходит Харви Патрик, и новым басистом становится Винс Гоулмэн.
Весной 2008 года вышел новый альбом Voyager, лишь подтвердивший в который уже раз, что MR по-прежнему сильны и не собираются сдавать занятых позиций.
В новом тысячелетии Manila Road меньше всего представляет собой забавный реликт из прошлого или условно-активную группу-динозавра, живущую редкими концертами, да переизданием своей классики. Это полная творческих сил, непрерывно развивающаяся и экспериментирующая группа.
(c) lastfm.ru
( согласно http://www.lastfm.ru/music/Manilla+Road/+wiki )