| С трудом пережив сумасшедший две тысячи шестнадцатый год, что беспощадно лупил меня по лицу престранными релизами, я всё-таки решился написать рецензию на решающую работу года, которую откладывал до самого последнего момента, пока нетерпение не пересилило страх.
Прослушивание прошло в моих любимых условиях — в открытой степи, в пасмурную погоду; и такая же обстановка была, когда я впервые решил ознакомиться с BMD (ну что поделать, раз уж здесь традиция такая, ни с того ни с сего упоминать BMD в рецензиях на практически каждый их альбом). Как я и ожидал, песни отдались мне не сразу, завоёвывал я их довольно долго и не с первого раза (за редкими исключениями: пара песен пробились в мою тесную душонку с первой же прослушки). В принципе, такое было практически со всеми их работами после LFDGD включительно.
Я не уверен, в какой момент наши ребята вышли из депрессии, но на TFOH её место занимает задумчивость, местами лёгкая, местами способная неплохо так загрузить.
Да, дорогие мои, я говорю о лирике, знаменитой лирике Йонаса Ренксе, благодаря которой каждую песню Кататонии можно переслушать лишние несколько раз, просто чтобы уловить для себя очередную смысловую грань. Готов заявить, что в этом отношении группа не менялась никогда: о том, что творится в голове Йонаса с самого зарождения Кататонии, можно написать неплохую книгу, а то и несколько добротных томиков, в большей степени с размышлениями об отношении человека к другим людям, и, конечно, к самому себе. И в этот раз он не изменил себе, разве что уделил больше внимания чуть более привычным темам, отойдя в сторонку от самокопания (хотя, в самом-то деле, никуда он от самокопания не отходил и вряд ли когда-нибудь уйдёт, сейчас оно просто-напросто незаметно переплыло на второй план):
Smudged my heart for all to see
But it's so quiet now, makes it harder to shine
Had a dream about tomorrow
But with nothing more to think about, I fade out
Или так:
Map of nowhere is in my hand
The roads are blurred
Sojourners land
So take however long you want
But don't forget my love
You've pledged yourself to come along
Стремления, сомнения, надежды, межличностные отношения, отчаяние, депрессия и другие лирические составляющие уже привычно обрастают множеством метафор, переплетаются между собой, поди распутай; кажется, тексты Йонаса становятся всё более замысловатыми, но разве это когда-то останавливало нас?
Разумеется, нет!
Нас куда скорее остановит ворвавшийся в коллектив Роджер Оджерсон. Ох и делов он натворил на "Падении", голова кругом идет. Стоит только послушать "Passer", с первой же секунды бьющую своего слушателя cразу из всех орудий: хоть убей, а не могу припомнить скоростных соло ни в одном другом альбоме группы. Прослушав две или три минуты песни, я был вынужден отмотать её на начало, т.к. нехилый ступор на некоторое время лишил меня возможности адекватно воспринимать какую-либо музыку. Примерно то же самое было с песней "Sanction": полминуты борьбы с отторжением, попытка понять задумку, ещё одна попытка, ещё две попытки — всё, теперь ложится на ухо и вроде бы даже хорошо, и по-другому не надо.
Главное здесь — уловить настроение песни и освободиться от страха перед новшествами. В "The Night Subscriber" я вообще поначалу услышал (только не бейте) ДЖЕНТ, и, опять же, не на шутку перепугался, но после тех же пары-тройки прослушиваний песня открылась мне, и всё встало на свои места.
Роджер молодец. Это то, что Кататонии действительно было нужно — талантливый гитарист, который сможет уловить общее настроение остальных участников группы, которая, как-никак, уже больше двадцати лет преподносит слушателю своё неповторимое звучание, и не испортить всё своим вкладом в её развитие, а даже улучшить, чтобы у поклонников не возникало мысли, что, мол, мужики уже скоро сгниют в своей нише, но чтобы кричали — а мужики-то ещё могут, это всё ещё интересно слушать и стоит того, чтобы ждать нового релиза несколько лет.
С выделением любимых песен, как вегда, проблема: такая ситуация, что есть песни, которые ты понял, и те, которые, соответственно, не понял (другими словами, их время ещё не пришло). В каждой есть цепляющие моменты, будь то припев ("Takeover", "Last Song Before the Fade", "The Night Subscriber"), инструментальная составляющая ("Serein", "Passer" и "Serac", которая в этом плане превосходит все ожидания и за семь с половиной минут даёт невероятных люлей всем, кто хотел от наших мэтров чего-то новенького), лирика ("The Old Heart Falls", "Vakaren" — на родном языке поёт, всё-таки!), общее настроение песни ("Shifts", "Residual"). Выбирай не хочу.
Перкуссия на альбоме, к слову, вовсе не плохая; она не раздражает, придаёт своеобразия новой атмосфере — а атмосфера-то, как ни крути, новая, и отличается даже от атмосферы своего предшественника. Чего там говорить, этот альбом (по крайней мере, для меня) — какое-то новое откровение, очередная новая эмоция, которую нужно понять и пропустить через себя. Задача не из простых, но вот посему я и люблю этих ребят.
Сложно, очень сложно для меня не ставить этой работе субъективную десятку. Во имя всех, кому тяжко даются последние работы Кататонии, и всех, кого раздражает прог — восемь упавших сердец из десяти.
|