|
Last login: 22 июня 2009, 08:05
|
|
|
|
|
|
| Я хочу мечтать об океанах (Elend)
Не знаю, как для вас, а для меня квинтэссенция готического мироощущения - это тьма, страдание, безысходность, боль, одиночество, надрыв, трагедия, истерия, вызов, смерть и упоение всем перечисленным. Для всех нас, живущих в Кали-Юге, это не может быть преувеличением. И вот, если теперь спросить, какие же музыкальные группы наиболее полно и бескомпромиссно воплощают эти идеи в своем творчестве, то вслед за Sopor Aeternus и Current93 я назову вам Elend. Особенно после того, как рецензируемым альбомом получила завершение их вторая трилогия, «Winds» (Ветра). Но, обо всем по порядку...
Группа с немецким названием Elend (Нищета, чужбина) была основана в 1993 году композиторами и мультиинструменталистами Искандаром Хаснави (Франция) и Ренодом Чирнером (Австрия). В настоящее время в основной состав входит 6 человек, кроме того для записи группа приглашает множество сессионных музыкантов и вокалистов, а то и целые хоры и оркестры. Их первые три альбома составили концептуальную трилогию «Officium Tenebrarum» (“Служение во Тьме”), название которой восходит к католической мессе на Страстной неделе, ритуально воскрешающей скорбь и замешательство мира после гибели Христа. Однако, Elend переосмыслили эту тему, выбрав более сложную концепцию Люциферианской трагедии. Для адекватной передачи богоборчества хор был разделен на «ангельский» (латинские и еврейские стихи, спетые сопрано), и «инфернальный» (английские стихи, спетые альтами и басами). Характерные «плачущие визги», красивейшие женские сопрано, оркестровые аранжировки, задействующие экспериментальные принципы додекафонии, конкретной музыки и соноризма - вот «визитная карточка» Elend эпохи 90-х, выведшая эту формацию на вершины готического Олимпа.
Затем был пятилетний перерыв, казалось, поставивший на группе крест. Однако они нашли в себе силы вернуться с совершенно новым материалом - трилогией «Winds». На сей раз концепция оказалось не столь конкретной, воплотившись в длинное эпическое полотно о внутренних метаморфозах лирического героя, путешествующего вне времени и пространства. Первые два альбома цикла («Winds Devouring Men» и «Sunwar the Dead») больше всего напоминают лучшие творения Dead Can Dance - та же меланхолия, плавность, зачарованность и светлая печаль о прошлом. Мужской англоязычный вокал теперь уже без воплей и истерик пытается словно напрямую общаться с подсознанием слушателей с помощью древних символов и звуков. Новый альбом «A World in Their Screams» продолжает эту тему, отличаясь, однако, значительно большим динамизмом, нервной энергетикой, крайней экспрессивностью и плотными оркестровочными партиями. Словно мелодию двух первых релизов сжали раза этак в четыре, так что характеристика «престо» никак не кажется преувеличением. Это странное музыкальное ускорение, сопровождаемое по-прежнему неторопливым, местами шепчущим мужским вокалом (но уже преимущественно франкофонным), ведет к определённому диссонансу, поначалу необъяснимому. Но вскоре начинаешь понимать, что Elend настойчиво вторгается в такие пространства и создает такие ландшафты, которые в благодушном и гармоничном настроении не исследовать и не осилить. Здесь-то и вступают в силу те признаки готического мироощущения, которые упоминались выше. Резонанс с ними, упоение и катарсис - вот как, ни много ни мало, воздействует на подготовленного слушателя эта бесконечно далекая от всякого утилитарного использования музыка.
Итак, я настойчиво рекомендую данный релиз, да и все творчество этой замечательной группы своим читателям. Кому-то, возможно, более придется по душе инфернальная вакханалия первой трилогии, другие по достоинству оценят сложный и авангардный саунд второй, но вряд ли кто останется равнодушным. Подобно тому, как пару столетий назад просвещёнными и тонкими душами владели божественные мелодии Моцарта и Бетховена, так сегодня темная неоклассика Elend, Dark Sanctuary и Arcana наполняет красотой пустоту наших сердец и размягчает заскорузлый прагматизм наших мозгов. И это весьма хорошо...
|
| |
|
|
|
| Уже на протяжении 15 лет берлинские миннезингеры Corvus Corax радуют поклонников средневековой и этнической музыки своими зажигательными балладами и танцами, воскрешающими в нашем сознании куртуазные и карнавальные мотивы Старой Европы. Они заслужили свою славу, однако вовсе не собираются почивать на лаврах. Свидетельством тому последний их проект, превзойти в будущем который, право же, будет крайне затруднительно. Судите сами: за основу взят самый известный в истории сборник миннезанга «Carmina Burana», который неоднократно служил вдохновением для поэтов и певцов последних семи столетий, в частности Карла Орфа в 1937 году или на альбоме Therion «Deggial». Выбрав из более чем 250 текстов одиннадцать преимущественно светского содержания, Corvus Corax решили придать их аранжировке монументально-классическое звучание, для чего пригласили в полном составе:
1) филармонический оркестр и оперный хор государственного театра Котбуса вместе с дирижером Йоргом Ивером, 2) вокальный ансамбль Psalteria из Праги, 3) загребский хор Ивана Зайча, 4) коллектив средневековой музыки Potentia Animi.
Кроме того, приглашёнными музыкантами были: Syrah, она же Сигрид Хаузен (Estampie, Qntal), Свен Фридрих (Zeraphine, Dreadful Shadows), госпожа Шмитт (Subway to Sally), Б. Бройлер (некогда The Inchtabokatables), Брендан фон Культус (некогда Corvus Corax, теперь Cultus Ferox), а также арфистка Вьеке Гарсия. В итоге около 160 человек (!!!) в едином и гармоничном порыве соорудили нечто, чему ещё не было прецендентов в истории немецкой музыки. Величественное оркестровое звучание, роскошное хоровое, традиционные волынки Corvus Corax, дополнительные литавры и барабаны полностью погружают в живой и красочный мир Средневековья, осыпают фейерверком озорной молодости и удали, демонстрируя, кроме всего прочего, бережное и любовное отношение музыкантов к классическому наследию их предков. Конечно, такую музыку ещё нужно уметь слушать, поскольку с непривычки её ритмика и напевы могут показаться однообразными и излишне академическими, но стоит лишь вслушаться в старинные и прекрасные мелодии, как вас неудержимо потянет вслед за студентами всех эпох прокричать во всё горло бессмертные слова Гаудеамуса: «Ergo bibamus!» («поэтому выпьем!»).
|
| |
|
|
|
| «И тогда заглянул в Сад Любви
Посмотреть на цветы юных дней.
Но увидел могилы кругом
И надгробия вместо цветов...».
Долгих пять лет эта калифорнийская «all-female-band» томила своих поклонников редким участием в различных компиляциях, трибьютах и проектах других групп (Neurosis, The Gault, Ludicra, и даже black-metal-band Weakling). Целых пять лет любители etherial и neoclassic музыки ожидали продолжения четырёх предыдущих альбомов, каждый из которых был прекрасным образчиком жанра и открывателем новых горизонтов. Пусть и не полновесный, но он всё же появился: сначала (в конце 2005) в виде 10-дюймового винила, содержащего 3 первых композиции, а затем (в начале 2006) и в виде EP CD, где добавился ещё один трэк. Название релиза оказалось до боли классическим: «Сад любви» именовалась и знаменитая картина Рубенса, и стихотворение Блейка (из которого взят эпиграф), и многочисленные куртуазные поэмы эпохи барокко, да и современные музыканты уже вовсю поэксплуатировали эту эдемскую фразу (Age of Heaven, No Mans Land). Впрочем, бессменный лидер Amber Asylum, Крис Форс, вряд ли думала здесь об оригинальности: вот уже 10 лет (кстати, юбилей группы) она выражает свой внутренний мир в чарующих, меланхоличных, романтичных и атмосферных мелодиях, порождаемых почти исключительно струнными инструментами (скрипка, виолончель, альт, гитары). Этот альбом не исключение: первая же композиция открывается тревожной виолончелью и барабанным боем, за которым следует наполненный сердечной болью нежный вокал Крис. Инструментальная «Автономная сюита» словно погружает в бессловесную ткань бессознательного, сплетая скрипичными и гитарными переборами подобие музыкального кокона. Под конец композиции усиливающиеся удары виолончели напоминают финскую Apocalyptica. Третий трэк, состоящий из двух частей и исполняемый двумя разными темпами, запоминается двуголосьем Крис и Лоррейн Рат на фоне фортепианно-скрипичных коллизий, заканчиваясь минималистичной инструментальной перекличкой басовой флейты и фортепиано, незаметно переходящей и в последнюю «Серенаду». Эта композиция уже совсем амбиентна, представляя собой нечто вроде акустической версии «Raison d'Etre». В общем, хорошо, но мало. Будем надеяться, что коллектив “Янтарного убежища” не застынет в янтаре ещё на долгие пять лет, а выпустит вскоре и полноценный альбом...
|
| |
|
|
|
| Прошёл всего год (как мало для Rammstein!), и свет увидел совершенно новый материал от бессменных лидеров «новой немецкой жестокости». Небывалая скорострельность выглядит чуть ли не спешкой (для обложки, например, использовали японскую версию «Reise, Reise»), но только на первый взгляд. Ибо новый альбом получился на редкость бескомпромиссным, медленным, но достаточно брутальным, разнообразным в мелодике и вокале. Rammstein действительно последний год ловили нешуточное вдохновение, и если на предыдущем релизе ещё были, как кажется, слабые вещи (например, «Amerika» и «Moskau»), то теперь отточенное, по-раммштайновски «холодное» звучание вновь, как и прежде, задаёт высокую планку для музыки подобного рода. При этом в одном из интервью гитарист Пауль Ландерс назвал «Rosenrot» «стопроцентно романтическим этапом» в дискографии группы: что ж, включаем плейер и пытаемся убедиться, так ли это.
Первый трэк, ставший самым известным благодаря энергичному клипу, в котором участники группы решили представить себя бэтменами на бэтмобиле, замечателен своим отточенным саундом и повторяющимся рефреном «Benzin!». Романтическим его никак не назовёшь, как и следующую композицию, «Мужчина напротив мужчины»: хотя она менее брутальна, зато столь же надрывна и драматична. Припев: «Голубой!» опять-таки романтичным может показаться только людям с соответствующей ориентацией. Заглавная композиция альбома «Rosenrot», возможно, и не привлекла бы особого внимания, однако Линдеман и Ко сделали здесь беспроигрышный поворот к мировой классике: сказкам братьев Гримм («Белоснежка» и «Розочка») и поэзии Иоганна Вольфганга фон Гете («Дикая роза»), что определённо добавляет лиризма и проникновенности самой песне. А вот «Spring», наоборот, мгновенно привлекает к себе пронзительным мелодизмом, фоновыми подпевками и шепчущим вокалом. Да и история о том, как некто не решается прыгнуть с моста, а толпа подбадривает его и, наконец, просто толкает в спину, вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Медленный и меланхоличный трэк «Где ты» сменяется одной из двух самых запоминающихся композиций альбома: стопроцентно романтичной (наконец-то!), спокойной, расщеплённой на два вокала: немецкий Линдемана и английский американской певицы Шарлин Спитери. «Не умирай прежде меня» - текст и исполнение почти лакримозовские. «Zerstören» вновь возвращается к тематике «Бензина», начинаясь восточным мотивом и продолжаясь тяжёлыми бас-риффами. Концовка оригинальна, напоминая романс на старой пластинке. Девятый трэк вызывает неоднозначную реакцию: испанским Линдемана, звучащим так же неестественно, как и его английский, скабрезным текстом про «путан», патетическими трубами, но нельзя не отметить его драйв и его гусарскую лихость, свидетельствующие, что Rammstein не чужды эксперименты с разнообразным материалом. Короче, напоминает «Moskau», но, на мой взгляд, лучше. «Огонь и вода» звучат двойником «Mann gegen Mann»: как мелодикой, так и тематикой. Только на сей раз нам рассказывают о сексуальных переживаниях ещё слишком юного, чтобы заполучить женщину, джентльмена. Наконец, последняя «Песня» - действительно апофеоз раммштайновского лиризма, романтизма и меланхолизма. Это уже что-то близкое к колыбельным Current93.
Вне сомнений, пятый по счёту альбом Rammstein будет ещё долго терзать ваши аудиоколонки и наушники. Хотя он не дотягивает до великолепия и отточености «Sehnsucht» и «Mutter», но и нисколько не теряет фирменного стиля немецких Rolling Stones, попутно демонстрируя смелость в экспериментах, целостность концепции и внимание к деталям. Возможно, романтическим он покажется не во всём, но некоторые композиции определённо вызовут у вас это чувство, тем более неожиданное, что причиной этому послужили музыкальные брутальщики Rammstein.
|
| |
|
|
|
| Ветераны немецкой schwarze scene, группа с философским названием «Я» (сравни с Das Man – «Некто» - Мартина Хайдеггера) вновь заявила о себе после двухлетнего перерыва, прошедшего с выхода предыдущего альбома «Anti`Christ» (2002). Неизменный состав - Штефан Аккерманн (Stefan Ackermann: voices and lyrics) и Бруно Крамм (Bruno Kramm: instruments, music) - на сей раз удачно дополнился третьим «вулканологом» - Каином Габриэлем Симоном (Kain Gabriel Simon: instruments, back vocals). Нельзя сказать, что мы успели позабыть шокирующее, экспрессионистское, антирелигиозное творчество гениев darkwave: по готическим клубам ди-джеи вовсю гоняли их электронные боевики конца 90-х (альбомы «Egodram» (1998), «Morgue» (1998), «Re_Laborat» (1999)), а наиболее бескомпромиссные поклонники их стиля по-прежнему превыше всего ставили ранние, наиболее концептуальные альбомы («Die Propheten» (1991), «Satanische Verse» (1993), «Staub» (1994)). И, тем не менее, словно понимая ревущее нетерпение публики, Das Ich решили удовлетворить сразу и всех, выпуская новый релиз аж в четырёх вариантах: «Lava [glut]», «LAVA: asche (remix)», «Lava [glut]» + DVD addendum, «LAVA: box edition» (объединяющий в себе два предыдущих). Вашему вниманию предлагается рецензия на третий вариант: Limited Edition CD+DVD. Чем же именно он так хорош, будет сказано ниже.
Итак, стильный чёрно-огненный диджипак, состоящий из собственно альбома «Lava» [glut], DVD-диска с выступлениями группы в США в 2004 и книжецы с текстами, подвергся тотальному вскрытию. Первый же трэк задаёт энергичный настрой бодрыми электронными пассажами, выкриками «ich» в каждой строке и макабрическим хоровым пением всех трёх участников группы. О чём поют? «Я истекаю кровью, я гнию, я живу только ради смерти» - уже традиционные для Das Ich некротические и танатологические образы и эпитеты. Следующий трэк - колыбельная от Аккерманна. Чуть медленней, чуть вкрадчивей, но всё также экстремально. Третья композиция удивительным образом напомнила старую песню «Kain und Abel», но сыгранную с ещё большим напором и страстью. Ещё бы и припев был столь же запоминающимся :) На четвёртом трэке особенно хорошо заметны эксперименты Крамма с оркестровым звучанием, которое он хочет сделать ведущим на следующем альбоме. Шестой трэк о вулканической любви (вряд ли к женщине, скорее к смерти) рекомендуется всем изучающим немецкий язык: настолько чётко и отрывисто звучат там слова. Трэк «Uterus» с одновременным многоразовым упоминанием и бога и чёрта звучит совсем уж мрачно и зло, зато на следующем душа танцует: возвышенно, печально, мелодично (в меру, разумеется). Вообще, судя по частоте употребления концептуального слова «ich» в ключевых местах и припевах, группа, кажется, решила создать что-то вроде метафизики «я». Вот и на девятом трэке опять звучит жизнеутверждающее: «я - начало, я - конец, я - мир, я - вечность...». Наконец, последняя композиция ставит гениальную точку в этом, нет, не альбоме, а сгустке кипящей лавы: «Пра-сила» - это подлинная месса от Das Ich, доселе ещё небывалое в их истории и самое величественное на этот момент. Квинтэссенция всех прочих песен и нечто потенциально новое, что заставляет ждать с удвоенной энергией следующего альбома, который Крамм, кстати, обещал в ноябре 2005.
Теперь о DVD. А хорош он тем, что на нём представлено 6 известнейших боевиков Das Ich со всех периодов их уже почти пятнадцатилетней истории: «Die Propheten», «Kain und Abel», «Der Schrei», «Kindgott», «Garten Eden» и «Destillat». Таким образом, давние поклонники группы могут насладиться их живыми записями, в целом достаточно редкими (только в 2002 г. выходил Video-CD «Momentum»), а неофиты - познакомиться с вершинами творчества этого коллектива, и заодно проникнуться тёмной харизмой Штефана. Ибо этого измождённого, словно узник Бухенвальда, с выступающими надбровными дугами, с надписью на груди «666», человека должна бояться и сама смерть. Из минусов диска стоит отметить стерео-, а не долби-звук, и изображение на троечку. Ну да ведь это лишь первый их DVD, за которым, без сомнения, последуют более качественные релизы.
|
| |
|
|
|
| «Кенигсберг, 1947 год. На еврейском кладбище старого гетто, там где вот уже 30 лет покоятся музыканты-шпильманы, внезапно воцаряется чудовищно прекрасное и жуткое настроение. Два могильщика зарывают могильную яму и их убогие лопаты забрасывают комьями земли неподвижную маленькую руку, которая еле вздымается над жалким холмом мертвеца. В это же время огромный ворон вырывает куски мяса и пьёт холодную кровь из окоченевшей руки. Странная горбунья напевает свою заунывную песнь. Вокруг ведьмовские марионетки дуют в различные трубы и дудки».
Так начинается невероятное, семидесятипятиминутное сюрреалистическое действо, созданное австрийским авангардным музыкальным театром Angizia. Кошмарная кладбищенская пьеса под названием «Мертвец охотно катается на карусели» - так определяют сами авторы продолжение своего предыдущего альбома «39 Jahre fuer den Leierkastenmann», повествовавшего о жизни и смерти шарманщика Элиаса Хольберга. Теперь же история превращается в замогильную мистерию, в которой участвуют кроме восставших Хольберга и его друзей-музыкантов, мертвой маленькой девочки, горбуньи, ужасно старого Владимира ещё совершенно запредельные персонажи: чёрные и белые марионетки, адский генерал, Паразит, Дьявол и Смерть. Наполненная гротеском и сарказмом, иронией и меланхолией, водевильными танцами и пронзительным лиризмом, эта пьеса сопровождается соответствующим музыкальным аккомпанементом из скрипки, пианино, аккордеона, кларнета, трубы и других камерных инструментов. Причём действующие лица не просто читают или напевают свою роль, но разыгрывают настоящую драму, густо сдобренную баварскими, швейцарскими, австрийскими диалектизмами из области похоронной лексики, наполненную скрипами, стонами, стуком копыт, хохотом и плачем, так что представить на слух всё происходящее, оценить виртуозность и экспрессивность игры можно без особого труда, хотя без понимания немецкого текста её почти булгаковская инфернальность будет, увы, недоступна.
Надо сказать, что три первых, вышедших в далёких девяностых, альбома Angizia, чьи длинные названия мы приводить здесь не будем, были также построены в виде целостных, концептуальных повествований, с главной фортепианной партией, с ведущими женским и мужским вокалами, с десятком приглашённых музыкантов, но то ли слишком тяжёлые гитары, то ли довольно пронзительный, доходящий до скриминга мужской вокал, то ли вес лейбла Napalm Records, на котором одновременно издавались такие команды, как Abigor, Summoning, Korova, - в общем, Angizia долго числили по металическому ведомству, и никакие заверения лидера группы Михаэля Хаса (aka Engelke), что «ни один из его музыкантов никогда не слушал и не слушает металл», не могли развеять это устойчивое заблуждение. И только два новых релиза, вышедших уже в 21 веке и оказавшихся гигантским шагом вперёд в профессионализме и, как ни странно, в авангардности австрийской формации, сделали её живым классиком готического театра, наряду с немцами из Goetes Erben. Отныне никаких гитар - остались только классические инструменты, да и тех минимум; музыкальные рамки раздвинулись до неразличимого горизонта, легко совмещая элементы джаза («кладбищенский свинг»), оперетты, рока и фолка; общий стиль теперь лучше охарактеризовать как нео-барокко, совмещающий музыкальные экзерсисы с патетическими темами смерти, мистики и карнавала. Можно даже сказать, что австрийские музыканты продолжают дело знаменитых русских экспериментаторов Серебряного Века - Скрябина, Кандинского, Белого, - когда-то пытавшихся обнаружить и оправдать идею синтеза искусств. Не случайно ведь в творчестве Angizia столь заметно внимание как к русской культуре, так и к периоду первой половины 20 века. В любом случае мировая готическая сцена пополнила свой репертуар ярким шедевром, который, несомненно, ещё вызовет волну подражаний и заимствований.
|
| |
|
|
|