| И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди… Извините. Итак, третья часть самой известной в России металл-оперы «Эльфийская Рукопись».
Немного истории. Первая часть во время своего выхода в 2004 наделала немало шума и была действительно сильной вещью с яркими, запоминающимися и эмоциональными песнями, тут же стала «живой классикой» в соответствующих кругах, а «Эпидемия» приобрела статус «культовой» группы. Вторая часть «Рукописи», вышедшая в 2007 году, выполнена в несколько ином стиле, более «западном», и похожа на «The Metal Opera» "Авантазии". Альбом тоже удался, и, хоть и вышел несколько более спорным, но хитами обделен не был.
Надо заметить, что еще после выхода «ЭР», Мелисов заявлял, что продолжения не будет, что группа идет вперед. После выхода продолжения, даже в буклете было написано, что это уж точно конец истории, и возврата к ней больше нет. Однако, если глянуть трезвым взором, то с 2001 года, когда вышла «Загадка Волшебной Страны», помимо «Рукописей», группа выпустила только один полноформатный альбом с новым материалом – откровенно провальный «Дорога домой», с примитивным звучанием и отсутствием сколько-либо запоминающихся вещей, после которого группу и покинул Максим Самосват, вокалист весьма высокого уровня для нашей страны, прекрасно владеющий своим голосом. Это оказалось сильным ударом для и без того теряющей позиции группы.
И, видимо, поняв, что выехать далее можно только на продолжении металл-оперы, коллектив выпускает очередную часть – «Сокровища Энии».
Итак, это все тот же классический пауэр-металл, без сколько-либо серьезных отступлений. По звучанию альбом ближе ко второй части «ЭР», музыкальная составляющая откровенно доминирует над вокалом, сведено все качественно, кое-что можно было бы сделать лучше, не это несущественно.
Про вокальную часть стоит рассказать поподробнее, опера, как-никак. После ухода Самосвата, в Эпидемии теперь поет Егоров (экс-Колизей), который исполнял в «Сказании на все времена» партию золотого дракона (как и здесь). Голос у него неплохой, но в глаза бросается, что поет он слишком «чисто», как по учебнику, что плохо сказывается на эмоциональности, ну и часто не дотягивает просто по мощности. Например, можно послушать, какой вокализ во вступлении к «Часу испытания» исполняет Самосват, а во «Время героев», являющейся во многом отсылкой к этой песне, Егоров старается, но не может выдать похожего по силе. Да и в прочих местах особо себя никак не проявил, кроме лишь припева в «Первом шаге». Ну да ладно, зато он красивый.
Многие старожилы «Оперы», такие как Немоляев и Борисенков, участия в записи не приняли, что не может не огорчать. Макс, исполняющий главную роль в прошлых частях, не произнес ни слова, а вот Артур Беркут отметился, спев для галочки две строчки в первой песне, точно как во второй части. «Тролль» продолжает роль гнома, но ему тоже отведено всего несколько строк.
Впрочем, новый приглашенный состав впечатляет – Маша «Scream» из Арконы, Петр Елфемов прямо из Белоруссии, Хелависа из «Мельницы», и непонятно как затесавшийся в эту компанию Алексей Горшенев.
Маша «Scream» и Елфимов поют прекрасно и отлично подходят для своих ролей. Обе песни с их участием считаю лучшими на альбоме, как с композиционной, так и с точки зрения эмоционального восприятия. А вот Горшок-младший разочаровал очень сильно. В частности, потому, что, на мой взгляд, загубил одну из лучших композиций на диске - «Пьяный разговор» - своим вокалом в стиле «классический русский рок», совершенно неподходящим к «забойной» и чисто «металлической» мелодии. Каждый раз, как слышится это тихое, со своеобразным выговором «Хей, пьяный разговор…», хочется выть от тоски по потенциально отличной песне.
О лирике тоже следует сказать пару слов. О чем были прошлые части оперы? Сначала полуэльф с другом идут в соседнюю страну, освобождать ее от темного властелина – и освобождают в тяжелой борьбе. Во второй части, они уже едут в другой мир, где происходит глобальная битва добра со злом, с участием богов и демонов. Круто, масштабно, сказание на все времена, и все такое. А что у нас тут? Дракон и гном узнают, что где-то давно пропал богатый караван, и едут туда, поглядеть в чем дело, заодно поживиться сокровищами. На месте они встречают огромного дракона, от которого чудом удирают домой, попутно непонятно как очутившись в местном аналоге рая и прихватив с собой Торвальда, погибшего в прошлой части. Все. Никаких толком сражений, противостояний, дилемм – ничего.
Стихи в типичной манере Мелисова «рифмую все, что рифмуется, и даже больше». В этот раз нас порадовали, например, перлом «не из крови моя плоть». Вообще, ритмика стала значительно более «рваной», видимо, чтоб проще было рифмовать даже нерифмуемое.
Подводя итог. Несмотря на все вышесказанное, альбом получился… неплохой. Да, он слабее предшествующих «Рукописей», но однозначно лучше убогого прошлого альбома. Да, нелепый сюжет и дурацкие рифмы – но на восприятие альбома это слабо влияет. Да, нет старых вокалистов, вокальные партии более неровные – но это не значит, что они плохие. Есть мнение, что песни «Дует ветер ледяной» и «Стены моей цитадели» (вышеуказанные с Елфимовым и Машей Scream) уже окупают альбом целиком.
Послушайте «Эльфийская Рукопись: Сокровище Энии». Это не шедевр, но это качественный пауэр-металлический альбом культовой в наших краях группы. Скорее всего, получите удовольствие.
|