| Этот альбом сделал My Dying Bride великими и, кроме того, стал важнейшей вехой в развитии doom/death и экстремального металла вообще. Достаточно трудно объяснить непосвященным всю значимость «Turn Loose the Swans» для андеграундной сцены, описать всю силу и красоту этой музыки, но все же придется сделать это, тем более что я очень люблю эту пластинку. Поэтому данная рецензия – скорее не рецензия, а исследование, что позволит мне несколько отойти от стандартной схемы. Не судите строго!
Для начала стоит отметить, что MDB начали свой путь в 1990 году как одна из многочисленных brutal-death групп города Брэдфорда. Демо запись того же года показала, что парни тяготеют к мрачнейшему замедленному дэту (с забойными скоростными вставками) и, что очень важно, лирика вокалиста/поэта (другого слова и не подберешь) Аарона Стейнторпа тяготела к мистицизму и была насыщенна образами далекими от тех, что преобладали в текстах большинства тогдашних экстремальных групп (сатанизм, насилие, социальная тематика, различные непотребства…). Спустя два года MDB уже имели контракт с британским лейблом Peaceville (культовая контора, подарившая миру записи Paradise Lost, Darkthrone и множества других интересных групп) и полнометражный альбом «As the Flower Withers», который лишний раз показал, что группа является одним из пионеров нового стиля – doom/death. Пластинка запомнилась 9-минутным эпиком «Sear Me» с текстом на латыни и медленным риффингом, практически полным отсутствием традиционных для металла гитарных соло и громоподобным гроулингом Аарона. Вдобавок группа обзавелась постоянным скрипачом/клавишником Мартином Пауэллом, чья работа сделала саунд более оригинальным и ярким. Основными темами ATFW стали метафизический бунт человека против божественного (в загробном мире) и… эротические переживание задернутые плотной завесой мистики. Здесь стоит остановиться, чтобы уточнить одну деталь. По признанию музыкантов наиболее большое влияние на них оказали три команды: Candlemass, Bathory и Celtic Frost. Помимо всего второй гитарист Кэльвин серьезно увлекался ранними Morbid Angel. Эти уточнения важны для того, чтобы можно было лучше понять, что же произойдет с музыкой MDB дальше. А дальше было все интереснее! На EP «The Thrash of Naked Limbs» MDB еще более сгладили выпирающие дэтовые углы своего творчества, а Аарон на заглавной композиции представил лирику неслыханной доселе чувственности и эротичности (прорычав все это «томным», но очень зверским гроулингом), а также там находился необычный эмбиентно-готический трек… Все это было лишь прелюдией к появлению настоящей бомбы!
Итак, 1993 год. Выходит в свет «Turn Loose the Swans». Это был вызов, но это вызов сделал MDB настоящими звездами.
«Освободите Лебедей» - уже это название необыкновенной поэтичности было чем-то неслыханным. Дизайн альбома был выполнен Аароном и гитаристом Эндрю Крейганом причем в трех разных вариантах (для винила, CD и кассеты). Совершенно фантастическое оформление еще более усиливало впечатление от музыки, а впечатляться было от чего.
Во-первых, TLTS звучит очень цельно и трудно представить, что на диск можно было бы добавить (или убрать) какую-либо композицию. Все очень монолитно.
Во-вторых, здесь уже в полной мере проявились все качества музыки MDB, характерные и для всех последующих альбомов:
1. Эпичность. Это качество многие принимают за монотонность и занудство, но на самом деле MDB используют такой мощный прием как медленное развитие темы с добавлением к ней новых нюансов и/или отхода от основной темы с последующим возвращением к ней (мне сложно описать!). Нужно сказать, что в целях сохранения композиционной целостности группа отказалась от бессмысленных гитарных соло. Вместо этого лидер-гитара/скрипка ведет мелодию, а второй гитарист либо вплетает в основную линию свою партию, либо поддерживает тему ритмическими пассажами. Я думаю, с точки зрения классической теории вещи MDB имеют очень строгую композиционную структуру, хотя многие из них звучат достаточно причудливо. Данная неспешная манера, очевидно, была почерпнута из творчества шведских думовых легенд Candlemass… Все вышеперечисленное отнюдь не подразумевает, что музыка примитивна – наоборот, многие инструментальные пассажи несмотря на всю их бесподобную тяжесть звучат довольно изысканно. К тому же имеют место частые смены ритмов и размеров, выполненные просто мастерски. Лучшие работы MDB отличаются античными величием, красотой и строгостью.
2. Лиричность. TLTS открывается на торжественной ноте готической вещью «Sear Me MCMXCIII» сделанной целиком с помощью клавишных и скрипки. Аарон грустным и отрешенным баритоном рассказывает аллегорическую историю трагической любви. Завершается альбом похожей композицией «Black God», где Аарон читает фрагмент поэмы английского автора XVIII в. Конечно же, тоже о любви. Загадочный женский голос вторит ему. Никогда больше MDB не возвращались к стилистике этих песен (это были странные вещи для столь экстремальной группы). На альбоме много других лирических тем, прорывающихся сквозь диссонансные дэтовые риффы и навороченные барабанные брейки. Никакой слащавости – только строгая грусть и ветер разочарования…
Стейнторп наравне с мощным гроулингом начал использовать чистый вокал, причем он появляется часто там, где ожесточенный, грузящий риффинг усупает место мелодичным (но не менее депрессивным) фрагментам. Голос, то стонущий и полный безнадежности, то более резкий и протестующий.
Лирика Аарона на высоте. На TLTS нет ни одной ярко выраженной рифмы, т.к. все тексты выполнены в форме белых стихов идеально подходящих под тревожную музыку полную скрытых противоречий. Лирический герой – бунтарь-романтик, не желающий мириться с божественным провидением. Здесь очевидно провести параллель с поэзией оригинальных поэтов-романтиков (и не только), под впечатлением от которых находился автор. Конечно, лирика Аарона гораздо более болезненная и мрачная, чем можно было видеть у предшественников. Хотя он и признает следующее: «Я люблю читать древнегреческую поэзию, и в особенности греческие трагедии. Также - Шекспира, я люблю Шекспира, я люблю всю старую английскую литературу. Быть может, эта смесь древней греческой трагедии со старой английской драмой и придает моей лирике мрачность».
В общем, эпичность в музыке идеально сочетается с бушующими в текстах страстями.
3. Контрастность. Этот прием как раз и заключается в неожиданном чередовании предельно жестких моментов с мелодичными фрагментами. В последствие группа наиболее ярко продемонстрирует это в песне «For You» 1996 года.
Особо стоить отметить саунд альбома. Стараниями уже легендарного звукоинженера Mags’a MDB получили, наконец, нужное им звучание: все инструменты прекрасно слышно, все раставленно по своим местам. Никакого звукового сумбура дебютного альбома! Тяжелые фрагменты звучат реально тяжело и сокрушительно для всех частей тела, лирические части звучат атмосферно и загадочно, как и полагается. Звук кажется идеальным именно для данной работы, лишний раз подчеркивая ее оригинальность.
При всех своих скрытых и явных достоинствах музыка TLTS – это не та музыка, которая легко и бережно обходится со своим слушателем. Она может захватить и очаровать вас сразу, а может наоборот, грубо избить и бросить где-нибудь неподалеку… Вы можете возлюбить ее или возненавидеть, но равнодушным она точно не должна оставить. Я честно могу признаться, что въезжал в творчество MDB долго и действительно мучительно, но после нескольких месяцев испытаний я вдруг понял: «Это мое!» С тех пор нет для меня лучшего doom/death чем ранние работы MDB, а прослушивание этого альбома для меня – путешествие в чарующий, но опасный мир; как знакомство с полотнами Джотто или Босха; как прочтение старинной поэмы… Это музыка несет в душу покой, забирая смятение и тревогу… Это – прикосновение к вечному, в красках печали и осени. И возможно, это не лучшее, что сделали MDB, но это настоящий шедевр и классика на века.
Дерзайте!
|