| Какова была ситуация в 2007? "GK" встретили два условных фронта: в первом, с презрительным "фи" на надменном лице, метали копья "консерваторы"; в это время во втором лагере вдумчивая "элита" слушала диск по второму, третьему кругу, после чего бралась непонятно для кого писать хвалебные рецензии, где охотно приветствовала новаторство коллектива. Но и те, и те бросались очень умными словами и конструкциями, что, честно говоря, сбивало с толку желающих докопаться до причин столь яркой биполярности. Но, похоже, всё как всегда довольно просто: для "консерваторов" (видимо, по старой привычке измеряющих качество музыки в децибелах металлистов) "Терион" стал непонятен. Ведь раньше, особенно на так любимом всеми "SotR", это был по-серьёзному тяжёлый металл с оркестром, хором и уникальной мрачной атмосферой древности и где-то сказок Г. Лавкафта - основным пережитком дэт-прошлого группы. Четыре составляющие, вот вам весь рецепт классического стиля "Чудовища". Талант Криса Йонссона был завернут в удобоваримый для металл-сообщества фантик. И тут нагрянул "Gothic Kabbalah" - один большой эксперимент над всеми четырьмя столпами стабильного развития. Гитары ушли гулять в степь хэви, при этом увеличилось количество акустических вставок, от оркестра остались чуть ли не одни духовые, хор курит на подпевках у соло-вокалистов, а перед глазами в это время вместо мрачных мифологических построек титанических размеров и непостижимых образов предстаёт театральная сцена с импровизированной постановкой эзотерических учений. И нельзя среди этого всего выделить однозначную основу, и назвать это металлом было бы неслабым обобщением. От чего у "консерваторов" и случился приступ мёртвой хватки за старое. Но выступать против экспериментов и развития, пусть и тебе лично неугодного, - желать топтаться на месте. А говорить при этом ещё и что-то о деградации, а тем более об "опопсении" - настоящее лицемерие. Потому я и пишу "консерваторы" в кавычках, а то слишком красивое слово. Как кто-то когда-то кому-то сказал "ты не фекалия, ты гауно".
Да, стиль изменился, но был ещё вопрос таланта руководителя шайки. И этот вопрос остался открытым (для тех, для кого он вообще был актуальным) и после "GK", так как в написании альбома приняли участие все, кому было не лень. Возможно сейчас мы дождались разгадки. "Возможно" потому, что в одном из интервью Йонссон упоминал о том, что значительная часть материала для "Sitra Ahra" была написана ещё во времена "Deggial" и "SotR". Ну да ладно.
Всё-таки стиль "Каббалы" не был мимолётной прихотью. Но вернулся и кое-какой дух старых работ Йонссона, местами видно "Vovin" (струнная секция в финале "Land of Canaan"), где-то даже "SotR" (хор на "2012"), при этом вполне ожидаемо отсутствуют флирты с чуть ли не классическим хэви, прилично разгулявшимся на предыдущем студийнике за счёт коллег по цеху. И всё же, по большей части "Sitra Ahra" - развитие взятого на "GK" направления. Именно развитие, и никак не чечётка на месте. Из сразу бросающихся в глаза новинок: губная гармошка ("Land of Canaan"), озорная еврейская скрипка ("2012", "Shells Are Open"), детский хор ("After the Inquisition: Children of the Stone").
Ну и субъективно о качестве композиций. В таланте Кристофера я ни разу не сомневался. Количество находок приятно удивляет. Но в этом заключается и главное отличие "SA" от предыдущего альбома: "GK" - целостная работа, которую приятно слушать всю сразу. Тамошний трек-лист можно разбить на 3-4 тематические и стилистические группы. В "SA" же каждая композиция в этом смысле уникальна, потому дать какую-то общую характеристику альбому затруднительно.
|