|
Last login: 4 ноября 2024, 04:12
|
|
|
|
|
|
| Всё было ладно в нидерландском королевстве. Люди радовались постепенно растущему уровню жизни, болючие раны от нефтяного эмбарго затягивались, а злополучный Зёйдерзе активно осушался, высвобождая место под новейшие полисы. Но Focus везло меньше. Большой потерей для амстердамцев, которые к тому времени успели громогласно пройтись по сценам на обоих берегах Атлантики, стал уход Пьера ван дер Линдена - тот предпочёл присоединиться к своему родственнику Рику ван дер Линдену, известному по Ekseption, в составе супергруппы Trace. На его место из корнуолльских берегов пригласили Колина Аллена - барабанщика, до этого игравшего в основном блюзовую музыку. Большой акцент как на Hamburger Concerto, так и в предыдущем творчестве, он отдавал изящности и сдержанности барабанных партий. В этом, заходя очень далеко вперёд локомотива, я вижу главный минус пластинки. Focus - группа, у которой импровизация во главе угла. Как при сочинении материала, так и на живых выступлениях - оттого группа никогда не становилась скучной. Музыке слегка тесно в хватке Аллена, который не торопился паясничать. Тем не менее, группа была полна решимости и, прервав двухлетний перерыв, выпустила альбом в свет.
В новой музыке группа ещё больше ударяется в эклектичное переосмысление старины, разве что в самом-самом конце на "Early Birth" возвращается в русло современнейшего для себя звучания. (Это, получается, Focus так ловко навесили ярлык выкидыша на мейнстримный рок тех лет?) После недлинного вступления Focus вытряхивает из себя багаж игривости прошлых лет с помощью карикатурной рок-н-ролльной "Harem Scarem" - песня-шутка, издёвка над канонами американской популярной музыки первой половины XX века. У композиции вполне ощутимый потенциал на самостоятельную жизнь, хоть она и осталась в тени выходивших ранее синглов. "La Cathédrale de Strasbourg", близкий к музыке двухсотлетней давности, в отличии от своего одноглавого героя, является законченным произведением и ничуть не уступает ему в эстетическом удовольствии после ознакомления. Здесь впервые вступает извечно скупой на полноценные слова, но крайне разнообразный в хлёстком смешении противоположных элементов, вокал Тейса ван Лера. На протяжении почти всего остального времени он управляется арсеналом клавишных, который суммарно бы весил явно не меньше всех остальных инструментов. Тут и привычный Хаммонд, и клавесин, составляющий костяк мелодии "Birth", и орган, и фортепиано, и мини-муг. Максимальное музыкальное разнообразие подкрепляется очень умелыми, душевными соло Яна Аккермана и аккомпанементом Берта Рёйтера. Отдельно стоит остановиться на центральном треке - эдакий рок-рондо "Hamburger Concerto", возводящий в абсолют лучшие черты музыки нидерландцев - с данными элементами и задачей слепить трек, из которого не хочется выкинуть ни доли. У иного бы не вышло ничего, кроме каши-малаши. Тейс тут распевает всеми известными методиками и даже отводит ближе к концу место под акапеллу старой рождественской песни "O Kerstnacht, schoner dan de dagen" (О, ночь Рождества, светлее любого дня). Аккерман великолепно управляется с мелодиями, выворачивая их в соло-пассажи, которые остаются в сердечке. В целом альбом производит неизгладимое положительное впечатление, хоть иногда ну уж очень сильно разум гложет болезненная недостача какого-нибудь длинного трюка от ван дер Линдена за установкой.
Публика и критики остались от пластинки в полнейшем экстазе, и пятерки с десятками сыплются в сторону этого поразительного музыкального памятника на тематических сайтах и по сей день. И я очень хотел бы подписаться под каждой из них и быть солидарным со всеми рецензентами мира - но, скрепя сердце, я должен наконец быть объективным. На главный контрастный недостаток Hamburger Concerto я, не в обиду Колину Аллену, неплохому барабанщику, закрыть глаза не могу. А в остальном - образцовый, мудрый прогрессив, берущий огромные высоты, но не обременённый кислыми рожами и душными костюмами академических музыкантов.
P.S. Слушатели помладше на 20-й секунде "Birth" могут непроизвольно начать рвать на себе волосы.
|
| |
|
|
|
| Иногда вся эта тема с сатанинским флёром и воинствующим безбожием кажется настолько инфантильной, что иной раз воспринимаешь её в новом тысячелетии априори как претендующее на гарантированную вторичность и невысокое качество. Но вот в 1999 году врывается британская банда Akercocke - и выкатив два достаточно самобытных альбома, выпустили обозреваемый сейчас диск - Choronzon. Посреди этой сатанинской клиники лондонцам удалось надстроить свой альков и влезть в него. Очевидно, что ставки снова будут повышены и альбом будет ещё безумнее. Или нет?
Вновь прослеживается любовь вырезать неизвестные гипотетические риффы в тех местах, где бы они уютненько смотрелись, и вместо этого ставить то чистые вокалы, то эмбиенты, то какие-нибудь полуиндустриальные фрагменты. Нельзя сказать, что риффы уходят в непостижимые конструкции, да и неслушабельных для посторонних "игр с размерностями" по традиции брутала тут нет. Но полная неортодоксальность структур в песнях грубо преломляет несложные участки, словно кривое зеркало. Так же тут работает популярный приём вставок чистых переборов и "мерзотных" мелодичных участков. Вокалы Джейсона Мендонсы охватывают как и блэковый диапазон, так и опетовский пафосный чистый вокал, который уже не является милым и душевным - Мендонсе и не нужно быть отличным певцом. Быть искренней - не задача музыки Акеркоке, искренность ей вообще вредит, так как она - искушение, ловушка, звуковая форма порноактрис из обложек первых трёх опусов - продукт диавола. Akercocke должен отличаться от прочего перпендикулярного ему музла, к примеру симфо-блэк или гётеборгщину насколько кроющийся в деталях искуситель отличим от истинного ангела. Ритм-секция (Питер Теобальдс на басу и Дэвид Грэй на ударных) местами кажется относительно негромкой и полностью отдаёт сцену ведущим инструментам. За исключеньем сего огреха, хорошую работу с акцентами и с характером звука проделал старина Нил Кернон. Из песен отдельно стоит хайлайтнуть "Enraptured by Evil", "Choronzon/Valley of the Crucified" и "Becoming the Adversary".
Как и подобает искушению, данный альбом ощущается неплохо, но всегда кажется, что полноту экстаза что-то приглушает и оказывает ему противодействие. Но всё же Choronzon является крайне оригинальным альбомом с понятной мне идеей, к которому нет желания возвращаться часто, но редкость этого искушения увеличивает ценность. Творчество лондонцев продолжает быть для меня наиболее осязаемым мостом между более старомодным экстремальным металлом и мало мне понятным, более контемпоральным, лагерем групп, среди вождей которого другие британцы - Anaal Nathrakh и Infant Annihilator. Быть может, через Akercocke и лежит безопаснейший путь по ту сторону...
|
| |
|
|
|
| Данный брутальный коллектив был основан мультиинструменталистом Давидом Ниггером и вокалистом Avulsed Дейвом Роттеном в 1994 году, и к 96-му испанцы смогли выбить у маленького немецкого грайнд-лейбла Gulli себе право выпустить альбом, который назвали "Получил то, что заслужил". Обложка - слегка аляповато нарисованная Мария Магдалина, держащая в руках отрубленную голову Христа - крайне провокационный ход! Причём шамшир в её руках показывает, что это её рук дело. Даже оформление самого CD-диска содержит жёсткую хулу в виде переломленного креста.
Отметить стоит слегка глуховатый, но в целом комплиментарный дробящему бруталу продакшн, и без стеснения переходящий практически в полный гуттурал вокал Роттена. однако не покидает ощущение, что значительная часть крайне жестокой атмосферы альбома была достигнута благодаря, а не вопреки разным помехам. Драм-машина звучит, конечно, не так приятно, как живой драммер, но в целом работа как по программированию нескучных участков, так и по маскировке неживого саунда, выполнена была неплохая - искусственность ритм-секции не режет слух. Риффы Ниггера звучат в русле классического яростного брутал-дэта, но не возникает стойкого послевкусия "очередной нью-йоркской команды" - есть и любопытные ходы. Тексты содержат усердное поливание всех христианских постулатов грязью - незамысловатые семантически, но от того яснее кирпича, свалившегося на бошку, Роттен сочиняет до сих пор самые бесстрашные богохульства, что я когда-либо встречал у групп, не играющих ккую-нибудь явно радикальную козлятину. Из рекомендуемых отдельных песен стоит остановиться на средней длины брутализмах "A Monk's Wetdream", "Useless Sinless Life" и более мудрёной "Misery".
Пластинка радует напором агрессивнейшего материала, сила которого полностью прорезается даже сквозь не самый хрустальный продакшн. Фанаты жанра, уже знакомые с Avulsed, должны прийти в восторг. До 2004-го группа так и не выпускала новых альбомов, перебиваясь сплитами. Как вторую пластинку коллективу вписывают собранные в кучу сплиты на диске "Drink! Drink the Blood". В начале 2010-х группа восстановилась, но уже без главного композитора Давида Ниггера, а там уже под этим брендом выходил менее интересный материал, крайний релиз вышел как раз в этом году - "Christopsy". И там уже чего-то не хватает...
|
| |
|
|
|
| The New Order - альбом, на который возлагались большие надежды. The Legacy дал мощный старт молодой команде, которая умело сплела скорость и техничность, при этом создавая свой, мало на что похожий мистический дух, при этом опознаваемый и близкий тому, что любили брать последователи Venom. Лидеры команды, потрясающий дуэт гитристов - Эрик Питерсон и Алекс Сколник - активно принялсь за написание нового альбома, который окончательно закрепит за командой высокий статус в пантеоне трэш-метала на годы вперёд.
Возможно, кто-то более недовольный укажет на специфический продакшн от прославленного Алекса Периаласа, в чём-то напоминающий холодный и тёмный звук Ride the Lightning Металлики. Но при этом сыроватый звук с легким эхом вполне выделяет альбом среди остальных ведущих работ стремительно богатеющего в плане доступных технологических условий жанра. Многим не нравится вокал Чака Билли - и очень зря. На диске 1988 года Чарльз исполняет весьма грубый перформанс наперекор тогдашней моде на продвинутые вокальные техники. Я даже бы не побоялся назвать это одним из лучших образцов вокала, построенного по канонам Пола Бэйлоффа, идеолога трэш-метала. А вот за что альбом уже 35 лет не перестают всем миром хвалить - это виртуозные соло Сколника. Тут люди совершенно правы - начало "Eerie Inhabitants" (да плюс ещё "Trial by Fire" и "Disciples...") и целиком по такому признаку построенный "Hypnosis" представляют особую угрозу сентиментальным трэшерам. Двойной удар Питерсона и Сколника оставляет в большой тени ритм-секцию, хотя барабаны и бас от Луи Клементе и Грега Кристиана не выделяются особым переусердствованием, потому это как-то ожидаемо. Стандартная, но крайне крепкая ритм-секция, задающая высокий темп. Отметить стоит и кавер на как раз сегодня анонсировавших завершение деятельности Aerosmith. Американцы, которые филигранно обращались с динамикой своих песен, не могли не повлиять на трэш, и "Nobody´s Fault" - наглядная демонстрация этого влияния.
Время подвести итоги. "The New Order" - образцовый сплав скорости, задумчивой мелодичности и тёмных тем. Один из лучших альбомов в жанре 1988 года, наряду с "Forbidden Evil", и один из лучших в дискографии "Завета" наряду с "Souls of Black". Безусловно рекомендуется тем фанатам трэша, у кого знания о Testament незначительные.
P.S. Очень хитрая задумка - на задней стороне обложки имена музыкантов выстроены в ряд так, что они вместе с одинокой буквой Y образуют слово "LEGACY".
|
| |
|
|
|
| Легенды дэт-дума Dusk вернулись практически в первоначальном виде с полноценным новым альбомом - только лишь вторым в дискографии. Как это часто бывает, толчком к возвращению в строй послужил сбор всей команды ради подготовки переизданий. И вот в 2018 году после серии выступлений висконсинцы выпустили мини-альбом "Withdraw", получивший достаточно тёплый прием. "Dissolve Into Ash" же появился в открытом доступе в декабре 2023 года.
По музыке тут у нас в целом такой же мрачный по духу дэт-дум, однако, минималистичная прохладная дымка слегка рассеялась, и структура стала чуть более разнообразной внутри песен. Средние скорости также показали рост - на диске граничащие с фьюнералом протяжные и меланхоличные песни походят скорее на рудиментарный элемент. Стив Крейн чаще кричит, чем рычит, новый барабанщик Шон Смит почаще перебирает тарелки и томы, чем его более терпеливый предшественник Рон Хемстра. Продакшн отступил от создающей лёгкий природно-мистический ареал пыльности и некоторой вязкости звука. Клавишные занимают чуть больше значимого места в песнях, как и женский вокал. Риффы порой возникают интересные, порой абсолютно пустые, но про все это можно сказать, что эдакая натуральная думовая составляющая ослабила свою мёртвую хватку. Традиционно ей соответствовали и обложки Dusk, отображающие настолько архетипичные Богом забытые места, что в реальность фотографий слабо верится. Здесь же обложка и детальнее, и уже с огромным антропогенным элементом в центре. Возможно, я слишком лезу в дебри, но мне всё это видится как нечаянное, но точное отражение изменения звучания. Не обольщайтесь слегка скучным началом - следующие после 3-го треки дольно неплохо передают свою мысль, даже с учётом описанных выше недостатков. "The Promise Passed" и "Libations Offered" стоит отметить как самые яркие лучи света в тёмном царстве "Dissolve Into Ash".
Новая музыка Dusk не отталкивает, хотя я тоже ожидал что-то максимально близкое к иконе стиля "Majestic Thou in Ruin". В свежем полноформатнике достаточно свежих для группы мыслей, но чувствуется острая нехватка ключевых элементов. Скорее даже не так, поскольку сами ключевые элементы-то здесь, но в них есть какая-то недостача. Все равно, хоть вряд ли есть причины называть данную работу плохой, руки не тянутся ставить новый Dusk в один ряд со старым. Но за этим не кроется неприятие слегка изменённого стиля - я готов принять новый Dusk. Если вдруг выйдет следующий альбом с некоторыми корректировками, не исключено, что ему удастся получить моё более безусловное и благосклонное расположение.
|
| |
|
|
|
| К 2020 году из спячки решили выползти титаны брутального дэта из Нидерландов Disavowed - новый альбом группа записала, сохранив прежний крепкий костяк, правда, после смены множества барабанщиокв-наёмников, за установку в итоге был приглашён относительно известный в драммерских кругах румын Септемиу Хэршан. Несмотря на солидный возраст группы, "Revocation of the Fallen" - всего лишь третий по счёту альбом от столичных брутальщиков.
С самого начала почему-то возникает ощущение, что вокал Роббе Кока сдал - он уже не чувствуется настолько яростным, как на предыдущих пластинках. При этом группа не сделала отхода в сторону. Структура риффов, которые являются техничными, не удараясь в бесконечную смену размерностей давящей на восприятие, плюс философские и многозначительные тексты, игнорирующие шаблоны - ну вот, казалось бы, все элементы на месте. Что же на "Revocation of the Fallen" не так? Думается мне, что проблема кроется в продакшне - звучание стало ближе к современным тенденциям, но в нём в сравнении с коллегами и старыми работами Disavowed не хватает энергии. Наиболее сильно это ощущается в гитарной игре Даниэла ван дер Брука и Гербена ван дер Бея. Что-то в этом звуке гитар отсутствует... Ко второй половине альбома кажется, что запас наиболее крутых риффов стремительно истощается. Хотя песни тут примерно такие же короткие, как принято в жанре, и по-настоящему наскучить в течение своей продолжительности диск не может, большого интереса риффы и песни не создают. Тем не менее, есть и явные положительные моменты - к примеру, хорошая работа Нильса Берндсена на басу. Хэршан также порадовал игрой на ударных, я бы даже сказал, что ему удалось переиграть самого Ромена Гулона, засветившегося на "Stagnated Existence" - предыдущем альбоме. Если же указывать пальцем на песни, то в целом, кроме первых трёх, достаточно интересно получилось разве что на "Egocentric Entity".
Крайний полноформатник Disavowed неожиданно не достигает того уровня, который группа показывала в своей музыке в давние времена. Работа выполнена профессионально, и пороха в её пороховницах достаточно на один залп, но, обладая таким опытом, думаю, грех не сделать альбом на пристойном уровне.
|
| |
|
|
|
| Странно, что на данный альбом ни один писака так и не обратил внимание. Тем не менее, он этого достоин не меньше, чем другие трэш-коллективы нашей большой страны. Московская формация "Тризна" появилась еще в 80-х и к 92-му году имела уже несколько демок, включая раннюю версию этого альбома, записанную при поддержке Кирилла Немоляева. Отсюда идёт длинная, славная и очень продуктивная история сотрудничества музыкантов "Тризны" и Кирилла, о которой, я думаю, все уже знают. Вообще сайд-проекты музыкантов Тризны - кладезь интересного рок-материала. Первый же альбом этих талантливых деятелей - "Out of Step". Безумный карнавал из необычных и приятных слуху ходов и неожиданных вкраплений чужеродных звучаний, который составляет дебютник, продолжает спустя 30 лет стоять на равных с современными трэшерами, которые предпочитают сочинять, опираясь на необычные идеи.
Смотря на дату и место, уже по привычке опускаешь претензии к характеру звука - да, здесь он не самый идеальный, но достаточно целостный, чтобы музыка не превращалась в кашу. Сама музыка же тут отличается крайней разнообразностью приёмов - одного сильного и многоликого вокала Ильи Александрова достаточно, чтобы заткнуть за пояс большинство соотечественников в аспекте уникальности. Клавишные от Геннадия Миронова встревают в песни, каждый раз с новым панчем - "I'll Never Be Your Slave" они приносят салунной игривости, в эпичной "Fear of Life" довершают создание арт-роковой атмосферы вступления, для "Merry X-Mas" они добавляют колядочной подвижности в начале, скорее всего, нарочно повторяя мотив одного хита в исполнении Колы Бельды. Каждая композиция разительно отличается от своего соседа, разве что трэшевая основа в какой-нибудь части трека и резвые соло Селезнева напоминают, что мы слушаем цельный альбом. Очень хорошо звучит бас Гукленгоффа, постоянно старающийся пробить себе место спереди звукоряда, и стабильные, но не слишком сумасшедшие барабаны от Станислава Вознесенского. Благодаря тому, как расставленные по всем композициям ловушки не позволяют утерять интерес, альбом легко слушается целиком и ощущается как запись без слабых мест.
Определенно, "Out of Step" - один из лучших альбомов русского трэш-метала, который вполне имел бы шансы ворваться и в мировые рейтинги, так как на Западе жанр стал несколько стагнировать, а арсенал москвичей имел сильный боевой потенциал на музыкальной арене той эпохи. Безусловно, рекомендуется к прослушиванию.
|
| |
|
|
|
| Вывести на арену австрийский дэт у Disharmonic Orchestra получилось на 4 дня раньше коллег из Pungent Stench, с которыми те шли рука об руку и с которыми вместе подписались на развивающийся в те времена лейбл Nuclear Blast. После достаточно тепло принятых сплита и миньона, 5 апреля 1990 года на арену выходит чудище c достойным содержания названием - "Expositionsprophylaxe". Написанное на немецкий манер слово означает комплекс превентивных мер по недопущению контакта с патогеном. Стоит отметить, что англоговорящие почти не используют слово "профилактика" вне научного контекста - везде встречается "prevention", что добавляет альбому в глазах публики заковыристости. На данной пластинке ещё оставались явными наиболее первобытные черты устройства шайтан-машины австрийцев, которая предчувствует свою неизбежную утилизацию в пользу ещё более навороченного механизма и стремится задавить и изничтожить как можно больше на своём пути за ограниченное время. Обложка альбома, представляющая собой некое заброшенное и опустошенное индустриальное здание, вполне соответствует настроению альбома, навеянному апокалиптическими настроениями и Холодной войной - центральной темой текстов первой половины альбома.
Музыкальные формы, используемые оркестрантами, уже начинают жаловаться на дискомфорт внутри дэтграйндовых рамок, удерживаемых на демках. На песнях свежее, отход от нормы превратился в обыденность, а смены ритмов участились, при этом являют собой что-то умнее и содержательнее, чем простая смена одного бездумного тарабана на другой. Патрик Клопф умело комбинирует примитивные и усложнённые риффы, щедро приправляя их устрашающей силы флажолетами, а лихие ударные Мартина Месснера полностью устраняют ощущение простоты материала благодаря безбашенной отдаче и качеству ритмического полотна. Бас-гитара Хервига Замерника бледнеет на фоне бушующих соседей. Наперёд зная, что звёздный час этого инструмента впереди, ожидалось больше смелости в создании басовых партий, но более скромный бас даже превращается в плюс - он вносит ключевой вклад в сохранении целостности материала, который иначе рисковал испортиться и утерять всякую целостную структуру. Вокал Клопфа крайне груб, социопатичен и укрепляет жуткую атмосферу даже там, где тексты всасываются в трясину сюрреалистичного лепета, который засквоттит последующее творчество Disharmonic Orchestra. Удивительно, но в таком разношёрстном альбоме нет слабых звеньев, хотя первые 6 треков особенно круты и нешаблонны.
Стоит признать, что данная работа стала одной из первых в дэте, чей высокий статус в первую очередь заслужен не влиянием на сцену или техничностью исполнения, а именно гениальностью. Релиз вышел не просто смелым - он, словно камикадзе рассекает над полем настолько низко, насколько это возможно, чтобы с ювелирной точностью в нужный момент подцепить каждого винтами и разорвать на куски. Он так же страшен, как ядерный взрыв, и так же ошеломителен, как лавина пепла, посыпающего голову. В альбоме сильны гены грайндкора, но по методам и смысловому наполнению "Expositionsprophylaxe" настолько же отличается от "бестолкового шума" остального дэт-грайнда, насколько отличается "Герника" Пикассо от остальной непостижимой обывателю "всякой бестолковой мазни".
|
| |
|
|
|
| В одном интервью, лидер сегодняшних героев Трэвис Джирон, упоминал, что кроме них в Юте никто дэт практически не играл, и судя по Метал-Архивам, это так и было - банд в Солт-Лейк-Сити, исполняющих экстремальный метал, можно было тогда пересчитать по пальцам. Тем более становится удивительно, насколько смелый и необычный дэт продвигала банда уже с дебютника, выпущенного, хоть на коленке и малым тиражом, но на настоящем CD. Те детали, которые получили развитие и достигли пика безумия на "Omnipotence", активно использовались группой и тут.
Музыка своим по неземному тяжелым саундом и гуттуралом Лорина Кука напоминает ужасный Demilich, и эту группу очень часто используют для общего описания стиля группы. Как и финны, группа любит периодически накрутить нестандартные нотные комбинации, при этом американцы предпочитают расставлять их по 4/4 и 5/4, заставляя их звучать на порядок хитрее, чем есть на самом деле. Звук, конечно, вышел не самый чистый - группе на иной, скорее всего, просто не хватило технических возможностей. Тем не менее, по манере исполнения альбом очень близок к последующему, выше упоминаемому второму альбому. Джирон постоянно радует свежими сбивками и ударные в целом приковывают внимание, несмотря на то, что и у баса хватает минут славы. Джейсон Мартц сочинил соло, звучащие разительно мягче и милее остального наполнения полноформатника, что сближает "Anthropological Infestation" и авангардные шедевры "Pan.Thy.Monium". Риффы здесь могут от морбид-эйнджеловских и нью-йоркских мотивов уходить в слэмовые территории, при этом практически на всех треках есть несколько таких переключений. Интерес вызывает и регулярное переключение внимания с одного инструмента на другой. Однако главный парадокс пластинки в том, что она создаёт ригидную, серьёзную атмосферу, к которой необходима адаптация. Игривости в материале намного меньше, чем у сородичей, и более мелодичные по своей натуре соляки могут только нагнать эти специфические ассоциации. Важно отметить "Inner Cerebral Exploration", "An Opinionated State of Mind", "From Birth to Decay" - по моим ощущениям, данные треки наиболее ярко демонстрируют полет мысли подальше от предосудительных взоров мормонов.
Данный альбом, хоть и страдает он не самого лучшего продакшена, не является плохим, и вполне сойдёт за удачную и оригинальную пробу пера. После "Omnipotence" все заковыристые места "Anthropological Infestation" уже не воспринимаются как что-то непостижимое, но удовольствие от прослушивания не пропадает.
|
| |
|
|
|
| В поиске чего-то сумасшедшего порою натыкаешься на такое, что заставит почесать репу, хоть ты сначала готовился к каким-нибудь спрятанным сюрпризам. Mentality - малоизвестная группа из словацкой Жилины, и альбом у них этот, как и положено таким чудным коллективам, единственный. Внутри альбома скрывается разукрашенное чучело, которое натянули на скелет дэт-грайнда. Но вот создаёт ли это всё красивую картину или это будет звучать как курган из разных странностей?
Всякий раз удивляюсь, как лихо команды всего мира умудрялись ставить свои синты в более жёсткую музыку, когда трэшеров с клавишными по пальцам можно пересчитать. Разумеется, свои партии клавишник Брано Копас напихал во все места, а также разграничил песни всякими сэмплами. Но со стыковкой клавишных и прочей музыки возникают заметные проблемы. Особенно нелепо это выглядит в конце "It's About Time" - некий самодельный псевдо-семпл, который на корню ломает настроение песни. В целом то же можно сказать и о риффах - не всегда из практически случайных прыжков в размерностях и по сто раз закрученных лент Мёбиуса выходит головоломка, за которой возникает охота ломать мозг. Вокал Влада Карваги постоянно бросается из истеричного скриминга в лай, и ничего примечательного в нём не находится. По звуку претензий нет - все инструменты звучат в меру объёмно, как не завалились осадком на дно и дополнительные элементы. Барабаны Расто Петровича прописаны чуть более однообразно, чем ожидаешь. Ударные большую часть времени молотят и переключаются на несложные сбивки. В целом группа не воняет непрофессионализмом, а вот юношеский максимализм оставил негативное влияние. Блюдо это переварить довольно сложно, в отличие от, например, тех же Pan.Thy.Monium, на который местами походит работа словаков. Из треков, которые содержат кайфовые элементы, отмечу вторую половину "PPCP", "Quit" и "The Inexperienced Butcher". Остальное же как-то стремительно выползает из уха, в которое влетело.
Альбом, который мог быть жемчужиной и имеет в распоряжении рецепт успеха, пытаясь создать какой-то неведомый доселе микс из авангардного дэта и грайнда, встретил многовато препятствий - недостаток мелодий, бледность вокальных данных Петровича, уже достаточно поздняя дата выхода. В итоге данная кассета представляет собой скорее не головоломку, а бизиборд. Не знаю, что может меня сподвигнуть вернуться к Mentality, но если это случится - это будет нескоро.
|
| |
|
|
|
| Итальянцы Hour of Penance, казалось, по-настоящему взлетели ближе к началу 10-х, выпустив разом 4 крайне мощных альбома, и к 2024 году у группы созрел материал для написания девятого по счёту полноформатника. Названный "Devotion" и изданный на Agonia Records, он собрал чуть более сдержанную прессу, чем остальные работы. Тем не менее, я убеждён, что сия пластинка находится на одном уровне с остальным творчеством.
Начать стоит с барабанов нового участника Джакомо Торти - вот здесь возникает ощущение, что игра стала слегка более скудная и однообразная. Подыгрывает упадническим настроениям не самое удачное микширование ударной секции. Тем не менее, лавина гитарных риффов не прекращает напирать на слушателя, а характер звука лишь подчеркивает динамику представленных гитарных пассажей. По качеству риффов нет нареканий - на протяжении всего полотна нет ни ахиллесовых пят, ни чересчур одинаковых фрагментов. Hour of Penance отличает умение вложить содержимое в удобные 3-4 минуты, не растекаясь мысью по древу и донося всё, что укладывается в композицию, потому альбомы приятно слушаются целиком. Этот не стал исключением и с оговорками первые разы прошёл, как по маслу. Игра Джулио Москини и Паоло Пьери отмечена небольшим количеством не бросающимся в глаза отходов от нарезки брутал-дэта, как, к примеру, в "The Morality of Warfare" - квазимелодический паттерн стар, как мир, но работает отлично. Другие песни, заслуживающие внимания - "Severance", "Parasitic Chain of Command" и "The Ravenous Heralds".
Новинка от римлян вышла вполне добротной, на уровне, который стабильно показывала команда до этого на своих пластинках. Однако есть и некоторые минусы, включая уже упомянутый слабоватый нефактурный звук барабанов, слегка наскучивший вокал и безобразная обложка, слепленная искуственным интеллектом.
|
| |
|
|
|
| Если углубиться в прогрессивный трэш-метал, то нестандартные решения, которые продвигали группы сего жанра, посыпятся лавиной. Такие банды, как Anacrusis и Voivod становились популярными и коммерчески успешными, другие же, как фламандский Target, остаются уделом гурманов. Хотя в ярком дебютнике есть не меньше выкрутасов. В 1988 году на Aaarrg Records (лейбле под управлением других мастодонтов прог-треша Mekong Delta), талантливые бельгийцы выпускают второй и по итогу последний альбом - "Master Project Genesis".
Начать стоит с звуковых характеристик, и сравнение с Voivod, к примеру, будет не в пользу европейской банды. Звук гитар не является достаточно атакующим, ритм-гитара почему-то чересчур тихая, а соло звучат в миксе как-то совсем отдалённо, с едва уловимым, но нелогичным дилеем. Кроме того, вокал Ива Летанье можно назвать приемлемым (в отличие от вызывающих смех мелбланковских воплей Anacrusis), но никак не более того. Риффы тут соответствуют жанру - встречаются как и технически усложнённые части, так и небанальные смены размерностей. По скорости и настроению альбом, пожалуй, больше всего напоминает Forbidden Evil. Есть кое-что и от Toxik, только без остросоциальной лирики, да и вычурность у бельгийцев не так язвительна, как у Toxik. Бас Йохана Сусана часто выпрыгивает со своих положенных мест, и то, как он преподнесён на альбоме, приносит больше всего удовольствия. Некоторый недостаток глубины содержится и в ударных - Крист Брамс отстучал достаточно ровно, хотя и неидеально. Среди треков, которые достойны особого внимания, я выделю "Digital Regency", "Dehumanization" с неплохими техничными риффами и гармониями в середине, и "Secret of the Dome". А вот "March of the Machines" является чистейшим филлером. Да и из последнего, титульного трека, кульминация альбома выходит какая-то не очень.
В сумме Target на последнем своём полноформатнике выдали достаточно крепкий и техничный материал, но набор легких недостатков портит общее впечатление. Альбом неплох, во многих местах даже хорош, но всё же с натяжкой претендует на "культовость". Для расширения кругозора безусловно рекомендуется.
|
| |
|
|
|
| На фоне настоящего бума дэт-дума, происходившего в Нидерландах в 90-е годы, стоит выделить те команды, которые делали по-настоящему чёрствый, как блокадные 125 грамм, но тягучий и медленный дэт. Некоторым либо оказались чужды более готические или мелодичные настроения, либо не довелось сохраниться до упоминаемых ступеней эволюции стиля на мировой сцене. В 1993 году, когда Paradise Lost сделали большой шаг в сторону от сырого, злого дэт-дума, музыканты из Spina Bifida только выпустили дебютник. Что значит название лонгплея - неясно, разве что напоминает искажённое арабское имя "Зияд". Да и обложка странная, монотонная. Иной и взгляда бы пожалел. Но если вам не всё равно на жанр, ознакомьтесь с доводами, почему данный альбом, по крайней мере для ознакомления, более чем нужен.
Первое - ничем не нарушаемая думовая атмосфера альбома. На данной пластинке нет номинально лишних инструментов - клавишные, либо иные схожие вставки, здесь не встречаются. Всё держится на обычных, привычных инструментах. И держится весьма крепко. Ритмы тут прямо в духе допотопных Парадайзов, правда, более лаконичные в музыкальном плане. Тут нет фрагментов сильно интересных в техническом плане. Гитары настроены низко и обладают грубоватым "песочным" звучанием, ровно как и бас Вероники Вилкинг. Вокал некоего Вернера также внушает доверие (хоть тембр голоса однозначно схож с многими похожими вокалистами, включая, например, Барта Смитса из дебютника The Gathering), исполнено всё с редкостной злобой. Риффы нарочито несложные, и всё же ухо цепляется за такие песни, как "Reverse" и "Die". Можно сказать, что такая тягучая музыка очень хороша как фон, чтобы посидеть у окна и погрузиться в раздумья, или какое-либо монотонное дело.
Ziyadah - сугубо жанровая работа, и те, кому всё равно на подстиль дэт-дума, не отыщут и крупицы пивотальных откровений на данном альбоме. Но любители дума со стажем на просторах сети тепло отзываются об альбоме, и стоит отметить, что неспроста. В одном ряду с Winter и "Писвильской тройкой" Spina Bifida не кажется аутсайдером. Мини-альбом 2015 года "Iter", ставший плодом работы восстановившихся почти в оригинальном составе тильбуржцев, исполнен практически в том же ключе, правда звук там внезапно стал хуже и дешевле, чем на альбоме 1993 года.
|
| |
|
|
|
| Парадоксальная дэт/грайнд-группа из финского Турку Xysma в 1991 году вылезает из подполья с первенцем "Yeah". Что оформление, что содержание, не передать таким нелепым, на первый взгляд, названием. Из этого делается вывод, что содержание там такое, что думать над этим посреди прослушивания не выйдет. И как раз для послевкусия это название, похоже, и готовилось. Причём без восклицания, как некоторые имеют осторожность писать это наименование. Ведь именно слушателю его необходимо поставить. Будь то аляповатое и довольное "Yeah!", или потерянное, запутанное "Yeah?", или же чванное "Yeah..." на грани отвращения.
Созданный этими чудаками метал сложно вставить в имеющиеся категории даже сейчас. Он неординарен. Но при этом альбом абсолютно неэклектичен. И абсолютно неидеален. Словно это отделение, составленное из разных ярчайших индивидуальностей, которые только из необходимости не погибнуть уживаются друг с другом и продолжают блестеть в тех местах, куда не попала вся грязь месива войны (в нашем случае - дэт-сцены). Вокал "Уборщика" глух и едва отличим от тарабарщины, хотя темы текстов требуют вдумчивости. Большинство риффов либо вовсе не входят в то, что можно считать дэтовым или грайндовым стандартом, либо проходят с натяжкой, при этом напор и низкий строй на месте. Барабаны Теппо Пулли меньше всех отъехали в сторону от экстремальных канонов, но и в них ощутимы проблески тлетворных влияний. Причём в свете всех этих извращений не в своей тарелке оказывается собственно первичный материал - самые страннные ощущения возникают на самой грубой "Importance Of The Dimensionless Mirage". О проблесках грайнда на ней и на "Aspirations - Reflections of Eternity" думаешь: "А зачем? Умерла - так умерла". Общее впечатление усиливает не самый чистый звук - возможно, будь звучание у альбома качественнее, большей доли неестественности альбом б лишился.
Вообще, удивительный коллектив эта ваша ранняя Xysma. Философию сей пластинки едва можно понять. Это не какие-нибудь "Звуки Му", чтобы ходить под Богом и где странность оправдывается юродивостью. В музыке нет порядка, который техно-дэтстерам даёт убежище гениев, нету острых тем и злобы, под которой прячутся любые нешаблонные грайндкорщики. Да и к дэт-н-роллу этот альбом причисляют скорее от бессилия. Можно сказать, что этого Франкенштейна даже сама группа испугалась настолько, что вскоре ушла буквально в гаражный рок. Зря. Как мне кажется, "Yeah" всё-таки не стоит бояться, хоть малюют его не весть как. Попытаться понять можно, но если не выходит - лучше всего не ломать об него зубы, а сразу смириться. Так, между прочим, сделали многие коллеги по финской сцене, переняв черты альбома в своём дальнейшем творчестве.
|
| |
|
|
|
| Перезаписи старого материала - сама по себе штука очень рискованная и очень часто отторгаемая. А что если всё помножить на одного деда, который продолжает всё время думать, что чисто на опыте обойдётся без "12 капсул" и который гордо заявляет о том, что метал старается не слушать вообще, надеясь каждый раз на открытие третьего глаза? "Levels of Perception" - проект, который с самого начала был воспринят в штыки - сначала из-за уродливой ИИ-обложки, выданной за работу некоего Марека Сухи, потом из-за банального выбора песен с сильным перевесом в пользу новодела. Когда дошла очередь до тизеров, то начался полный разнос - лавина критики была такой мощной, что комментарии под всеми видео лейбл Agonia Records предпочёл отключить. Неужели всё ну уж настолько плохо?
Ответ: да. То, за что подавляющее большинство мгновенно возненавидело альбом - звук. Делал его сам Патрик Мамели, отмечая, что "главная цель - вернуть звучание подпольных времён, демо 80-х". Только вряд ли можно поставить знак равенства между хорошо и с душой сыгранной музыкой, записанной на примитивном оборудовании, и нарочито неотёсанными треками, созданными в современном оборудовании. Звук тут катастрофически плох. Он катастрофически глух. Он катострофически туп. Всё звучит так, словно было записано на диктофон сотового и проиграно через вьетнамские наушники. Бочка барабанов звучит до колик отупляюще, гитары очень неприятны на слух, в целом не блещущие благозвучием соло превращаются в вариант пытки Гуантанамо. Вариант вокала Мамели был позаимствован из альбома 2009 года, и мало того, что сильно слабеет из-за размытого звука всего альбома, так ещё является самым безэмоциональным. Кроме того, сильно во вред песням идёт тоновая "уравниловка" звука - несмотря на относительную разношёрстность материала, всё звучит слишком однообразно. При этом ни одна песня не превзошла оригинал. Даже если отбросить всё это, релиз не предлагает ничего нового - тут нету песен, которые обделены вниманием. В основном тут то, что и так каждый раз исполняется вживую, посему возникает ещё один вопрос: в чём была проблема сделать обычный лайв-альбом, который получился бы всяко лучше, даже несмотря на наличие в игре вживую своей кучи косяков?
Вряд ли я слышал альбом одновременно настолько ужасный и настолько бесполезный, чтобы получить настоящий "кол" не на эмоциях, а по сущности. Это, похоже, тот случай. У этой компиляции не было причин появиться или быть исполненной и выпущенной в таком виде. Это кромешный ужас на крыльях эго музыкантов, хтонический кошмар за гранью логики. У него нет ничего, что можно было бы положить на другую чашу весов, в противовес вагону недостатков. Репутация Pestilence значительно подкошена, и вполне возможно, что очередная истерика Мамели в соцсетях, которая почти обязательно последует, может свести её к нулю. Про то, что какие-то черты этого релиза перенял запланированный десятый альбом, не хочется и мысли допускать. Если да, то этого лучше не ждать, а группу уносить вперёд ногами - на этот раз уже навсегда. А господину Патрицио Мамели назначить отдых, вдали от звукозаписывающего оборудования.
|
| |
|
|
|
| Agent Steel - группа с историей, переполненной взлётов и падений. Команда множество раз распадалась, меняла вокалистов и игроков, возвращалась, боролась с Джоном Сирисом в залах суда за право носить имя и выступать, и выпустила после перерождений несколько альбомов. Качество их с каждым последующим релизом скорее падало, и записанная Сирисом с сессионниками "No Other Godz Before Me" - такая пакость, что достойна она отдельной разгромной рецензии. Добрая память о группе сохраняется в контексте двух первенцев. Второй, из 1987-го, что-то залежался без рецензии, потому его и затронем.
Что же тут сказать, материал здесь - это форменный спид-метал, местами подогнанный под трэшевые формы и содержащий острые триплетные риффы. Но идеологически это скорее спид-метал. Разбор начать следует с вокала. Сирис ставит очень многое на высокие ноты и тянет их долго, большинство сильных строк в текстах своим голосом он раз за разом уводит на опасные высоты. Во многом, потому что на нижних регистрах у него получается намного бледнее. По ритмике и риффовке ощущается огромное влияние Judas Priest, Accept и всех иных групп того же направления. Многого сказать тут нельзя, разве что отметить, что местами риффы выходят качовыми, соляки не очень часто выдают что-то животрепещущее, да и какие-то прочие общие, скорее дежурные характеристики. В рамках жанра же всё тут в полнейшем порядке, и эмоционально именно риффы не дают скучать во время прослушивания. Нет таких моментов, как, например, у Rage или Grave Digger, где в дебютных альбомах часть риффов ну уж слишком долго варится в собственном соку. Звучит альбом довольно сыро, всё ещё заметно, что на записи альбома экономили. Но по сравнению с предыдущим альбомом улучшение заметно. Я бы предпочёл чуть более чистый звук, возможно, местами он бы помог материалу зазвучать чётче. Из отличных песен альбома стоит указать на открывашку "Unstoppable Force" - вот она прям безупречна, инструментал "The Day at Guyana", где умения Гарсии и Версалля раскрываются куда лучше, и более балладоподобную "Still Searchin'".
В целом альбом очень приятный, слушается на ура, не оставляет после себя неприятного послевкусия, но при этом у "Unstoppable Force" явно имеется лицо. Ощущаешь, что в музыке есть скелет, который, хоть и не может двигаться, манипулируется ниточками, подёргиваемыми дуо гитаристов-сонграйтеров вполне легко. И нет такого момента, где у этого скелета не прописаны мелкие движения, которые легко забыть вовсе или не заметить со стороны. Нельзя забывать, что эти же движения играют бесконечно важную роль в создании ощущения (уместно ли здесь говорить об иллюзии?) живости, подвижности музыки. На эмоциональном уровне он крайне пригляден. А вот дальше хрящи скелета начали сыпаться в прах. Можно отдельно спорить о том, почему очередной бороздящий рок-океаны корабль Тесея под флагом Agent Steele отметился полным позором, но лучше всё же для этого залезть сюда и прослушать этот в действительности приятный альбом и соотнести их.
|
| |
|
|
|
| Уж от кого не ожидали камбека, так это от Houwitser. Нидерландские дэтстеры свой последний релиз издали аж в 2012 году - силами отечественного Coyote Records вышел DVD "Moscow Atrocity", а новый материал в виде "Bestial Atrocity" вышел ещё в 2010-м. Там, правда, группа впечатляла разве что скоростью, с которой из музыкантов сыпался песок - энергетика была на нуле, звук был не самый объёмный. Достаточно сравнить "Shredded to Pieces" с максимально агрессивного дебютника и версию 2010 года, чтобы осознать масштаб этой импотенции, показанной коллективом. В 2012-13 годах появлялись отрывки данных о новом альбоме, но ничего из этого как-то не выходило, а с 2014 года группа вообще отложила завершение альбома в долгий ящик и впала в летаргический сон. Команда крайне редко давала концерты, лишь по мере того, разрешали ли им это жёны и артриты-артрозы. Также группа забросила сайт, не публиковала информацию на страничках в соцсетях, не публиковала смены состава, разве что пару раз дала отмашку на переиздание старья. Тем удивительнее внезапное возвращение в 2024-м с новым альбомом на Vidar Records - практически без предупреждения.
Судя по гуляющему по Интернету старому демо, по крайней мере большая половина альбома была написана уже в 2014 году. Судя по звучанию, оттуда же взяты и некоторые треки и вокал Майка ван Мастригта, что вернулся в коллектив в 2012 году. Обложка, как сейчас модно, создана ИИ - вероятно, из-за дешевизны. Путаница также и с участниками записи - в сетевых релизах указать персонал банально забыли, а сканов буклета в свободном доступе пока нет. По звуку - явное улучшение в сравнении с предшественниками. До этого момента звук у Хаувитсера проседал, растеряв раннюю остроту. Здесь же всё вновь стало более старомодным и яростным. Хороши и жилисты на этот раз барабаны. На вокал вернулся легендарный ван Мастригт и сразу заткнул за пояс всех предшественников, показав, что со времён "Cross the Styx" его рык ещё никуда не делся. Бас пульсирует, периодически клином прорезаясь сквозь гитарный слой. Риффы мало отличаются от классических работ нидерландцев и олдскульны по своей природе - никаких премудростей и сверхнизких строёв. Из самых интересных для меня номеров стоит отметить вступительный "Burning Dogma", миниатюру "Warmonger", и среднетемповый ужастик "Ruin of Man".
Вот таким вышло пробуждение ветеранов богатой нидерландской дэт-метал-сцены. Эта банда на обломках Sinister уже в 2000-е своей тупорылой олдскульной манерой игры выгодно отличалась от новичков по типу Disavowed и Severe Torture и едва ли изменила себе четверть века спустя. Посмотрим, сможет ли группа быстро набрать форму после 10 лет хиатуса.
|
| |
|
|
|
| Название альбома такое внушительное и яркое, что проще через него пройти, чем обойти стороной. Но, впрочем, и без этого есть причины послушать этот альбом. Работа "Goetia" от фанатичных бразильских блэкарей Mystifier давно стала классикой жанра. На альбоме 1996 года нашлось чуть больше места разнообразию.
С самого начала нас встречает драматичный голос (потом он ещё не раз вернётся), сменяющимся дэтовым риффом. В дальнейшем на протяжении музыкального полотна в кучу смешаются и мелодичные элементы, и исконно блэковые - воображение у коллектива в этот раз хватило на разные, порой неожиданные, комбинации. Однако элементы, присущие классикам по типу земляков из Sarcofago, не вымерли полностью. Сырость, присущая раннему творчеству Mystifier, на продакшене уже не так очевидна, однако блэковая основа сонграйтинга сохранена. Группа знает своё дело, и все соло и клавишные куски не создают ощущения "заколхоженного" блэка. Нет таких моментов, где бы хотелось что-либо выкинуть. Все участники группы, что неудивительно, скрыты за демоническими псевдонимами. Барабанная игра Lucifuge так же крепка и богата, как на предшественнике. Клавишник Asmoodeus, если верить буклету, ответственен за все вокальные партии. И в таком случае многоликости его голоса могут позавидовать многие коллеги. От псевдооперного пения до злодейских причитаний, от гроулинга до блэковых визгов - всякий стиль, что на себя взял бразилец, вышел достаточно качественно. Это, конечно, в том случае, если на драматичные отрезки нам не требуется исполнение уровня Паваротти - эмуляция тенора вполне достаточна. На гитару был приглашен Пауло Лисбоа из Headhunter Death Cult, и отыграл он стандартно, включая добротные соло. Тем не менее, чувства катарсиса они не пробуждают. Названия песен не менее длинные, чем у альбома, и внутри них на слова коллектив не поскупился. Темы такие же, что раньше - оккультные, спиритуальные, дьявольские. Самые интересные, пожалуй, это "Give the Human Devil His Due" и "The Death of an Immortal...".
Данный альбом бразильцев можно смело рекомендовать к прослушиванию тем, кто не считает дэтовые элементы в блэке излишеством. Однако второй альбом Mystifier мне нравится больше. Хоть он попроще и чуть более затянут, зато в "Goetia" именно каноничный блэкенд-дэт получился чистым и очень отточенным. Здесь группа решила избежать стагнации и поэкспериментировать - не идеальный, но любопытный результат.
|
| |
|
|
|
| Австрияки из Disastrous Murmur - достаточно заслуженная группа, из коллективов "австрийского триумвирата", однако поросятся сии вепри нечасто: "Santo Subito" - лишь пятый полноформатник за 30 лет. Австрияки всегда придерживались и продолжают придерживаться наиболее чисто металлического звучания в тройке. Обложка альбома на то намекает - эталонный мутант-уродец в соответствующем пост-эксгумационном обличии. Сейчас она не удивит никого, но своей простотой и незамысловатостью может пробить олдскулщиков на скупую слезу (как и положено тру-дэтстерам, плакать будут кровью). Но праздник для них на одном оформлении, по идее, заканчиваться не должен.
Звучание альбома несколько "цифровизировалось" и стало "тоньше", в девственном виде, какой-то атмосферы начала 90-х тут не валялось, однако, нет здесь и лоска, который не мешало бы навести группе. Вокал грубый, но не "всеразрушающий" - в миксе он негромкий, разнообразие достигается в основном лишь редкими эффектами. Риффы, в большинстве своём, недалеко уходят от шаблонов стиля - Эльвар Вармют не прыгает по нижней части грифа большую часть времени, а вот соляки, которые больше походят на квази-мелодэтовые риффы, кажутся рудиментарными, не подходящими в большинстве мест, куда были запиханы. В целом данный альбом можно сравнить с ручным волком - если есть настроение и если хозяин знает подход, можно сымитировать безопасную версию его диких повадок, а кое-где и поиграться с обыкновенными собачьими игрушками (проводя аналогию с миленькими "соло" тут и там). Однако это скорее не фальшь, а "реплика" из более простых композитов. Чуть удлинённые песни не кажутся полностью оправдывающими хронометраж - словно обычный трёхминутный боевичок удлинили схожими конструкциями (вышли эдакие кубинские кустарные лимузины из "Жигулей", но в формате дэтовой песни). Барабанщик Манфред Перак, уже единственный бессменный музыкант в коллективе, наоборот, представил вниманию небанальные партии, игра его притягивает на себя наибольшее внимание. Из наиболее интересных песен (а здесь они в достаточной степени одинаковы) отмечу немецкоязычный шлягер "Menschenfresser", стартовую "Stop Talking - Start Dying", да прикольную "Partially Executed Self-Cannibalism".
Итоговая оценка будет довольно субъективна - с точки зрения конкуренции на всеобщем водопое этот альбом не самый крепкий - выручает его заслуга лет музыкантов. Но по своей сути, для группы, которая имеет свою лояльную фан-базу, в Европе, которая играет дэт себе в удовольствие, гастролируя в своём темпе без боязни забвения - альбом вполне нормальный. Учитывая то, что группа не выдавливает из себя мириады штампованных новых пластинок, вполне приемлемый результат, который, как минимум, не разочаровывает. Так что шестёрка - не повод списывать альбом со счетов. Если вы любили Disastrous Murmur старого разлива, то полюбите и альбом 2019 года.
|
| |
|
|
|
| В 2005 году из состава именитых шведов Entombed выпал Ульф Сенделунд - постоянный участник группы, годом позже за ним последовал и ударник Петер Стярнвинд. Восполнение кадровых потерь было решено лишь частично - Алекс Хеллид взял на себя все гитарные обязанности, а на место барабанщика позвали Олле Дальстедта. Примерно идущий в том же ключе, что и предыдущие две работы, "Morning Star" и "Inferno", новый полноформатник оказался последним для группы на данный момент. Насколько хорошей вышла работа, ставшая относительно неожиданно для самих дэтстеров, лебединой песнью коллектива?
В первую очередь следует отметить смену звучания на более дэт-металлическое, от сырости отказались в пользу возвращения элементов старой, шведской брутальности. На диске изменился и вокал Ларса-Йорана Петрова - он вернулся к манере более привычного и глубокого полугроула. К былой загробной технике вокалист уже не прибегает, его хрипящий вокал достаточно легко разобрать. Касаемо музыкальной части, то новый барабанщик стучит чуть менее уверенно, чем оба его предшественника, ударные сбивки представляют собой стандартную работу и сильно обделены оригинальностью. Хеллиду же не нужно доказывать, что он умеет играть на гитаре, качество игры не позволяет накинуть камней в его огород. Совсем другой разговор - качество исполняемого материала. Относительно прошлых работ, музыка на "Serpent Saints" является, пожалуй, наиболее скучной. Риффы по большей части влетают в одно ухо, и едва задерживаясь в мозгах, вылетают через другое. Нет и каких-то по-настоящему интересных фишек, за которые зацепилось бы ухо, а на банальных переборах на клине далеко в плане неординарности не уедешь, что уж там, этого едва ли хватит чтобы тронуться с места. Соляки также не радуют яркостью. На первой стороне, если не считать, пожалуй, открывашку, нет хитов - песни достаточно слабы. Особенно это касается невнятного набора терминов и названий из времён дэт-андеграунда "Masters of Death" и следующей за ней пьесы "Amok". Во второй половине хитовость материала слегка повышается, так же уменьшается средняя длина песен. Отсюда стоит, пожалуй, выделить "The Dead, the Dying and the Dying to Be Dead" и "In the Blood". А вот "Ministry" показалась чересчур панковской, что почему-то не заряжало энергией, а лишь раздражало на протяжении трека. Лирическое наполнение альбома - другой явный минус альбома. Юмора тут сильно не хватает для, казалось бы, содержащего иронию в своём ДНК жанре дэт-н-ролла (хотя последнего тут не так много, в принципе). Слишком много пафоса и слишком мало креатива вложили шведы в слова. Хронометраж у альбома стандартный, но наполнение банальное, поэтому у неусидчивых даже эта 41 минута может стать небольшим испытанием.
Если сравнивать эту работу, ставшую в дискографии оригинальных Entombed замыкающей, с остальным творчеством группы, то можно заключить, что новый диск не остаётся в выигрыше. Да, музыка ступила чуточку назад, звучание группы стала ближе к корням и "старому доброму" дэту, но данный альбом показывает, что эта схема далеко не беспроигрышная - качество материала всё ещё играет высокую роль. За весьма мощные треки на позициях 1 и 8, а также за местами интересные риффовые решения, а также за то, что альбом является последним, моё скромное мнение будет выражено шестёркой. Однако в других условиях данный скучноватый полноформатник мог бы схлопотать и пятерку из десяти. "Serpent Saints" - определённо не триумфальный финальный аккорд группы и точно не тот альбом, с которого следует начинать с группой знакомство. Хотите открыть для себя Entombed после пика олдскульного шведодета - обратитесь к славному "Morning Star".
|
| |
|
|
|
| Новость о новом альбоме Judas Priest, которым как группе официально стукнуло 55 (в текущей форме без Эла Аткинса де-факто да год-два поменьше) никого не застала врасплох - процесс создания альбома, как часто бывает у таких бывалых групп, растянулся на больший отрезок времени, чем ожидалось группой и фанатами - во многом сыграли роль прогрессирующая болезнь Паркинсона у блестящего Гленна Типтона и вездесущая, но к сегодняшнему дню забытая мировая пандемия. Тем не менее многочисленные обещания и вера фэнов в то, что ящик упаковки делюкс-издания выйдет скорее ящика кого-либо из участников (а подступы костлявая успела за период меж альбомами сделать и к Хэлфорду, поставившему рак на своё истинное жалкое место, и к Фолкнеру, который, несмотря на разрыв аорты и почти неминуемую гибель, героически отыграл соло Painkiller) осенью 2023 года начали преобразовываться в вещдоки, говорящие о существовании девятнадцатого по счёту труда. Не нагнетая лишнего саспенса, группа не заставила метал-маньяков долго ждать и выкатила довольно яркие синглы. Прослушав их, я остался более чем удовлетворён, но всё же не впал в щенящий восторг. Остались ли у альбома другие козыри под ядерно-ослепительной обложкой от старого друга Марка Уилкинсона?
Звук альбома, конечно, не такой атакующий, как в 80-е годы, потому что место под солнцем уже не нужно оспаривать и отвоёвывать, и не создает ностальгии по славным временам, как тут и там это было в также мною почитаемом "Firepower". Энди Снип, который в этот раз принял ограниченное участие в гитарном элементе альбома, не допустил перелома в негативную сторону после относительно неудачного в этом плане "Redeemer of Souls". Этот парень - опытный продюсер, на счету которого удачное освежение Saxon, Exodus и Megadeth, и Присты не должны жалеть о своём выборе ни на секунду. Главная его заслуга в том, что группа всё ещё звучит очень свежо и одновременно входя в рамки того, что считается Judas Priest, не ударяется в прошлое настолько, чтобы в новом альбоме нечего было бы назвать "новым". Стена звука не переполнена бетонным заполнением, мелодии гладкой ажурной ковкой распространены по альбому. Робу Хэлфорду уже за седьмой десяток, и то, какой процент своих певческих навыков он сохранит в достойной кондиции на новой пластинке - интересовало почти всех. Благородный английский лев умело манипулирует постаревшим голосом, максимально учитывая свои ограничения и возможности, он исполняет и распределяет акценты так, как видит для себя возможным, не пребывая в иллюзиях, на которые было бы слишком печально смотреть со стороны, и не взвешивая на себя неподъёмную ношу. Тем не менее, есть тут и песня, исполненная на пределе - "The Serpent and the King". Разумеется, здесь нет беспрестанного сверхвысокого пения - тут и там он резко вырубает строку или идёт на небольшое понижение голоса, заменяет протягивание ноты прогоном её напряжения, по манере напоминающего то, как люди имитируют шипение кошки, но в сумме, по качеству вокала и инструментала песню пусть и робко, но можно поставить рядом с "Exciter" или "Screaming for Vengeance".
Группа не разглашала, какая в сумме вышла студийная часть вклада Типтона, но в клипе он задействован, хоть и старается свести ненужные движения к минимуму. Тем не менее, логично предположить, что львиная доля сочинения и аранжировки материала принадлежат его перу. Гитарная игра в русле предыдущего альбома и стиля в принципе, об исключениях поговорим отдельно позже. Соло Фолкнера достаточно хороши, однако его манера сочинения не всем нравится - возможно, эта более эклектичная манера не является полной заменой Даунингу, а только компромиссом, но нельзя обвинять группу в том, что в группе банальная повторюшка. Есть примеры неплохих соляков в первых двух треках и "As God is My Witness". Тексты здесь в неожиданной манере личные - большое внимание уделяется эмоциональной природе и религии. Отдельному анализу, наверное, стоит подвергнуть "The Serpent and the King", "Crown of Horns" и "As God is My Witness" - музыкально разнообразный триптих, связанный с Богом. В первой (один из лучших и самых проникновенных текстов группы за всё время, я не шучу) в очень энергичной манере идёт повествование об извечной битве Господа и Сатаны за душу, которая также призывает не оставлять всё на самотёк, так как "змий" стережёт тех, кто не прислушивается к "царю" и предначертывает им в куплетах непременно невесёлую долю. Вот, ознакомьтесь хотя бы с этими отличными строками припева:
"When good and evil go to war we leave it up to fate.
Since time began they fought for man incurring love and hate."
Вторая - "Crown of Horns", и как говорил Хэлфорд, "в оболочке любовной баллады, но скорее отражает мой личный путь к принятию и осознанию любви Христовой", содержит в припеве ясные, как роковой жаркий день на Голгофе, библейские аллюзии. В целом это самая спокойная и не агрессивная песня на альбоме, вероятно, отражающая основной принцип божественной любви - неисчерпаемое терпение по отношению к спасённому: "Се, стою у двери и стучу...". Третья акцентируется на преодолении личных границ, испытаниях, которые проходит человек, и припев намекает на некое обещание, чётко данное Господу и теперь лирический герой несёт нелёгкий крест, который намерен донести так, как велено, несмотря ни на что.
Из проходняков я бы отметил только "Gates of Hell" и "Vicious Circle" из пачки бонус-треков. Есть хорошие песни, которые не дают назвать альбом "набором безопасных песен и приёмов", например, "Escape from Reality" - совсем необычные для Пристов гармонии в начале, которые отсылают чуть ли не к МДМ, и очень редкий элемент - выведенный на первый ряд бас Иана Хилла (и это не единичный случай, бас здесь, похоже, самый громкий в миксе со времён Риппера) "Devil in Disguise" безусловно, самая любимая моя песня среди всех, что не выходили синглом - эдакий трансфер из "Stained Class". Хэви с блюзовым ядром только по звуку можно отличить от работы из того альбома - даже голос Хэлфорда в начале тембром возвращается в те времена. Тут и задорный текст, и бриджи, и основной рифф являющий для меня, человека которому "Stained Class" не пустой звук, очень приятный сюрприз. "Panic Attack" - открывашка, идеально подошедшая и для самого первого сингла. Энергетика, нивелирующая чуть более легкую вторую половину альбома, клавишное интро, острая лирика, все это - элементы славного хита. "Fight of Your Life" Хэлфорд сочинял с прицелом на стадионный эфир, он конкретно указывает, что писал про спортсменов, да и в припеве внимательный слушатель найдет элегантное, но заметное переложение уже ставшей нарицательным для этой категории рок-гимнов "Eye of the Tiger" от Survivor. Ну и "Giants in the Sky" - трогательное посвящение павшим героям сцены и друзьям Judas Priest, символическое окончание альбому, и не хочется верить, но возможно, и всему пласту студийного материала Пристов.
Чем же следует завершить эти вирши? Очевидной банальностью - "хороший альбом с поправкой на скорый переезд в гроб". Всё, что могло быть не так - купировано, всё то, что было бы работой на классе, было разбавлено удачными находками. По большинству позиций пластинка отвечает позитивным прогнозам и сия восьмёрка, дополненная личными взглядами на новый альбом богов - консенсус подавляющего большинства любительской и профессиональной журналистики. Возможно, именно преисполненность хитами "Firepower" не даст "Invincible Shield" побить первый по количеству песен в шаффле, но как цельный альбом новинка выигрывает. Молодцы, деды, не подвели.
P.S. Когда "Firepower" вышел в 2018 году, мне было лет 12-13, и кроме того, что его качество укрепило в неокрепшем уме шаткую веру в хэви-метал как достойный и вполне живой жанр, ещё и дало понять, что возраст - не приговор. Уже тогда я задумывался, дотянет ли группа до заветного "железного" полувекового юбилея в 2024 году, 50 лет с дебютника, и считал, что это уже прям какие-то совсем наивные мысли. Ну что, мелкий я, поздравляю - дождался! Judas Priest в строю и в полном порядке.
|
| |
|
|
|
| В 1970-м году Ekseption издали неплохой концептуальный альбом "Beggar Julia's Time Trip" , что, по большей части, содержал материал собственного сочинения, а также, в некоторых пьесах, и пение. Однако он не произвл эффекта бомбы, хоть и выиграл престижную премию Эдисона у себя дома - слушатели требовали "поп-классику". Ван дер Линден и компания решили вернуться к идее первого альбома, не оставив при этом полностью заброшенными идеи из второй пластинки. Оставив тот же состав бэнда, нидерландцы приступили к записи "Ekseption 3".
На обороте пластинки написано, что альбом во многом создавался под впечатлением от "Маленького принца" Сент-Экзюпери. Вероятно, его метеор - это и есть "Мирная планетка", что даёт старт альбому, предваряя бодрую вариацию на тему баховской "Шутки". В целом музыка Ekseption собственного сочинения не отстаёт от "Beggar Julia's..." в самобытности и эклектике материала. Тексты, наполненные прямыми отслыками к книге Сент-Экзюпери (названия песен - родной метеор Маленького Принца и его любимая роза), не представляют собой навороченных поэм, а вокал Стива Аллета не блещет высотой или кристальной техничностью, его шероховатость и явно роковая натура, возможно, не всем покажется самой приятной в контексте музыки, но вполне хорошо ложатся под музыку. Под конец стороны А нас ждёт ни много ни мало "Пьеса для симфонического оркестра и рок-группы ля минор". На фрагменте "Пассакалья" будет сильно академически построенная симфоническая половина, а вот в части "Рисунок" идёт уже известний группе стиль - бебоповски звучащие духовые ван дер Брука и Ремелинка, удары по клавишам ван дер Линдена, что несколько шрубо пошалил с размерностями в начале второй части, бас Кора Деккера и ударные Петера де Леуве, образующие весьма тяжелую ритм-секцию.
Во второй половине стоит особо обратить внимание на "On the Sunday They Will Kill the World" - вольное прочтение рахманиновской прелюдии до-диез минор. От медленного и очень тоскливого темпа первоисточника тут остались лишь фрагменты - скорость увеличили, ударные создают акценты там, где ранее работало фортепиано, песню снабдили несколько мрачным текстом - видимо, хотели сваять свой ответ "Шизоиду XXI века", да и удалось им на славу - хоть отличия по сравнению с Рахманиновым разительные, это не чувствуется как проигрыш Ekseption - задача сделать своё радикальное прочтение выполнена успешно. Настолько успешно, что именно этот вариант неожиданно закаверили Draconian - впрочем, где, как не в этом произведении Рахманинова, следует искать начала дума? Завершается же альбом великолепной обработкой финала Третьего концерта до-минор (соч. 37) Людвига ван Бетховена - "Rondo" - импровизации духовой секции здесь попросту упоительны, впрочем, как и Хаммонд ван дер Линдена в начале. Данная мелодия по праву остаётся моей самой любимой из "классического" репертуара коллектива. Да и вообще у наших сегодняшних героев хорошие отношения с Бетховеном - может, играют роль глубокие нидерландские корни последнего?
Данный альбом короче своих предшественников и последователей в дискографии, но недостаток хронометража восполнен с лихвой чистейшим качеством материала - как собственного сочинения, так и аранжировок известных композиторов. Данный альбом является самым успешным релизом коллектива, если не считать "5", который единственный из всех полноформатников Ekseption был издан в США, и для многих самым любимым. Я считаю, что "тройка" не уступает ни дебютнику, ни такому же шикарному "Trinity". Одна из лучших работ в своей стезе.
|
| |
|
|
|
| Mourning за свою карьеру разразились лишь одним альбомом - "Greetings from Hell" 1993 года, но, тем не менее, в своей среде считаются культовыми. 45-минутный дум-дэт-опус, вышедший на лейбле Foundation 2000, оформлен мрачно - гора черепов на белом фоне. Насколько же содержание соответсвует обёртке?
Сразу начнём с того, что отдаляет группу музыкально от других представителей так любящей тяготеть к думу нидерландской сцены и лидеров такого стиля Asphyx - скорости здесь ещё медленнее, чуть ли не опускающиеся до фьюнерал-дум-металлических. Даже в коротких песнях, как "Sweet Dreams", встречаются до невозможности растянутые пассажи. Однако при всём этом достаёт тут и быстрых участков - от средних темпов группа решила отказаться, играя на контрастах. В целом при этом чувствуется огромное влияние Celtic Frost - как по риффовке, так и по манере пения - иной раз подумаешь, что за микрофоном тут эдакий гроул-брат Тома Уорриора. Барабаны от будущего участника Eternal Solstice (у них с ними был неплохой сплит от 1992 года "At the Dawn Of...") Андре ван дер Ре не самые амбициозные, но достаточно хорошо справляются с задачей. Вокал фронтмена Марка ван Амельсфорта достаточно мрачен, зол, не раздражает. Его же игра на басу составляется из перегруженных пассажей (во всей красе это видно на интро "Only War and Hell") и весьма высоко находится в миксе, при этом не выделяется сильной техничностью. Хотя она тут была бы не к месту, по моим ощущениям. Записывалась группа у Хана Свагермана-старшего на его знаменитом "Бофорте", одна вся мрачность и грязь в звуке альбомам оттуда совсем не характерна - обычно оттуда выходят прозрачные, ярко блестящие работы. Здесь всё было, наоборот, перекручено для достижения максимальной мрачности. Гитарных соло или техничных частей тут не будет, игра Рене Розы аскетична и действенна. Стоит отдельно отметить тексты - они тут прыгают от мрачных и претендующих на серьёзность "Only War and Hell", "Sweet Dreams" до обитуарийской псевдолирики "Demon Skies", "What?". Есть и наполненные сарказма "Denial of Your Destiny" и "Get AIDS and Die" (я бы скорее поверил, что это из какого-то кроссоверного альбома). Любимые песни отсюда - это, наверное, до боли медленная и распирающая внутренности "Arma Satani", менее шабашная "What?" и относительно грубая "Territorial".
Итог - группа одного альбома смогла за своё короткое существование именно здесь показала свои мускулы, и данная работа мне показалась вполне качественной. А вот хватило бы ли запала на следующие альбомы, остаётся только гадать. Тем не менее, если у вас голодуха по чему-то в стиле олдовых Asphyx и этот альбом вы не знаете, то тогда "приглашаем в ад".
|
| |
|
|
|
| Одна из самых нешаблонных групп в дэт-метале, которая, впрочем, давно оттуда выползла, и сейчас носит статус одной из самых необычных метал-групп во всей Европе - Disharmonic Orchestra, из славного австрийского городка Клагенфурт-ам-Вёртерзе. Пока фэны в третий раз входят в фазу томительного ожидания новой музыки после выхода в 2016 году первого за 14 лет альбома "Fear of Angst", группа занимается созданием странных или явно юморных клипов к своим старым песням (неожиданного высокого качества - словно работа мэйджора для нового альбома), а к началу 2023 года подготовила подарок всем фанатом раннего и даже неприлично раннего творчества австрияков - переиздание всего имеющегося (и слегка причёсанного) каталога группы, вышедшего на кассетах и миниках до "Expositionsprophylaxe" 1990-го года. В нескольких форматах были изданы все известные демо, сплит с Pungent Stench, вышедший усилиями тогда ещё зелененького нишевого лейбла Nuclear Blast в 1989 году, а также ранее не обнародованная репетиционная запись. Итого 43 трека, большая часть из которых в итоге не прошла сквозь сито творческого взросления, хотя кое-какие элементы всплывали в поздних версиях. Так, например, "Putrid Stench" был преобразован в "Return of the Living Beat" из альбома "Not to Be Undimensional Conscious", обогатившись хип-хоп-вставкой, некоторые риффы потом перекочевали в "Expositionsprophylaxe". Самые ранние записи так же примечательны участием Харальде Беждека - будущего лидера другой известнейшей автрийской группы - Disastrous Murmur. Оформлен альбом с помощью зарисовок, сделанных в своё время художником-сюрреалистом Гехгардом Клопфом, отцом фронтмена Патрика Клопфа.
Начинается сборник со сплита, очень сырого при прямом сравнении, но близкого по получаемым ощущениям к атмосфере "Expositionsprophylaxe". По большей части, данные треки так и остались на нем, видимо, группа посчитала, что материал уже представлен через этот сплит и занимать место на новом альбома в ущерб переполнявшим коллектив новым идеям бессмысленно - 4 переписанные на студии песни с винила были срезаны, а в более щадящем к хронометражу CD-издании они помещены после основного материала. В дальнейшем же, путь "Repulsive Overtones" идёт в обратном порядке - от новых демо к старым. Работы сплита всё-таки чутка чаще вертятся вокруг грайндкоровых территорий, не замедляясь моментами, как материал из дебютника, хоть, например, в трёх песнях из семидюймовки "Successive Substitution" содержится такой же сырой продакшен, но с более громким и ещё более перегруженным басом, который пока что не проявляет всех черт виртуозности Хеврига Замерника, на которой впоследствии будет строиться большая часть материала 1992 года и "Pleasuredome" 1994 года.
Далее следует демо "Requiem to the Forest" - отличается оно еще более грайндкоровым настроем - в первую очередь из-за более лающего вокала как Патрика, так и Харальда, что образует свой Disastrous Murmur, сразу после записи этой миленькой кассетки. Хотя в целом гитары и бас не дают ощущения того, что за ними стоят виртуозы, в отличие от постоянно находящихся в движении ударных Мартина Месснера. Многие верно подмечали, что хоть Клопф и является композитором, локомотив команды - неугомонный барабанщик. Есть тут и пустышки по типу "Chilli Fart" или "Abhorrence", есть и чутка структурированные вещи, такие как тот же "Compulsorily Screaming". Хоть кое-где есть и прикольные риффы, большинство из того, из чего можно слепить более адекватный, серьёзный материал, получило развитие в работах 1989-1990 годов. Из наиболее заметных влияний - Napalm Death, а также кроссовер-трэш-сцена (на не выходившей ранее репетиционной кассете группа здесь отметилась одним из двух каверов на одного из многих пионеров жанра Post Mortem - песня "Caveman"). Также уже тут просматривается тенденция по напихиванию всевозможных C1-словечек в названия песен, да и в текстах (которые ещё и не все сохранились для истории) кое-где да всплывёт такое слово, что не каждый англичанин имеет в активном словарном запасе. На демо "The Unequalled Visual Response Mechanism" гитара звучит слегка более отчётливо - не настроена настолько низко и не перегружена до ужасных значений, да и, к примеру, рифф "Unjustified Resolations" звучит как панк-рифф для начинающего. В целом эта наиболее ранняя запись группы представляет собой альфа-версию того, что группа желала играть, чёткого вектора и полного формирования ещё не выявилось.
Первая репетиционная запись 1988 года более приближена к последующему дэтграйндовому творчеству. А вот ранее не издававшийся нигде диск содержит новые, ранее неизвестные песни - при этом, как мне кажется, такие неожиданно длинные номера, как "The Lethal Presence" и "The Fucking System Shit", являются по большей части простыми джемами, с данными задним числом названиями. В целом очевидно, почему они были либо кардинально переработаны, либо вовсе оставлены за неинтересностью. Там же встречаются и уже прозвучавшие ранее номера по типу "Unjustified Resolutions" и "Chilli Fart". Качество звука и приёмы игры примерно соответствуют предыдущим записям. В целом, по большему счёту, записи 1988 года примечательны разве что в контексте эволюции самой группы, а вот сами по себе они имеют лишь немного интересных моментов - до новаторства им нужно было набраться ещё опыта.
Данная компиляция - бесценный подарок всем тем, кто обожает Disharmonic Orchestra. Рекомендуется она хотя бы к частичному ознакомлению в принципе любому, кого задела музыка австрийских чудаков любой эпохи. По записям 1989 года, которые более профессиональны и содержат отфильтрованный, более развитый песенный репертуар, можно понять, что составные части уже сыгрались и начали сочинять песни, сложность которых растёт в геометрической прогрессии, и что к моменту записи альбома она явно будет показывать вещи, уже чересчур диковинные для обычного дэтграйндового типа конституции. Главный минус данного релиза сводится к недостаче придаточного материала - как это обычно принято в случаях такого масштабного переиздания материала подвального периода, в буклете и приложениях содержится куча каких-либо ранее не встречавшихся в релизах и интервью воспоминаний, фото, фактов, набора цитат музыкантов других групп, всего в этом роде. На данный релиз сами Disharmonic Orchestra и копающиеся в раритетах итальянцы F.O.A.D. этих пряников зажали. А может быть, это потому, что в группе уверены, что ещё останется кому показать все это на более грандиозные даты по типу полувекового юбилея группы? Ведь всё-таки Disharmonic Orchestra - не из тех групп, что будет оседать в полынье глубинной памяти - равнодушие, чёрствость и забвение не проявляются либо в силу изначального отторжения, либо из-за крепкой и действенной подсечки слушателя материалом. В любом случае для почитателей типа меня группы релиз нужный.
|
| |
|
|
|