|
Last login: 25 октября 2009, 12:14
|
|
|
|
|
|
| К сожалению, многие факты, описанные в рецензиях выше, не только далеки от правды, но и сам альбом упрощают и приземляют.
Для начала немного истории о том, что есть "M&D" и как он появился на свет. Материал кропался на протяжении двух лет, и если в начальных набросках можно было видеть старый вектор, то пошедшее в дальнейшем выдвинуло работу на совершенно иной уровень и Sunn O))), выпустив предварительно переходной к "M&D" материал на восхитительном "Domkirke", пошли ва-банк. Как нам вещал все время ожидания альбома маститый и именитый в сферах музыки-не-для-всех журнал "The Wire", альбом распух очень быстро - участие не "сэмплированного оркестра и органа"(с), а полноценной струнной секции, мужского и женского хоров (женский под руководством вокалистки Wolves In The Throne Room), богатой духовой секции (гобой и валторну в творчестве Sunn O))) еще не слышали), клавишных, etc. Оркестровая начинка писалась Эдвином Кангом, приглашенным со стороны композитором, ранее работавшим с Джоном Зорном и многими другими именитыми авант-господами. Список гостей распух также немерено - от привычных и уже ставших вторым составом Sunn O))) электроакустика Амбэрчи и вокального гения Аттилы Чихара до половины состава легендарных Earth и нескольких суровых академиков. С самого начала альбом позиционировался как огромный эксперимент, разве что, не было указано будет ли он разовой прихотью, или новым развитием.
Что же в итоге нарулили? С самого начала брало опасение, что обещая внедрить в свою музыку элементы академического авангарда и даже джаза, Sunn O))) рисковали не столько что-то "испортить" (после одного из самых страшных альбомов на свете, а именно, Grave Temple "Ambient\Ruin", я сомневаюсь, что эти люди могут что-то "испортить"), сколько потеряться на новом поле, где они еще зеленые новички, и сделать музыку несколько более доступной.
Стартует альбом по-старому, я бы даже сказал, слишком прямолинейно. Довольно стандартный, но убедительный дрон, без вариаций на манер хотя бы "Grimmrobes" - только стена какого-то непривычно тяжелого даже по меркам Sunn O))) звука. Первое слово названия отрабатывают на ура. Двигаясь сквозь острые и твердые глыбы земельных плит, пробираемся вверх к небу и вниз к ядру земли разом, пока не появляется Аттила с внушительной декламацией и очень забавным европейским акцентом. Не сразу замечаешь, что большая часть дроновых аккордов уже стала клавишами в низком регистре, а звуки, казавшиеся закадровым визгом Аттилы, на самом деле - рвущая себя на части струнная секция; скрипят струны-веревки и все рушится. Турбулентность, почти предсмертная - выход за пределы атмосферы без скафандра, равно как и погружение сквозь кору в магму. Звуковая палитра становится все богаче, пока Аттила "ищет загадку небес", и вот, кажется, приехали. Эффект оглушения сменяется благоговейным ужасом. Все стихает, остается зловещая духовая секция, похожая на рой гигантских пчел, появляется Grave Temple'овская вода, имитирующая перкуссию и кажется, что первый путь за одним из ответов на вечные вопросы лирический путешественник нашел, однако получил вопрос последний и решающий - тайну, которая слишком страшна, чтобы он мог ее разгадать или объять. Ему остается молчать.
Сменяется эта оторопь довольно быстро - сразу же женским хором. Здесь стоит подметить, что эксперимент снова смелый, потому что невольно вызывает ассоциации хотя бы с "Концертом для хора в 4 частях" Шнитке. Сравнение нечестное, но все же безусловно проигрышное для Sunn O))). Здесь же намечается первый легкий недостаток альбома - повторение структур при довольно посредственном их изменении. Впрочем, с эмоциональной точки зрения, все внушает, и перекладывающееся со слога на слог "Megszentségteleníthetetlenségeskedéseitekért" полностью оправдало свой смысл в том, что несет трек - абсолютный конфликт человека, его веры, и Высшего Существа. Полное отречение человека от веры ненастоящей, с его причастием к Богу настоящему, но при полном непонимании процесса с его стороны. Упоминавшаяся в интервью тема альбома как "свидетельство последствий того или иного события" отрабатывается на ура - лирический герой снова не может ничего объять и разъяснить, только видеть последствия грызущих друг друга хоровых партий и фашистски декламирующего Аттилы, размноженного вдесятеро и рухнуть в обморок после очищающего (или считающего раунды? :) ) удара гонга.
Третий трек предстает, конечно, уместным с точки зрения концепции, но очень несбалансированным при беспристрастном взгляде. Крайне забойное и передисторшированное начало, маршевый ритм, словно массовая колонизация другого мира, массовая миграция за горизонт, сопровождающаяся даже излишне пафосными оркестровками (напомнившими (sic!) Nile) и наконец распевшимся Аттилой. Все это прекрасно, внушает снова-таки благоговение перед мощью, величием и необъятным масштабом (наподобие Лавкрафтовских героев, сходивших с ума от осознания своей незначительности перед Вселенной), но с точки зрения музыкальной наименее удачна. Подобная гармонизация и пробежка по квадратам требует или более акцентированной ритмики (перкусиия сюда бы подошла), или более скорого развития. Но этого Sunn O))) нам не дают, вернее дают первое, но его мало - все ограничивается общим аллегорическим ощущением марша и слегка шуршащей после каждой пары шагов перкуссией, и, собственно, все. Марш продолжается дальше, уходит, в бесконечность перед неожиданной финальной стадией.
"Alice" (вопреки догадкам о Кэролле, все же мужское имя, трек назван в честь одного из почивших великих джазистов) являет собой наименее предсказуемое полотно в контексте альбома, и уж тем более ,в творчестве Sunn O))) как таковом. Стартующее как поздний Earth (так вот куда Престона и Карлсона пригласили), очень трудное для восприятия с первого раза начало трека, абсолютно лишенное привычного почерка Sunn O))). Искатель отправляется в последний путь, и снова он не может ухватить всех происходяших с ним действий - он улавливает часть контекста, ритуал ухода в нирвану\слияния со Вселенной\как вам угодно происходит, но он не замечает переходной точки и словно возвращается назад, как кажется, на минуту. Постепенно берет оторопь - остальная зарисовка напоминает импрессионистское полотно XIX века, джаз, хэппи-энд эпического фильма, хоть диснеевского Алладина, но совершенно не то, чего можно было бы ожидать. Причудливые переливы электроакустической дымки Амбарчи, переборов арф и мажорных витиеватых мелодий фагота и валторны дают-таки просвещение по окончанию диска, закончив его на странной, но впоследствии абсолютно логичной мажорной ноте. Все очень зрело и по-взрослому.
Несмотря на все эти похвалы и общее благоговение перед результатом, не думаю, что это будет сильнейшая работа в истории Sunn O))), как и какой-либо финал их развития. Более того, развитие в данном направлении было довольно логичным и от этих людей ожидаемым. Работа очень важна, пусть и в локальном контексте, и услышать ее должен каждый. Но она, тем не менее, не вызывает ощущения прорыва. Для тех, кто переживает за изменения в музыке Sunn O))) - это все тот же Sunn O))), вопрос лишь в том, что они держат баланс. Правильно или нет, покажет дальнейшее развитие, вариантов которого тьма тьмущая. А пока, выдав достаточно монолитное, законченное, зрелое и великое произведение, Sunn O))) остаются со знаком вопроса над головой, напоминая предков сухопутных животных: нам уже ноги растить, или ласты сгодятся? А сколько ног надо? А жабры уже можно убрать? А плавательный пузырь не нужен? Точно? Так что "M&D", при всем уважении, столь же переходный, сколько "Domkirke".
Что до минусов - упомянутая квадратность, несколько не реализовавшийся Аттила (хотя раз уж он говорил о том, что хотел быть скорее "инструментом" - то я не против, но хотелось более смелых решений), пока еще зеленоватые и молодые шаги по очень серьезным музыкальным территориям, что иногда садит Sunn O))) в лужу. Ну и нельзя не упомянуть, что хоть в торт и понапихано всего, чего только можно, и от списка гостей и инструментов разбегаются глаза - не покидает ощущение, что где-то там в другом измерении спрятан дополнительный тейп, где всех этих гостей наконец то слышно в том объеме, в каком они гостят на "M&D", потому что на основном альбоме весь этот потенциал использован уж слишком осторожно и понемножечку. "Ва-банк", так "ва-банк".
А в остальном, "M&D" конечно же один из лучших альбомов Sunn O))) и заслуживает свои 10 баллов, покрывая минусы смелостью того, что они вообще к этому приблизились, за последние несколько лет при помощи многочисленных сайд-проектов, изменений в Sunn O))) и, наконец, в "M&D" окончательно сбросив с себя клеймо людей, слепо копировавших наследие раннего Earth и ничего нового в дрон не привнесших. И хоть тень матушки-Земли еще очень и очень заметна, и при этом опять же скорее Sunn крутится вокруг Earth, а не наоборот, но осталось совсем недолго до того момента, когда Sunn O))) родят того Коперника, который докажет-таки обратное.
|
| |
|
|
|
| Неоспоримый статус Isis даже не как отцов, но как главного двигателя жанра арт-кор/пост-метала в «настоящем» времени всегда заставлял ждать их нового релиза как некоего события. Отбросив на секунду старую память о смысловом и духовном наполнении каждого без исключения релиза, важным в этом ожидании было скорее то, что каждый из них символизировал тренд, новую эпоху в жанре, которая стартовала именно с данного лонгплея. Лакмусовая бумага состояния пост-метала на данный момент, если угодно.
Новый альбом, однако, показывает то, что циники, в общем-то, были правы, говоря о том, что «Oceanic» дал пост-металу рождение, а появившийся всего через два года «Panopticon» - поставил в нем точку. Если при записи «In the Absence of Truth» группе хватило и сил, и мысли сотворить нечто в стороне от общего жанра, глубокое, чудесное и емкое, то по прошествии трех лет после его выпуска группа, создававшая тренды, сама прогнулась под чужой. Тем грустнее, что тренд этот символизирует скорее то, что пациент (сиречь жанр) скорее мертв, чем жив. Isis в нынешней кондиции - это хорошо отлаженный механизм по производству чувственной музыки с претензией на интеллектуальность - композиции обрастают все большим количеством вариаций, Тернер все больше темнит насчет концептуальной основы, звуковая палитра заставляет стонать в волнах оргазма, а сама группа, кажется, стала-таки для своего жанра тем, чем являются Tool для мира альтернативной музыки, с небольшими коррекциями, конечно.
Последний факт, к сожалению - краеугольный камень, о который группа умудрилась запнуться. Дело даже не в бонус-трэках (в концептуальном то альбоме?) или первых интервью для MTV-2 под лозунгом «Привет, поколение П, сегодня у нас в гостях группа Isis. Эти парни концептуальны и (надеюсь, вы сидите) у них нет припевов и куплетов. Развлекайтесь». А в том, что все это в итоге начинает напоминать пустой кристалл тонкой огранки, а отсутствие новизны превращает вылизанный, отточенный и самый доступный материал в истории группы в то же самое, чем был последний альбом Tool (давних кумиров Аарона, да и Адам на «Wavering Radiant» успел засветиться).
Как таковой, материал является ультра-мелодичным и сочным компиле всего творчества Isis и, что кривить душой, почти всего жанра. Вышло настолько скучно и удручающе, что напоминает затянутые титры после эпического фильма с никакой концовкой. Слишком прибавив в уверенности в себе, Isis на новой работе напоминают Крыловский квартет чуть менее чем полностью: потерявшись в наслоениях саунда, так и не получилось предоставить свободно дышащего материала, который бы направил тебя куда-то вперед по лестнице саморазвития, вслед за самой собой; комбинация старых идей (а перемолке подвергся даже обросший паутиной «Celestial») так и не дала рождения идеи новой; излишняя структуризация порой навевает смертельную тоску, материал трудно назвать очень интересным, порой он раздражает клишированностью; а концепция, обрывки которой фальшиво проглядывают на пару минут в начале и в конце альбома - безнадежно прое*бана.
Не будь с Isis двойной спрос и не будь каждая их работа показателем жизни жанра на данный момент - можно было бы стряхнуть с себя эти семь Юнговских сновидений, как кумарные бредовые грезы. Но это, к сожалению, объективная реальность, которую не спасут ни волшебные клавиши, ни фирменный бас, ни концепция по Юнгу, ни новый уровень саунд-продакшна - пятый полноценный ребенок в когда-то прекрасной семье родился мертвым.
|
| |
|
|
|
| Чтобы как следует понять сольный альбом мистера Уилсона, стоит, пожалуй, быть знакомым если уж не с музыкальным экспериментал-миром, то, по крайней мере, с его сайд-проектами. Безусловно, на чистый беспристрастный взгляд, если опустить общую атмосферу релиза, никаких сюрпризов, откровений и уж тем более прорыва тут нет. Но стоит, пожалуй, прочувствовать главную особенность этого релиза, которая низводит на нет почти все претензии относительно «комнатности» релиза или его музыкальной скромности. Интроверсия. Несмотря на весь пакостный PR с вышибанием цифрового духа из айподов дробью из карабина и прочую дрянь, альбом совершенно не об окружающем, как тот же Porcupine Tree «FoaBP». Музыка направлена исключительно внутрь и именно в этой интроверсии заключается весь смак. И только тогда жестокие дроновые концовки начнут вызывать мурашки по всему телу, тогда самоубийственные мелодии заставят взглянуть на окно еще и как на «выход», а все стилистические решения (микс из которых, несмотря на общую, казалось бы, приглаженность, благодаря не желающему меняться вокалу и общему почерку Стивена, очень солиден - от Depeche Mode и трип-хопа до шугейзинга и Sunn O))) ) начнут вставать на свои места. Альбом, несмотря на всю шумиху вокруг него, писался словно для себя. И если отдающая Porcupine Tree сингловая «Harmony Korine» синглом и остается, и будто приглашает текстом визитки в гости к Уилсону тем языком, которым он известен всем окружающим, дальнейшее нетипично и глубоко лично. И, пожалуй, как гимн тому состоянию, когда спокойно и с трехтонным грузом на душе осматриваешь осколки собственной жизни, «Insurgentes» почти идеален.
Что до чисто музыкального аспекта, провисает только, может, серединка (депешистская «Only Child», слишком типичная для Уилсона «Veneno Para Las Hadas» или почти неуместная здесь Омаро Родригез-Лопезовская «No Twilight Within the Courts of the Sun»). Остальное - удивительно выдержано при всем своем разнообразии. Сингл «Harmony Korine» отсылает к шлягерам «Deadwing», но все равно звучит намного грустнее. «Abandoner» будучи первой ласточкой “нового Уилсона” морально размазывает по стене дроновой трагедией. Ей вторит и «Salvaging», работая на еще более плавном контрасте, когда монотонная, в общем-то, композиция переходит в романтично-грустную мелодию струнной секции, но снова неминуемо заканчивается мрачным дроном. «Significant Other» - как светлое пятно надежды с переливающимся женским вокалом. «Twilight Coda», очень отдающая творчеством Акиры Ямаоки, окончательно погружает в себя перед главным ударом в лице «Get All You Deserve», которая символизирует полный душевный крах. Титульная «Insurgentes» - как подведение итога, но и в ней, к сожалению, у лирического героя надежды не остается и ее последние аккорды закрывает ставни темного дома, казалось бы, навсегда.
Бонус-диск также неплох как сборник би-сайдов. «Port Rubicon» звучит как демо, но тем не менее является пробным миксом самых темных идей основного альбома. «Puncture Wound» опять отсылает к Porcupine, но снова делает это мрачнее материала прописанного в адресе гиперссылки PT. «Collecting Space» - прямое следствие увлечения Уилсона арт-роком. Альтернативная версия «Insurgentes» показывает более светлый вариант композиции, а крепкая «Untitled» выглядит как музыка в титрах, не очень ложась в контекст альбома, но как нельзя лучше смотрящаяся к нему эпилогом. “I threw my life away, for while”…
В заключение осталось отметить только то, что, несмотря на кажущийся скупой арсенал выразительных средств и скромность для музыканта с большим стажем, восприятие альбома зависит в основном от субъективных факторов и того, насколько удастся понять внутренний мир музыканта, любовно именуемого на фан-форумах привычным «унылое говно». Альбом очень интровертен и «комнатен», и призван сопровождать по жизни персон меланхоличных и несколько отрешенных. Собственно, для таких как я он и оказался предназначен, чему я крайне рад. Расстраивает только, что Стив тем временем подписал контракт на еще две сольных работы. Жаль. Для «Insurgentes» хотелось уникального статуса.
|
| |
|
|
|
| Интересно, это просто следствие музыкального недоедания, что несчастных пост-металистов/арт-корщиков из Callisto едва ли не с ранней Anathema братают? Жаль, чисто композиционно ничего сколь бы то ни было близкого нету. Сами Callisto на этом альбоме (в отличие от предшествовавшей серой ЕР и последовавшего за обсуждаемым альбомом следующего лонгплея «Noir», окончательно погрязшего в копи-пасте) представляют собой хороший, пусть и второстепенный пост-метал/арт-кор с вполне достаточным количеством вкраплений чужеродных элементов. Однако недостаточно самостоятельный, чтобы хоть как-то вырваться из тени гениальных Isis. Атмосферный, минималистичный, холодный, разрезающий, или, скорее мягко заполняющий, воздух саксофоном и струнными, альбом, пожалуй, имеет лишь один минус - все это мы уже слышали.
|
| |
|
|
|
| Вообще, крайне забавные перемены происходят с метал-музыкой в последнее время, не трогая, конечно, всякий металкоровый или мелодик-дэтовый понос. Длинноволосые парни со временем начали чувствовать на себе давление конъюнктуры и того факта, что, собственно, их жанр доживает последние дни в одинокой старости и эликсир молодости им не поможет, будь он изготовлен Одином, Сатаной или еще кем прославляемым. И не сказать, однако, чтобы конъюнктуру они чувствовали, как надлежит. Если взглянуть правде в глаза, спасет метал в глазах простого и не очень слушателя только слияние его элементов с элементами чуждых ему жанров, в результате чего самые трушные носители длинного хаера неизменно наступят на яйца собственной же выращивавшейся двумя десятилетиями идеологии.
Не первой, но, наверное, самой показательной (пусть и не самой качественной, даже наоборот) ласточкой был Ihsahn из Emperor, курс тенденции был показан даже не в его якобы_авангардном Peccatum, а на его сольнике - куда более приземленном, но абсолютно точно запечатлевшем момент в статике. Метал-музыка потихоньку начинает стирать границы между своими жанрами и пытается набрать очков в прогрессивности звучания. Огромное количество тех же пост-блэк коллективов на данный момент делает фотографию этой же тенденции в профиль, скажем так. Тенденция, тем не менее, повальная - будь то тот же Ihsahn, которому захотелось поиграть все ту же эпичную хрень в оболочке из гермафродитизма жанров метала, или Mastodon, по сути подающие все тот же грув с классической хардой в прогрессивном виде, или вовсе Mayhem, благодаря Атилле, прошедшего крестовым ходом по лейблу Southern Lord, выдавшие довольно Sunn O)))'шный по атмосфере пост-альбом на закате своей тру-блэк-карьеры (и, ИМХО, лучший, что они сделали вообще). И знаете, сколь бы удачны или неудачны были эти эксперименты, мне все же это чуть приятнее, чем олдскульное стояние на месте, хоть результат часто и получается в чем-то схожим и конъюнктуру музыканты чувствуют не до конца, упирая больше на отковыривание ярлыков и нотные навороты. Но - пока это тенденция развития на ближайшие лет 5, что будет дальше - покажет время.
Так вот, при чем тут собственно ранее не отличавшиеся особенными изысками Enslaved с их новым «Vertebrae». Притом, что это как раз самый типичный средний представитель этой эпохи. Ранее блэк-викинг, переквалифицировавшийся в довольно пафосную смесь все того же Ihsahn с некоторыми фишками Opeth и даже голосом все того же последнего Mayhem в одном из треков. И, конечно, ожидаемо не дотягивающий до всех них вместе и по отдельности. В остальном про альбом сказать на самом деле нечего (все средненько, шито-крыто, просто для восприятия и, в то же время, прогрессивно и приятно). Куда интереснее наблюдения, к которым после прослушивания приходишь и то, куда двинутся длинноволосые парни, с Одином и Сатаной в душе, со всей Европейской земли в своем крестовом походе дальше и будет ли метал-музыке еще какое-то место на задворках истории еще хотя бы 10 лет. Пока получается не сказать, чтобы очень плохо, потому продолжаю наблюдать. В крайнем случае, написание некрологов - не самое неинтересное занятие.
|
| |
|
|
|
| Гремя колесами, катафалк пост-рока продолжает катиться под звуки народной панихиды и звучное тру-ля-ля (не иначе как звуки tra-la-la band с горы Зион, которая топотом небесных лошадей и плачем их наездника под 13 блюзов тринадцати лунам окончательно завершила эволюцию погребенного пост-рока как такового). Вообще, несмотря на то, что объективно музыкально весь новаторский Mogwai кончился на «Rock Action» (2001), я с большим теплом относился к «Happy Song for Happy People» и особенно «Mr.Beast», пусть даже попытки разнообразить звучание на последнем были удачными через раз - это были очень тонкие, точечно бьющие в душу записи.
Сокол же пищит в небе нам, окромя «I'm Jim Morisson, I'm Dead» и «Batcat», которого, наверное, очень боится, судя по обложке, самый что ни на есть стандартный пост-рок, какой можно было родить за продолжительное время. Как мне кажется, Mogwai не только сильно выходят из тиража, но и в принципе становятся королем жанра из тех королей, в которых потом учителя истории в школах тычут пальцами с усмешкой «вот таких бездарных правителей поискать и на кол». Помогая выносить на руках новую (и сейчас почти единственную) ветвь пост-рока тем же Explosions in the Sky, которые до сих пор играют достаточно неплохую, хоть и невероятно стандартную для поц-рока музыку, Mogwai надорвали пупки. Результат налицо - из всего альбома можно выделить лишь первые два трэка, все остальное, причем иногда лучше, можно услышать и у тысячи последователей легендарных пост-рокеров. Грустно. Как и орлу на обложке. А воз-катафалк, тем временем, и ныне там.
А писать хвалебные рецензии этой халтуре могут лишь те, для кого пост-рок на Могвае, “Вспышках” и “Боженьке Астронавте” клином сошелся и остановился.
|
| |
|
|
|
| Читая рецензии авторов выше, невольно начинаю думать, что старички из Metallica нарочно 20 лет играли полную ахинею, ради не самого сильного залпа, который разберут в лет. Впрочем, это не значит, что дальше пойдет гневный реценз и 2 балла внизу. Вовсе нет, не совру, что последний альбом старцев трэша меня очень даже порадовал, но есть немало нюансов, которые надо отметить.
Во-первых, влияние старого творчества несколько искусственное. Стоит напомнить господам фанатам, что брала Металлика не столько музыкой и техникой, сколько тем, насколько это было честно, с искрой и, если брать в расчет мой любимый «Justice» - мрачно. Именно этих составляющих группа не повторит, подчеркиваю, НИКОГДА. Если говорить о форме альбома, то значительнейшая часть ее элементов взята с «Load»\«Reload», равно как и (да-да) с «St.Anger». Не спорю, разбавлено старым творчеством, вернее его формой, но не в той консистенции, чтобы орать «“Метла” вернулась, ублюдки!» - оттенок в основном создается тематикой песен, элементами построения, метражом и грамотным (хе-хе) пиаром.
Сам альбом... Синглы были ужасны, ужасны настолько, что я в хороший материал не верил, и тем приятнее, что кроме этих синглов получил выдержанный материал по качеству близкий к тому же «Load», скажем. При всей нехитовости песен, запомнилось. Синглы... «The Day that Never Comes», снабженный слабым клипом без мотивации и хватки, была безобразна - вторичная копирка под «One» со слабой балладой и совершенно неосмысленным трэш-куском в конце - словно студийный джем. «My Apocalypse» просто была без изюма и идиотскими «виу-виу-ды-дыы-ды-дыыы-ды-дыыыы-дыыыыы», называемыми в народе «прогом». Без намека на компетентность применения этого слова, конечно. Остальной материал довольно неплох - первые три песни, неизбежно сливающиеся в одну, задают хороший темп, «All Nightmare Long» играется с Meshuggah (одним кусочком) и альтом, «Cyanide» в отличие от концертной версии довольно здоровская, «The Unforgiven III» несмотря на то, что совершенно притянута за уши к прежним «Анфогивнам», вышла на диво - как отличной мелодикой, так и влекущим вокалом. «The Judas Kiss» - вообще одна из лучших песен Металлики за последний десяток-полтора лет. Разве что сворачивать альбом можно было уже после нее – 10-минутный инструментал крайне зануден и непоследователен, лишен структуры и фишки - нудное пережевывание вариаций на не самые лучшие риффы пластинки, а «My Apocalypse» в конце звучит донельзя блекло.
Что до Трухильо... Вот насчет того, что Ньюстед был хуже, не стоит заикаться. Ранее в том же великолепном «To Live is to Die» роль бас-секции была куда более значимой, да и на концертах басовые соло имели большую роль. Я весь альбом ждал, пока обезьянка себя проявит и на инструментале особенно, но ничего кроме дельной, приятной и слаженной игры на фоне не обнаружил. Это само по себе неплохо, просто повода для возгласов не вижу. Самоучка-Ларс... «The day Lars learn playin\' drums, the day that never comes». Фишка его простоты на этом альбоме тонет в монотонно диско-ритме, все сбивки предсказуемы и звук барабанов также не лучший. Соло Кирка - да, вернулись. Но я не буду спешить вешать на них венок славы - так как все они хаотичны, непоследовательны и зачастую неинтересны. Это относится также и ко всем «прог»-моментам «Death Magnetic» - вроде бы и приятны, но лишены того что делает их прогрессивными, а не хаотичным набором нот, притом не самым необычным. Порадовал Хэтфилд - опять же сравнений с 80-ми никаких, но пение приятно и эмоционально там, где материал того требует.
От себя скажу, что я результатом доволен исключительно - да, за последнее время это глоток свежего воздуха от группы и точно очень неплохой альбом. Но мне странно видеть десятки, так как напомним «10 (5+) Шедевр на все времена», а шедевры от Metallica, извините, уже часть истории. А новому альбому суждено стать просто еще одним хорошим альбомом поздней Metallica, который гребет лавры, потому что играет на струнах «ааа, она снова играют митол!!!», но также может стать трамплином к чему-то действительно качественному. Хотя удивляюсь тем, кто ждет одиозности 80х - вся душа, настроение, задор Металлики остались там. И возвращения нет. Порох в пороховницах, безусловно, есть, новый альбом это доказывает. Но есть и обратная сторона. Хэтфилд и Ко так наличие этого пороха стремятся доказать, что ягодицы часто начинают гореть, а публика, что неудивительно, смеется - и таких неудачных моментов на альбоме - предостаточно. Так что отложу пищание в сторону и просто скажу им спасибо за крепкий средний альбом. И не более.
|
| |
|
|
|
| Ожидаемо скучный альбом, где-то после "Gehenna" уже натурально принуждаешь себя слушать эту тягомотину. При этом расстраивает больше всего то, что, несмотря на очевидную коммерческую ориентацию, послушать хорошую попсу не вышло - вина ли в этом Фортмана, продюсировавшего Evanescence и все (очень спорные) релизы Mudvayne после "L.D.50", или без Рубина, ныне занятого Металликой, группа растеряла всю свою pop sensibility (читай "чувство хита") - черт знает. Результат вышел как сшитое из сотен чужих кусков существо - здесь у нас модный металкор ("All Hope Is Gone"), здесь вот гранжиком приложим (маловменяемая "Dead Memories"), здесь мы сопрем вокальные фишки Muse ("Gehenna"), немного Раммштайна ("Psychosocial"), много стон соурщины и соплей (я их люблю, но на этом альбоме они лишены всех эмоций), очень спорная мелодика и припевы - и существо не может летать, почти не дышит, агонизирует. Несмотря на коммерческий лоск и все элементы для удачной ротации на MTV - почти ни одной толковой песни для радио не вышло - а для чего тогда терпеть сии фантики, если конфета развалилась? На довольно атмосферном и душевном (имхо - единственный альбом Slipknot, который я до сих пор могу слушать, первые два релиза - просто мясо под ностальгию), и то нашлось 5 песен для клипов, глядя на них сразу можно было сказать - да, это хиты и на год ротации минимум. А тут - ни душе (что-либо мало-мальски экспериментальное как обещали, или раз уж на то пошло тяжелое), ни ушам (попса, но дико вялая).
Свои фишки есть, но хорошие треки можно посчитать по пальцам одной руки - "Gematria", "Sulfur", "Butcher's Hook", "All Hope is Gone", "Gehenna" (с натягом, написанная на ту же тематику "The Virus Of Life" прет куда больше). Боевик "This Cold Black" вышел вялым и похожим на плохую копию "The Nameless", "Wherein Lies Continue" щеголяет режущим ухо своей нескладностью припевом, "Psychosocial" уже и так в горе коричневых выделений, не буду добавлять их в общую кучу. "Dead Memories" напоминает неудачное братание Stone Sour и Nirvana, "Vendetta" в нехорошем смысле напоминает водевиль, "Snuff" - настолько сладко, что задница слипается. Интро как интро - малосодержательно, вполне в рамках группы.
Собственно, единственное что меня удивляет, так это то, что за 4 года был сваян релиз, который не будет иметь особенного успеха в формате MTV, для которого и создавался - нет на нем однозначных, а попкорн-поколение next альбомами слушать не умеет. Да, впрочем, слушать тут почти нечего, к концу тянешься к кнопке стоп. Бонусы совершенно поставили в тупик - слаще них на этом альбоме, пожалуй, только "Snuff" - очень серый материал. Спорный ремикс на старую добрую "Vermilion Pt.2" окончательно ставит в тупик. Ностальгической радости, к сожалению, не вышло.
|
| |
|
|
|
| Слушая новый релиз Роз Победы, я никак не мог отделаться от образа тетрадки перед глазами - где страниц 5 усердно исписано, а все остальное усеяно фразами, рисунками и кляксами. Вряд ли эти воспоминания навевают ностальгию, скорее много говорят о самом альбоме. "Med Sud I Eyrum..." напоминает несколько укомплектованных песен и ворох черновиков одной тематики - общее чувство незавершенности и того, что композиции представляют собой грубый скелет, не покидает до финальных аккордов. Не знаю уж, что помешало Sigur Ros - или то, что часть песен была записана вживую (а следовательно написана в туре, где концентрация на создании песни вряд ли близка к идеалу), то ли запись по четырем уголкам мира. Хочешь-не хочешь, а путевой дневник дневником и остается если его не довести до ума после поездки, которая, судя по обложке была бурной.
Что, собственно, собой представляет музыкально новый альбом? Нечто крайне противоречивое, для любого любителя Sigur Ros наделенного парой извилин и слухом точно - не может не возникнуть внутреннего конфликта. Вопрос в том, принять ли это? В этом можно разобраться. Сперва отмечу, что первые 4 песни и остальной альбом как две стороны пластинки с пометкой black & white. Предрекаемая всеми смерть пост-рока, и так невооруженным глазом заметная, если судить по этим четырем трэкам, сподвигнула Роз Победы на слияние с таким опасным жанром как нарицательное "инди-рок". Здесь многое субъективно, учитывая модные течения - попадание в точку. Но лично на мой взгляд, песни по принципу "куплет-припев" получаются у Sigur Ros не ахти как, а во многом и вовсе раздражают, словно ты слушаешь еще один банальный инди-релиз.
Вторая половина (даже на заднике диска словно отделенная от другой пересеркнутым Festif..) превращается в разуме слушателя в однообразную и в то же время хаотично собранную кашу. Здесь вам и два трека а-ля "мы все еще короли эфирного пост-рока с мяу-мяу вокалом, не бойтесь", и более пространные зарисовки, и классическое "пианино + вокал". Однако все это словно не желает обрести целостность - "Festival" и "Ara Batur" очень красивы, но словно би-сайды старых лет, симбиоз "клавишные плюс Йонси" обращается в исключительное занудство, а остальные композиции словно написаны наполовину. Самое забавное, пожалуй, это то что "Med Sud I Eyrum..." звучит скорее не альбом упомянутого выше ВИА, а как сольный альбом их обладателя кошачьей вокальной харизмы Йонси - как некий сборник находок из других стилей, которые нанизали на шампур как попало.
Впрочем, не это по сути главный минус. Sigur Ros не лукавят, когда говорят, что пишут музыку для себя - им действительно (с их статусом) такие заявления уже позволительны - в родной Исландии они уступают по статус разве что достопочтенной Бьйорк, по всему миру их слушают от мала до велика - как серьезные ценители, так и юные модницы и модники. И я сам очень тепло отношусь к "( )" и особенно к "Takk...", но проблема нового релиза не в том что "это не пост-рок". Проблема в том что это и не "удачный эксперимент". И будь в нем хоть капля прежних чистых эмоций, воздушного пространства, просто эмоции - я бы судил иначе. Но новый релиз Роз Победы ничуть не трогает и мажет мимо всех струн души, попутно теряя свою уникальность, пока фэн-коммьюнити всего мира строчит ему дифирамбы и плачет над первой англоязычной песней "All Alright". Грустно.
|
| |
|
|
|
| Еще одно разочарование (надеюсь) в скорости уходящего 2008-го. Начиная еще с далеко не «потрясающей», а совершенно невразумительной обложки и заканчивая своим содержанием. Хотя официальное medley с сайта было классным - динамика, драйв, узнаваемый саунд а-ля «Recreation Day» (2003) (с точки зрения pure music без концепций и текстов - лучший альбом Evergrey) – в общем, в тенях развесистой клюквы ждал я «Torn», как Мессию после довольно среднего и сухого «Monday Morning Apocalypse» (2006).
Маразм крепчал, деревья гнулись, а мышь... Зря я, впрочем, про мышь, все равно не вспомню. Вспомню, однако, то, что сей крепчавший маразм неожиданно заразил и то, что я послушал под именем нового альбома Evergrey, а все самое ценное - было в medley. Удар. Пыль от мешка в воздухе.
Я очень люблю эти милые клише Evergrey, как то неустанные триоли, готишные завывания по-настоящему талантливого Инглунда, сладкие соло. Правда люблю. Но, однако, мое воображение не в силах представить мотивации их использования так, как на «Torn». Начался альбом слащаво и попсово, вроде приятно, но «Broken Wings» и «Soaked» отвернули поначалу желание слушать дальше. Середина несколько вытянула впечатление – «When Kingdoms Fall», «Fail», «Numb», «Torn» - действительно неплохие песни. К концу релиз сдулся, махнув на прощание припевом «These Scars». И вроде бы можно было бы махнуть рукой, подумать, что 5-6 дельных треков не так и плохо и довольно с моей персоны.
Однако не дает этого сделать факт того, насколько блекло здесь все - от потускневшего вокала Инглунда (которого я привык считать мастером эмоциональности), до высосанных из пальца риффов, совершенно невменяемых прог-элементов и зацикленности всех песен на одной и той же структуре - на «Torn» это, ввиду своей некоторой музыкальной бедности (ни привычных хоралов, ни синт-фонов, ни напора, и звук гитар излишне циферный), уже минус. А что до хитовок... Простил бы альбому многое, если бы любимые «Recreation Day» и «The Inner Circle» не были бы почти от начала до конца полны песнями куда более высокого качества.
О, великий мейнстрим, ужасный и непоколебимый, кончай мочиться в собственные штаны в високосный год. Аминь. До 2010 видимо.
|
| |
|
|
|
| Уж сколько всегда любил Opeth и ценил магию их работ (подумать только, столько лет существования и ни единого промаха, кроме, может, "Deliverance"), со временем понимал, что еще чуть-чуть и надо что-то менять. Линия вышедшая из "My Arms..." и стартовавшая на "Still Life" получала свое развитие, с ответвлениями вроде "Damnation", но если приглядеться - обладала рядом типичных opeth'итных клише - что впоследствие радовать перестало. "Ghost Reveries" был апофеозом этой линии - нет, это был прекрасный, атмосферный и очень цельный альбом с совершенно другими плюсами, но голый скелет был тот же и наращивать кости было некуда.
Какова же была радость, когда столь ожидаемые изменения пришли буквально со следующим альбомом. Хотя вряд ли я назову их неожиданными - смена состава, длинная пауза, очевидный застой. При этом опус дает нам словно разобранный по частям Opeth, из которого собрали что-то совсем другое. Общая картина стала еще более атмосферной, интеллигентной и разнообразной, может даже более проговой по духу. Растет и мастерство - Акерфельдт кажется достиг пика как в мастерстве гроулинга, так и в чистом вокале (нотки в "Burden" - чистый Меркьюри, простит меня Фред за кощунство). Новоиспеченные музыканты, несмотря на то что почти весь материал писал Михаил - звучат намного свежее и, опять же, интеллигентнее, чем Лопес и Линдгрен - более того начинаешь думать, как же их не хватало раньше. Музыка же тем временем сбросила почти все привычные клише этого коллектива (кроме откровенно вытрясенной из Миши лейблом "Porcelain Heart" - уж слишком она похожа и на "Grand Conjuration" и на "To Rid The Disease" разом). Остальное великолепно - средняя "Coil" легко вытягивается за счет статуса интро, "Heir Apparent", по тяжести бьющая наверное все возможные рекорды и текстом подымающая волосы дыбом, очень разнородная и атмосферная "The Lotus Eater", венчающая сольные баллады Меркьюри с Pink Floyd "Burden", истинный проговый алмаз в лице "Hessian Peel" и очень душевный и одновременно прекрасно подходящий для аутро "Hex Omega".
Но не это главное. Главное это то, насколько цельный, даже камерный, монолитный и переливающийся различными оттенками вышел релиз, сколько удачных и не очень, но оригинальных идей использовано в композициях или в местах их склейки - расстраивающиеся колки, переходящий в бит смех, теперь (в отличие от "By The Pain I See In Others") уместные вставки текста в реверс-записи, и общая атмосфера не только винтажа, что лупит по глазам еще с обложки, но и загадки. А вот тут отдельная графа - так общее текстовое содержание якобы "неконцептуального" альбома, дает ему еще ту атмосферу - словно разглядываешь старые фотографии и читаешь дневники, поглощая одну за другой семейные трагедии с миллионом шифров, аллюзий и загадок на тему, в духе классических хоррор-сториз. Вместе с идеально синхронным с отрывками истории артом это все создает очень убедительную атмосферу.
Вообще на фоне довольно скудного на хорошие релизы года, "Watershed" - событие. Хотя ему в любом случае суждено стать таковым - хотя бы в истории Opeth, еще раз доказавших, что они были событием с самого своего рождения и остаются им до сих пор. И что греха таить, с этой минуты за их творчеством следить стало намного интереснее.
|
| |
|
|
|
| Прежде чем говорить об этом релизе, стоит вспомнить его пугающую любого сознательного слушателя раскрутку - от вполне обычных игр на сайте в духе "собери обложку и получи кавер на кого-то" и постоянных "случайных" утечек почти половины альбома флэш-игры "Goliath: The Soothsayer", сразу 4-х клипов странного вида и качества и (слухи ли?) голиаф-бургеров в макдаке, хоть последнее скорее неудачная шутка циников с фанки. В любом случае, рекламная кампания такого рода обычно проводится к альбомам, которые, к сожалению, имеют свойство разочаровывать в конечном итоге. Ну, а с "Бедламом" что?
А с "Бедламом" дела всяким образом лучше - даже невовремя утекшие треки составили очень неплохое впечатление о грядущем альбоме - учитывая вяленую вареность предыдущего диска - "Amputechture" - на 50% для слушателей все равно будет "решать" такое забавное качество, как: "О, это не Ампутекчер!!!". И да, это никак не "Amputechture", более того, энергетика и скорость альбома вызывают в памяти лучшие ассоциации с "De-Loused In The Comatorium", что, учитывая дискографические особенности The Mars Volta, едва ли не лучший комплимент.
Сюжет судить сложновато (тексты объявились на моем жестком диске лишь день назад), альбом ведь снова концептуален, так что остается довольствоваться огрызками от Седрика и Омара, вываленными на журналистов в интервью. А если верить им, то получаем историю такую, что либо мир сходит с ума, либо кто-то играет со слушателями как с детишками. Итак, жаркий день в Иерусалиме, Омар бродит по рынку и покупает в подарок Седрику oujia - древнюю (кхм) говорящую дощечку (в альбоме - soothsayer), и, радостный, привозит ее закадычному другу. Если верить нашим двум укуренным латиносам, дощечка еще не отслужила свой гарантийный срок и нашептала Завале древнюю историю об умерших матери, дочери и их молодом человеке, составлявших любовный треугольник и убитых (по законам жанра - не иначе друг другом и случайно попавшим из толпы камнем), чьи души как бы заключены в этой дощечке. История на сием не заканчивается, т.к. Лобстер и Бикслер упомянули, что мерзкая болтливая деревяшка попутно прокляла группу, из-за чего сошли с ума звукорежиссер и старый барабанщик, а Седрик травмировал ногу, пока запись вечно прерывалась и работа шла нестабильно. На том Седрик, записав альбом в честь деревяшки и похороненных в ней людей (снова альбом-реквием?), хоронит дощечку в земле и вспоминает о ней лишь исполняя песни с нового альбома. Happy end. Поставьте на полочку НФ, пожалуйста.
Тем не менее, вранье все вышесказанное или нет, альбому сия наркомания пошла - это касается что интересного арта на восточную тематику, что общего настроения альбома - бодрого, задорного, слегка, может, панкушного, трагедия чувствуется лишь ко второй половине альбома и более менее явственна лишь на "Soothsayer", неожиданно блеснувшей скрипками, церковными хоралами в конце (пускай просто записанными в реальной обстановке) и мрачноватыми переходами, и "Conjugal Burns", решающей попугать слушателя дисторшированными лаем и криками перед финальным припевом. Начало же альбома многих фэнов The Mars Volta, как можно судить по сетевым форумам, отпугивает - излишне позитивно, по их мнению. Может, я неразборчив, но мне поток свежего настроения в творчестве одной из любимых групп более чем приятен - композиции очень и очень интересны, хоть и слегка сумбурны, вокал Седрика хорошеет с каждым альбомом (а на "Бедламе" он еще и четверть времени дисторширован всеми возможными способами - тупняк вроде бы, но разнообразие, разнообразие), Омар наконец-то после "Amputechture" стал выкладываться больше, чем на половину своих композиторских возможностей, а новый драммер сводит с ума, хоть местами и хочется его ненадолго приткнуть. Экспериментов немало, хоть они и носят спорный характер - эмбиентные вставки остались на совести "Frances The Mute", прогрессив-метражи - на доли "Amputechture", надрыв - на "De-Loused In The Comatorium". Здесь все это носит другой, менее уловимый характер, но радует не меньше - заданному до выхода альбома духу услышанное соответствует на полную, тем более, что фирменный стиль The Mars Volta присутствует здесь в полном объеме с небольшими косметическими изменениями - в голове надолго заседают и "открывашка" "Aberinkula", и разбитная "Metatron", сингловая "Wax Simulacra!", принципиально акустическая "Tourniquet Man", интересная "Cavalettas", чем-то напоминающая саундтреки прямиком из Болливуда "Agadez", малость трагичная "Askepios" и упомянутые выше две финальные композиции - набор очень внушительный для альбома, который по негативным комментариям некоторых персон "заново изобретает ню-метал"(?).
В целом, не могу скрыть своего полного удовлетворения услышанным - взявшись за ум, Седрик и Омар в очередной раз смогли надрать всем задницы, пусть и несколько по-другому - то ли после первых двух крышесносящих ударов по "коматориевски" и "французски" публика привыкла, то ли закон о том, что гениальные альбомы не могут носить конвейерный характер, верен на сотню с лишним всегда решающих дроби и кружочков. Склонюсь к обоим вариантам и пойду слушать весь этот бедлам уже в пятый раз. И думаю, here comes another 50.
P.S. Ах да, чуть не забыл - это не "Amputechture"!
|
| |
|
|
|
| Лично для меня это самый слабый и лишенный души альбом любимых The Mars Volta. Отказавшись от концепций и прочих попыток придать происходящему на альбоме веский смысл (общая тема о религиозных культах, впрочем, здесь есть), The Mars Volta, казалось бы, должны были только расширить свои границы и почувствовать себя музыкально свободными, тем более что формально элементов прогрессива (не экспериментала) здесь даже больше, чем на других их работах.
Но не судьба. Атмосфера альбома напоминает часы, проведенные под одеялом в гриппозном состоянии - уж казалось бы кто-кто, а Омар с Седриком в жизни не занудят. Но и они смогли, записав совершенно неинтересный альбом с кипяченым и распаренным саундом и устало-больной атмосферой, где как-то выделяются только действительно стоящие "Asilos Magdalena", "Viscera Eyes" и "Day Of The Baphomets" - все остальное угнетает и вызывает желание клюнуть носом в подушку. Нечасто случается и то, что 15-минутная продолжительность трека - занудливый минус - но и это здесь именно так.
Есть подспудное ощущение, что на "Amputechture" на слушателя вылили би-сайды средней руки, на которых неизменно хороша лишь завернутая лирика. И все. Радует, что путь "Amputechture" на последующем альбоме не был продолжен, хотя количество треков с него в сет-листах их концертов заставляет лишь раз к разу пожимать плечами.
|
| |
|
|
|
| Скажу честно, к не то что рецензиям, а даже к разговору о таких вещах как "Be" идешь долго - не потому даже, что альбом довольно нелегок для полноценного описания и нагружен идеями и философским контентом по самое не балуйся, а скорее потому, что в какой-то мере говорить об этом альбоме - уже значит нести определенную ответственность, тем более что более-менее детально он в моей голове устаканился лишь сейчас. Мой личный комментарий здесь будет менее уместен, чем когда-либо позже, но я скажу лишь одно - это не только мой любимый альбом в целом (если это альбом, в привычном понимании, а не аудиокнига по философии в музыкальной степени), но и нечто, что смогло даже не просто заставить задуматься о многом, но и поменять угол зрения на некоторые вещи, заодно прояснив для себя несколько важных фабул. Тут мне нечего сказать, кроме как поклониться и рассказать о том, что "Ве" из себя представляет и с чем его собственно есть.
Пожалуй, сказать, что "Ве" создавали ради забивки бабла - было бы верхом негуманности и слепоты - именно этот опус в дискографии группы несет в себе наибольший заряд мысли и слова, желания сказать о чем-то, и в итоге за 74 минуты, группа успела сказать даже слишком много, причем очень подробно. Сюжет альбома (или все же его идея) построена на двух идеях:
1. Первая развивает сравнение Бога и человека - обсуждается вариант того, что если Бог и существует и создавал человека по своему подобию, он тоже должен не понимать до конца суть своего происхождения и находиться в состоянии сложного морального выбора, пребывать в заблуждении, иметь своего же учителя, каким его пытаются сделать его же создания.
2. Вторая идея скорее дробится на еще две: одна говорит о земной памяти о поколениях, вторая говорит о человечестве в целом - кажущаяся банальной фабула человеческого саморазрушения здесь подана исключительно богато, а во всего лишь нескольких песнях передано, дай Боже, почти 50% спектра человеческих эмоций - затронута и любимая группой проблема социума нового поколения и пр. - важнее то, как эти идеи пересекаются.
Сюжет показывает нам рождение этого Бога, Анимы (Animae, лат. душа), его попытки понять свое предназначение, после чего он создает мир, в котором пробует получить хоть какие-то уроки, вспомнить свой момент пересечения линии жизни и смерти - после чего стартует линия человеческая, связанная как с хрупкими взаимоотношениями человека и Бога, так и с человеческими ошибками и идеалами - с течением сюжета и его завершением, Бог наконец-то усваивает то, чего ему недоставало и осознает, кем он является. Но, опять же, суть в деталях, потому стоит пройтись - снова - по трекам:
Prologue - Animae Partus ("I Am")
То самое упомянутое рождение Анимы - внутренний диалог взрослого мужчины и умного не по годам ребенка, пространное рассуждение о собственном предназначении под далекие отрывки будущих песен, непонимание Богом времени, пространства и смысла. "Я могу назвать себя "Бог" и провести остаток вечности в попытках осознать - кто я на самом деле".
Deus Nova
Статистика человеческого приплода среди тысячелетий, которая будет плавно протекать в еще нескольких главах - постепенный прирост количества людей на планете в немного жестковатой и невеселой музыкальной оболочке, после которого следует завершение монолога Анимы, создавшей новый мир и новую нацию, и готовой начать свое обучение у них, ведь они все созданы по его же подобию, и вместе могут прийти к тому, чего ему недостает.
Imago (Homines Partus)
Собственно, а не пора ли к музыке? Пора - звучат кельтские мелодии, фолковые мотивы, в силу вступает эмоциональный вокал Гильденлёу, а сама песня символизирует радость Анимы от сотворенного, ожидания будущего знания и понимания: Бог наблюдает за природой, временами года, просит мир отдать ему все эти горы, реки, моря, поля, леса - все всеобъемлющее Бытие, идея которого и является краеугольным камнем альбома. Песня заканчивается небольшим успокоением Бога и его дальнейшим настроением на внимание людям.
Pluvis Aestivus - Of Summer Rain (Homines Fabula Initim)
Это просто инструментал. Или не просто инструментал с лейтмотивом, отдаленно напоминающим X-Files - красиво, витиевато, музыка переливается подобно ручью, задает легкий пафос ближе к концу. Эта интерлюдия, одновременно, становится и началом человеческой линии сюжета (Homines Fabula), подготавливая слушателя к новому, более интересному витку происходящего, и, простите, усаживающего Бога за абстрактную парту. Урок начался.
Lilium Cruentus - Deus Nova (On The Loss Of Innocence)
...несколько вяло, как может показаться поначалу - Гильденлёу и компания и здесь не хотят подать основное блюдо сразу, постепенно подготавливая слушателя - в итоге этот трек и следующий, по сути тоже являются интерлюдиями, но уже раскрывающими человеческую тему - места любви и рассуждениям о смерти в основном сюжете найдено не было, и они выдвинуты здесь - Lilium Cruentus повествует короткую историю как о силе любви, так и о конфликте со смертью - сюжет расплывчат, но можно различить и умершую возлюбленную, и панически настроенного человека, разочаровывающегося в Боге, и рассуждения о бездушности, и трагедию, и...опа....последующую скорую измену. Пять минут, а каждую строку стихов можно обдумывать на протяжении времени в три раза большего и не раз. Прекрасно.
Nauticus (Drifting)
Пожалуй, единственный минус на этом альбоме собран именно на Nauticus - слегка занудливая, слишком уж простая акустическая композиция, с довольно тягуче-неприятным низким вокалом гитариста группы и не несущая какой-то новой идеи - просто молитва человека Господу, и именно этот кусок мне больше всего непонятен - ведь эта же тема просто блестяще раскрывается на Vocari Dei, а здесь она подана в не самом выгодном свете. Впрочем, ладно - не провал ведь.
Dea Pecuniae
Начинается этот блюзовый эпик (иначе я его назвать на самом деле не могу) еще в предыдущей песне двухминутным диалогом в машине, о котором слегка позже. Итак, представляем второго главного героя этого альбома - Mr.Money (Мистер, как не сложно догадаться, Денежки), сколотивший за свою карьеру невероятное состояние и теперь жаждущий лишь бессмертия - потому, он связывается с абстрактной Судьбой, по имени Dea Pecuniae, еще не осознавая, кто из них кого будет вести за собой - разговор в машине, предваряющий песней, представляет собой образное пошлое заигрывание с Судьбой, как с девушкой, которая или должна сама вести машину Судьбы М-ра Деньги, либо оказывать ему...кхм....оральные почести, пока Своей Судьбой будет управлять он сам. Дальнейший диалог показывает причины таких странных отношений, поданные в изумительно красивом блюзовом диалоге мужчины и женщины - оба нуждаются друг в друге для иллюзорного успеха и готовы объединится в своем союзе (и судя по забавному фото в буклете, машину Судьбы поведет именно Мистер Деньга). Героя гнетет его нежелание проиграть, его желание добиться действительно сложной цели, а далее следует эдакая абстрактная пирушка, совмещенная с его обращением к остальным людям, которые всегда его не понимали, не могли объяснить его поведения, целей - и вот, он наконец-то возвышается над ними, получает свое бессмертие и единственным подарком, что он делает для них, становится лишь поднятый им бокал, тут же разбитый, к слову.
Сама же песня музыкально просто прекрасна - дуэт очень и очень сильных вокалов, несколько винтажная композиция, блюзовая атмосфера, и прекрасное исполнение - дорогого стоит, к слову.
Vocari Dei - Sordes Aetas (Mess Age)
А это вот уже нечто, способное как разобрать до мурашек, так и заставить плакать, даже не из-за смысла, а просто из-за того, сколько в это вложено души совершенно разных людей. На сайте группы задолго до выхода альбома работала т.н. God Answering Machine, автоответчик Богу, на который абсолютно любой человек мог сказать Богу абсолютно все, что угодно, лишь бы это шло из глубин их сердец. Люди откликнулись с огромной отдачей, и в конце-концов, самые показательные из этих фраз были включены в эту интерлюдию. Результат....это не то, о чем можно говорить обычными словами - это палитра, палитра человеческих душ, мнений, эмоций, радости, грусти, трагедии, эйфории, мыслей, и их сердец - нечто, что хватает до глубины души и всегда вызывает мурашки по спине при каждом прослушивании - нечто, что я могу без зазрений совести назвать гениальным до мозга костей. И на этом мой комментарий заканчивается - услышать это нужно обязательно.
Diffidentia - Breaching The Core (Exitus - Drifting II)
Квинтэссенция недовольства Богом и одновременное развитие научного развития - эдакий показательный пример эры атеизма (не говорю я, что она неверна, просто передаю послание альбома) - фото в буклете наглядно показывают как усиленную механизацию, так и разрушение человечеством своей же основы - в какой-то мере этот трек обязаны любит гринписовцы и прирожденные панды. Вторая половина песни представляет собой диалог людского образа (Imago) и Анимы, который начинает путаться в своих мыслях еще больше, видит как его дети отстраняются от него, рушат созданный им мир и начинает впадать в состояние, как ни смешно, близкое к депрессии.Подано все в довольно жестком риффе, недовольно грубом ироничном вокале человека и проникновенно мягким вокалом страдающего Бога, чувствующего, что он проиграл сам себе.
Nihil Morari (Homines Fabula Finis)
Как ни странно, здесь линия предыдущего трека начинает пересекаться с человеческим пониманием происходящего - когда хочется нажать на тормоза, но они сломаны - ироничное признание разочарованного в себе человека совмещено с фальшивыми выпусками новостей, фальшивыми же интервью и той самой статистикой людей из Deus Nova, показывающей невероятный прирост населения с 2010 по 2050 годы - множество минусов людской политики последних лет, пропавший образ человеческой души (тот самый Imago), некую обреченность звукоряда, просьбу человека перед Богом о помощи, просьбу перед тем, о ком они забыли. Опять же, каждую строку впору разгребать на цитаты, а фальшивые факты заставляют задуматься едва ли не больше, чем реальные новости на Первом канале - поначалу довольно жесткая песня, в конце принимает характер мягкой, осознанной истерики, признания человека уже в своем бессознательном поражении, мольбу о прощении тех, кто разрушил создание Бога без единой причины. Здесь наступает финиш Homines Fabula, но не в том смысле, что сюжет о людях обрывается, скорее все основные выводы о своих созданиях Бог сделал и теперь лишь наблюдает за послесвечением.
Latericus Valete
Интерлюдия-инструментал, продолжающая музыкальную линию предыдущих двух песен в более проникновенном ключе, и выдающая эдакий итог людским событиям - в 2060-м популяция падает до одного миллиона людей на всю планету, а время запускает свой отсчет, пока на планете не останется лишь выручивший себе бессмертие Мистер Деньги.
Omni (Permanere?)
Простая в своей гениальности, вторая подряд интерлюдия - пронзительная мольба оставшихся в живых людей о спасении, облаченная в одеяние из одной, но крайне пронзительной органной мелодии, совмещенной с совершенно невероятно эмоциональным вокалом Гильденлёу - очередные мурашки и полное ощущение наступившей трагедии в собственной душе слушателя - снова в точку, и снова же гениально. "Найдешь ли ты ответы на наши вопросы, пока мы не исчезли?".
Iter Impius - Martigena, Son Of Mars (Obitus Dictinus)
Получите ближе к выходу настоящую хитовку данного альбома, упирающую, в том числе, и на музыкальное великолепие - мощная и душевная баллада, являющаяся одновременно и последним признанием Мистера Деньги в своей ошибке - как в своей связи с Пекунией-Фортуной, так и в том, что лучше бы он когда-то отдал руль своей жизни именно ей - он остается посреди разваленного мира в полном одиночестве, без возможности умереть - казалось бы банальная фабула о наказании бессмертия, но здесь она выглядит уместно и красиво - дополняем все прекрасным припевом и получаем действительно мощное завершение урока для Анимы, который извлекает из исповеди Правителя Руин последние крупицы недостающего знания.
Martius\Nauticus II
Возвращение к линии Анимы и заодно "ревизитинг" песни Imago - осознание Богом его сути как Всеобъемлющего Бытия, его абстрактное попадание к линии своего рождения и получения этого самого Бытия в его руки - музыка к конце песни срывается в откровенный мажор, напоминающий завершение акустического концерта 12:5, а настроение слушателя выплывает из невеселых раздумий на пару минут. Логическое завершение всей эпопеи под названием Be.
Animae Partus II
И, под занавес, эпилог - снова фраза "I Am!", произнесенная теперь крайне уверенно и угасание звуковой палитры в пустоту - впрочем, если забудете выключить плеер и вынуть наушники из ушей, то минуты через три тишины встрепенетесь как от неожиданного вздоха Анимы, так и от следующей за ним фразы маленькой девочки в духе "There is a room for all God's creatures and mushed potatoes" с последующим смехом, записанным в условиях чьей-то кухни. Эдакий easter egg в финальных титрах. Не самый неуместный, к слову.
Собственно если анализировать сюжет альбома с такой точки зрения, то получаем довольно серединное представление - в Ве невероятно много незаметных мелочей, связанных как с многочисленными цитатами и отсылками к разрозненной литературе, которые расшифрует не каждый Гордон, но и даже оформление, представленное в виде 60 небольших фото, непонятных в отрыве от сюжета и в целом, но соединяющихся в одну гротескную линию тогда, когда начинаешь понимать Ве на еще один уровень глубже. Не стоит забывать и о том, что с музыкальной точки зрения альбом очень и очень оригинален, самобытен и красив, полон эмоций, другое дело, что сюжет настолько глобален и интересен, что застилает собой всю музыку, которая здесь, чего уж греха таить, на самом деле является не целью, а вспомогательным средством ее передачи. Добавляем в общую корзину ожидаемый вскорости к просмотру DVD с около-театральным исполнением Ве, а также поданным в видео сюжетом на заднем плане с кучей доп.материалов, огрызков начальных идей и недоговоренностей - и получим еще большее понимание, чего я уже, на самом деле боюсь.
А в итоге имеем что? Pain Of Salvation, и так будучи неплохими художниками в музыкальном деле сваяли настоящую икону, не только являющуюся самой глобальной и интересной работой, что мои уши слышали за свою, пока что короткую, жизнь, но и являющуюся своеобразной картиной для всех: хотя это и утрированно - ненавистники искусства и просто невосприимчивые люди почешут затылки пройдут мимо, ценители музыки либо выдвинут сухое "красивая музыка" и останутся довольны, либо, подобно некоторым "ценителям", не желающим взглянуть вглубь вещей и непосредственно понять, что настоящая музыка - комплексное явление, в котором и идея является основополагающей, назовут альбом "арт-роковым занудством с ненужными фолк-мотивами и левой болтовней" и тоже не останутся разочарованными - свою то желчь проявить надо. В то время как те люди, которым хватит терпения и усердия понять этот альбом, уйти в него, останутся не только в прострации и с круглыми глазами, выдыхая "mammma mia", но и будут еще долго понемногу переваривать детали альбома, если к нему вернутся (а это уже, как ни крути, обязательно вернутся). Чуть не забыл, все написанное претендует на объективность.
|
| |
|
|
|