|
Last login: 7 июля 2011, 11:55
|
|
|
|
|
|
| Между норвежским black metal'ом и ambient'ом определённо существует какая-то таинственная связь. Может быть, это заявление звучит слишком смело или даже немного бредово. Но чем же тогда объяснить тот любопытный факт, что многие норвежские black metal'исты рано или поздно начинали экспериментировать с этим стилем, или даже уходили в него с головой? Думаю, многие знают, что небезызвестный Mortiis является кроме этого бывшим басистом Emperor. Satyr, фронтмен Satyricon, основал также и проект Wongraven, первый и единственный альбом которого представляет собой именно ambient. Burzum, Ulver и Ildjarn являются одновременно и black metal и dark ambient-проектами. Даже зловещую музыку Abruptum можно в какой-то мере охарактеризовать как ambient. Вот и Fenriz, фронтмен Darkthrone и Isengard, решил не отставать от коллег и записал "Caravans to Empire Algol", первый альбом своего сайд-проекта Neptune Towers.
Итак, судя по названию релиза, нам предстоит полёт в затерянную в далёких космических просторах империю Алгол. Музыка начинает играть, и межгалактические караваны устремляются в чёрную бездну. Проносясь мимо безмолвных туманностей, я начинаю замечать, что звёзды вокруг находятся в каком-то неестественном, застывшем положении, а их сияние... Нет, никакое это не сияние, а так, блёклое свечение. Пейзажи вокруг настолько однообразны, что это становится просто невыносимо. "Чёрт возьми! - восклицаю я, обращаясь к несуществующему пилоту, - Сколько же ещё будет продолжаться этот мучительный полёт?". Разумеется, мне никто не отвечает, и я продолжаю таращиться в темноту, скорее напоминающую большой чёрный лоскут, нежели космос.
И вот, наконец, ощущаются какие-то перемены. Кажется, нестерпимая дорога сквозь чёрную ткань, осыпанную белыми крошками, закончилась. Это начался второй трек - "The Arrival at Empire Algol". Да, это и есть прибытие. Вот только куда? Империей это место не назовёшь, здесь вообще отсутствуют какие-либо признаки жизни. Только пустота. Только напрягающее безмолвие. Конечная точка маршрута оказалась такой же убогой, как и сам маршрут.
Что можно сказать об этом творении в целом? Я неприятно удивлён тем, что Fenriz, умеющий задевать своей музыкой потаённые струны души, записал такой бесформенный, почти безатмосферный альбом. Иначе говоря, metal'ическая музыка удаётся ему гораздо лучше, чем эксперименты с электроникой.
Вряд ли поклонники стиля найдут для себя что-то интересное в "Caravans to Empire Algol", но я, пожалуй, порекомендую этот альбом для ознакомления преданным фанатам Fenriz'a. Но им я тоже ничего не обещаю.
|
| |
|
|
|
| Изначально Pazuzu задумывался как сайд-проект Protector'a и Silenius'a, более известных по своему творчеству в Summoning (если не принимать во внимание вокальную карьеру Silenius'a в Abigor). Однако наибольшим вкладом вышеназванных музыкантов оказался не в том альбоме, о котором сейчас пойдёт речь, а на дебютном "And All Was Silent...". Что касается "Awaken the Dragon", второго творения, вышедшего под вывеской шумерского демона, то львиная доля работы над материалом в этот раз пала на плечи Raymond Wells'a, впоследствии ставшего единственным участником проекта. Это не могло не отразиться на музыке Pazuzu, почти переставшей ассоциироваться у меня с Summoning, но теперь почему-то навевающей ассоциации с немецкой ethno doom metal'ической группой Betray My Secrets и небезызвестным детищем Ritchie и Candice - Blackmore's Night. Впрочем, это мои сугубо личные ощущения, граничащие с шуткой, и всерьёз я бы их воспринимать не советовал.
А теперь, забудьте обо всём, что окружает вас сейчас и напоминает о современном мире - многоэтажных панельных домах, шуршащих об асфальт колёсах автомобилей, назойливо пиликающих телефонных трубках. Теперь вы перенеслись туда, где есть только таверны с деревянными вывесками, наполненные зеваками рыночные площади, кишащие разбойниками мрачные вековые леса и окружённые крепостными стенами готические замки. Вы становитесь свидетелем заката цивилизации, внешне напоминающей западноевропейское Средневековье. И хотя ещё не происходит никаких катаклизмов, тень рока уже нависла над раздробленными королевствами, близится конец света. Знают ли об этом снующие по узким и тёмным улочкам бюргеры, или же это ведомо только мне и вам? Это уже не важно, ибо пробуждение древнего Дракона неотвратимо близится. И хотя Конец Эпох ещё не настал, а возня мало о чём подозревающих горожан и крестьян ещё продолжается, не забывайте об этом.
Подводя итог, я не называю "Awaken the Dragon" шедевральным творением, но всё же считаю лучшим произведением в своём специфическом стиле и рекомендую его всем тем, кто давно искал нечто на стыке folk'a, dark ambient'a и dark wave'a.
|
| |
|
|
|
| Я хотел заглянуть в лицо древнему и неизведанному ужасу. Всем своим естеством ощутить древнюю мистерию. Я желал почувствовать присутствие городов, построенных, когда Земля была ещё слишком молода, и их безликих строителей рядом с собой. Я надеялся лицезреть того, кто знает врата, кто знает ключ, кто и есть и ключ, и врата. Я даже дерзнул помышлять о том, чтобы взглянуть на того, чьё имя не осмелятся произнести ни одни губы, того, кто клубится и бурлит в самом центре бесконечности и вечно и жадно жуёт в средоточии хаоса. И мне почти удалось это сделать.
Пожалуй, я даже и не стану отрицать, что именно книги Великого и Ужасного сподвигли меня познакомиться с этим альбомом, с которого я, кстати, и начинал знакомство с творчеством американского dark ambient-проекта Nox Arcana.
Безрадостные и мрачные звуки, раздавшиеся как будто из стен, начали медленно и непринуждённо наполнять комнату. Спустя некоторое время, я начал понимать, что эти звуки являются обыкновенным рассказом. Повествование пролетало мимо владений Хастура Невыразимого, проносилось мимо снов и видений безумного араба Абдула Альхазреда, что когда-то написал овеянный ужасом "Некрономикон", спускалось в тёмные океанические глубины - пристанище Ктулху, Дагона и Глубоководных. Полёт неожиданно и даже несколько резко прерывается во время разглядывания причудливых фигур Старцев, образы которых растворяются словно дымка.
Дымка... Но почему эта дымка преследовала меня всё время моего путешествия, а фантомные изображения Древних были такими нечёткими и иллюзорными? А ответ до безобразия прост: во-первых, композиции слишком коротки, и это создаёт ощущение прерывистости, во-вторых, в момент моих раздумий о жутких чужеродных созданиях меня нещадно вырывал из них обыкновенный, человеческий голос рассказчика. Ну и в-третьих, некоторые фрагменты альбома оказались достаточно блёклыми, несмотря на многообещающие названия и внешнюю торжественность. Разочарование, вызываемое этим, подобно тому душевному состоянию, в котором находится человек, ещё мгновение назад спавший, но вырванный из царства Гипноса каким-то хлопком или стуком из внешнего мира.
Вывод таков: "Necronomicon" определённо хорош, но до атмосферы произведений Говарда Лавкрафта не дотягивает. Почему я сравниваю образцы литературного и музыкального искусств? Да потому, что уж если Nox Arcana покусились на создание музыкальной иллюстрации к лавкрафтовским ужасам, то судить их следует по тому, насколько им это удалось.
|
| |
|
|
|
| "Это - ЗЛО. Это - ЧИСТОЕ ЗЛО, они пытали друг друга в студии В ТЕЧЕНИЕ записи, и вы можете СЛЫШАТЬ в музыке их СТРАДАНИЯ. Это будет самая сумасшедшая запись, выходившая КОГДА-ЛИБО, и это - НЕ для нормальных людей. Это - музыка, которая НИКОГДА не сможет стать трендом, потому что нормальные люди просто не в состоянии понять её. И это прекрасно. <...> Он назван "Obscuritatem Advoco Amplctere Me" <...> , и держитесь от него подальше, если не любите чистую ТЬМУ."
Цитата из интервью с Euronymous'om для журнала "Orcustus Fanzine", 1992 г.
Лейбл Euronymous'а (лидера группы Mayhem и автора приведённой выше цитаты) "Deathlike Silence Productions" за всё время своего существования был известен непримиримой ненавистью к мэйнстриму и издавал альбомы только самых экстремальных групп того времени. Критерии экстремальности были очень жёсткими (достаточно жёсткими для того, чтобы причислить к тренду даже немэйнстримную, но недостаточно идейную группу). Но "Obscuritatem Advoco Amplectére Me" не только подошёл под эти критерии, но и вышел далеко за их рамки.
Теоретически, эту запись можно охарактеризовать как авангардный noise/dark ambient с периодическим появлением элементов black metal'a. В принципе, этих слов хватило бы, чтобы дать общее представление практически о любом альбоме. Но только не в этом случае. Более того, я не побоюсь сказать, что это не даст ни малейшего понятия о том, что ожидает слушателя.
На самом деле, трудности с определением стиля возникают потому, что данный альбом является попыткой трансформировать Извечное Зло в звуковую форму. И, к радости или к ужасу, у музыкантов Abruptum это получилось. Злом здесь пропитано всё - взрывные всплески изувеченной мелодии, вызывающие потрясение переходы, леденящие вокальные вставки, и даже короткие (вернее, мгновенные) промежутки между всем этим. Эмоциональный диапазон, несмотря на предельно тёмную направленность, очень широк для своих рамок. Здесь вы найдёте всё - затравленную ненависть, сдавливающий грудь страх, близкую к эйфории ярость... а может быть, что-то ещё, затаившееся в глубинах вашей души.
Я всегда отвожу особое внимание атмосфере, но как быть, когда музыка является атмосферой полностью? Если вы понимаете, что я имею ввиду, то вам вряд ли будут интересны все эти скрипки, синтезаторы, гитары и прочие указанные в буклете инструменты, а также техника игры на них. И вообще, какое вам дело до того, каким образом в наших земных условиях воспроизводились звуки, рождённые в самых дальних глубинах адских миров?
Предвижу, что многие прочитавшие мою рецензию, но никогда не слышавшие ни об этом альбоме, ни об Abruptum в принципе, будут весьма заинтригованы. Конечно, я ничего не могу поделать против неудержимого человеческого любопытства, но, по крайней мере, посоветую настырным искателям острых ощущений сначала задать себе вопрос: "А вы уверены, что это вам действительно нужно?". Ведь если всюду совать свой нос, то его могут и оторвать.
При выставлении оценки, мне в голову прежде всего пришла мысль о том, что объективно это творение оценить невозможно. Оно не может "с одной стороны нравиться, с другой - нет" или "вызывать ощущение, что всё хорошо, но вроде бы чего-то не хватает". Его можно только либо понимать, либо не понимать. Соответственно, существуют только два варианта предполагаемой оценки: 1 или 10. И я выбираю последний.
|
| |
|
|
|
| Многие говорят, что лучшие годы Electric Wizard уже давно позади, а новый материал значительно хуже первых альбомов группы. Что ж, является ли это правдой или нет - решать вам, но на мой взгляд, Electric Wizard наших дней так же хорош, как встарь, что только подтверждается последним на данный момент альбомом "Witchcult Today".
С первой же песни становится ясно, что это всё тот же stoner doom metal, в котором stoner чуть-чуть преобладает над doom, и ощущаются черты старого hard rock'a. В цепких и неторопливых риффах чувствуется причудливое сочетание холодного, замогильного мрака и какой-то странной маниакальной радости (даже, скорее, эйфории). Медленно пробирающаяся в мозг атмосфера безумия рисует перед глазами слушателя картину колдовского шабаша, на который слетаются со всех уголков мира ведьмы, вампиры и демоны, чтобы посидеть у костра, дымящего ядовитым запахом белладонны. Но стоящее перед взором видение начинает перебиваться рябью ощущения абсурдности и нереальности происходящего, что не оставляет никаких сомнений в том, что в написании альбома принимали участие вещества. Хотя это наверняка и пошло во вред здоровью музыкантов, но зато весьма положительно отразилось на музыке.
Описывая действие музыки Electric Wizard на слушателя, нельзя не упомянуть об уникальном вокале Jus'a Oborn'a. Вроде бы, этот человек и не славился никогда выдающимися вокальными данными, но особый тембр его голоса и манера пения позволяют ему звучать крайне психоделично.
Подводя итоги, я могу лишь подвтвердить сказанное в первом абзаце и настоятельно порекомендовать "Witchcult Today" всем любителям doom metal. Однако не советую злоупотреблять музыкой альбома, иначе ваше сознание ещё нескоро вернётся в привычное положение.
|
| |
|
|
|
| В 1982 году (тогда был записан альбом "Volume I") группа Pagan Altar находилась в глубоком андерграунде, да и сейчас не слишком известна. Однако их творчество повлияло на многие doom metal-группы, а в кругах любителей стиля считается классикой.
При ближайшем рассмотрении музыкального содержимого альбома становится ясно, что оно представляет собой смесь Black Sabbath'образного heavy metal и того, что впоследствии стало принято называть doom metal. Чертами первого здесь являются иногда попадающиеся hard rock'овые риффы и вокал Terry Jones'а, слегка напомнивший мне Ozzy Osbourne'а, а чертами второго - преобладание неторопливого темпа и особая таинственная мрачность.
Впрочем, те мрак и ужасы, о которых рассказывается в текстах песен, хотя и ощущаются хорошо, но всё же кажутся какими-то далёкими. В общем, альбом передаёт атмосферу рассказа у уютного камина о проделках злых ведьм, о могучих демонах и о древних языческих временах, которые, возможно, настанут снова. Впечатление присутствия при событиях этого рассказа не создаётся, но это нисколько не умаляет богатую атмосферу музыки Pagan Altar.
Не могу умолчать об одной интересной черте альбома, которую, быть может, только я и заметил. И эта черта - небольшое влияние фолька. Его мимолётное присутствие пронизывает все песни, особенно шестой акустический трек.
Подводя итоги, могу лишь сказать, что "Volume I" является одним из лучших doom metal-альбомов своего времени. Но несмотря на все хорошие качества и обилие интересных моментов, никому, кроме фанатов doom metal старой школы, я его порекомендовать не могу.
|
| |
|
|
|
| Хотя "Epicus Doomicus Metallicus", дебютный альбом Candlemass, и не стал самым первым альбомом в doom metal, но зато уж точно стал работой, определившей этот стиль на многие годы вперёд.
Здесь есть всё, что впоследствии станет отличительными чертами doom metal. Первая из них - неторопливый темп (для 1986 года даже слишком медленный), выдерживаемый во всех композициях, не считая "A Sorcerer's Pledge". Вторая, касающаяся техники игры и звучания - частое использование вибрато и перегруженный гитарный звук. Ну а третьей чертой является широкая атмосферная составляющая этого альбома и стиля в целом. В таких песнях, как "Solitude" и "A Sorcerer's Pledge" можно услышать отчаяние и безысходность (с которыми у большинства doom metal и ассоциируется), в "Demons Gate", "Crystal Ball" и "Under the Oak" - мистицизм, ну и наконец в "Black Stone Wielder" - заявленную в названии релиза эпичность.
Отдельно несколько слов хочется сказать о вокале. Одни считают лучшим вокалистом Candlemass Messiah Marcolin'a, другие - Johan'a Lanquist'a. А я согласен и с теми, и с теми. Хотя Lanquist и не поёт в оперном стиле Marcolin'a, это ни сколько не умаляет его отличных вокальных данных. Ну и, плюс ко всему голос первого вокалиста группы оказался не менее эмоционален (если не более), чем голос заменившего его Messiah.
Возможно, "Epicus Doomicus Metallicus" и достоин большего количества слов в свой адрес и больших похвал, но ничего кроме краткого и скромного описания у меня не вышло. Думаю, так получилось потому, что дебютник Candlemass относится к тем альбомам, представление о которых трудно создать с помощью слов - их надо слушать. Поэтому, я рекомендую "Epicus Doomicus Metallicus" не только фанатам doom metal, для которых знакомство с альбомом является обязательным, но и всем заинтересовавшимся.
|
| |
|
|
|
| На данный момент шведская группа Silencer является самым знаменитым проектом в депрессивно-суицидальном ответвлении atmospheric black metal, а её первый и последний альбом "Death - Pierce Me" начинает приобретать культовый статус. Поскольку просто так ничего не бывает, а случайностей не существует, то и для этого есть свои предпосылки.
На мой взгляд, первой и самой главной из них является существование различных слухов о музыкантах проекта, которые, как нетрудно догадаться, они сами о себе и распускают. Примерами являются заявления о том, что участники группы якобы являются психически ненормальными, будто вокалист Nattramn лечился в психиатрической клинике, а потом и вовсе совершил самоубийство, и тому подобный абсурд. Влияние неясностей в биографии группы особенно заметно в таких довольно частых отзывах, как: "Всем советую послушать, это полный неадекват! Вокалист - в психушке!" или "Кто, как не психи, может так детально поведать о сумасшествии". Впрочем, поспешу разочаровать тех читателей моей рецензии, кто ещё никогда не слышал о Silencer: на самом деле, все участники проекта живы и здоровы, причём не только физически, но и душевно. А распускаемые о них сплетни, скорее всего, являются не более чем (не побоюсь этой фразы) рекламным ходом.
Второй предпосылкой могла бы являться сама музыка, если бы она не была такой посредственной. Её даже не назовёшь отвратительной или бездарной - она, несмотря на все усилия музыкантов, просто не вызывает практически никаких эмоций. Резко сменяющие друг друга переливы акустической гитары и взрывы электрической, предназначенные, скорее всего, для имитации неадекватности, совершенно не трогают - вероятно из-за скудности и блёклости самих мелодий. Исключением является только второй трек, "Sterile Nails and Thunderbowels", так как на нём некое подобие атмосферы создать всё же удалось, но и здесь нет почти ничего "суицидального".
Таким образом, вторая предпосылка - это пресловутый вокал Nattramn'a. Тут, конечно, возникает вопрос: почему я не высказался о нём, когда говорил о музыке? Потому что вокал на данном альбоме не только несколько отделён от музыки, но и вообще иногда идёт вразрез с ней. Было множество предположений насчёт того, что это какая-то новая форма вокала. На самом деле, это искажённая форма шрая - разновидности скриминга, впервые применённой Варгом Викернесом и позаимствованной у него сотнями групп. Своё мнение по поводу вокала Nattramn'a я высказывать не стану, так как объективно оценить его невозможно.
Хотя "Death - Pierce Me" и не является самым депрессивным black metal-альбомом (я слышал релизы и посильнее), но зато уж точно претендует на звание одной из самых ловких афер XXI века. А как ещё можно назвать столь удачную попытку выставить настолько заурядную музыку, как нечто гениальное, да ещё и при помощи фальсификации фактов?
|
| |
|
|
|
| "Springtime Depression" является интересным, но всё же непонятым большинством современников альбомом (впрочем, как и всё творчество проекта). Не потому ли, что они не услышали в нём того, что ожидали? Кто знает... Однако, на мой взгляд, это только в лишний раз доказывает его неординарность и отсутствие принадлежности к тренду.
Музыка на этом релизе представляет собой среднетемповый doom metal с элементами black metal, кроме "Daylight Obsession", которую можно скорее определить как black metal, и акустического инструментала "Springtime Depression" (хотя акустические вставки присутствуют во всех песнях). Вокал - типичный black metal 'ический скриминг.
Впрочем, всё вышеперечисленное не является чем-то по-настоящему важным в этом альбоме. Самое важное и неоднозначное здесь - это атмосфера. Многие недооценивают её и называют не более чем "меланхоличной". На самом же деле она суицидальна. Всё здесь пропитано бесконечной ненавистью к солнечному свету и птичьему щебетанию, смешанной со странной, ничем не объяснимой ностальгией по чему-то такому, чего на первый взгляд не было, но будто бы существовало очень давно. Мою точку зрения можно подтвердить текстами, повествующими о горьких воспоминаниях о прошлом, каким-то таинственным образом связанных с весной.
Думаю, этот альбом лучше всего будет понят теми, кто уже хотя бы раз в жизни испытывал описанные выше ощущения. Возможно, альбом понравится любителям doom metal или black metal, но стопроцентной гарантии на это я дать не могу. Остальные вряд ли смогут понять "Springtime Depression".
|
| |
|
|
|
| Должен сказать, что на сегодняшний день продолжателей дела Burzum стало настолько много, что ознакомиться со всеми стало просто невозможно, да и не нужно. Не нужно потому, что музыка половины из них является хотя и искусной, но всё же абсолютно неинтересной калькой с творчества Варга Викернеса, переливанием из пустого в порожнее. Впрочем, про Xasthur, о котором и пойдёт речь ниже, это сказать никак нельзя.
Более того, на мой взгляд, Xasthur является весьма самодостаточным проектом, имеющим множество черт, присущих только ему. Во-первых, это довольно оригинальное использование клавишных, являющихся на этом альбоме едва ли не ведущим инструментом. При этом их звучание совершенно не похоже на звучание клавишных у Symphonic Black Metal-команд, прибегающих к такому же приёму. Во-вторых, это неповторимый вокал Malefic'а, который вернее всего можно охарактеризовать как скриминг чрезвычайно высокой тональности, иногда и вовсе доходящий до чего-то напоминающего крик хищной птицы. В целом же альбом имеет веcьма удачное для Ambient/Atmospheric Black Metal сочетание клавишных, шипящей гитары и слегка приглушённого вокала, превосходный Dark Ambient'овый трек "Forgotten Depths of Nowhere" и созданную всем этим атмосферу.
Атмосфера "Nocturnal Poisoning", я думаю, является самым главным его плюсом: почти нигде больше нельзя услышать столько ядовитой ненависти, боли и отчуждения, сколько можно услышать здесь.
Рекомендую всем любителям Ambient Black Metal и Atmospheric Black Metal, поклонникам Burzum и, непосредственно, Xasthur, а также всем тем, кому нравится атмосферная тёмная музыка.
|
| |
|
|
|
| "The True Black" является ничем иным, как сплитом трёх андерграундных Black Metal-команд: Thou Shalt Suffer, старого Mayhem и Zemial. В ранние 90-е сплит был известен в определённых кругах, но в наше время он уже почти полностью забыт. Материал на нём достаточно разный, поэтому лучше описывать его по порядку.
Thou Shalt Suffer:
Данный проект является началом творческого пути Ihsahn'a и Samoth'a, более известных своей деятельностью в Emperor, и Ildjarn'a, впоследствии основавшего свой сольный проект. Судя по всему, в то время музыканты находились в поисках своего стиля - из-за этого представленный ими материал отличается сумбурностью. Стилистически их музыку можно охарактеризовать как Death Black Metal. Иногда используются клавишные, разбавляющие агрессию таинственной атмосферой. В целом, после прослушивания части сплита, отведённой Thou Shalt Suffer, остаётся весьма приятное впечатление. Оценка: 7/10.
Mayhem:
Думаю, большинство из тех, кто уже прослушал данный сплит, сделал это исключительно ради весьма редкого, неизданного материала этой культовой группы. Часть, отведённая Mayhem, начинается с издевательского интро "Flowers & Birds", на самом деле являющегося нескладным хором членов группы и присоединившегося к ним Варга Викернеса, изначально записанным, скорее всего, в шутку. Далее идёт студийная версия "Freezing Moon" с вокалом Dead'a, сохранившая свою величественность и неповторимую атмосферу, несмотря на оставляющее желать лучшего качество записи. Список продолжают знаменитые Death/Thrash Metal песни "Necrolust" (версия мини-альбома "Deathcrush", вокал Maniac'a) и "Carnage" (перезаписанная студийная версия, вокал Dead'a). После этого идут более поздние песни "Funeral Fog" (трек также включает в себя вторую версию "Freezing Moon") и "Buried by Time and Dust", обе с вокалом Dead'a. На мой взгляд, на этом сплите Mayhem вполне оправдали звание легенды Black Metal. Оценка: 10/10.
Zemial:
Эти Black Metal'исты из Греции порадовали на удивление цепляющими мелодиями и многогранной атмосферой, проявляющейся то в злобе, то в эпичности. Уже с первой песни я понял, что Zemial - хорошая и перспективная группа, которая могла бы стать равной своим современникам из Норвегии, но была незаслуженно подзабыта. Впрочем, попадание на сплит обеспечило им относительную известность в андерграунде. Оценка: 8/10.
Подводя итог, могу сказать, что "The True Black" является одним из лучших сплитов в Black Metal из всех, что я слышал. Рекомендую ортодоксальным поклонникам Black Metal и категорически не советую любителям "вылизанного" звука.
|
| |
|
|
|
| «Satanic Rites» - легендарное демо некогда культовой, но в наши дни незаслуженно забытой группы Hellhammer, лидер которой в дальнейшем основал более известный проект Celtic Frost. Статус «святыни» в среде поклонников экстремальной музыки 80-х эта демо-запись приобрела не случайно - ведь эта одна из самых первых записей в экстремальном метале, а сама группа является одним из основоположников таких стилей, как black metal и death metal.
Если говорить непосредственно о музыкальном материале, то здесь он представляет собой thrash metal с элементами указанных выше стилей. Впрочем, несмотря на то, что группа играет thrash, сразу бросается в глаза странная «вязкость» звучания гитары, доходящая до предела в композициях «Buried and Forgotten» и «Triumph of Death», по своей мрачности и неторопливому темпу напоминающих doom metal. Вокал Tom'a - злой и хриплый, но всё-таки не дотягивает до скриминга или гроулинга. Качество записи оказалось довольно неплохим, но и не заходящим за рамки андеграунда.
Главной особенностью демо является его чёрная, сатанинская атмосфера, ярко проявляющаяся в страшных интро и аутро и мрачном звучании самих песен.
В шедевральности «Satanic Rites» сомневаться не приходится - швейцарцы представили на нём настолько злую для 1983 года музыку, что намного опередили даже Slayer и Venom. Рекомендую поклонникам black metal и death metal, для того, чтобы знали историю своих любимых стилей.
|
| |
|
|
|
| На сегодняшний день выпущено уже немало Funeral Doom Metal альбомов, и многие из них являются превосходными образцами стиля, а некоторые даже шедеврами. Но зато появилась одна маленькая отрицательная черта, объединяющая хоть и не все работы в данном ответвлении Doom Metal, но всё-таки достаточно большое их количество. Этой чертой является стереотипность, создаваемая весьма строгими канонами этого своеобразного и консервативного стиля. Но "Gudsforladt", первый полноформатный альбом датского проекта Nortt, о котором и пойдёт речь ниже, поражает прежде всего тем, что эта стереотипность в нём абсолютно отсутствует.
Оригинальность альбома, обуславливается всего несколькими эффектами. Первым из них является привнесение в музыку элементов Black Metal, поклонником которого и является Hr.Nortt. Именно из этого стиля взяты слегка сыроватый саунд, местами злобное настроение и приглушённый скриминг. Однако спешу предупредить, что это по-прежнему Funeral Doom Metal и деталей Black Metal здесь настолько мало, что они нисколько не затрагивают стилевую принадлежность работы. Вторым эффектом в "списке оригинальности" являются весьма необычные вставки Ambient: это и переборы на фортепиано, и шум дождя, и завораживающий звон колокола. Думаю, нет смысла перечислять дальше - это надо слышать, другого способа ощутить все эти "фишки" на себе попросту нет.
Ещё одной важной чертой "Gudsforladt" является то, что придаёт ему даже не оригинальность, а неповторимость. И эта черта - чрезвычайно сильная атмосфера, окружающая слушателя со всех сторон и погружающая его в мир, где нет солнечного
света и жизни, и лишь безмолвные призраки бродят во тьме...
Тот, кто ещё не знаком со стилем, конечно, вряд ли поймёт эту работу с первого раза, но рано или поздно понимание придёт к нему само. Поэтому я не буду советовать этой категории слушателей или отговаривать - решайте сами. Однако настойчиво порекомендую знатокам стиля этот неизвестный широкой публике, но культовый в определённых кругах релиз. Уверен, что даже они найдут здесь много нового для себя.
|
| |
|
|
|
| Даже не знаю, что послужило причиной такого разительного отличия "Illusion's Play" от предыдущих опусов Shape Of Despair: коммерциализация, творческий кризис или новое видение собственной музыки, но то, что она стала другой - это факт. По своему звучанию музыка стала более похожа на Death Doom Metal и стала ассоциироваться скорее с чем-то вроде My Dying Bride, нежели с коллегами в Funeral Doom Metal, с которыми группу когда-то сравнивали. От самого вышеназванного стиля там осталась лишь очень медленная скорость.
В плюсах у альбома и его предшественников нет отличий: это по-прежнему красивая, мелодичная и неторопливая музыка. А вот в минусах, которых здесь весьма много, эти отличия и появляются. Во-первых, это снова подвергнутый компьютерной обработке вокал. На дебютном альбоме это было почти незаметно и совсем не напрягало, но на этот раз он звучит так, будто вокалиста засасывает в слив раковины. Во-вторых, в буклете написано, что в записи задействована скрипка. Однако, для того, чтобы её услышать, надо очень хорошо постараться, но даже в этом случае слушателя может постичь неудача. В прошлом альбоме скрипка наоборот слышна отчётливо и является основой примерно четверти его мелодий. В-третьих, музыканты явно переборщили с чистым женским вокалом, который местами создаёт ощущение прослушивания песни какой-нибудь поп-группы. Ну и, в-четвёртых, главным минусом альбома является чрезвычайно слабая атмосфера, которая иногда и вовсе отсутствует. Не спасают её и слегка грустные вставки Ambient, которые скорее заставят уснуть, нежели погрузят в печаль.
Возможно, кто-то скажет, что два последних названных мной минуса являются вовсе не минусами, а изначальной задумкой музыкантов. Но в таком случае идёт полнейшее несоответствие музыки с концепцией группы! Взять хотя бы название коллектива, переводящееся как "Призрак Отчаяния", ну или тексты песен, повествующие о боли и страдании, совсем не вяжущиеся с новым умиротворённым звучанием.
Даже не знаю, кому порекомендовать этот альбом - любителям депрессивной музыки он будет, скорее всего, неинтересен, а у ортодоксальных поклонников Funeral Doom Metal и вовсе вызовет неприятие. Остаётся посоветовать этот релиз лишь тем, кого
вышеназванные недостатки не остановят.
|
| |
|
|
|
| На мой взгляд, "Last CD Before Doomsday" является одним из самых необычных альбомов в Funeral Doom Metal. А необычен он, главным образом, благодаря своему несходству с многими другими Funeral Doom альбомами, выполненными по всем канонам этого стиля.
Несходство заключается как в звучании, так и в атмосфере. Если говорить о звучании, то релиз отличается крайней тяжестью и грузностью, иногда доходящей до чего-то напоминающего скорее Drone, чем Funeral. Гроулинг Mad Max'a невероятно низок и глух, он бы прекрасно подошёл к Brutal Death Metal, но его обладатель выбрал иной путь. Говоря об атмосфере, хочется упомянуть тот факт, что большинство Funeral Doom Metal-групп сосредотачивают свои усилия на нагнетании печали и уныния, но здесь мы слышим лишь мрачную отстранённость и ненависть к свету и жизни.
Всеми вышеназванными средствами ныне покойный Mad Max и Doomonger излили все накопившиеся страдания и злобу в форме несколько бесхитростной, но весьма атмосферной музыки. Думаю, "Last CD Before Doomsday" оценят по достоинству бывалые любители Funeral Doom Metal, а вот новичкам придётся постараться, чтобы правильно понять настроение альбома.
P.S. Весьма жаль, что практически на всех официальных изданиях диска отсутствует пятый трек "Keep on Selling Cocaine to Angels", а без него представление об альбоме получается несколько неполным. Поэтому, я советую всем, кто собирается или уже смог приобрести творение Worship на диске, найти эту песню в интернете и прослушать и её.
|
| |
|
|
|
| Некоторые считают "In Abhorrence Dementia" лучшим альбомом Limbonic Art, но я не могу с ними согласиться, потому что на самом деле этот альбом является логическим продолжением гениального "Moon in the Scorpio". Но всё же у этой работы есть свои неоспоримые плюсы и черты, присущие только ей.
При рассмотрении звучания альбома сразу становится виден типичный почерк ранних релизов Limbonic Art: максимум клавишных и минимум гитары. На мой взгляд, это не является минусом, как подумали бы многие, наоборот, я считаю, что музыканты нашли идеальный баланс между инструментами (во всяком случае, для Symphonic Black Metal). Хочется отдельно выделить скриминг Daemon'a: он как всегда на высоте и звучит действительно демонически, сполна оправдывая сценический псевдоним своего обладателя. Стало больше чистого вокала, в том числе и женского, для записи которого были специально приглашены некие Morgana и Lizbeth F.
Но всё же, самой главной общей чертой всех альбомов Limbonic Art, присутствующей и на этом релизе, я считаю космичность. Говоря слово "космичность", я подразумеваю неповторимую атмосферу музыки этой группы, такую же ледяную и бездонную, как сам космос. Если же говорить про мистицизм, то его, по сравнению с дебютником, к сожалению, стало меньше.
Подводя итог, могу лишь сказать, что хотя "In Abhorrence Dementia" и не является шедевром стиля, но, по крайней мере, альбом можно назвать прекрасным его образцом. Любители Symphonic Black Metal (и Limbonic Art в особенности) не будут разочарованы.
|
| |
|
|
|
| Оценивая "Enthrone Darkness Triumphant", третий полноформатный альбом Dimmu Borgir, я не соглашусь ни с теми, кто низвергает на этот релиз поток излишней и несправедливой критики, ни с теми, у кого он вызывает восторг.
Альбом этот, надо сказать, имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно причислить отличное качество записи, хорошее владение инструментами и неплохой вокал. Минусов тут, к сожалению, тоже немало. Во-первых, это неразбериха в клавишных, которые то пытаются изобразить триумфально-торжественное звучание, то звучат откровенно слащаво. Во-вторых, это слабость гитарных партий, которые выглядели бы весьма жалко, если бы не имели такого аккомпанемента, как клавишные. И в-третьих, это неотвязное ощущение сходства музыки с Power Metal, иногда прерываемое лишь скримингом и редкими бластбитами.
Отдельно хочется рассказать об атмосфере и, чего уж греха таить, она здесь слабовата. Ни один трек, за исключением "Mourning Palace" и "Tormentor of Christian Souls", не цепляет и не запоминается. Очень часто музыка звучит настолько нейтрально, что не вызывает никаких ощущений и ассоциаций.
И всё же, несмотря на всё это, "Enthrone Darkness Triumphant" является нормальным, годным альбомом. Хотя он и хуже своих предшественников, но зато, по крайней мере, лучше следующих релизов, поставивших на Dimmu Borgir, как на Black Metal-группе, жирный крест. С рекомендациями, в данном случае, определиться сложно, но я всё же посоветую этот альбом для ознакомления любителям Symphonic Black Metal и творчества группы в частности. Не рекомендую почитателям ортодоксального Black Metal.
|
| |
|
|
|
| Хотя "Fodt Til A Herske" и является первым произведением тогда ещё молодого Mortiis'а, ни в коем случае нельзя сказать, что оно отдаёт наивностью или неопытностью. Напротив, музыка воспринимается на удивление серьёзно и даже торжественно.
При рассмотрении списка треков на альбоме, в первую очередь замечаешь то, что их попросту нет. Mortiis не стал разбивать музыку на отдельные маленькие кусочки, лишь условно разделив её на две части. И правильно сделал, потому что этот ход позволил ему не нарушать целостность альбома, который должен слушаться как один большой трек, а не отрывками.
Впрочем, всё это является лишь второстепенными деталями, самым же главным в этом опусе являются, конечно же, его звучание и атмсофера. По звучанию этот релиз представляет из себя величественную, а местами и мрачноватую музыку с мотивами средневековой Скандинавии. По атмосфере - возможность увидеть собственными глазами высокие каменные башни, пёстрые знамёна, развевающиеся над ними, и суровых воинов, облачённых в кольчугу.
Ограничений на какие-либо категории слушателей я делать не стану, но особо порекомендую любителям Ambient и тем, кого интересует тематика раннего Средневековья.
|
| |
|
|
|
| Перед нами весьма знаменитый в среде любителей Ambient альбом Lustmord - "Paradise Disowned". Знаменит же он, главным образом, благодаря слухам о нём (например таким, как слух об использовании тибетской трубы из берцовой кости человека) и тому, что стал одной из самых первых работ в таком стиле, как ритуальный Ambient. Если отбросить целевую составляющую музыки, представленной Lustmord, то большая её часть - это классический Dark Ambient, хотя и не лишённый экспериментов с Noise и Industrial.
Представленный на альбоме материал совершенно нельзя назвать однообразным, и непохожесть композиций друг на друга порой доходит до стилистических противоречий между ними. Первые четыре трека - обыкновенный Dark Ambient с редкими ненавязчивыми шумами, хоралами и неторопливым темпом. Следующие два - тоже Dark Ambient, но уже с большей долей названных выше экспериментов. Далее в списке идёт "Comahon Q.Q. Comahon" - довольно неординарная композиция, больше напоминающая что-то вроде шаманской пляски, нежели Ambient. Ну а последние два трека и вовсе разрушили рамки стиля, дав волю композиторскому воображению и фантазии слушателя.
По словам самого Брайана Ластморда, создавая музыку, он создаёт атмосферу. В данном случае - атмосферу ядовитой злобы, бесконечной ненависти и ощущения постоянного присутствия чего-то невидимого и зловещего.
Больше ничего нельзя сказать про этот релиз - слишком трудно он поддаётся описанию. Рекомендую к прослушиванию всем, кто в состоянии понять подобную музыку и не отличается слабонервностью.
|
| |
|
|
|
| "Shades Of..." - первый полноформатный альбом Shape Of Despair, одной из самых известных Funeral Doom Metal групп. И, я думаю, известных не случайно.
Музыка, представленная на альбоме, не отличается грузностью и тяжестью (за исключением некоторых моментов). Она наоборот легка и мелодична, и эффект лёгкости только усиливается женским бэк-вокалом, обилием клавишных и флейтой.
Впрочем, лёгкой эту музыку можно назвать только в плане звучания, но не в плане атмосферы. Для описания основного настроения альбома лучше всего подойдёт слово "оцепенение". То самое холодное оцепенение, которое возникает в душе человека при очень долгой депрессии. Нередки на альбоме и нотки боли и одиночества.
Не могу умолчать о заметном минусе релиза - растянутом на компьютере вокале. Впрочем, я не считаю этот минус чем-то существенным - ведь он не мешает воспринимать эмоциональный заряд музыки.
Альбом рекомендуется к прослушиванию всем любителям атмосферной и депрессивной музыки, а также тем, кто желает ознакомиться со стилем.
|
| |
|
|
|
| Финляндия богата талантливыми коллективами, играющими Funeral Doom Metal, и Colosseum входит в их число. Очередное подтверждение этому - "Chapter 2: Numquam", второй альбом группы.
Стоит заметить, что этот релиз имеет некоторые отличия от предшественника. Одним из них является усиление роли клавишных. Однако, это не повлекло за собой исчезновение партий соло-гитары, их успешно удалось соединить с игрой на клавишных. Появилось атмосферное аутро, кажущееся немного быстрым на фоне остальных треков (видимо, это нужно для того, чтобы вывести слушателя из оцепенения).
Если говорить конкретно о чертах альбома, не сравнивая его с предыдущим или с альбомами других групп, то стоит сказать прежде всего об индивидуальных особенностях его звучания. Во-первых, это превосходный гроулинг, балансирующий на грани рыка и шёпота. Во-вторых, в композициях присутствуют печальные эмбиентные вставки. И в-третьих, материал нельзя назвать однообразным (во всяком случае, по меркам Funeral Doom Metal), хотя этого не хватает коллективам именно этого стиля.
Атмосферой "Chapter 2: Numquam" в большей степени является опустошение, а не боль и отчаяние, столь привычные для любителей Doom Metal. Нет, это не говорит о том, что они отсутствуют - просто складывается ощущение, что катастрофа не надвигается, а уже произошла, и слушатели лицезреют её ужасные последствия.
В целом, альбом получился отличным, но его нельзя назвать шедевром. Рекомендуется почитателям Funeral Doom Metal и поклонникам Colosseum.
|
| |
|
|
|
| Растаяли снега, пришла весна, и вместе с ней вышел новый альбом Burzum, посвящённый Белусу, богу весны и Света. Следовательно, весенняя атмосфера этого опуса имеет некоторые отличия от атмосферы раннего творчества, хоть и не столь существенные. Иначе говоря, перед нами всё тот же старый Burzum, но в иной интерпретации.
Интро, название которого переводится с норвежского как "Проделки Локи", будет воспринято каждым слушателем по-разному - настолько непонятна природа звуков, задействованных в нём. Следующий трек начинается с того же риффа, с которого начиналась легендарная песня Burzum "Jesus' Tod". Скорее всего, использование старого риффа в этой песне является хорошо продуманным ходом, а не неосознанным самоповтором. В целом, песня получилась весьма хорошей, если не самой лучшей на альбоме. Далее следуют неторопливые и мягкие по звучанию "Glemselens Elv" и "Kaimadalthas' Nedstigning". Из оцепенения, вызванного ими, сразу выводят более быстрые и энергичные "Sverddans" и "Keliohesten". Отдельно несколько слов следует сказать о "Sverddans" - эта композиция является чем-то вроде кульминации альбома и несёт в себе следы былой агрессии. Её название, переводящееся как "Танец мечей", как нельзя лучше отражает её суть. Следующие далее "Keliohesten" и "Morgenrøde" снова начинают погружать слушателя в тихие раздумья. В этом же ключе выдержан завершающий инструментал "Belus' Tilbakekomst".
Тем, кто собирается прослушать данный опус, я советую отбросить свои ожидания - они помешают адекватно оценить новое творчество Варга. Поэтому я заранее хочу предупредить, что вы не найдёте здесь радикального новаторства (вставки чистого вокала не в счёт), но и не ожидайте, что этот альбом выдержан полностью в духе старого Burzum и так же шедеврален, как "Det som engang var" и "Filosofem". Но, в целом, альбом получился весьма хорошим.
|
| |
|
|
|
| "Stream from Heavens" - единственный альбом культовой финской группы Thergothon, являющийся одним из первых релизов стиля Funeral Doom Metal. Сама группа Thergothon является одним из самых значимых коллективов в истории Doom Metal. Однако историческое влияние команды на мировую музыку - не единственная интересная черта альбома. Прежде всего, слушателя (особенно любителя экстремальной музыки) заинтересует звучание альбома. Хотя музыка и не поддаётся чёткому описанию, обрисовать услышанное в общих чертах всё-таки возможно.
Творчество Thergothon представляет собой очень медленный и грузный Doom Metal с эмоциональным диапазоном, балансирующим на границе печали и ненависти. В качестве основного вокала был использован довольно зловещий гроулинг, иногда чередующийся с отстранённым чистым мужским пением. На смену электрической гитаре иногда приходят печальные переливы на акустической. Ударник играет настолько медленно, что если не прислушиваться к звуку ударной установки, то его можно вообще не заметить. Атмосфера альбома, создаваемая всеми этими приёмами, погружает слушателя в таинственный и загадочный мир Йог-Сотота, невидимый для наших глаз среди дневной суеты. Но всё меняется, едва раздаются первые звуки этой таинственной музыки...
Подводя итог, стоит лишний раз добавить, что "Stream from Heavens" имеет статус легендарного альбома совершенно заслуженно. Однако он вряд ли будет понят любителями быстрой, задорной музыки, и слушается лишь под определённое настроение.
|
| |
|
|
|