Ну что же, товарищи, вот и прокатились на своих горящих колесах из стали короли металла по России-матушке. Долгих пять лет ждали их с замиранием сердца фанаты, и вот, наконец, "The Final Battle" — прощальный тур был анонсирован и уже отгремел, не оставив камня на камне, огненным смерчем пролетев над страной от Новосибирска до Краснодара, зарядив живительной энергией металла преданных фанатов и распугав толпы плюгавых позёров и прочих неверных. Ну, а то, что на деле тур оказался отнюдь не прощальным, так это мы сами, товарищи, виноваты: не так поняли название мероприятия, недальновидно списали флагман мирового метал-братства на берег, да и вообще, говорят же — всё могут короли. Или даже, что хотят, то и воротят. Короли же.
Теперь, когда уже понемногу стал проходить звон в ушах от громогласного выступления самой громкой группы в мире, можно попытаться подвести кое-какие итоги. Тут необходимо отметить, что подводить итоги и делиться впечатлениями мы будем исключительно с перспективы московского концерта, и что более полную картину смогут представить фанаты, прокатившиеся с группой по нескольким городам, у них, вероятно, есть ещё что добавить и с чем сравнить.
Московский концерт стал весьма масштабным мероприятием, задуманным с прямо-таки королевским размахом. В качестве площадки был выбран новый стадион ВТБ Арена, доселе не принимавший у себя метал-команды. Так что, можно сказать, что Manowar окрестили площадку огнём, металлом, кожей и пивом (Жигулевским). С чем мы площадку, собственно, и поздравляем. Начинать свой послужной список с солд-аут мероприятия артиста с большим и звучным Именем это всегда хорошо. Если бы не одно но, омрачившее для некоторых всё веселье. Мероприятие было настолько "солд-аут", что некоторых обладателей билетов в фан-зону просто не пустили в зал, под предлогом того, что закончились браслеты. По общему количеству народа на арене было незаметно, что кто-то остался за бортом, но в фанатских сообществах до сих пор стоит такой вой, что, судя по всему, тех, кому в тот вечер не повезло, было немало. Да, чёрт возьми, да будь это хоть один человек — это уже было бы безобразие. Но не будем дальше развивать эту тему, всяк, кто желает в неё окунуться, может запросто это сделать в том же Контакте. Опять же, справедливости ради, нужно отметить, что всё это было заметно с перспективы отдельных посетителей, купивших билеты в фанку. Что касается прохода на трибуны, то там всё было сделано на высшем уровне. Например, чтобы попасть на своё место, минуя, правда, гардероб, мне потребовалось не больше пятнадцати минут. И это с учётом очереди на улице.
Вернёмся же к самому шоу. Необходимо пояснить, что на столь больших площадках фан-зона, танцпол и трибуны - это суть несколько разных миров и, следовательно, восприятий происходящего. Люди в фанке, просто в силу размеров зала, видят и слышат совсем не то, что выхватывают люди на трибунах. Я буду вести рассказ из трибунного поднебесья, где, подобно могучему орлу, я взгромоздился на горном уступе, свысока взирая на всё происходящее.
И, надо сказать, что взирать поначалу, окромя муравьями копошащихся где-то внизу людей, было особенно нечего. По сравнению с размером трибун и самой арены, сцена казалась просто крошечным темным пятном. И после красивой, сердцезамирательной музыкальной заставки, она таковым и осталась. И поначалу, думается, многие трибунщики, да и обитатели танцпола, надо полагать, малость приуныли. Потому что наблюдать весь концерт пару букашек на фоне темноты - это то ещё удовольствие (вспомним печальный опыт Hollywood Vampires, где тоже было практически ничего не видно, но там хотя бы видеоряд какой-то наличествовал). Стоит упомянуть ещё и определенные проблемы со звуком на старте, когда какие-то из инструментов просто пропадали, и можно сказать, что начало концерта было практически полностью провалено. После пяти лет и ещё двух часов ожиданий, глядя на такое, хотелось едва ли не встать и уйти. Самое интересное, в других городах было то же самое, по крайней мере, что касается видео, так что свалить всё на неполадки техники и раздолбайство не получается. Может, это какой-то особый психологический приём? В любом случае, когда к "Тору" внезапно появился видеоряд, пошла, как говорится, совсем другая песня. Кто-то эти мультики критикует за примитивную графику времён игровых заставок начала двухтысячных и общую незамысловатость сюжета, но, простите, это, в конце концов, Manowar. Горящие мечи, древние зиккураты, качки в цепях, огонь, взрывы и наковальни — это именно то, что ожидаешь увидеть на сцене этой команды. Пусть не вживую, так хоть на экране. Возможно, было бы приятнее подробнее рассмотреть музыкантов целиком, а не через иллюминатор посреди адского горнила, но здесь, вероятно, стоило повесить дополнительные экраны с живой трансляцией происходящего, оставив основной экран на откуп графическим изыскам.
Но и того, что было заметно в глазок было достаточно, чтобы составить своё мнение о визуальной стороне происходящего. Кроме, разве что, ударника, которого толком не было видно. Зато можно было пофантазировать, что там сидит покойный Коламбус. Тем более, что нынешний гитарист отрабатывает аналогичную функцию, старательно имитируя преследующегося по закону Логана. Вплоть до того, что некоторые гости были уверены, что это тот самый Логан и был. Но нет, это не он, а некий бразилец, чьё имя вам ни о чём не скажет, плюс ещё (по слухам) в характерном блондинистом парике. Так подумаешь обо всём этом и придёшь к выводу - чём же Короли в этом плане лучше ненавидимых ими KISS? Что до оригинальных участников, то здесь всё было на месте. Эрик Адамс немного раздался вширь, как ни крути — возраст берёт своё. С трибун это было ещё не так заметно, не то, что на видео из фан-зоны. Да и вообще никто из музыкантов особенной активности не проявлял. Джоуи суровым коршуном вышагивал по сцене сверкая сердитым глазом в сторону публики, потрясая "Демоном", и всячески источая истинно мановаровский пафос. Ну и, конечно, на радость всем присутствующим произнёс тщательно отрепетированную приветственную речь почти на чистейшем русском языке. Гитарист старательно имитировал манеру и движения Логана. Опять же, это те впечатления, которые можно было получить, сидя на трибунах.
Зато в плане звука обитатели трибун были более удачливы. От тех, кто воспринимал концерт, стоя в фанке, можно было прочитать отзывы о не самом лучшем звуке, о проваленных или наоборот излишне выпяченных частотах и прочих неприятностях. Наверху звук был очень хорош. За исключением некоторых технических косяков на первых песнях, никаких проблем замечено не было. Хорошо звучали все инструменты, с доминирующей, само собой, гитарой ДиМайо, а вокал Адамса порой пробирал до костей. Можно с чистой совестью сказать, что Эрик стал душой и сердцем "последней битвы". Глупо отрицать исполнительское мастерство Джоуи, он всё-таки объективно уникальный гитарист, но уж слишком он холоден и высокомерен, его вклад в выступление не отдается таким жаром в сердце, как пение Адамса.
Кто-то скажет: "Но ведь Эрик вовсю использует подложки и эффекты", — и будет прав. Отчётливое эхо почти после каждой фразы не слышал только глухой или очень невнимательный. Но, ей-богу, к этому нужно относиться с пониманием. В таком возрасте так петь просто нереально. Можно сколько угодно до хрипоты спорить о трушности и честности, но ведь, согласитесь, куда приятнее прийти на шоу и насладиться идеальными или близкими к идеальным партиями, чем морщиться от того, как неприятно звучат с юности знакомые хиты. А Manowar это тоже, прежде всего, шоу: коммерческое, хорошо поставленное и продуманное шоу, какую бы легенду не придумали для фанатов музыканты и их менеджмент. Адекватные фанаты и поклонники группы это понимают и следуют правилам игры. Они прощают эффекты Адамса, ноунеймов на замене и привычный маркетинговый обман про "прощальное шоу". Потому что, какой бы классной ни была эта музыка, в основе своей это всё-таки бизнес.
Сет-лист мероприятия был, как водится у команд со стажем, спорным. Кого ни спроси, каждому чего-то своего родного и любимого не хватило. Лично я был расстроен, не услышав такой хит как "Gayana", невероятный эпик "Bridge Of Death" (хотя это, конечно, из области фантастики), и особенно любимую нашим слушателем "Return Of The Warlord". Думается, каждый может назвать чуть ли не десяток песен, которых очень не хватало. Но и тот набор композиций, что звучал в рамках этого тура, был вполне достойным и разнообразным. Были и привычные боевики с припевами-кричалками ("The Gods Made Heavy Metal"), и протяжные эпики о радостях и горестях жизни суровых северных воителей, на которых вокал Эрика раскрывался во всей своей полноте ("Sons Of Odin"). Хиты славного прошлого ("Hail And Kill", "The Power of Thy Sword") и композиции недавних времён. Нельзя сказать, что что-то выпадало из списка, но, как водится, некоторые песни публикой воспринимались лучше, чем прочие.
Кстати, о публике. Концерт получился настолько массовым мероприятием, что действительно собрал под куполом арены представителей всех слоёв населения. Поэтому не стоит удивляться, что отнюдь не все даже в фан-зоне стояли на ушах. Зрителям, сетующим на пассивность толпы следует помнить о том, что у кого-то просто может не быть опыта живых метал-выступлений. Хочется движухи в зале? Идите, например, на Sodom, там люди в теме, и происходит полный расколбас. Ну или на The Vintage Caravan, где ребята своей музыкой могут расшевелить кого угодно.
К чему здесь Караван, спросите вы? Отвечу. Здесь и далее — моё субъективное мнение. Данный концерт мне хоть и понравился, и местами задел за живое, но на протяжении всего мероприятия меня не покидало ощущение, что я нахожусь не на концерте, а на просмотре какого-то навороченного голливудского блокбастера где-нибудь в Аймаксе. Возможно, повторюсь, дело в местах на трибуне, но происходящее хотелось воспринимать именно сидя, смакуя звук, вглядываясь в яркие мультики и толкая соседа в бок — гляди, чего творят! Скакать и бабуинить не хотелось совершенно, ну, кроме как разве что во время исполнения самых драйвовых композиций. Хотя, например, прямо передо мной были люди, которые встали с мест и отрывались весь концерт. Я, бывает, тоже на некоторых шоу встаю и иду трясти головой в проход между рядами, но в этот раз желания не было. Парадоксально, но факт: после "последней битвы Manowar" я вышел из зала без стучащей в висках крови, без зуда в ногах и не обливаясь потом. Но лишь с сорванной глоткой (тут уж себе отказать не смог) и ощущением как после просмотра хорошего, захватывающего фильма.
Сет-лист:
- Manowar
- Call to Arms
- Brothers of Metal Pt. 1
- Thor (The Powerhead)
- Blood of My Enemies
- The Gods Made Heavy Metal
- Hand of Doom
- Swords in the Wind
- House of Death
- Sons of Odin
- Bass Solo / Sting of the Bumblebee
- Fighting the World
- The Power of Thy Sword
- Kings of Metal
- Warriors of the World United
Бис:
- Hail and Kill
- Black Wind, Fire and Steel
Выражаем благодарность Eventation за предоставленные аккредитации.
Текст: Nerferoth Juventino
Фото: Маргарита Каррентс
antoner
Voin of Valhalla
mamelli
Ed Hunter
antoner
Ed Hunter
Goshmar
decided
tankard
Knight of the road
Analcunt
Хейтерам советую просто не ходить такие мероприятия, чтобы не высираться потом, на счёт того, что у Бори Моисеева лучше.
Ed Hunter
Analcunt
Evil Dmitry
whiteboy73
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).