Честно говоря, на этот концерт я шел без каких-либо завышенных ожиданий. Даже больше скажу, шел с изрядной долей скепсиса. Это было несколько странное ощущение, ведь Dimmu Borgir – любимая группа моего «золотого» периода молодости. Начиная со старшей школы и до конца студенческой поры. Именно в этот временной отрезок вместились классические альбомы группы, вознесшие их на мировой трон симфо-блэка. А мой мозг, будучи в тинейджерском возрасте еще не настолько циничным и черствым, все услышанное воспринимал тогда чутко, и в итоге плотными штабелями упаковал гениальные песни норвежцев куда-то на подкорку до конца жизни. Так, что они мгновенно вспоминаются при прослушивании вплоть до каждой строки. Нет, серьезно, вырезки из журналов, диск Spiritual Black Dimensions, выменянный на старой «Горбушке», и там же, в ДК – легендарный концерт 2003-го. Чумовые ведь были времена. Те, кому хотя бы за 30, меня поймут. Жить в эпоху, когда на твоих глазах рождаются альбомы, в одночасье становящиеся классикой – это особое чувство. А тем, кто помоложе, в этом смысле с Dimmu Borgir повезло меньше: приходилось довольствоваться релизами куда менее статусными – In Sorte Diaboli и Abrahadabra. Более чем хорошими на общем металлическом фоне, но явно не дотягивающими до лучших творений группы, а потому беспощадно критикуемыми.
В последние годы интерес к группе и вовсе заметно угас. Чему, кстати, поспособствовали и сами музыканты. Состав группы значительно изменился, из «старичков» остались только Шаграт, Силеноз и Гальдер. Естественно, что многие тут же заскучали без голоса Вортекса, симфоники Мустиса, и бластбитов Ника Баркера. Ну и, конечно, состав составом, но… Восемь лет между двумя альбомами не вместили в себя практически никакой творческой активности с их стороны. Даже DVD Forces Of The Northern Night, записанный с норвежским симфоническим оркестром еще году в 2012-м, делали несколько лет, и выпустили лишь в 2017-м. Повзрослевшие мужики, а им уже за 40, в последние годы явно хотели отдохнуть от туровой и студийной жизни, уделить время семьям, детям, в общем, пожить обычной жизнью. Да, есть практически у всех сайд-проекты. Тот же Шаграт не прекращал свое участие в хэви-метал группе Chrome Division, но ее смысл и масштаб с Dimmu, конечно, несопоставим. Силеноз ограничивался редкими концертными выступлениями в составе андерграундного дэт-метал квинтета Insidious Disease, а Гальдер так и вовсе забросил свой шикарный сольный проект Old Mans Child. Остальные музыканты, вышедшие на сцену «Главклуба», до сих пор числятся в DB в роли сессионщиков, поэтому их творческий путь последних лет даже вспоминать не буду.
Так вот, впервые с 2012 года группа вернулась в Россию. С новым альбомом Eonian. И что мы увидели? Для многих это будет как парадокс, но, по-моему, мы увидели если не концерт года, то что-то близкое к тому. Антураж, посещаемость, качество исполнения, все указывает на то, что вечер с Dimmu Borgir прошел великолепно. О том, что будет нечто если не грандиозное, то хотя бы значимое, говорили многочисленные спекулянты у клуба и хвост на вход, который растянулся до невиданной длины, уходя практически к торговому центру. Кто регулярно посещает «Главклуб», понимает, что это не просто много, а очень много людей. В итоге, по оперативным данным, в клуб впихнулось около трех тысяч фанатов, а организаторы отрапортовали о посещаемости всего двумя столь приятными английскими словами: sold out. Очередь тянулась крайне медленно и по другой причине. В связи с некими событиями руководство клуба приняло решение об усиленных мерах безопасности. Полагаю, дело было исключительно в том, что накануне в Питере фэны устроили огненное файр-шоу прямо в партере, и только в этом. Чтобы не допустить пронос пиротехники, у каждой рамки в Москве поставили по двух досмотрщиков, которые были готовы при необходимости залезть к посетителям хоть в трусы. Досмотр действительно шел чуть дольше обычного, хотя при желании в любой клуб можно пронести хоть танк, главное – знать методы. Но если секьюрити свое дело делали довольно оперативно, то вот многие фэны, напротив, заметно тормозили процесс. Увы, приходится констатировать, что примерно каждый третий тратил несколько минут на то, чтобы не спеша вытряхнуть содержимое из своих многочисленных карманов. Ну ты что, старик, первый раз на концерте что ли? Или не нашлось времени как-то сгруппировать весь свой хлам за то время, что ты простоял в очереди? Семен Семеныч, давай в следующий раз уже так не будем тупить возле металлоискателей, а постараемся, во-первых, лишнего с собой не брать, во-вторых, монетки по разным карманам не распихивать, и в-третьих, пошустрее все делать по умолчанию. В итоге, повторюсь, в том, что старт концерта в итоге задержали, виноваты не сотрудники клуба, а именно те, кто туго соображают на входе. А о том, что концерт должен был начаться раньше, лично со сцены сообщил при помощи переводчика менеджер группы, заявивший примерно следующее: «Мы готовы, но мы ждем, когда все фэны смогут зайти внутрь, после чего сразу старт». Ну, ждем, так ждем. Ждали в итоге минут 45.
Вопросы у многих были к сетлисту. Он, кстати, полностью повторял фестивальный сетлист минувшего лета. Поэтому лично у меня весь концерт невольно прошел в сравнении с тем, что я видел на Wacken Open Air буквально полтора месяца назад. То выступление, к слову, принесло в основном чувство разочарования. Группа была то ли не в форме, то ли не в настроении, то ли все в совокупности сказалось, но некоторые из моих товарищей после того концерта готовы были поставить крест на группе, и сдать уже купленные билеты на московское шоу, настолько все было неважно. Однако в Москве абсолютно аналогичный сет звучал совершенно иначе. Я не знаю, почему, я не профессиональный музыкант. Возможно, на большой сцене оупен-эйра играть и петь несколько сложнее, может, в Германии со звуком чего-то намудрили (да, и там такое бывает). Но просто поверьте на слово, будто две разных группы исполнили одни и те же песни. В Москве все было прекрасно и в плане звука, и в плане подачи со сцены. Да, кстати, вот разве что пиротехники не хватило, но у нас она в крытых помещениях под законодательным запретом после известных печальных событий, так что тут без вопросов. Так вот, по сетлисту. Во-первых, он включал в себя всего 12 номеров. По времени это примерно 75 минут. Мало, очень мало для группы такого калибра. Ну серьезно, в 2012-м, например, сыграли 19 треков – более двух часов. В ходе легендарного концерта 2003-го – 14 песен, при этом большинство из них были более 5-6 минут, что в сумме тоже дало примерно 90-100 минут, уже точно не помню, все же 15 лет прошло. Во-вторых, сам подбор песен несколько удивил. Понятное дело, что группа «продает» в этом туре новый альбом Eonian, но почему-то с него группа взяла далеко не самые козырные треки, полюбившиеся даже самым скептически настроенным фэнам. Напротив, исполняются самые заезженные, и, надо сказать, самые примитивные песни. Ну, в самом деле, где крутейшие The Empyrian Phoenix и Alpha Aeon Omega? Где Aetheric? Которая, убежден, наиболее ярко иллюстрирует актуальную творческую стадию Dimmu Borgir. Где эта гениальная смесь классических хоров и футуристических клавишных Герлиоза? Это не вкусовщина в данном случае, почти все новые песни публика и впрямь встречала прохладно. По крайней мере, эмоциональный контраст вокруг меня сразу чувствовался, стоило только начать играть что-то из старенького, будь то Progenies или Puritania. Как бы то ни было, нравятся кому эти песни или нет, но все было сыграно отлично, не считая пары мелочей. К мастерству и самоотдаче музыкантов в этот раз никаких вопросов. Даже не представляю, насколько было бы круто, если бы сыграли действительно лучшие песни группы. Но имеем в итоге то, что имеем – пробегусь по порядку по трекам:
The Unveiling – до неприличия симфонический среднетемповый трек, в котором важнейшую роль играют хоры. Они на новом альбоме вообще великолепны и уместны почти везде. Если не знать или не вспоминать, что когда-то в этой группе пел Вортекс, так вообще хоры кажутся гениальным решением. На концерте они, естественно, шли фонограммой. На мой взгляд, трек плохо подходит для старта концерта, тем не менее, первая песня в Москве почти всегда встречается публикой бурно и тепло. Мощная «хэй»-поддержка от фэнов была по ходу песни несколько раз. Неплохо, но в идеальный сетлист от группы эта песня, конечно, не вошла бы.
Interdimensional Summit – первый сингл с нового альбома, и, на мой взгляд, слабейшая песня на Eonian. Шаграт снял капюшон, и выяснилось, что он слегка изменил прическу, добавив сзади небольшой хвост, из-за чего вкупе со светлыми прядями и гримом стал похож на какого-то из персонажей властелина колец. Я не очень хорошо разбираюсь в них: то ли на Сарумана, то ли на орка, то ли на Горлума. Что касается песни, то можно было бы легко заменить этот трек на любой из вышерепечисленных с нового альбома, но это, конечно, сделано не будет, потому что Interdimensional Summit – песня для широких масс.
The Chosen Legacy – трек с In Sorte Diaboli, который многие фэны называют слабейшим альбомом в дискографии группы. Я не согласен, но выбор, опять же, не идеальный. Более быстрый, чем два предыдущих, местами даже хаотичный. Без него тоже вполне можно было обойтись.
The Serpentine Offering – вот действительно сильный и обязательный трек. Гениальное оркестровое вступление, плавно перетекающее в барабанный бит – все узнаваемо и любимо. Публика со мной была солидарна, причем не только центральное ядро, куда по традиции сбиваются в кучу самые оголтелые, но по бокам тоже активно «шизили». Конечно, не Южная Америка, но в этот вечер наши фэны тоже дали жару как следует. Это надо признать. «Share my sacrifice» крикнули очень бодро. Единственный минус – партии Вортекса в исполнении хора, как и в остальных подобных случаях, звучали уныло и безнадежно, и разве что скупую слезу ностальгии не вызывали.
Gateways – для меня одна из лучших песен группы вообще в карьере. Там практически не к чему придраться, с композиторской точки зрения она практически идеальная. Многих, слышал, смущает женский вокал, но, позвольте, он же просто супер-идеально подходит к этой песне. Агнете на своем единственном треке с Dimmu отработала на высочайшем уровне, да и вообще, она, не побоюсь сказать, обладает одним из лучших голосов на метал-сцене. Естественно, в Москве ее не было, и ее партии тоже шли фанерой. Для тех, кто потерял Агнете с радаров, расскажу, что несколько лет назад она прервала свою вокальную карьеру, и начала новую – самую важную для любой женщины карьеру матери. Родила двоих детей, и сидит себе, нянчится. Но вроде как подумывает в скором времени вернуться хотя бы к студийной работе. У нее и ее мужа ведь была неплохая группа Djerv. Кстати, заметил, подпевали женские партии все подряд, и мужики тоже. Отличный трек, в общем.
Dimmu Borgir – еще одна песня с Abrahadabra, у меня до сих пор нет четкого сложившегося мнения по поводу этого шлягера. Но на концертах заходит хорошо, не в последнюю очередь потому, что там Шаграт активно взаимодействует с публикой, и можно много чего поскандировать и попеть. Публика такое любит.
Puritania – индустриальный шедевр из доисторической эпохи, в духе давно забытых уже гениев из The Kovenant, которые в те годы были еще активны и актуальны. Короткий, мощный, нокаутирующий гимн Армагеддона. Earth successfully erased – сообщает по рации некий голос в конце песни. За эти три с хвостиком минуты эта песня способна вытрясти всю энергию из фаната.
Indoctrination – следующая песня как в этом сетлисте, так и в плейлисте того великого альбома PEM. Кстати, если вы обратили внимание, сетлист выстроен так, что с каждого альбома песни идут парами, по две подряд. Но из-за не самого стандартного подбора песен эти связки при этом не выглядели предсказуемыми для тех, кто не знал сетлист заранее. Indoctrination как раз не самый обязательный номер с этого альбома, многие ведь наверняка предпочли бы какой-то из хитовых треков с начала альбома. Но нет – вашему вниманию скоростной злобный номер с шикарной сменой темпа в середине, и сочной гитарной концовкой. Правда, там Шаграт, как мне показалось, слегка накосячил с куплетами, перепутав строки местами. Indoctrination хорошо заходит, но опять же, будь на ее месте что-то еще более олдовое, то отсутствия никто бы и не заметил.
Council of Wolves and Snakes – второй блок песен с нового альбома открыла самая спорная из них. Мне она, как ни странно, нравится. У DB несколько песен, выбивающихся из общей концепции, и эта – одна из них. Council of Wolves and Snakes встает в один ряд с индустриальной Puritania и Gateways с женском вокалом. Необычный, нехарактерный для Dimmu яркий трек, который хочется переслушивать. Правда, как по мне, то в студийном варианте он звучит даже покруче, чем вживую.
Archaic Correspondence – вот уж точно трек, наличие которого многие не поняли, и который можно было смело менять на понравившиеся фэнам The Empyrian Phoenix или Alpha Aeon Omega. Но группа почему-то выбрала именно его. Спорный выбор. И раз уж ее выбрали, тогда надо было не задвигать клавишные Герлиоза куда-то в район метро, а давать их максимально мощно на весь зал. Он, кстати, отлично справляется со своей работой, даже будучи заложником того, что является сменщиком гения Мустиса. Но Герлиоз – не копия Мустиса, у него совсем другой стиль, не классика, а что-то, близкое к индастриалу. Он просто другой. И свой стиль он на Eonian достаточно органично вписал в общую музыкальную картину, проделав впечатляющую работу. Жаль, немногие оценили его старания, тупо тоскуя по симфонике Мустиса, и строча на альбом разгромные рецензии.
Progenies of the Great Apocalypse – еще один, на мой взгляд, заезженный хит. Настоящий гимн симфо-блэка, на котором не постеснялся засветиться даже Аббатушка. Классный, спору нет, но без вокала Вортекса совершенно неуместный вживую. Просто поразительно, как один двухметровый норвежец справлялся со своими партиями лучше, чем целый профессиональный хор. Возможно, многие не согласятся, но я бы убрал этот номер из программы, как и все остальные, где был задействован Вортекс. Просто чтобы не портить впечатление.
Mourning Palace – тут и комментировать нечего. Нестареющая классика из золотой эпохи. Гениальная песня, правда, Шаграт и тут накосячил, видимо, от переизбытка чувств, сбившись в последнем куплете.
И да, это все. Конечно, трехчасового сета, как дают нам Guns’n’Roses, никто и не ждал, но все равно маловато, и это главный минус третьего в истории группы приезда в Москву. Второй минус, уже описанный выше в подробностях подбор песен. То есть, мы имеем в сухом остатке недостаток треков, да еще и сомнительный их выбор. Но, что парадоксально, концерт в итоге понравился настолько, что сразу забылись все минусы, косяки и организационные шероховатости. Однозначно, это шоу пойдет в топ этого года, и, конечно, как и оба предыдущих визита Dimmu Borgir в Россию, запомнится на всю жизнь. Главное теперь, чтобы следующего концерта не пришлось ждать столько же. Хотя может, в случае с Dimmu Borgir, как в русской пословице, лучше меньше, да лучше?
Сетлист:
01. The Unveiling
02. Interdimensional Summit
03. The Chosen Legacy
04. The Serpentine Offering
05. Gateways
06. Dimmu Borgir
07. Puritania
08. Indoctrination
09. Council of Wolves and Snakes
10. Archaic Correspondence
Encore:
11. Progenies of the Great Apocalypse
12. Mourning Palace
Выражаем благодарность Eventation за предоставленные аккредитации.
rassol
Merzus
От группы такого уровня и такой цены я жду 2 часа.
Sunriser
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).