Шоу Evanescence «Synthesis Live», прошедшее в Крокус Сити Холле 12 марта 2018 года, стало первым российским концертом группы в рамках европейской части турне «Synthesis Live 2018». Стосковавшиеся по своим любимцам российские поклонники получили принципиально новую версию Evanescence — с совершенно уникальным звучанием на стыке симфонической и электронной музыки. Но, как оказалось, такая концепция таит гораздо больше внутренних противоречий и парадоксов, чем казалось на первый взгляд. Впрочем, обо всем по порядку.
Известно, что каждый тур в поддержку нового альбома всегда становится некоторым испытанием для группы, так как позволяет достаточно точно отфиксировать, как слушатели восприняли новый материал, а также помогает оценить, как изменилась популярность, влияющая на пресловутый «коммерческий успех» коллектива. Казалось бы, Evanescence могли быть совершенно спокойны за свое будущее — группа уже получила неформальный статус живой легенды и достаточно стабильную, многочисленную армию поклонников, которые выросли на музыке коллектива и обеспечивали успех буквально каждого тура последнего. Но истинные герои не ищут легких путей.
Достаточно продолжительное молчание группы, затянувшееся на шесть (!) лет (истинно МХАТовская пауза, характерная для коммерческих монстров уровня Metallica) было прервано в 2017 году релизом альбома «Synthesis», который никак нельзя было назвать наследником предшествующих релизов коллективов. Со времен «Origin», увидевшего свет в далеком 2000 году, группа играла музыку на стыке альтернативного рока и готического металла. Evanescence не были чужды ни эксперименты с электроникой, ни с оркестровыми аранжировками, но они всегда были своего рода опциональной добавка к гитаро-ориентированной альтернативной музыке. «Synthesis» же представлял собой компиляцию хитов группы (и две новые песни), исполненных в принципиально иной манере, которую можно охарактеризовать как сплав электронной, сэмплированной музыки, и масштабных симфонических пассажей. Альбом, напомню, был встречен достаточно прохладно. Прежде всего поклонников тревожило, что Эми Ли сотоварищи за шесть лет творческой паузы смогли создать только несколько новых композиций (и если Imperfection с натяжкой можно было записать в потенциальный хит, то трек Lo-Fi абсолютно растворялся на фоне «ремиксов»; про коротенькие инструментальные интерлюдии и говорить нечего). Кончено же, и сам эксперимент со звучанием также оказался неоднозначным. Прежде всего, знаменитые «боевики» группы потеряли в драйве (сравните хит Bring me to life в версиях 2003 и 2017 и оцените разницу в динамике), а проникновенные баллады, напротив, утяжелились сэмплами и пафосными оркестровками, в результате чего потеряли былую лиричность и «полетность».
Стоит отметить, что создание и исполнение музыки с оркестром — одна из тех идей для Эми Ли, которые, рождаясь как детская мечта, становятся целями, определяющими развитие творческой личности. В этом плане экспериментальный альбом и турне, в рамках которого группа исполняет свои хиты с «живыми» симфоническими оркестрами крупнейших городов мира — безусловно, личный триумф легендарной вокалистки. Но в смене формата таилась еще одна загвоздка: с ранних «нулевых» Evanescence воспринимается именно как альтернативная группа, шоу которой предполагают, прежде всего, типичную для рок-концертов атмосферу драйва и возможность экспрессивного выплеска эмоций.
Таким образом, по многим причинам московский концерт в рамках тура «Synthesis Live 2018» вызывал ажиотаж — практически до отказа забитый Крокус Сити Холл ярчайшее тому подтверждение (отметим в скобках, что билеты на концерты такого уровня стоят ощутимо дороже, нежели на классический рок-гиг). Афиши и анонсы обещали не только исполнение «Synthesis», но и «невероятные спецэффекты», а также предупреждали, что места будут только сидячие: аудиторию готовили именно к классическому концерту, а не к выступлению рок-группы. Действительно, человек, попавший в зал Крокуса, сразу ощущал атмосферу академического концерта: приглушенный свет, отсутствие «фоновой» музыки в преддверии выступления, — а на сцене уже находились рояль, медные духовые, лира и другие тяжеловесные оркестровые «орудия». Впрочем, тихое мерцание многочисленных синтезаторов, контроллеров и ноутбуков, расположенных за альтами, а также возвышающаяся над сценой ударная установка свидетельствовали, что сегодняшнее выступление группы будет совсем необычным.
Столкновение (к счастью, скорее диалектическое, нежели драматическое) «филармонического» и «клубного» форматов произошло в самом начале вечера. Примерно в восемь часов —заявленное время начала концерта — началось то, что обычно принято называть «разогревом». Пока зрители рассаживались на свои места (кто хотя бы раз был в заполненном до отказа Крокусе, тот знает, что, несмотря на практически идеальную работу сотрудников концертного зала, аудитория собирается достаточно медленно), московский оркестр начал свою часть выступления. Смущенная толкотня в зале, попытки найти свои ряд и свое место, неохотно стихающие разговоры на фоне Моцарта и Бетховена — шокирующая картина для любого приверженца классической музыки. Нужно отдать должное аудитории, которая восприняла выступление оркестра именно как полноценную часть концерта, а не как ненавистный «разогрев», который нужно пережить, перекричать (на ухо товарищу), перепить пивом из местного бара, чтобы уже со спокойной душой дождаться выступления хэдлайнера. Зрители радостно хлопали (и очень культурно, одобрительно, посвистывали), услышав знакомые мелодии, и почтительно аплодировали после каждой композиции.
Но, конечно, взаимопроникновение «дискурсов» рока и классики не могло пройти абсолютно безболезненно. Часть аудитории (стоит признать: совсем малая), кажется, все-таки не поняла, на какой концерт купила билеты: «всем привеееееет!» — раздается явно нетрезвый рев на весь притихший в ожидании концерта Крокус. Зал смеется: привет, привет. Hello. Подобных эпизодов будет еще несколько, но на них, думаю, фиксировали внимание (и то не по своей воле) только непосредственные соседи неспокойных фанатов да работники зала. Действительно, само выступление Evanescence было гораздо интереснее, чем сопутствующие ему анекдоты. Участники группы — Тим Маккорд, Трой Маклоухорн и Джен Маджура — заняли свои места на передней части сцены, перед скрипками. Уилл Хант расположился за ударной установкой, а сама Эми Ли большую часть концерта провела у стоячего микрофона, но некоторые композиции (например, Lithium и My Star) исполняла, играя на рояле. Первое, что бросалось — хочется сказать «в глаза», но поправлюсь: в уши — слишком агрессивно эквализованные высокие частоты. Вероятно, звукорежиссеры желали просто дать больше «свободы» симфоническим инструментам и не задавить их басами, но на первых порах дисбаланс чувствовался слишком болезненно. Дело в том, Тим Маккорд играл на электронных ударных (играл, кстати, явно получая удовольствие от процесса, подбрасывая и ловя палочку в наименее напряженных моментах и эффектно потряхивая хаером себе в такт), звучание которых характерно для музыки в стиле synthpop и различных разновидностей ebm. Стоит отметить, что в студийной версии ударные звучат более привычно для поклонника рок-музыки, а басовые партии выделены гораздо отчетливее: на концерте же «низов» ощутимо не хватало. Повторюсь: вероятно, именно такой ход позволил сделать оркестровые партии достаточно отчетливыми (что само по себе являлось достаточно сложной задачей в условиях такой коллаборации рока, электроники и симфонической музыки). Гитарные партии также были слышны достаточно слабо (но здесь стоит уже говорить о следовании музыкантами концепции альбома «Synthesis»), за исключением нескольких треков, например, My Star и Imperfection.
Но к чему нельзя было придраться — при всем желании, которое вряд ли обнаружилось хотя бы у одного посетителя Крокуса в этот вечер — к исполнению Эми Ли. Новые версии песен «Synthesis» позволили фронтвумэн совершенно иначе подойти к исполнению привычных вокальных партий: вокалистка обрела большую свободу для реализации различных техник исполнения и, кажется, раскрыла новые грани своего таланта. Мощная подача, выверенная динамика, богатство обертонов, безупречная артикуляция, фишки со смешением регистров — вживую голос Эми Ли звучал так, как не звучал на диске. Это было действительно триумфальное исполнение, очень проникновенное и, безусловно, крайне личное. Отметим также и удачную работу музыкантов с бэк-вокалом: Джен Маджура, не слишком, прямо скажем, обремененная партиями бас-гитары, во многих песнях обогащала партии Эми Ли, исполняя их на несколько тонов ниже.
Одним из самых трогательных эпизодов концерта стало исполнение песни Your Star: Эми Ли немного изменила текст песни, заменив «механические огни Лиссабона» (The mechanical lights of Lisbon frightened it away) на «механические огни Москвы», чем вызвала восторг зала. Отметим, что аудитория принимала Эми Ли крайне тепло, и однажды даже не позволила группе начать исполнение новой песни, устроив за одной овацию другую, успокоившись только после очередного растроганного «Спасибо!» американской певицы (признаем: сказано было почти без акцента). Во время исполнения My Immortal слушатели зажгли фонарики на мобильных телефонах — в эти минуты двухъярусная громада Крокуса выглядела по-настоящему волшебно.
Завершая выступление, Эми Ли произнесла недлинный монолог, суть которого заключалась в простой идее о природе человеческой индивидуальности. По мнению вокалистки, именно наше несовершенство делает нас теми, кем мы являемся, и именно поэтому каждый человек по-своему прекрасен и неповторим как личность. Именно эта идея лежит в основе трека Imperfection, который и является Opus Magnum как альбома «Synthesis», так и концертного тура. Да, вероятно, московский концерт нельзя назвать идеальным: он имел свои изъяны практически в каждом аспекте, начиная с качества звука и завершая удручающе слабым оформлением сцены (и если скучный свет еще можно простить, то совершенно убогие анимированные и статичные узоры а-ля «скринсэйверы и обои Windows 98» смотрелись просто раздражающе). Но все эти несовершенные аспекты стали лишь обрамлением абсолютного вокального совершенства Эми Ли — главного действующего лица этого шоу и человека, который пишет современную историю Evanescence.
Будем надеяться, что эта история далека от завершения, а глава под названием «Synthesis» даст музыкантам новые идеи и вдохновение для дальнейших экспериментов.
Сет-лист Evanescence:
1. Never go back
2. Lacrymosa
3. End of the Dream
4. My heart is broken
5. Lithium
6. Bring me to Life
7. Imaginary
8. Secret Door
9. Hi-lo
10. Lost in Paradise
11. Your Star
12. My immortal
13. Imperfection
Encore:
14. Speak to me
15. Good enough
16. Swimmimng home
Выражаем благодарность Eventation за предоставленные аккредитации.
Altair21
SS-ULTRA
Lutyi
Corpsegrinder04
Altair21
Комплекция Эми да, уже начинает на мощную оперную диву походить, что поделать, после родов, увы не вернулась в былые кондиции, но тут уж не нам судить)
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).