Возвращение того самого Максидрома в новом формате состоялось. По его итогам можно оценить, тот ли это фестиваль, идет ему новое лицо или нет. Но обо всем по порядку. Само по себе возвращение знакомого бренда очень порадовало, ведь в последние годы он всё дальше уходил от первоначального формата, схожего с Нашестивем или Крыльями, в новую нишу. И по составу музыкантов был чем-то новым для нас. Но, оказалось, что ниша та уже занята. Во всяком случае, мне такое сравнение в голову приходит. Появившийся не так давно фестиваль Park Live был логичным продолжением Максидрома. А что в итоге? Закончилось всё тем, что оба фестиваля переехали на стадион Открытие Арена. И вот тут что-то не так. Всё-таки опэн-эйр и стадионный концерт - совершенно непохожие вещи. Будь то по атмосфере, настроению, инфраструктуре... Несмотря на все плюсы, всё равно хочется, что бы в Москве был открытый фестиваль. Есть же еще конкурент, фестиваль Ахмад. Благо летних концертов меньше не становится, и музыка достаточно разная. Но ни один не идеален. Что же мы увидели 19-го июня на Спартаковской Арене?
Уже на подходе к площадке была слышна музыка, на территории я видел минимум две сцены, со свободным доступом, где играли преимущественно отечественные исполнители. Где-то электронная музыка, где-то рок. Было из чего выбрать и тем, кто не собирался посещать главную сцену. Плюс ко всему, много зон отдыха, настольный теннис и разнообразные фудтраки. С одной стороны, это разнообразие украшает фестиваль, действительно много о чем подумали, но с другой, всё это не относилось напрямую к происходящему на арене. В отличие от опэн-эйра, все было не одним фестивалем, а слишком уж отдельно друг от друга. Не хватало целостности. Конечно, неплохо, чтобы провести здесь весь день. Но уж очень много кордонов и постов надо было проходить, чтобы попасть из точки А в точку Б. А совсем не хочется проходить лишний контроль, когда ты просто прогуливаешься по территории. Так или иначе, программа была насыщенной. И меня интересовало происходящее преимущественно у главной сцены, где должны были происходить главные события.
Одним из сюрпризов стала отмена выступления тех самых Crazy Town. Которые буквально накануне объявили о прекращении деятельности и распались... Не уверен, что кто-либо всерьез горевал. Тем более, замена была достойной. С одной из бесплатных сцен на главную был переведен небезызвестный Лирой Торнхилл, знакомый по участию в The Prodigy. Кроме них, днём свои сэты отыграли IAM{Х} и Вадим Самойлов из Агаты Кристи. Сами по себе артисты интересные, ничего не скажешь, но в целом, каст фестиваля не складывался в единое целое. Потому почти никогда у сцены не было много зрителей, скорее одни сменяли других. Уж очень разные направления были представлены, целевая аудитория непонятна. Ясно только, что большинство пришло ради хэдлайнеров, а остальное воспринимали, как проходную текучку. Не было ощущения фестиваля, когда ты весь день слушаешь нравящуюся тебе музыку. Это моё личное ощущение. В концовке играли Editors и Rammstein. С трудом могу себе представить слушателя, которому по вкусы и электроника, и рэп-кор, и Самойлов, и инди, и индастриал... Такой коктейль, просто невообразимый. Казалось цель охватить как больше поклонников. В итоге, большинство зрителей гуляет по территории, и небольшая горстка слушает что-то на пустом стадионе. Да и то, у самой сцены народ не расходился только потому, что держал места для хэдлайнеров.
Итак, время к вечеру. Самое время для главных событий этого музыкального дня. Надо признать, больше всего, кроме самих Rammstein, публика пришла на Editors. Логично, всё-таки их имя второе после закрывающей группы. И опять же, было очень заметно, что британцев и немцев слушали разные люди. Но билет один, потому захватывали оба события. Но в большинстве, каждый выбрал что-то одно, а в свободное время уминал хот-доги, гулял, или валялся в зонах отдыха. Только самые преданные стерегли заветные места, пассивно присутствуя на выступлениях, которые им не интересны. Так получилось и на Editors, площадка была катастрофически пуста. Стадион слишком велик для их концерта у нас. На открытом фестивале это не так заметно, потому что территория свободная, на ней всегда есть люди. А на трибунах просто так сидеть никто не хочет, да и на футбольном поле нечем было заняться. Тут нельзя, как при старом формате, покупать что-либо, валяться, играть и слушать музыку. Только отдельно. Очень требовательный контроль на стадионе, потому внутри было не особенно весело. Да и на сцене в перерывах ничего интересного не происходило.
Но пока достаточно о минусах, плюсы, несомненно, есть. С трибуны лучше видно издалека, если ты на галерке. В отличие от посетителей фан-зоны, нормальные туалеты, и их много. Согласитесь, если проводить время на фесте весь день, редко приходится сидеть в огороженной зоне. Обычно это только несколько часов обычного концерта. А вот тем, кто заплатил больше, приходилось стоять в очередях по сорок минут, в пластиковые кабинки снаружи... Вернемся к британцам. Можно вспомнить их аншлаговое выступление на том же Пикнике Афиши. Недолюбливаю этот фестиваль, но надо отдать должное, минусов нынешнего Максидрома он лишен. Много музыки в похожем ключе, в итоге большое внимание, и зрителей, сколько хватает глаз. А в тот вечер, даже экраны выхватывали Тома Смита на фоне полупустого стадиона. Пусть на открытой площадке и людей меньше, но в чаще Открытия Арены, казалось совсем пусто. В то время начался закат, и скорее хотелось дождаться темноты, что скрыть это ощущение, ну и увидеть сценический свет. А приехали англичане в рамках тура “In Dream”, посвященного одноименному альбому 2015 года. И выступали в Москве с часовой программой, которой оказалось недостаточно так же, как и зрителей. Не каждый может заплатить за билет на весь фестиваль, включая немецкую машину, чтобы послушать этих ребят... Хочется еще. Но даже в эту непродолжительную программу, кроме новых вещей, вошло достаточное количество знакомых песен, которые так хотелось услышать живьем. Достаточно сбалансированный сет, как раз для подобного формата. Да и в целом летом, под дневным светом, атмосфера больше располагала к такой музыке, на мой вкус.
Традиционный рояль на сцене, эксцентричная харизма Тома, все это было, и украшали московский концерт. Тут даже придраться не к чему. Да и звук радовал. Пускай вначале были некоторые проблемы, но в дальнейшем все слушалось на очень хорошем уровне. Чего не скажешь о закрывающий фестиваль группе. Несмотря на окружающие обстоятельства, шоу игралось так, будто это полностью аншлаговое сольное шоу. Но всё же, в какой-то момент Смит упомянул Rammstein потому как знал, чего ждёт большая часть публики. Компенсировать лакончность сценического убранства помогали небольшие экраны, они же спасали и от расстояний. Потому что, в отличии от Олимпийского, форма поля вытянута в глубину, как в Лужниках. Невооруженным глазом, без сценического света и оформленной сцены, разглядеть музыкантов непросто. Но к экранам я ещё вернусь. Одно радует, фан-зона, и трибуна прямо напротив сцены были забиты довольно плотно. На следующий день смотрел запись, которую вели со сцены, там всё выглядит не так грустно, как из-под купола стадиона. Уверен был, что к выступлению хэдлайнеров, зрители всё-таки подтянутся. Хотя уже тогда было ясно, что заполнить стадион задача непосильная, даже для нескольких команд подобного ранга. С погодой повезло, чистое небо, умеренная жара. Хотя если вспомнить дождь на Максидроме, когда приезжали The Cure, понимаешь насколько это неудобство украшает само зрелище, и генерирует дополнительное настроение. А те же U2 в Лужниках, без дождя было бы совсем не то. Жарко было только в фан-зоне. И тут организаторы явно просчитались. Воду можно было покупать, но бутылки проносить на поле нельзя... Много раз зрители просили воды, но её никто так и не дал. Ну если зрители должны стоять весь день на этом клочке поля, почему им даже воды нельзя принести. Даже продавать нельзя было. Ясно, что сейчас о безопасности пекутся очень внимательно, но оставлять людей в жару без воды, это слишком. В остальном организация, можно сказать, хорошая. Проверок и кордонов достаточно много, но организованы с умом. Так что нигде не было очередей и заторов. Сотрудники вежливы, и досмотр проходил быстро. Такого бардака, какой всякий раз случается в Олимпийском и рядом не было. И вход, и выход не был похож на штурм, очень спокойно в этом плане.
После такого выступления, и прогулки за стенами стадиона, время на часах подсказывало, что пришло время для вишенки на торте. Заняв свое место, увидел, что сцена закрыта занавесом, и публика начинает, наконец, прибывать. Но если предыдущие выступления начинались вовремя, на этот раз пришлось подождать. Начало хоть и отложили, но ненадолго. И пусть трибуны полностью не были заполнены, акустика стадиона впечатляла. Пару раз группу звали так громко, что я даже не ожидал такого рёва. Солнце село, но ещё не темно. Потом погас свет (здесь был свет?), а взгляды устремились на занавес. Напряжение нарастало. Грохот пиротехники аж заставил подпрыгнуть. В огне, на спускающихся платформах, появляются Rammstein! Иначе и быть не могло. Эффектно, ничего не скажешь. Мощный рифф свежей песни “Ramm4”, и музыканты появляются на сцене. Но где же Тилль? Вдруг всё затихает, и слышен стук набоек по полу. Вот и он! Линдеманн пятясь выходит из-за кулис, выстукивая степом мотив песни, швыряет цилиндр вверх, где тот взрывается и шоу начинается!! Грандиозный опенинг, достойно славы знаменитой немецкой группы.
С самого начала звук не очень то обрадовал, да и по ходу концерта, выправился не так сильно. Но тут было и намного сложнее, чем с другими выступавшими. Говорят, на поле, и у сцены всё было очень хорошо. А стадион продолжает удивлять Раммов своим приёмом. Единый голос публики иногда заставлял вязнуть и музыку, тонущую в этом ликовании. Пускай арена не заполнена полностью, но зато каждый стоит нескольких, если судить по некоторым зарубежным концертам. Пока еще слишком светло, вот стемнеет, все станет лучше для восприятия. Да и свет на сцене плюс пиротехника, ждали своего часа. А трибуны каковы. Многое я видел, чаще там публика менее активна, но не в этот раз. Не многие смогли усидеть на месте. Не только в проходах, но на всех трибунах зрители неистово отрывались. Не хуже, чем на поле! Давненько не приходилось видеть такой энергетики. Стадион буквально ходуном ходил. Один минус сцены, это крохотные экраны, почему-то вертикальные, и дерганная картинка. Странные ракурсы и обзор давали операторы. С дальних точек следить за происходящим было нелегко, особенно когда камера снимала совсем не то, что нужно. Во время многих трюков и номеров, показывались лица музыкантов, не принимавших в них участия. С другой стороны, сцена была настолько динамичной, столько на ней двигалось и менялось, что и не уследить. Потрясающе. Сложно представить, сколько людей стоит за управлением всей этой роскошью. Прожектора под сложными углами, двигающиеся световые панели, метаморфозы сценического пространства и прочая индустриальная атрибутика сцены. Пар, пламя, искры, взрывы... Bang, bang... Гримм и костюмы группы. Всё проработано до мелочей!!! Ложкой дёгтя стало только настроение Тилля. Большую часть времени он выглядел довольно уставшим. Многие номера исполнялись отлично, и даже с настроением, но создавалось впечатление, что дается ему это не так легко.
Нет смысла пытаться описать само шоу. Именно за этим и стоит идти на концерт, чтобы увидеть всё самому. Даже если вы не слушаете Rammstein постоянно, подобное увидеть больше нигде не получится. Даже если уже видели сверкающего ангела, огнедышащие маски, поджоги, пламя в сердце, летающие огни и прочее, все это не сравниться с этим жаром и децибелами, которые проберут вас насквозь. Итог, с некоторыми огрехами, но фестиваль определенно удался. Если прислушаться к подобным мнениям, можно использовать эту площадку еще эффективнее. Потому ждём в следующем году новый летний фестиваль!
Сет-лист Editors:
- Sugar
- Smokers Outside the Hospital Doors
- Life Is a Fear
- The Racing Rats
- Forgiveness
- Munich
- Eat Raw Meat = Blood Drool
- Ocean of Night
- A Ton of Love
- Papillon
- Marching Orders
Сет-лист Rammstein:
- Ramm 4
- Reise, Reise
- Hallelujah
- Zerstören
- Keine Lust
- Feuer frei!
- Seemann
- Ich tu dir weh
- Du riechst so gut
- Mein Herz brennt
- Links 2-3-4
- Ich will
- Du hast
- Stripped (Depeche Mode cover)
Encore:
- Sonne
- Amerika
- Engel
Encore II:
- Moskau (First time live since 2012)
Выражаем благодарность T.C.I. за предоставленные аккредитации.
Ddevil
Urasick
РАММШТАЙН, как обычно, на уровне.
Других лучше не видеть.
Звук в плане вокала могли сделать лучше, слушал с А2.
Ancient Alien
Fall_to_Up
v_android87
Далее, сет лист по предыдущим концертам этого тура обещал быть убойным - шутка ли, в строй возвращаются такие международно любимые мега-хиты как Mein Herz Brennt и Seemann, который, казалось, был предан забвению с конца 90-х. "Ну а где же эпатаж?" - думал я. Неужели после скандальных туров 2012-2013 гг. с фирменными "толстыми" номерами Buck Dich и Pussy группа ударилась в политкорректность? И тут же выяснилось, что Раммы опять просекли "горячую фишку" и выдали номер с костюмом террориста-смертника и самоподрывом Тилля к, казалось бы, обреченному на то, чтобы быть забытым и никогда не сыгранным, боевику Zerstoren, на что получили закономерный резонанс в Европе, в настоящее время изрядно озабоченной обострившейся проблематикой терроризма. Тролли они таки е тролли...
Ну да ладно, это все были мысли в ожидании концерта, навеянные новостями, растиражированной новой песней и концертными видео. И вот он долгожданный фестиваль! Да что лукавить, это концерт Раммштайн, а всем остальным просто повезло оказаться в том же месте в этот же день! Хотя этому я даже рад, потому как, например, вряд ли бы собрался вживую послушать Агату Кристи, а тут даже оказалось, что я еще и слова из некоторых их песен помню :) Что до остальных исполнителей (главной сцены), то сильная разножанровость сыграла не в пользу фестиваля: лично мне было скучновато слушать тех же Editors, хотя я мучительно пытался найти для себя что-нибудь цепляющее.
Так вот Раммштайн. Начало концерта запомнилось издевательским таймером, который при том, что на занавесе сцены был только 7-сегментный индикатор 9-0, после задержки в 20 минут начал отсчитывать аж с 60-ти - народ вокруг реально заколебался считать вслух. Зато далее все по-раммштайновски круто: появление группы на сцене с искрами и взрывами, качающая "Reise, Reise", "Hallelujah" с хоровым пением зала, тот самый Zerstoren с самоподрывом Тилля в конце, огненная феерия Feuer Frei, проникновенная баллада Seemann, с первых строк подхваченная всем стадионом, пара боевиков - Ich tu dir Weh с обливанием Флаке "расплавленным металлом" и "прыгалка" Du riechst so gut. Следом он - Mein Herz Brennt, мрачной тяжелой поступью и красным заревом "горящего сердца" Тилля открыл целую серию главных концертных хитов группы - Links, Ich Will и Du hast, которые для окончания основного сета были усилены кавером Stripped. На бис группа исполнила уже традиционную Sonne, традиционно дав жару из всех инструментов и огнеметов по всей сцене и даже в глубине арены. Затем последовала Amerika, которая, впрочем, в этот раз сопровождалась только световыми эффектами - видимо устроители запретили распылять конфетти над футбольным полем, а то бы его там до самого Чемпионата мира потом вычесывали бы :). В финале была сыграна Engel, как и в LIFAD-туре в 2010 году. Однако, видимо, из-за сцены меньших размеров крылья не стреляли огнем, а только загорались вспышками, зато в этот раз Тилль парил в воздухе. Далее традиционное прощание, поклон и тиллевское "Спасибо большое" - с каждым приездом русский у него все лучше. Казалось бы, конец, но толпа скандирует - "Москва, Москва". И не ошиблись - группа не упустила возможность порадовать фанов специально написанной о столице песней Moskau с подсветкой в цветах российского флага, после которой вслед за фразой Тилля "(Москва), люблю тебя" группа покинула сцену, а зрителям предложили пройти на выход в порядке очереди :).
В общем круто было все, и я не могу судить непредвзято, так как люблю их, несмотря на недостатки, которые конечно же были: все же возраст и творческое долголетие дают о себе знать. Звук - возможно, но в центре фанки все было в ажуре. Вокал - возможно, но я оттопыривался и "пел" сам и не заострял внимания на тонкостях исполнения Тилля. Заметил правда, что он накосячил в последнем припеве Seemann, из-за чего его текст закончился раньше, чем музыка, и Тилль, высунув язык, удалился в тень. Бывает, что ж извиняться теперь что ли или бить себя микрофоном по голове :)
... а еще я скучаю по горящему плащу Тилля.
Ждем нового альбома и нового шоу!
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).