Грустно смотреть, как определявшие судьбу всего хард-рока и метала мэтры потихоньку покидают сцену. Откатали последнее турне Motley Crue, не увидеть нам вживую уже Judas Priest (спасибо хоть Хэлфорд не распускает группу и обещает новый альбом), Стивен Тайлер обмолвился о желании провести в 2017 году последнее турне Aerosmith… В этом же июле готовилось последнее пришествие самих Black Sabbath. Опасений по поводу концерта было много – мы читали и многочисленные новости про борьбу Тони Айомми с раком (в отличие от борьбы Дио с болезнью, закончившуюся-таки успехом), и про тяжбы с Билли Уордом, а не так давно – и про крушение брака, преодолевшего всё, что только можно, и казавшегося вечным. Но так или иначе, новая интрижка Оззи по каким-то причинам переполнила терпение Шарон, и многие боялись, что это скажется на концертном графике. К счастью, пронесло. Все в порядке, Оззи и компания сегодня будут с нами. В последний раз.
Не мне вам рассказывать о долгом творческом пути Black Sabbath, который продолжительнее всей жизни подавляющего большинства посетителей сайта. Потому перед «Олимпийским» были замечены и школьники thrash’евой и глэмовой наружности, и молодые люди лет 25 с хвостиком, и разменявшие пятый десяток отцы семейств. И это первый случай на моей памяти, когда лишний билетик в очередях пытается попросить бабушка с почти полностью седой головой. Вот уж действительно, этой музыке все возрасты покорны. Играющая с места действа музыка ясно дает понять, что Оззи и компания приехали-таки с разогревом. Вообще чем легендарнее артист, тем сложнее найти достойную команду, которая будет смотреться перед ними уместно, а не на 2/10 и «что это за клоуны, гоните их в шею!». Но лос-анджелесские блюз-рокеры Rival Sons не ударили в грязь лицом и выступили вполне достойно… пусть даже и удалось попасть на последние три песни. Еще бросились в глаза зияющие пустоты в VIP-зоне и даже в правой части фан-зоны. Видно, у слишком многих людей очень «вовремя» закончились деньги…
Rival Sons покинули сцену, оставив публику в томительном ожидании под AC/DC времен Бона Скотта. Каких-то особых декораций на сцене не было – просто логотип группы на экранах над ней и по бокам, хотя для такого События могли бы припасти и что-нибудь особенное. Но на практике и этого оказалось вполне достаточно – технический персонал покинул сцену, погас свет и зрители увидели, как из глубин преисподней выбирается демон, погружающий землю в бездну огненной геенны. Да, стоит признать, что содержание у этого CG-интро группы донельзя банально и никак не вяжется с периодом пребывания Оззи в группе, но в конце концов, на дворе уж давно не 70е. И вот выходят те легенды, которых мы так долго ждали – пусть без Билла Уорда, но об этом чуть позже. Трек-лист начинается традиционно с легендарной песни, без которой не было бы никакого doom metal’a, да и названия группы – “Black Sabbath”. Медленная, грузящая, исполненная в «интервале дьявола» композиция, заставившая с первых аккордов замолкнуть зал. И вспомнить дошедшую накануне информацию сарафанного радио о выступлении группы на бельгийском Graspop. А оно, как рассказывали очевидцы, было неудовлетворительным – Оззи пел на редкость неважнецки, практически не попадая в ноты. Вот и тут поначалу, на протяжении первого куплета песни, не всё шло так гладко – фальшь чувствовалась. Однако ближе к надрывному концу у Оззи всё нормализовалось, и до конца выступления придираться было не к чему. Да, его голос нравится не всем, да, он уже далеко не молод, но он звучит именно так, как хотелось всем заполнившим «Олимпийский» в тот вечер. Смотрелся легендарный фронтмен тоже на редкость хорошо, даже время от времени переходя на бег. Даже пару раз окатил передние ряды водой из ведра! Видно, день отдыха (на протяжении которого Оззи не выходил из номера) пошел на пользу. Особенно трогательным лично мне показалось абсолютно обычное для всех концертов представление фронтменом остальных музыкантов публике. Одно дело, когда представляют ноунеймов, и совсем другое -живых легенд, которых не стыдно поддержать аплодисментами по три раза.
Сет-лист был практически тот же, что и на протяжении всех других концертов прощального турне – нетленная классика 70х, среди которой нашлось место и написанным еще в 69ом году песням. Правда, после выступления на шведском Monsters of Rock из сет-листа пропала один трек, Embryo. Можно было посетовать на отсутствие “Electric Funeral” или “Sabbath Bloody Sabbath". Зато впихнули превосходное драм-соло от Томми Клафетоса. Собственно, как раз оно и заставляет совершенно не жалеть о том, что с Уордом остальное трое так и не договорились – при всем уважении к Биллу, я уверен, что сейчас он бы такое не вытянул. Видеоряд в большинстве случаев представлял из себя трансляцию собственно концерта с наложенными эффектами – “LSD mode” во время “Fairies Wear Boots” или пронизывающая безысходность во время “Into the Void”. Перед драм-соло даже мелькнул фрагмент с выступления группы времен 70х – и это было единственным появлением Билла Уорда на концерте ;) К звуку и мастерству игры всех музыкантов – никаких претензий, Гизер и Тони и сейчас своими соляками могут утереть нос большинству молодых музыкантов. Звук – отличный, харизма легенд – хоть самосвалами вывози. И на бис – знаменитейшая “Paranoid”, которая, уверен, для многих выросших в 90е была в первую очередь мелодией из 16-битной игры “Rock’n’Roll Racing”. Заканчивается песня и… никаких прощальных речей, просто поклон от легенд и горящая на заднем плане надпись “THE END”. И зловеще звучащая “Zeitgeist” после ухода музыкантов со сцены. Они уже всё сказали своей музыкой, пора и отдохнуть. Спасибо вам за этот исторический концерт, это было великолепно.
Сет-лист:
1. Black Sabbath
2. Fairies Wear Boots
3. After Forever
4. Into the Void
5. Snowblind
6. War Pigs
7. Behind the Wall of Sleep (with 'Wasp' intro)
8. N.I.B. (with 'Basically' bass solo intro)
9. Hand of Doom
10. Rat Salad (with drum solo)
11. Iron Man
12. Dirty Women
13. Children of the Grave
Encore:
14. Paranoid
Выражаем благодарность SAV Entertainment за предоставленные аккредитации.
Что ж, кажется, в этот раз действительно подошла к концу не только история одной из величайших групп в истории рока и металла, но вместе с ней и целая эпоха, ставшая определяющей для развития тяжелой музыки на несколько десятилетий вперед. Правда однажды мы уже были свидетелями, когда миру торжественно было объявлено об уходе Black Sabbath на покой. Вспомним 1999 год и «прощальный» тур “Last Supper”. Но что-то подсказывает, что на этот раз дела обстоят именно так… Хотя бы потому, что с момента возвращения Sabbath в 2001 году прошло почти 15 лет – срок отнюдь не малый. Карьера иных групп целиком умещается в такой временной отрезок, а если учесть, что первый альбом Black Sabbath вышел аж в 1970 году… Ну и серьезные проблемы со здоровьем, с которыми в последние годы столкнулись музыканты, также являются едва ли не определяющим фактором. Ко всему прочему, всегда важно почувствовать правильное время для ухода. Вышедший в 2013 году альбом “13” стал подлинным триумфом для группы, которая, несмотря на свой недосягаемый легендарный статус, в последние полтора десятилетия напоминала скорее дорогой экспонат с передвижной выставки, будучи похожей на побочный проект Оззи Осборна. Ну, если не считать шикарного альбома “The Devil You Know” периода Heaven and Hell, когда был возрожден состав Sabbath времен 1980-1982 (турне в поддержку “Heaven and Hell”, альбомы “Mob Rules”, “Live Evil”) и 1991-1992 годов (альбом “Dehumanizer”) с Дио и Винни Эпписом. Тогда музыканты многих удивили, продемонстрировав впечатляющий творческий потенциал. Однако смерть великого вокалиста в 2010 году уничтожила этот творческий союз, и группа вернулась к своему оригинальному названию и идее очередного возрождения классического состава 70-х.
Московский концерт стал последним выступлением европейской части прощального турне Black Sabbath, вызвав подлинный интерес среди многочисленных поклонников великих британцев. За час до начала концерта площадь перед СК «Олимпмйский» была заполонена фанатами группы самых разных возрастов и социальных групп, которые образовали перед входом извилистую очередь. Уверен, что ни в одном другом месте столь пестрая толпа по своей воле просто бы не собралась вместе. Здесь можно было увидеть и растатуированных тинейджеров нового поколения, и зрелых дядек, заставших все перипетии карьеры Sabbath в 80-х, и совсем уж убеленных сединами пожилых людей, которые в 70-е, будучи еще студентами, подпольно обменивались винилами группы, и служащих среднего возраста, поспешно надевающих только что купленные футболки с символикой группы взамен рубашек и галстуков. Особенно трогательно смотрелись тетушки в сарафанах, которых не слишком ожидаешь увидеть на мероприятиях подобного рода. Оказавшись внутри, вся многочисленная публика полностью заполнила концертный зал – от фан-зоны и до самых дальних балконов.
Как оказалось, вместе с Black Sabbath в качестве разогрева приехала лосанджелесская группа Rival Sons, ориентированная на блюз. И хотя я считаю, что группам подобного калибра разогревы совершенно ни к чему, должен отметить, что Rival Sons играли и смотрелись достаточно неплохо и были встречены вполне благожелательно, даже не смотря на то, что команда эта скорее клубно-фестивального уровня и на фоне «саббатов» воспринимается скорее как хорошее сопровождение под пиво.
Конечно же, ожидаемое пришествие хозяев вечера вызывало некоторый трепет и не напрасно. После демонической 3D видеозаставки, ломовое содержание которой вполне бы подошло даже каким-нибудь симфо-блэкерам, на сцене появились сами Древние Боги, под аккомпанемент колокольного звона возвестив о своем пришествии громоподобными раскатами основного рифа одноименной названию группы песни. Буквально с первых секунд звучания хрестоматийных аккордов Black Sabbath, волосы в прямом смысле начали становиться дыбом, а по спине то и дело гулял мороз. Монструозное звучание “Black Sabbath”, “War Pigs”, “Hand of Doom” пробирало до кишок. Невероятно, сколько же силы содержится в классических риффах группы – чудовищно массивных и монументальных, словно камни Стоунхенджа! Собственно, большинство из представленных в этот вечер песен являются настоящей хрестоматией металлической вселенной. Классическое творчество Black Sabbath было разобрано буквально по винтикам, внимательно изучено и растащено многочисленными последователями вплоть до эстетики оформления обложек, что особенно проявилось в последние лет 10 в музыке многочисленных думовых групп нового поколения.
Что касается сет-листа, то за исключением непродолжительного инструментала “Embryo” он был таким же, как и на всех остальных концертах европейского тура. И хотя сами по себе эти песни ничуть не утратили своей актуальности даже сегодня, прекрасно звуча с учетом последних технических достижений в сфере музыкальной индустрии, все же несколько удивляет, что в сет-лист не вошли песни со столь успешного последнего альбома “13”, из-за чего турне носит сугубо ностальгический характер. Все представленные номера родом исключительно из ранних альбомов Sabbath эпохи Оззи, что вполне логично с одной стороны. Но по большому счету, представленный набор песен группа играет аж с 1997 года (когда впервые после 1979 года объединилась с Оззи), постепенно избавляясь от номеров, ставших с годами сложными для исполнения в первую очередь для Оззи, вроде “Spiral Architect” и “Sabbath Bloody Sabbath”. Просто сравните трек-лист концертника 1998 года “Reunion”, и вы увидите все тот же набор. Но учитывая, что услышать все эти песни в живом исполнении у нас, по всей видимости, больше возможности не будет, можно и закрыть глаза на подобное повторение.
Конечно же, великолепие классических Sabbath не сравнить ни с чем! Тони Айомми, который и является подлинным носителем духа и олицетворением Black Sabbath (во все периоды биографии группы), несмотря на недавно перенесенные невзгоды, был великолепен, играя так, словно рифы прут из него сами, а гитара лишь ретранслятор. Забавно, но как обычно сосредоточенная манера Тони держаться на сцене лишь подчеркивала значимость музыки. Той непринужденности, с которой Гизер Батлер обращается с басом научиться, наверное, невозможно, это дар и подобное мастерство должно быть в крови. Порой создавалось впечатление, что Тони и Гизер с помощью своих инструментов ведут сдержанную беседу, чувствуя друг друга интуитивно. Несмотря на некоторые опасения, Оззи отработал концерт вполне на уровне, на порядок лучше, чем некоторые европейские выступления тура. Конечно, временами было заметно, что некоторые моменты даются ему особенно тяжело. В прошлом остались времена, когда Оззи в рамках фестиваля “Ozzfest” за вечер отрабатывал сразу две программы – свою сольную и Black Sabbath, но при всем при этом Великий и Ужасный был вполне бодр и даже вылил на головы первых рядов пару-тройку ведерок воды. В какой-то степени даже трогательным был момент, когда Оззи по очереди представил всех музыкантов, обойдя вниманием собственную персону, лишь махнув рукой на приветственный рев фанатов: «ОЗЗИ!», мол, чего уж там…
И знаете, было чертовски жаль, что за барабанами не было Билла Уорда. Тони Клафетос барабанщик, конечно, достаточно востребованный и заработал авторитет, играя у Элиса Купера, Роба Зомби и того же Оззи Осборна, откуда и был призван в ряды Sabbath. Однако даже несмотря на то, что парень, судя по всему, является большим поклонником Билла, стараясь подражать ему даже внешне, он все же лишен той непринужденности, которая всегда отличала игру Уорда. Да, Билл тоже очень любил лупить со всей дури по барабанам (чем сразу же привлекал внимание, а поначалу вызывал и недоумение в музыкальной среде того времени), но влияние джаза всегда было заметно в стремлении Уорда как бы невзначай разнообразить свои рисунки. Тони Клафетос же является просто хорошим, техничным профессионалом, хотя и несколько «тяжеловесным».
Вообще в этот раз история с Биллом Уордом вновь повторилась один в один, как это уже было в 1997 году, когда остальные музыканты, решив возродить старый состав Black Sabbath Билла попросту не позвали, как и в этот раз пригласив барабанщика из группы Оззи – тогда это был Майк Бордин. И как ни прискорбно мне это признавать, дело, скорее всего, в самом Билле, который в 80-е и начале 90-х неоднократно приходил и неожиданно покидал группу после нескольких выступлений. Однако дело даже не в этом, а в том, что остальные просто сомневались в том, способен ли Билл выдержать целый тур. В подтверждение этого довода следует вспомнить 1998 год, когда прямо во время репетиций перед турне все же вернувшегося Билла свалил сердечный приступ, из-за чего первые шесть недель тура на барабанах играл Винни Эпис. Когда к концу года Билл вновь вернулся за установку, всю оставшуюся часть турне группу в постоянной боевой готовности сопровождал Винни, который сидел за второй барабанной установкой готовый прийти на замену Уорду в случае, если того опять шарахнет. Как говорил тогда Батлер в интервью журналу “Vintage Guitar” – «Мы не играли полноценных концертов с Биллом вот уже около двадцати лет, с тех пор как распался оригинальный состав. Его работа – самая сложная, поэтому мы хотели прогнать с ним весь репертуар, чтобы убедиться, что он все еще в форме». Учитывая, что с тех пор прошло почти 20 лет, решение группы, увы, кажется последовательным…
Возвращаясь к московскому выступлению Sabbath, хочется отметить на удивление сносный звук, что для Олимпийского нехарактерно. Ну как…, учитывая акустику зала звук был все же излишне шумным и несколько размазанным, из-за чего казалось, что некоторые номера, вроде “Behind the Wall of Sleep”, звучали излишне резко, лишившись блюзовой плавности (по крайней мере из партера, где располагалась фан-зона, все выглядело именно так). Однако в целом звук был вполне приемлем, позволив в полной мере прочувствовать мощь и величие Black Sabbath. Глядя, как музыканты непринужденно исполняют свою музыку казалось невероятным, сколько поколений вдохновлялось и продолжает вдохновляться этими песнями, сколько сотен тысяч фанатов сходило с ума под эти рифы за последние 40 лет! Осознание этого делает прощание с группой особенно горьким… Ведь без них музыка уже никогда не будет прежней. Закат таких групп подобен вспышкам сверхновых звезд, свет от которых даже после исчезновения его источника еще долгие годы освещает пространство, затмевая другие светила. Когда отзвучали последние звуки нетленной “Paranoid” музыканты после скромного поклона просто покинули сцену, а на экране появилась туровая заставка “The End”…
Конец?
Текст: Alias
_Chimera_
Урия Гаррисон
thoxic_ololost
А гиг был просто бомбический!
Старики дали жару!
Dr-Bod
Voin of Valhalla
alex i spy
Empty Words
StormReaver
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).