Последние дни лета у большинства обычно вызывают грусть и не самые позитивные мысли о скорых дождях, снеге и холоде. Однако, для тех людей, чьё сердце бьётся от горячей любви к тяжелой музыке, концертное агентство JC Sound уже второй раз предоставляет возможность проводить лето на свежем воздухе в компании с любимыми группами и получить заряд бодрости и позитива, способный с лёгкостью скрасить всю тоску от приближения осени.
Прошлогодний опыт в проведении события, окрещенного Moscow Metal Meeting (далее МММ), представляющего собой, по сути, первый московский хоть и однодневный, но всё же международный open air фестиваль, не только не вышел комом, но и показал, что проводить метал-фест под открытым небом в черте города можно не только, например, в Хельсинки с Tuska Open Air, но и в центре столицы нашей Родины. Причём, в очень даже приличном и не уступающим зарубежным аналогам виде.
В отличии от прошлого года, формат фестиваля несколько изменился. Если на МММ 2014 выступали группы исключительно heavy-power направленности, и из шести выступающих групп было три отечественных монстра и три зарубежных, то в этот раз стилистика фестиваля разнообразилась представителями других жанров металлической музыки, причем чаша весов вместилась в сторону заграничных коллективов. В этом году Россию представляли folk-pagan metal группа Аркона и корифеи сцены Чёрный Обелиск, гостей - хранители секретов тысячи озер Amorphis, стоящие у истоков шведского melodic death metal Dark Tranquillity, а также отцы европейского speed-power – легендарные немцы Helloween, причем не одни, а со своими “племянниками” из Primal Fear.
С точки зрения организации и инфраструктуры относительно прошлого года практически ничего не изменилось. Всё так же был организован свободный вход и выход с территории, причем проверку проводили качественно, но, будем так говорить, не предвзято, досконально не выворачивая содержимое карманов и рюкзаков посетителей, не создавая еле движущуюся очередь на вход, чем грешат некоторые площадки. Вообще, с точки зрения сотрудников охраны площадки – многим стоит поучиться у ребят, задействованных в обеспечении порядка на МММ 2015. Вся охрана вела себя максимально вежливо, никаких конфузов, дёрганий за руки, если не было видно браслета, никто не задирал подвыпивших металхедов. Был замечен факт вывода одного особо «угаревшего» зрителя, но всё было сделано максимально бережно. Мерчандайзинг тоже не подкачал, разнообразие пестрило глаза, как фестивальный, так и мерч групп был обеспечен на очень достойном уровне, о чём свидетельствовало столпотворение желающих выбрать себе что-то на память. Единственное, на что поступало много жалоб, это ассортимент и цены на попить-покушать. В условиях экономической ситуации и обилия концертов, провести весь день и питаться только на территории фестиваля было весьма накладно и не очень полезно, но ведь именно для этого была организована возможность свободно покидать мероприятие. Поэтому, если хотели выпить и перекусить «не отходя от кассы» - добро пожаловать в местные точки питания.
Тем не менее, пора уже переходить непосредственно к самому фестивалю. Ближе к часу над Зелёным Театром прошел кратковременный, но весьма неслабый дождик, но помешать начаться вовремя музыкальной части мероприятия это не помешало. В 2015 году открывали Moscow Metal Meeting Чёрный Обелиск. Первое что бросилось в глаза, а вернее в уши, это очень качественный и читаемый звук. Второе - это задник группы Аркона, который, правда, был убран через некоторое время. А третье – верхнее освещение сцены было выполнено в виде пиратской тыквы, как бы намекающей, кто сегодня заправляет балом. Ч.О. – группа культовая, со всеми известной историей, но для подобного open air не очень подходящая. Эту музыку хорошо именно слушать, и при этом в небольших клубах в «своей» компании. Не особо активное поведение на сцене, именно клубная работа с публикой, заключающаяся просто в общении с аудиторией смогла расшевелить только тех, кто близко знаком с творчеством Ч.О. А таких было не так уж и мало. На выступление Ч.О. на территории Зелёного Театра находилось на глаз человек восемьсот, и основная масса народа подпевала, кидала вверх «козы» и аплодировала. В любом разе, начало фестиваля заложено. Закончив выступление наиболее известным хитом времён Анатолия Крупнова – «Я остаюсь», Чёрный Обелиск покинули сцену.
Аркона, пожалуй, единственная группа, которой удалось проделать сложнейшую работу и проложить свой творческий путь от небольших сцен московских андеграундных клубов до площадок ведущих европейских фестивалей. Поэтому и выступление Маши Scream и компании было обставлено ничуть не хуже их зарубежных коллег, с которыми приходилось делить сцену в турах типа Pagan Fest. На исходную позицию вернулся засвеченный на Чёрном Обелиске задник, по бокам появились огромные баннеры, выполненные в стиле обложки к последнему альбому «Явь», и, под эпическое вступление заглавной композиции, на сцене появилась сама группа. Как стая воронов над полем битвы музыканты заняли свои места и принялись сотрясать гривами длинных волос. Медленная, тяжелая и мрачная мелодия, наряду с имиджем и вокалом Маши нагнетали атмосферу древности и таинств далёких времён, когда люди поклонялись явлениям природы, чтили их и жили с ними воедино. Всё очень напомнило выступления финских Moonsorrow, которые пользуются немалым уважением у музыкантов Арконы. Наверняка, именно такой творческий подход, наличие народных инструментов и оригинальная манера пения Маши и позволила Арконе влиться в струю ведущих коллективов непрекращающегося уже с десяток лет pagan-folk-metal бума практически на всей территории котирующего тяжмет-мира. Первая часть выступления Арконы так и прошла в гнетущей и мрачной атмосфере, что выглядело хоть и очень фирмово, безусловно, радовало уже состоявшихся поклонников, но для привлечения новой аудитории нужно было исполнять что-то более энергичное. Некоторые люди к середине сэта начали покидать площадку, но напрасно – ко второй половине группа припасла несколько шустрых боевичков типа «Ярило» или «Стенка на стенку», под которые возле сцены оставшийся народ весьма оперативно устроил приличный слэм. Но на этом выступление Арконы как-то молниеносно закончилось, и тот, кто, заслышав быстрые гитарные рифы и двойные бочки, заспешил вернуться к сцене, так и остался ни с чем.
«Российская» часть фестиваля подошла к концу, а народ начал стремительно стягиваться на территорию концертной площадки. Не секрет, что большая часть гостей МММ 2015 пришла именно на зарубежные коллективы. К тому же, следующим участником были довольно редкие, но не нуждающиеся в представлении, гости - немецкие паверщики Primal Fear. Несмотря на то, что в Primal Fear переиграло огромное количество музыкантов разной степени известности, костяк групп составляют Ральф Шипперс, подаривший свой голос первым трём альбомам Gamma Ray, и продюсер, автор песен и участник множества проектов - Мэт Синнер. Собственно, к этим персонажам и было приковано основное внимание всей публики, как бы не старались создавать движуху на сцене остальные участники коллектива. На самом деле, как бы они и не старались – выступление хоть и набирало обороты, но музыкантам не удалось привести публику в массовую эйфорию от двойных бочек, скоростных соло и мощного вокала, являющихся неотъемлемой частью стиля. Преподносить такую качающую и драйвовую музыку нужно как-то более уверенно. Не смотря на вокальные данные Шиперса, стоит очередной раз порадоваться, что в своё время у него не срослось с Helloween. У него есть и внешние данные, и работа с публикой ведётся, но харизме Ральфа очень и очень далеко и до Киске и, уж тем более, до Дэриса. Ральф вальяжно перемешался по сцене, занимал «героические» позы, играя «банками» своей мускулатуры, протягивал микрофон публике, что бы попеть очередную песню, но этого было недостаточно. Такие песни как “Nuclear Fire”, “Angel in Black или “Metal Is Forever“ должны быть продолжением группы и посылаться публике не только посредством микрофона. Возможно поэтому, несмотря на десяток альбомов добротного материала и почти двадцатилетний стаж, Primal Fear так и сидят во втором, если уже не в третьем эшелоне европауэера. Забраться повыше, судя по всему, они просто не потянут. Но при всём этом, Primal Fear не нарушили тенденцию восходящего набора оборотов фестиваля в целом. Перед заключительной песней Мэт Синнер представил музыкантов, группа жахнула последние аккорды и удалилась со сцены. Честно говоря, хоть и удовольствие от выступления было получено, но желания посетить выступление Primal Fear в ближайшее время не возникло, чего не скажешь о следующей тройки выступающих.
Финны Amorphis были в России много раз, и про их выступления было сказано уже немало. Группа пользуется достаточной популярностью среди нашей публики, поэтому на их концерт можно сходить, что бы просто послушать любимые песни, без ожидания чего-либо сверхоригинального. К сожалению, программу европейских фестивалей, где группа полностью исполняла «Tales From The Thousand Lakes», на МММ 2015 не привезли, но зато хорошенько прошлись по всем периодам творчества, сделав небольшой упор на период с Томи Йоутсеном за микрофоном. Сам Томи расстался со своими дредами и стал выглядеть более брутально. Что подчёркивалось во время гроуловых партий. А причудливой формы микрофон создавал некий апокалипсический образ. Особенно колоритно смотрелось исполнение кавер-версии на «Vulgar Necrolatry» от Abhorrence, изначально перепетой Amorphis на своём дебютнике, что стало небольшим сюрпризом и компенсировало отсутствие в сэте «Black Winter Day». Вообще программа хоть и была составлена из сплошь хитовых и известных песен, увы, не особо отличалась от прошлогоднего московского сэта. У группы в ближайшее время выйдет новый альбом, получивший название «Under The Red Cloud», Томи об этом обмолвился, но новых песен, несмотря на официальные публикации, исполнено не было. С одной стороны жаль, но с другой это даёт надежду на скорый визит финнов уже с программой следующего релиза. Минусом выступления был лишь периодически «проваливающийся» звук в первой половине программы, но знакомые песни легко читались и в целом глобальной катастрофы это не сделало.
Кстати, многим, кто после входа в фэн-зону сразу не врубался в толпу у сцены, а проходил дальше, к противоположенному её краю, посчастливилось сфотографироваться и немного пообщаться с вокалистом следующих участников Moscow Metal Meeting - Dark Tranquillity, Микаелем Станне, который наблюдал за выступлением финнов с левой стороны сцены.
В затянувшуюся перед выступлением шведов паузу можно было немного передохнуть, прогуляться, оглядеть окрестности. Хочется сказать несколько слов о площадке. Несмотря на длительное отсутствие ремонта, обшарпанность ограждений и скамеек, потрескавшийся асфальт, отсутствие глобальных укрытий от дождя - Зелёный Театр является идеальным местом для проведения подобного мероприятия и с точки зрения нахождения и на территории и вне неё. Центр города, пешая досягаемость до метро, набережная Москвы-Реки, Парк Горького и Нескучный Сад – рядом есть места, где можно перекантоваться во время неинтересных групп, перекусить, и при этом не надо далеко отходить. А удаленность от жилых домов даёт возможность проводить мероприятие без ущерба громкости звука и в отсутствие недовольства местных жителей. Поэтому, как хочется надеяться, тенденция проведения данного мероприятия не нарушится, и очень не хотелось бы, что бы площадка была заменена.
Хотя Dark Tranquillity и приехали в неполном составе без басиста, а вместо посвятившего себя новорожденному ребенку Никласа Сундина был сессионный гитарист, шведы не только не ударили в грязь лицом по сравнению с прошлогодним более продолжительным московским концертом, но и смогли переплюнуть его по шквалу энергетики, льющейся со сцены. Возможно, свежий воздух способствовал налаживанию такого контакта между группой и публикой. Естественно, способствовал налаживанию такой связи, в основном, мистер Станне. На death metal сцене, пожалуй, сложно выделить ещё одного такого же позитивного и харизматичного вокалиста, как Микаель. На ум приходит, пожалуй, лишь его земляк Йоган Хегг из Amon Amarth. Публика следила за каждым движением Микаеля, подпевала практически все строчки из всех песен сэт-листа, тянула руки и чуть не стащила обаятельного и улыбчивого шведа в толпу, когда он подошел к краю сцены. По подаче, если, например, отключить звук, так и не скажешь, что Dark Tranquillity играют тяжелую и умную музыку, да ещё и со сложными, наполненными глубоким и, зачастую, скрытым смыслом текстами, содержащими множество метафор.
К середине сэта на город начали спускаться сумерки, и освещение сцены, играющее разнообразием цветов и мигающих в такт музыке, стало придавать выступлению шведов особый шарм и красочность. По наполнению, группа включила все сливки прошлогоднего московского сэта, добавив к нему лишь дополнительную энергетику и атмосферу. Да и звук в Зелёном Театре, хоть и было несколько проблемных моментов, всё равно в разы превосходил то, что было слышно в мае 2014 в клубе Вольта. Все узнающиеся с первых нот хиты типа «White Noise/Black Silence», «The Wonders at Your Feet», «The Treason Wall», «Final Resistance» и другие звучали из динамиков сцены так, как многим, бывавшим только на последних клубных концертах D.T. фэнам, возможно, слышать и не доводилось. Некоторые открыли для себя группу заново. Для полного счастья не хватало разве что только «Monochromatic Stains». Однозначно можно сказать, что выступление Dark Tranquillity был не только одним из лучших на Moscow Metal Meeting 2015, но и одним из лучших в Москве за все их визиты. С нетерпением будем ждать нового альбома и следующего тура. После такой поддержки московской публики, группа просто не имеет права не приехать. Прозвучала заключительная перед Helloween, как сообщил Микаель, песня «Misery's Crown», и погода, видимо тоже не желающая отпускать шведов со сцены, расплакалась небольшим дождём.
Но дождь принёс ещё и прохладу, что бы публика могла остудиться после «жары», оставленной бравыми скандинавскими парнями, немного передохнуть и приготовиться к хедлайнерам мероприятия, заслуженным отцам и ветеранам европейского melodic power metal – легендарным Helloween. Сцену уже украшали огромный задник и баннеры с оформлением последнего альбома немцев «My God-Given Right», а в левом углу красовалась огромная надувная тыква свободы. С таким реквизитом Тыквы в Россию ещё не приезжали. Сам альбом среди российской публики получил самые противоречивые отзывы – кто-то восторгался им, считая очередным шедевром, а кто-то даже называл самым провальным альбомом в истории, но, так или иначе, во многих заграничных чартах релиз достиг топовых строчек, значит, альбом получился ни таким уж и плохим. В любом разе каждый новый тур Helloween играют две-три песни с последнего релиза, а остальную программу составляют всевозможные хиты со всего предыдущего творчества, включая модный сейчас у многих исполнителей попурри, позволяющий сыграть лучшие моменты нескольких песен, но при этом серьезно сэкономить время, не исполняя их целиком. В этот раз немцы не изменили традиции, и концерт строился именно по вышеописанной схеме.
После вступления в виде «Walls Of Jericho» на сцене появились пятеро знакомых лиц. Уже совсем коротко стриженый Дани разместился за установкой, последовавший его примеру в плане прически и обретший совсем уж жеманный вид Саша, постоянно строящий из себя серьезного, озорник Вайки, вечно рок-н-ролльный Маркус и, естественно, дирижер всем тыквенным оркестром по обе стороны сцены - Энди. , Helloween сразу ударили не в бровь, а в глаз, начав с "Eagle Fly Free", плавно перетекшей в "Dr.Stein". У публики снесло крышу просто моментально, чему способствовал отличнейший звук и, насчет чего было больше всего опасений, великолепная вокальная форма Дериса. Да, Энди в этот вечер был на высоте и как вокалист, и как шоу-мен! Очевидно, что обычно Россия находится в Тыквенном графике, как правило, уже ближе к концу гастрольного списка, но в этот раз после выхода нового альбома группа отыграла всего несколько сольных и фестивальных концертов, причем не в самом интенсивном режиме, и находится в наилучшей форме. Почему Энди был назван дирижером? Да потому, что ему понадобилось лишь несколько секунд, что бы взять под контроль всех, кто собрался в этот вечер перед сценой. Один жест - и толпа тянет к нему руки, другой - взгляд всех перемещается ту же сторону, при этом никто ни на секунду не перестаёт петь вместе с Дерисом, да и, чего уж говорить, по отдельности, строки абсолютно каждой песни. Кому-то Энди периодически показывает языка на манер Джина Симонса, уже традиционно изображенного у него на майке. Можно перечислить по пальцам фронтмэнов, кто на сегодняшний день может так управлять толпой. И ведь поддаешься, это ощущение словами не передать. Причем чем дальше, тем больше позитива и энергии вливается в тело, заставляя ожидать следующую песню, как манну небесную. Остальные участники не отстают. Кривляющийся Вайки, строящий рожи, играющий с медиатором, при этом не забывая раскуривать очередную сигарету. Маркус носится по сцене, изображает Бабу Ягу, только с басом вместо метлы. Дани остервенело колотит по батарее барабанов, да обычно спокойный Саша не раз отчебучивал разные фокусы с гитарой. Кому не понравились критические замечания в адрес Primal Fear, сравните, что из себя на сцене представляют Тыквы, а что они? Правда же, разница колоссальная? Уже на третьей и одноименной с последним альбомом песне, Дерис предлагает попеть вместе и прокричать «My God-Given Right!», и публика легко соглашается принять это предложение. Всё-таки на открытых площадках на свежем воздухе между музыкантами и группой совершенно другая магия, нежели в душных крытых помещениях, и это напрямую сказывается на отдаче, которая возвращает публика обратно на сцену. Далее Helloween исполнили "Steel Tormentor", которым обделили Москву в прошлый визит. Очень жалко, что с "The Time Of The Oath" в последнее время играют так мало песен. "Power" уже приелась, а вот "We Burn", "Before The War" или "Wake Up The Mountain" были бы в самый раз. Потом Тыквы напомнили о предыдущем релизе "Straight Out of Hell", сыграв с него пару вещей. После чего была не самая удачная в записи, но весьма неплохая живьем "Heroes" с последнего альбома, и потом начался единственный не сильно понравившийся большинству момент - соло на ударных от Дани Лёбле. Перформанс был хоть и очень техничный, сопровождающийся игрой освещения, но в целом какой-то нудноватый и затянутый. Кто-то бурно поддерживал барабанщика криками, а кто-то уже начал скучать, однако последние удары плавно начали переходить во что-то до боли знакомое. Прохладный воздух, сумерки, набережная реки, мимо проплывают гигантские корабли, и осталось только сбросить с себя будничный костюм и раствориться в ночной тишине, любуясь языками костра. Да, следующим номером была одна из самых пробирающих до мозга костей "Where The Rain Grows", полной версии которой Москва не слышала с 2003 года. Пожалуй, эта песня может растрогать и вызвать мурашки даже у взрослого человека.
Дальше группа рассказала о своих приключениях в автобиографичной "Lost in America", после чего прозвучали уже родные "If I Could Fly" и "Power". В попурри облаченный в цилиндр Энди поведал истории о Дне Всех Святых и Хранителе Семи Ключей, поставившей точку в основной части программы. В промежутке между этими грандиозными эпиками были включены куски из "Sole Survivor", "I Can" и "Are You Metal?", под которую Москва утвердительно проревела на вопрос Энди "Метал ли она?". Может в будущем группе стоит задуматься о нескольких таких миксах, тогда, глядишь, и недовольных неисполнением той или иной песни будет куда меньше? После небольшой паузы на сцене сначала появился Саша Гёрштнер с гитарным соло, которое, немного "покачав" публику перетекло во вступительный риф "Future World", вызвав немалый восторг публики. Напоследок была предсказуемо припасёна, кто бы мог догадаться, «I Want Out», где публики была предоставлена возможность прокричать «…Out!», перед тем как группа исполнила последний припев.
Ну, вот и всё. Helloween прощаются с публикой, бросают в толпу медиаторы и палочки, обнявшись, все вместе в последний раз позируют перед объективами и покидают сцену. Восторг велик, но нотки грусти предательски проникают в сознание, на глазах у некоторых фэнов, особенно представительниц прекрасного пола, даже в темноте можно разглядеть слёзы. Ждать следующего визита одной из самых позитивных групп на метал-сцене придётся ещё очень долго. Впереди у Тыкв мировой тур в компании с Rage и Crimes Of Passion. Хотя, может и есть надежда, что позже они заскочат к нам уже в таком составе, а, промоутеры?
Вместе с выступлением Helloween закончился и Moscow Metal Meeting 2015. Кто-то дожидается музыкантов, что бы получить автограф, кто-то спешит на метро, кто-то в магазины, т.к. до 23:00 ещё есть время. Очень здорово проводить лето вместе с таким замечательным мероприятием. JC Sound второй раз удалось очень качественно организовать и провести одно из самых знаковых событий для всех поклонников тяжелой музыки, за что они получили низкий поклон ото всех посетивших его металхедов. Впереди клубный сезон, который также обещает быть насыщенным, а проводить Moscow Metal Meeting хочется словами Йоакима Бродена из Sabaton – «Мы не хотим говорить до свидания, мы скажем – до новых встреч!»
Текст: А.И.
Музыкальное лето 2015-го в Москве завершилось на действительно грандиозной ноте. Казалось бы, после масштабного выступления Metallica в «Олимпийском» в прошлый четверг важность мероприятий уикенда должна была если не померкнуть, то так точно отступить на задний план. Но не в этом году, когда в субботу в Зеленом Театре грянули сразу шесть групп, каждая из которых – признанный «мастер» в своем жанре. Как и в 2014-ом, организаторы Moscow Metal Meeting продолжают баловать публику не просто «громкими именами», но настоящими ее любимцами, и посмотреть на Primal Fear, Amorphis, Dark Tranquility и Helloween с мощной поддержкой от наших соотечественников Черный Обелиск и Аркона пришло по меньшей мере тысячи три человек.
Зарекомендовавшая себя в прошлом году открытая площадка Зеленого театра в Парке Горького наполнялась любителями тяжелой музыки постепенно, и на открывавшей день команде Черного Обелиска еще царил некий разброд среди толпы: фан-зона была заполнена лишь наполовину, а большинство сидящих в партере то ли откровенно скучали, то ли просто умиротворенно грелись на солнышке под аккомпанемент гремящей со сцены музыки.
Несмотря на то, что в настоящее время модным стало клеймить российскую рок-сцену советского разлива за ее безыдейность, бесталанность и излишний пафос, к Черному Обелиску эти «комплименты» вряд ли применимы, и тут, думаю, меня поддержат многие. Честность и бескомпромиссность – вот два столпа, на которых зиждется творчество команды, и таковым оно остается даже после значительных перемен в ее составе. Черный Обелиск всегда говорил на истинно одном языке со своими поклонниками, а те были благодарны команде за ее принципиальность и искренность.
На Moscow Metal Meeting группы отыграла стандартный фестивальный сет из самых известных своих композиций. «Снизу Вверх», «Свобода», «Рок-стар», «Я Остаюсь» и другие; новый материал выдержал соседство со старым, а среди толпы мной были замечены как маститые ценители русского рока в представлении Черного Обелиска, так и совсем юные товарищи, активно поддерживающие выступление Борисенкова и Ко. Приятно порадовало и «качество» звука во время выступления группы, и жаль было, что ей достались всего лишь сорок минут нашего внимания, определенно хотелось увидеть и услышать более расширенный сет.
Сет-лист:
1. Марш Революции
2. Снизу Вверх
3. Краденое Солнце
4. Свобода
5. Оборона
6. Рок-стар
7. Стена
8. Аве Цезарь
9. Я Остаюсь
После короткой перестановки инструментов на сцену вышла, пожалуй, самая известная на сегодня русская группа, играющая в стиле пэган-метал, - Аркона. Определенно заслужив статус команды интернационального масштаба (после многочисленных концертов в Европе и за океаном и полноценным североамериканским туром впереди), Аркона возродила интерес к русской музыке за рубежом, по сути популяризируя не только современные тенденции в ней, но и привлекая внимание к русской культуре в целом. При этом группа регулярно дает концерты в России, и Metal Meeting стал третьей за год возможностью вживую оценить их выступление.
При всем моем скептичном отношении к творчеству данной команды (которое в частности подпитывалось тем, что мне еще не доводилось видеть Аркону на сцене) будет справедливым признать, что музыканты очень профессионально держатся на сцене. Помимо сухого «профессионально» добавлю, что энергичность вокалистки Маши действительно подкупает: она картинно держится за микрофонную стойку, чтобы в следующий момент закружиться в бешеном, «рваном» танце, вселяя в пришедших бурю восторга и словно приглашая разделить с ней этот момент. Про ее вокальные способности уже было сказано немало, и я не буду повторяться, но лучше скажу, что зритель очень чутко чует фальшь или неискренность музыканта на сцене. В Арконе, в самой Маше этого нет, возможно, поэтому популярность группы настолько велика. От величественной «Гой, Роде, гой» до разухабистых «Стенка на стенку» и «Ярило», зал «впитывал» каждую композицию как губка, и лучшими комплиментами группе стали локальные мошпиты и совершенно сумасшедшие «мельницы» от некоторых товарищей.
Еще одна небольшая передышка, потраченная на изучение мерчендайза (в наличии были как мерч отдельных групп, так и товары с символикой самого Metal Meeting, а также журналы Darkcity), и публика громко приветствует первого иностранного гостя фестиваля – Primal Fear. Группа нечасто посещает нашу страну и тем самым подогревает ожидание фанатов, и каждая новая встреча проходит в удовольствие для обоих сторон.
Не всё всегда было гладко в стане Primal Fear, в свое время происходила самая настоящая рокировка гитаристов, но к настоящему времени и на радость фанатов ситуация в команде нормализовалась, и довольно цельный последний альбом немцев – еще одно тому подтверждение. В Москве группа сыграла две песни с нового альбома, «Alive & On Fire» и «When Death Comes Knocking», разбавив ими череду из настоящего the best команды. Идеальная «открывашка» и классическая «Final Embrace» - и толпа разогревается на раз-два (и не только публика перед сценой: пронзительный голос Ральфа слышно в любом уголке фестивальной площадки).
Не хочу вдаваться в подробный анализ причин и событий того, почему классический хэви- и пауэр-метал остаются наиболее востребованными жанрами у металхэдов нашей страны, но факт остается фактом: поддержка публики колоссальна на концертах групп, играющих в этом стиле. В том, что хиты подпевались даже теми, кто не совсем знал слов, а гитарные соло вызывали нескончаемый гром оваций у публики, которая еще долго не хотела отпускать музыкантов со сцены, не было ничего удивительного. Не последнее место я отдаю достойной работе Primal Fear со зрителями: просто посмотрите видео с фестиваля, они расскажут об этом лучше любых слов!
После столь грандиозного сета от немецкой команды пришло время наших соседей, финской группы Amorphis. У России с Amorphis очень тесные, если можно так выразиться, отношения: группа с завидной периодичностью (стабильно раз в год) дает у нас концерты (не только в Москве и Санкт-Петербурге, я замечу), каждый раз собирая полные залы. В этот раз многие ожидали увидеть специальное шоу группы, приуроченное к юбилею альбома «Tales From The Thousand Lakes», но то ли из-за решения группы, то ли из-за сомнений российских организаторов идея эта померкла, и в субботу мы увидели вполне себе обычный сет Amorphis.
Впрочем, некоторые сюрпризы группа нам все-таки преподнесла, и не все из них были приятными. Начиная с открывающей программу финнов «Hopeless Days», которую обычно заменяет «Shades Of Gray» в турах группы после выхода альбома «Circle», можно было услышать неполадки как минимум с уровнем громкости микрофона у вокалиста Томи, и уровень этот периодически «скакал» во время исполнения последующих песен, впрочем, выровнявшись в конце программы. Позже я также слышала жалобы на неважно отрегулированные барабаны и ритм-секцию (в первых рядах это не было критично).
Тем не менее, несмотря на технические проблемы, финны выдали на-гора весьма интенсивное выступление. От проверенных «Silver Bride», «The Smoke» (с расширенным интро) и «House Of Sleep» до аж трех песен для любителей старенького и дэтовенького у этой команды: «Into Hiding», «Drowned Maid» и «Vulgar Necrolatry» (последняя – явный любимец вокалиста, недаром его на ней нещадно «колбасило»). Отдельного упоминания заслуживает лиричная «Silent Waters», которую группа исполняет совсем не часто. Завершив свою программу инструментальной «Folk of the North», Amorphis удалились со сцены, но оставили в умах присутствующих два насущных вопроса: почему в сет-листе не было визитной карточки группы под названием «Black Winter Day» и куда же подевались впечатляющие дреды Томи?
Несмотря на то, что Amorphis были в топе моих ожиданий на Moscow Metal Meeting, звание «гвоздя» вечера объективно перетянули на себя шведы Dark Tranquility. В сгущающихся сумерках против метавшихся огней софитов хаотично двигалась фигурка Станне, который еще раз доказал, что харизма и отдача фронтмена в группе - это как минимум добрая половина успешного выступления. Контакт с аудиторией им поддерживался, не прерываясь, от песни к песне, интенсивность шоу зашкаливала, и в отдельные моменты казалось, что нет-нет да сорвется нога Микаэля, и рухнет он в оркестровую яму с узкого парапета, но каждый раз твердая ладонь очередного преданного поклонника перехватывала руку Станне, и тот снова бежал на импровизированный «язык» сцены выступать, жать руки, выкладываться на полную... Из мелочей складываются впечатления, но без удачно подобранных «боевиков» этого вечера просто бы не вышло; пусть среди них совсем не было «стареньких», и олдфаги вполне предсказуемо негодовали, пусть бас звучал сэмплами - это не мешало наслаждаться по-настоящему качественным выступлением от приверженной своему делу группы.
На Зеленый театр опустилась ночная темнота, неожиданно зарядил холодный ливень, но впереди нас ждал Grand Finale фестиваля – не побоюсь этого громкого слова легендарные Helloween должны были грянуть и тем самым завершить такой насыщенный субботний день.
Еще до начала выступления в фан-зоне стало тесно, и мы переместились в партер (о чем впоследствии не пожалели). Постепенно собирались декорации на сцене: тыквенная голова, подиумы для гитаристов; а в первых рядах народу все прибывало и прибывало. К началу программы публика уже нетерпеливо взывала к хэдлайнерам дня, но все атрибуты торжественного интро были соблюдены. Оркестровое вступление, падение занавеса – и тут на сцене появляются «хеллоуины» и без лишних промедлений заряжают «Eagle Fly Free» (не самый лучший выбор для открывающей песни, на мой вгляд), и погружают Зеленый театр в свою особенную магию.
На смену «Eagle…» приходит хорошо знакомый нам «Доктор Штейн», а за ней удачно вписалась «My God-Given Right» с нового одноименного альбома немцев (с него также были исполнены «Heroes» и «Lost in America», последняя на мой взгляд, достойна названия нового хита в обойме ветеранов пауэра). «Steel Tormentor» в тот вечер стала одним из многих доказательств того факта, что вокальные способности Энди все еще на высоте, и на какой высоте: легко «перекрикивая» оглушительные овации в его честь, Дерис с легкостью брал самые высокие ноты как в «Waiting for the Thunder», так и в «If I Could Fly».
Вообще, конечно, в тот вечер самое яркое впечатление о себе оставили нетленные хиты знаменитой команды: «If I Could Fly», «Power», попурри из «Halloween», «Are You Metal?» «Keeper of the Seven Keys» и других композиций, «I Want Out» (во время которой интерактив Дериса с залом достиг апогея). Не хватало лишь, пожалуй, «А Tale That Wasn't Right», но она прозвучала фоном к прощанию артистов с московской публикой, и в этом трогательном моменте отразилась крепкая и взаимная любовь группы и ее поклонников, ведь последние так не хотели отпускать Helloween со сцены. Но прощание неотвратимо, и мы уставшие, но довольные, медленно потянулись к выходу…
В целом, Moscow Metal Meeting в этом году порадовал нас своей организацией и не иначе как замечательным набором команд; команде организаторов мы жмем руки и с нетерпением ждем следующего года.
Текст: Ольга Дёгтева
Сет-лист Primal Fear:
- Final Embrace
- Alive & On Fire
- Nuclear Fire
- Unbreakable Pt. 2
- Seven Seals
- Angel in Black
- Running in the Dust
- When Death Comes Knocking
- Chainbreaker
- Metal Is Forever
Сет-лист Amorphis:
- Hopeless Days
- Narrow Path
- Sampo
- Silver Bride
- Into Hiding
- Drowned Maid
- The Wanderer
- The Smoke
- Silent Waters
- Vulgar Necrolatry (Abhorrence cover)
- Against Widows
- House of Sleep
- My Kantele
- Folk of the North
Сет-лист Dark Tranquillity:
- The Science of Noise
- White Noise/Black Silence
- The Silence in Between
- The Lesser Faith
- The Wonders at Your Feet
- The Treason Wall
- Through Smudged Lenses
- State of Trust
- ThereIn
- Terminus (Where Death Is Most Alive)
- Indifferent Suns
- Final Resistance
- Endtime Hearts
- Misery's Crown
Сет-лист Helloween:
- Eagle Fly Free
- Dr. Stein
- My God-Given Right
- Steel Tormentor
- Waiting for the Thunder
- Straight Out of Hell
- Heroes
- Drum Solo (by Dani Loble)
- Where the Rain Grows
- Lost in America
- If I Could Fly
- Power
- Halloween / Sole Survivor / I Can / Are You Metal? / Keeper of the Seven Keys
Encore:
- Future World (preceded with a brief guitar solo by Sascha Gerstner)
- I Want Out
Выражаем благодарность JC Sound за предоставленные аккредитации.
Arseniy
«Аморфис» знатно киданули через пиструн: изучая сеты с других концертов августа я ожидал, что они выдадут программу в честь юбилея «Сказок», а они вместо того вломили сет, повторяющий прошлогодний сольник. Я «Аморфис» люблю всё равно, а на «Инто хайдинг» (наконец-то!) я закончил вообще всё, но чёт как-то меня подкосило такое изменение.
«ДТ» вижу впервые, бурления по поводу отсутствия Иверса и Сундина не понимаю — не было и не было. Бас нормально шёл с минуса, а замещающий гитарист-легионер вообще парень-молодец, играл и зрелищно, и круто. Сет удивил отсутствием «Пуниш май хэвен», но вообще отличная концертно-фестивальная группа, Станне клёво зажигал танцпол.
«Хелавин»... Короче, это лучший концерт группы из всех, на которых я был. По повелению Энди сорвал к хренам голос, пока орал все песни. Звук вообще был идеальный, даже бэки Саши было слышно и вообще качало просто адово. Энди ещё может, Вайки может тоже. Дерис вообще один из самых крутых фронтменов, что я видел, толпой руководит как господь. Сет прекрасный, хотя вместо драм-соло я бы лучше послушал ещё одну песню с нового альбома (типа «Кричерс ин хэвен» или «Иф гад лав рокенрол»), но и так было вообще отлично.
Из орг. минусов — стрёмные сортиры и жратва. К семи вечера кабинки толчков представляли собой гейзеры из говна, обмазанные им по крышу и с морями мочи. Не говоря уж об отсутствии там освещения. Ну и жратва-питьё по соотношению цена-качества были чудовищным провалом.
Зато мерч был клёвый, куча всяких футболок и фирма по приемлемым ценам. Хотя вот тоже странно: диги последних «Тыкв» был вполне нормальным по цене (1500 руб., я его заказывал за 19 евро), винилы тоже. А вот earbook почему-то внезапно за пять тысяч, хотя стоит он вообще-то 39 евро. И кассета «Аморфис» за двести рублей. Двести, Карл!
Короче, я вообще ни разу не пожалел о том, что приехал в Москву ради своих любимых групп («Аморфис» и «Хелавин»). Всего за 2500 (в фан-зону) — отличные выступления, честно признаться, за такое можно было отдать даже больше. Очень надеюсь, что инициатива не загнётся и в следующем году будет ещё что-нибудь крутое. Только без «Праймал фир», гы-гы.
egalor
ДТ и Хелловин - супер.
Arseniy
VladS666
egalor
tankard
Звук на удивление хорош
aleks1987
Ja_Het
Покидал мероприятие с чувством глубокого удовлетворения и благодарности
участникам и организаторам!
egalor
Dimson1976
По сравнению с прошлым годом не было пиротехники, живого огня, салюта, но зато по содержанию круче было в этот раз! ))) Сеты показалось были длиннее у всех, нежели в прошлом году. .....Жрачку, питьё, туалеты не обсуждаю. так как в этот раз как то туда даже не ходили. Вышли на перерыв разок, ушли в цивильный магазин, купили продуктов, напитков качественных, посидели покушали попили и вернулись дальше зажигать. ))) Хорошо, что на вход выход работает фест.
Отдельный поклон Тыквам! Дали жару в этот раз поо полной программе. Четвёртый рах на Хэллах, и этот безусловно самый яркий и мощный! Публика тоже порадовала жарким приёмом и такой поддержкой! На Тыквах это прочувствовалось особенно! Энди Деррис - супер фронтмэн! Всегда заряжает позитивом)))) Ну и да, голосу п........ц полный)))))))))))
Ja Het
с данного концерта, снятые достойным оборудованием. Будет?!
Ja Het
ElectricRetard
сергей нечаев
Dimson1976
))) Никогда не думал, что Тыквы могут разочаровать именно этим!)))
Svarg_1349
Какой легионер?!!? Он швед. Сундин сейчас в декрете, вот и его собственно говоря заменяет Якобсон из Deals Death. На летних фестах.
Только без «Праймал фир»@
Не разу не соглашусь, одна из немногих ныне бытующих групп, которые в состоянии делать отличнуй пауэр/хэви.
Arseniy
Svarg_1349
Соглашусь. Якобсон отлично отжог. Не прогадали парни, взяв чувака из молодой группы. Отлично справляется.
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).