Пролог
Она уже который год справедливо носит статус единоличной королевы и главной представительницы кельтской культуры и фолк-музыки на российских просторах, она пленительно правдиво воссоздает искусство средневековых менестрелей, сам дух седой, но, по-прежнему тревожащей пытливые умы ностальгирующих потомков североевропейской древности… И как всякая воистину незаурядная творческая личность, человек редкостного и многогранного таланта, она всегда находит все новые просторы для самовыражения, не ограничиваясь своим главным и прославленным детищем, открывает новые горизонты, смело и уверенно ступает на неизведанные тропы и земли, которые с неизменным успехом исследует и покоряет, расширяя армию поклонников и внушительный список творческих и жизненных побед. Высококлассный специалист-кельтолог, кандидат филологических наук, преподаватель и знаток кельтских языков, и с другой стороны – очаровательная женщина и горячо любимая певица, обладающая неповторимым, очень узнаваемым голосом, всегда безупречно элегантная, харизматичная, притягивающая взгляды и занимающая помыслы.
Каждая встреча с ней – долгожданное и желанное таинство, прикосновение к чуду, которого поклонники ждут кротко и трепетно. Тем более что значительную часть времени Королева ныне проводит на чужбине, посещая родину лишь изредка. Нагрянет внезапно, промелькнет над головами восхищенных поклонников подобно ослепительно прекрасной вспышке молнии и умчится с легким сердцем, вихрем по дороге сна. Оставит после себя лишь невесомый флер таинственности, витающую в воздухе атмосферу сказки, неукротимый дух древних легенд да отголоски песен, эхом разносящиеся в головах им внимавших до следующего свидания…
Редкие эксклюзивные мероприятия, ласково прозванные фанатами «хелависниками», принципиально отличаются от штатных концертов Мельницы. Тут мы сталкиваемся с совершенно иным форматом. Гиперпопулярный, растиражированный флагман отечественного фолк-рока выступает в больших залах при массовом скоплении народа – не далее, чем полгода назад ребята во главе с Натальей собрали «Олимпийский». Сольные же сейшены Хелависы проходят в маленьких уютных клубах, отличаются максимальной неформальностью, теплотой, обилием общения певицы с публикой. В торжественной тиши небольшого зала можно задать вопрос исполнительнице, оказаться услышанным, удостоиться ответа. Именно такие мероприятия позволяют Наталье обратиться к тому сегменту своего богатого творческого багажа, который не вписывается в суровые рамки и законы шоу-бизнеса, не подходит под формат «мельничного». Что немаловажно – здесь всегда есть место для импровизации, выдумки. В отличие от чётко расписанной программы концертов «Мельницы», на сольниках фронтвумен коллектива сет-лист окончательно определяется уже по ходу действия: «Я всегда оставляю пустое место посередине, пустое место в программе концерта и исполняю то, что вздумается. В зависимости от настроения, в зависимости от того, как идёт концерт, довольна я им или нет».
Все перечисленное, думается мне, должно изрядно уменьшить долю ваших сомнений и поспособствовать утверждению мысли об ультимативной обязательности к посещению хелависников…
Концерт
Первые минуты пребывания в клубе «Икра» запомнились забавным эпизодом. В 19.50, когда на лестницах и в предбаннике уже толкались толпы зрителей, прибыла сама Наталья, ее встретил некий мужчина, и они вдвоем незамедлительно направились в зал. Проход на третий этаж преграждал охранник, строго выпытывавший у упомянутого мужчины, с ним ли эта девушка. Наташа безапелляционно заявила: "Вообще-то, я сегодня здесь петь буду", и гордо поднялась наверх. Секьюрити слегка ошалел и осунулся, затем осведомился у ожидающей прохода публики, Хелависа ли это, и получил утвердительный ответ.
Число концертов, которые я посетила за жизнь, к концу года, по всей вероятности, перевалит за сотню, тем удивительнее тот факт, что «Икру» все прошедшие годы мне мистическим образом удавалось обходить стороной. Согласитесь, не слишком-то приятно первый раз идти в незнакомое место, да еще и на беспредельно уважаемого и достойного исполнителя, вооружившись невольно гнетущей ношей из слухов, пересудов, отрицательных отзывов и ужасающих воспоминаний знакомых и незнакомых людей, говорящих об этом месте одни гадости. Вот только ничего возмутительного и безобразного в данном заведении мне обнаружить не удалось. 5 минут неспешной ходьбы от метро «Курская», удобное расположение в старом спокойном районе исторического центра Москвы, вполне учтивый персонал, чистота… правда предбанник, в котором как сельди в бочке на протяжении часа толкались несчастные поклонники Хелависы, оказался чрезвычайно душным, да неприятно поразило внутреннее убранство, являющее собой образчик неслыханной безвкусицы: пафосные дурацкие обои, вишневые с золотом, в псевдовикторианском стиле, уродливые двери, обитые какими-то лохмами и шерстью, нелепые синие колонны – и все как будто бы из разных домов понадергано, порастаскано и отношения друг к другу не имеет ни малейшего.
Впрочем, негативные впечатления, вызванные огрехами горе-дизайнеров с лихвой перекрыли мелкие, но досаднейшие пакости, с которыми пришлось мириться в ожидании начала перфоманса. И если отсутствие камеры хранения предугадать было возможно, и не такая уж это большая беда, то неработающий гардероб вызвал явный переполох среди пришедших. Погода в первые июльские выходные в Москве более соответствовала апрелю или концу октября, нежели разгару лета, многие пришли в куртках, которые пришлось пихать по сумкам или держать в руках в полном зале. Другим, совсем уж серьезным и крупным источником раздражения стала внушительная задержка даже не столько самого концерта, сколько пропуска в зал. Удивительно, что даже обладатели VIP и суперVIP-билетов вынуждены были подпирать стены и топтаться на темных узких лестницах, наряду со всеми остальными. Но, наконец, двери распахнулись и утомленные духотой, теснотой и томительным ожиданием люди радостно рванули в зал. У самого входа в концертное помещение разместился скромный столик с мерчендайзом. Чуда не произошло: приличного ассортимента продукции артиста, предлагаемой к приобретению на концертах, я не видела уже не помню, сколько месяцев, столько не живут. Хелависиных сольников не было, всего 2 релиза Мельницы: пестрое глянцевое диджипачное издание последнего альбома «Дикие травы» и обычное стеклянное лучших вещей группы. Остальное пространство на столе занимали оригинальные затейливые аксессуары ручной работы от обшивающей Хелавису мастерской моды «Mitzi Dupree».
На танцполе темно, прохладно, непривычно свежий воздух, гроздья серебряных дискотечных шаров под потолком сияли холодным рассеянным светом и бросали на стены мерцающие загадочные отблески, а из колонок лился превосходный, очень экспрессивный инструментальный пост-рок в духе британцев 65daysofstatic, выступавших в этих стенах месяцем ранее.
Посмотреть на Хелавису собралась очень разношерстная толпа: от старшеклассников-толкиенистов до деловых офисных работников, от молодых юношей, до степенных седобородых старцев. Некоторые аккуратно держали наготове цветы (несколько потрепанные и подвядшие за время ожидания в жарком помещении и толкотни), среди которых особенно выделялся стильный букет из полевых цветов и колосьев (концептуально, дикие травы, как-никак).
И тут уж окончательно стало мне ясно наиболее выгодное отличие сольного концерта Хелависы от мельничных гигов: подобные выступления хороши тем, что их посещают исключительно «посвященные», самые преданные артисту, тонкие знатоки и ценители творчества и таланта исполнителя. Не бывает лишних, посторонних, просто явившихся поглазеть на модную группу, громкое имя, яркую афишу, облепляющую каждый фонарный столб и газетную страницу. Только «свои». Им не нужна навязчивая реклама, новость о грядущем выступлении до них дойдет любым способом. Они отлично знакомы с правилами поведения на хелависнике, они имеют четкое представление о том, что их ждет, что делать можно, а что осуждается и недозволенно. Разговаривают вполголоса о прошлом аналогичном концерте в клубе «16 тонн». Никто не достает сигареты. Вышедший на сцену молодой человек просит не курить, но это, скорее, формальность, на всякий случай. Все и так хорошо осведомлены о том, что на концертах Натальи дымить нельзя (огромная ей за это личная благодарность!).
Ну что ж, пора начинать…
Было уже без пяти минут девять, когда пустовавшую сцену начали занимать музыканты: виолончелист Мельницы Алексей Орлов, приглашенный гитарист Дмитрий Сафонов. Радостные приветственные аплодисменты от вконец одеревеневших от продолжительного стояния в толпе зрителей…
А вот и она. Стремительной летящей походкой приближается к микрофону, царственным взглядом окидывает зал и сбивает всех с толку первой же фразой: «Как вы думаете, это хорошая примета, когда перед концертом бьёшься головой о притолоку?» Зал хором кричит: «Да!». «Я только что ударилась головой о первую социальную фолк-сеть», сообщает Хелависа залу.
Теперь можно взглянуть на нее внимательно. Длинное, в пол, платье из струящегося бледно-синего шелка, подпоясанное нежно-розовым кушаком, выгодно подчеркивает точеную фигуру. Блестящие живые глаза светятся острым умом и проницательностью. Мягкие русые пряди падают на высокий лоб. Невольно любуешься, что проблематично, ведь она без умолку говорит, и трудно одновременно смотреть и прислушиваться – она сбивает с ног потоком безудержной энергии. Выглядит несколько взбудораженной и как будто бы не в своей тарелке. А вот и причина: всего час назад музыканты вернулись из Нахабино, где принимали участие в концертной программе благотворительного бала Фонда дикой природы. Поклонники знают, что Хелависа уже 2 года носит почетный статус «Хранитель Земли», помогая WWF морально и материально. Еще раз звучит убедительная просьба «воздержаться от курения, иначе звукорежиссер будет стрелять» - никто не смог бы произнести это столь непосредственно, грозно и убедительно.
Однако приступим. Она сообщает, что осенью выходит новый сольный альбом «Леопард в городе», демо-версия которого лежит в данный момент в ее сумке. Затем касается тонких струн арфы и начинает первую песню – «Увядание листьев». Ей не нужно распеваться – с первых пропетых строк великолепный голос звучит во всей красе и блеске. У музыкантов тоже все в норме, отличные партии на виолончели и на акустической гитаре, правда, у последней незадолго до начала шоу порвалась струна, и первые песен 6 Дмитрий осваивал и настраивал свежезамененную, что, тем не менее, не сильно сказалось на качестве исполнения композиций.
Концертная программа хелависника композиционно делилась на несколько частей. Она стартовала с медленных лиричных баллад, две из которых были инструментальными («Леопард в городе» и «Листья подождем»). Сладостные минуты романтики и нежности. Венчали данную часть выступления полюбившиеся мельничные хиты «Белая кошка» и «Сказка о дьяволе». Отмечаю про себя кристально чистый звук, разве только несколько тихий, так что во время исполнения «Белой кошки» я слышу больше окружающих девушек, нежели Наташу. Продолжился концерт толкиенистскими историями «Дайолен - Дайэрону» и «Galadriel’s song». Ни одна пауза между песнями не обходится без наташиных шуток, рассказов, невинных заигрываний с публикой. Певица подтрунивает над собой как автором, своим толкиенистским прошлым и шаблонными, почти одинаковыми песнями в ми миноре на трёх аккордах. Она заразительно смеется, весь зал внимает ей, затаив дыхание, и жадно ловит каждое слово. Чего только мы не узнаем от нее! Оказывается, она отвратительно играет на гитаре и немножко умеет петь. Благоговейные смешки будут ей ответом. «Чего вы ржете?, она немало обескуражена. «Удивительные люди!»
И тут приходит время для самого эксклюзивного и любопытного блока: музыканты покидают сцену, и при помощи одной только арфы певица играет джазовый мини-сет. Она отдает дань памяти Нине Симоне и Дженис Джоплин. Звучат «Peggy Gordon», отличный кавер «Lilac Wine», американская народная «Peg and Awl». Изящные пальцы проворно перебирают струны красавицы-арфы, демонстрируя виртуозное владение инструментом. Завораживающий хрустальный перезвон и пронзительный яркий свободный голос производят неизгладимое впечатление и на тех, кто слышит подобное уже в который раз, и на тех, кто пришел сюда впервые. Ранее кто-то в зале громко требовал «Mersedes Benz». «До исполнения «Mersedes Benz» надо догнаться», простодушно шутила Хелависа. Теперь момент настал. Песня исполняется а-капелла, под аккомпанемент щелчков пальцев и хлопаний в ладоши. Конечно, она звучит мягче, протяжнее, не так остро, без рок-н-ролльного драйва и зашкаливающей экспрессивности эксцентричной американки Дженис. Но все же из всех слышанных мною каверов на этот шедевр версия Хелависы, вне всяких сомнений, самая лучшая, самобытная, нестандартная. И напоследок одна из старейших и любимых песен Натальи – «Блюз апельсиновых корок».
Возвращаются музыканты, и шоу входит в завершающую стадию. Играются самые ожидаемые и желанные хиты. «Надо же, какая собралась интеллигентная публика!», восклицает Наталья. «Ничего не просит сыграть! Вы не просите сыграть «На север!», потому что мы её всё равно не сыграем, и не просите сыграть «Королевну», потому что мы её сыграем и без вашей просьбы». Кажется, во время исполнения этой песни ее глаза становятся слегка влажными, а голос поражает искренней печалью, скорбью, душевной болью. Хелависа не устаёт повторять, что «Гретхен за прялкой» написана на стихи Гёте, а «Маргарита» – на слова Гумилёва. Аудитория понимающе кивает, это не новость, а давно всем известные сведения. Повторяю: здесь только посвященные. Вот «Гретхен», пожалуй, становится высшей точкой концерта, а точнее, ее душераздирающая концовка. Она вызывает у меня ассоциации с последним творением непревзойденных австрийцев Dornenreich: жесткое, нервное, почти металлическое звучание, грубые немецкие слова, проговариваемые зловещим сдавленным хриплым шепотом, только вместо скрипки – виолончель, да вместо Эвиги – Наталья Андреевна О’Шей. В этот миг она прекрасна как никогда, опасная воительница, жестокая валькирия. Вздымающаяся грудь, горделивая осанка, гордая посадка головы, раскаленный блеск из-под ресниц… О, недаром взяла в качестве псевдонима имя злой коварной колдуньи! Пожалуй, эта ее ипостась наиболее близко подводит к разгадке сущности Натальи-женщины и певицы, обнажает ее истинное лицо.
Но последняя песня вновь возвращает происходящее в спокойное, мирное русло. Замечательная трогательная «Терновник, дуб и ясень». Быстрое неожиданное объявление: «Мы очень устали, поэтому биса не будет». Реакция слушателей предсказуемо грустная, но безропотная. В течение нескольких минут танцпол пустеет – королева покинула зал, значит делать в этом месте больше нечего.
Это и был единственный минус концерта – в отличие от прошлых хелависников, он не вышел по продолжительности за два часа, а составил «всего лишь» час тридцать пять минут, что, несомненно, разочаровало поклонников, рассчитывавших на привычный затяжной перфоманс. Масла в огонь подлило и сообщение о выступлении на балу в Нахабине – ведь сет был урезан именно по этой причине, понятно, что музыканты подустали после выступления на фешенебельной светской тусовке.
Разумеется, мечталось услышать «На север», «Сонного рыцаря», но, по большому счету, в случае с Хелависой содержательная сторона концерта нивелируется совершенно. ОНА поет – чего же боле?
Сет-лист:
1. Увядание листьев
2. Леопард в городе
3. Под луной
4. Сонет XVII
5. Листья под дождем
6. Белая кошка
7. Сказка о дьяволе
8. Дайолен – Даэрону
9. Galadriel’s song
10. Peggy Gordon
11. Lilac Wine
12. Peg and Awl
13. Mersedes Benz
14. Блюз апельсиновых корок
15. Бродяга
16. Королевская охота
17. Королевна
18. Гретхен за прялкой
19. Маргарита
20. Дуб, терновник и ясень
Выражаем благодарность за предоставленные аккредитации.
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).