|
Гость из будущего
|
Я никогда не забуду, какое впечатление произвел на меня прошлый альбом голландца Arjen’а Lucassen’а - “The Human Equation”. До сих пор помню, как сидела, слушала альбом, читала параллельно тексты и не переставала удивляться, как такое можно было написать. Вообще, каждый альбом Ayreon – это маленький мир, в котором живут разные персонажи, в котором переплетаются чувства людей, взаимоотношения; это мир со своей философией и со своими законами. Мы же, каждый раз слушая альбомы этого “сказочника”, имеем возможность еще раз прикоснуться к той реальности, узнать в ком-то себя самого и всерьез задуматься над своей жизнью. И речь не всегда идет о жизни конкретного человека, иногда, как в новом творении Arjen’a, альбоме с на первый взгляд немного странным названием “01011001”, затрагиваются и более глобальные темы. Например, прошлое, настоящее и, самое неизведанное, будущее человечества. Откуда мы пришли, куда движемся? Мы созвонились с Arjen’ом, чтобы узнать его мнение на сей счет, а также расспросить поподробнее о новом альбоме…
|
Предыдущий альбом Ayreon был издан в 2004 году. Почему создание нового диска заняло столько много времени?
Потому что в течение этого времени я был занят другим проектом - Stream Of Passion, группой, которая была создана для Марселы Бовио, которая также поет в “Human Equation” (2004). Я сделал с ней альбом “Embrace the Strom”, а также мы ездили в тур и сняли концерт на DVD. Все это заняло около двух с половиной лет. После этого я начал работать над новым альбомом Ayreon, что заняло полтора года. Таким образом, на все ушло четыре года.
Почему ты оставил Stream Of Passion? Результаты проекта не оправдали ожидания?
Нет, нет, все было замечательно. С самого начала предполагалось, что меня не будет в группе потом. Планировалось создать команду для Марселы, и я всегда знал, что в определенный момент покину группу, чтобы работать над следующим альбомом Ayreon.
Поэтому не рассматривалось даже такого варианта. Чтобы я остался в группе. Сейчас они стали еще сильнее, вот написали новые песни и ведут переговоры с записывающими компаниями. В общем, все идет согласно нашим планам.
Для нового альбома ты пригласил много хороших музыкантов – их список впечатляет. Насколько это было сложно?
Ну, это прозвучит немного самонадеянно, но Ayreon становятся все более известными по всему миру, поэтому найти певца не так уж и сложно. Множество вокалистов были готовы помочь мне – по-настоящему шикарные музыканты. И много вокалистов знают меня, поэтому когда я говорю о Ayreon, они знают, о чем речь. Поэтому все становится проще. Но несмотря на все это, знаешь, трудно порой убедить некоторых вокалистов… я имею ввиду, сложно затащить иногда их в мою студию, это сложно в организационном плане, но, к счастью, мои менеджеры заботятся об этом (смеется). Они делают эту грязную работу за меня.
Были ли в числе тех, кого ты приглашал, те, кто отказался от твоего предложения?
Да, несомненно. Они есть всегда. Не то чтобы отказывали, но с некоторыми музыкантами очень сложно пересечься, потому что приходится делать это через лейблы, через менеджеров, и никогда не известно, слышали ли они вообще альбом или нет. Но также есть вокалисты, которые просто говорят «нет». Так случается. Особенно это певцы и музыканты, не принадлежащие к прогрессивной и металлической сцене, они всегда отказывают, потому что, как мне кажется, для многих людей слова «прогрессив» и «металл» кажутся грязными, к сожалению.
Каким критериям ты следовал, когда выбирал кандидатов?
Очень просто (смеется). Знаешь, когда я слышу чей-нибудь вокал, и он цепляет меня, я говорю: «окей, вот с ним я хочу работать». Потом я записываю имена всех, кто мне понравился, в конечном счете, выходит около 30-ти или 40-ка, и потом, когда альбом готов, я выбираю вокалистов, которые подошли бы лучше всего для альбома. И, конечно, я выбираю самые различные голоса – я не хочу только высокие или низкие голоса. Я выбираю певцов и после этого пишу для них тексты. Это последняя стадия.
Было сложно работать над вокальными партиями для каждого музыканта? И знал ли ты с самого начала, кто будет петь ту или иную часть?
Нет, нет. Я всегда пишу музыку без понятия, кто будет петь. После того, как музыка готова, я уже выбираю, кто будет петь. И на твой вопрос, сложно ли это – нет, это совсем не сложно (смеется). Я думаю, 30 лет – это хороший опыт, чтобы чему-то научиться. Так что это не сложно. Сложно найти вокалистов. Это уже сложно по-настоящему.
Не мог бы ты сказать несколько слов о концепции твоего нового двойного альбома? Что он содержит в себе? Чего нам следует ожидать?
Хорошо. Название “01011001” – это двоичный код буквы «Y». Буква «Y» связана с планетой «Y». Планета «Y» - это планета расы под названием «Вечность», которую я также использовал для своего третьего альбома “Into the Electric Castle”. И мы поняли, что эта планета покрыта водой и полностью зависит от машин, которые построили ее обитатели. И эти машины даже поддерживают их жизнь, в этом процессе обитатели планеты потеряли свои эмоции. Они решают создать новую расу, чтобы вернуть эмоции, и отправляют свои гены в космическое пространство и создают людей. Это основа всей истории.
Но это двоичное число “01011001” означает также цифру «89». Это связано как-нибудь с этим числом?
Нет, это код для буквы “Y”. Но «89», по сути, означает то же самое.
Я не могу тебя не спросить про обложку нового альбома, которая сделана в стиле Ayreon. Ты сотрудничал с тем же художником? И как эта обложка связана с концепцией нового альбома?
Да, конечно, это тот же художник, который сделал нам обложку для “Into The Electric Castle”, “The Dream Sequence” и “Human Equation”. И эта обложка действительно нарисована, красками, по-настоящему, это не фотошоп или что-нибудь в этом роде. Мне нравится настоящая живопись, и я знаю, что он работал над ней несколько месяцев. Кстати, все эти картины висят у меня дома, и я смотрю на них вот прямо сейчас (смеется). И я думаю, этот художник стал очень важен для Ayreon, он стал частью Ayreon. Что же касается связи с альбомом – то, что видно на обложке – это вода, это водная планета, и можно увидеть, как из воды выходят машины. Так изображена планета Y.
Оформление CD впечатляет. Как я смогла понять, ты касаешься темы прошлого человечества, его настоящего и стараешься предугадать будущее. Что вдохновило тебя прикоснуться к такой теме, как человечество?
Ну, я вижу много хорошего и много плохого, связанного с технологиями. Я думаю, технологии идут сейчас очень быстрыми темпами, я бы даже сказал, слишком быстрыми. Я бы не сказал, что это делает вещи лучше. Это делает вещи проще и быстрей, но не лучше. Я думаю, мы должны быть осторожны, чтобы не стать рабами технологий. Технологии хороши до тех пор, пока мы используем их для своей выгоды, до тех пор, пока они не контролируют тебя. И я уже вижу, как это происходит сейчас, даже в музыке: все делается на компьютере, это очень опасно. Музыка становится холодной и совершенной. В старые времена можно было использовать кассетный магнитофон и все, и все равно альбомы получались классными. Да, мы должны быть осторожней, я думаю.
Ты видишь будущее человечества, как тотальную разруху. Что заставляет тебя так думать? Какие ошибки сделало человечество и продолжает делать?
Ну, для начала скажу, что это не мой личный взгляд, это часть истории. Это как в случае со Стивеном Спилбергом. Он снял фильм “The Extra-Terrestrial”, но я сомневаюсь, что он верит в неземные вещи. (смеется). Так что это совсем не мой личный взгляд. Я не думаю, что человечество вскоре погибнет. Я думаю, что мы идем к шестому вымиранию. Пятым вымиранием было вымирание динозавров. Я думаю, мы возглавляем шестое вымирание, вымирание человечества. Но это будет происходить медленно. И я не знаю, можно ли это назвать ошибками, я думаю, это естественный путь вещей, и я не думаю, что мы должны что-то менять. Я не думаю, что мы должны останавливать технологии, потому что у нас есть большие возможности в плане технологий, и нам доступны любые горизонты. Мы не должны что-то останавливать. Хотя я и не думаю, что все хорошо закончится.
В песне “Unnatural Selection” ты говоришь “We've lost our souls to a world of machines” «Мы потеряли наши души в мире машин»). Как я поняла, ты не одобряешь высокие технологии. Думаешь, нам стоит бояться их?
Как я сказал, мы должны следить за тем, чтобы они были только ради нашей пользы. Вот сегодня, например, я пытался добавить песню на свою страницу MySpace, и это заняло у меня 8 часов. 8 часов работы! Я подумал: «О, Боже, я потерял целый день!» (смеется). Я сражался с технологией, с компьютером, который вышел из строя из-за вирусов. И все эти сотовые телефоны, которые не работают, тоже приносят массу неудобств. Я видел мир до того, как в нем появились компьютеры и мобильные телефоны. И все было круто. К примеру, покупка альбома была очень значительным и важным событием. Неделями или даже месяцами можно было ожидать выхода альбома, и, наконец, он выходил. Потом вы шли в магазин и покупали его. Потом слушали тысячи раз. А сейчас все проще, из серии «Вау, новый альбом в Инете! Качаем». Вы нажимаете на кнопку на компьютере и получаете альбом бесплатно, вот и все. Волнующие моменты исчезают. Это, конечно, и дешевле, и проще, но таким образом теряется весь смак. Часто, когда вещи трудней, они и лучше.
Касательно высоких технологий. Что ты думаешь о нелегальном скачивании музыки? Влияет ли это как-то на Ayreon?
Ну, к счастью, мои фэны очень порядочные. Они, возможно, и скачают альбом, потому что не могут дождаться даты релиза, но все равно потом купят его. Они его купят, потому что захотят иметь дома настоящую обложку, это отличная обложка, красивое оформление, DVD, содержащий много интересной информации. Так что для меня это не так уж и плохо, но для других команд, для начинающих команд, это может создать много трудностей. Люди часто обвиняют лейблы, дескать «Вот, они такие тупые!». Но мой заработок зависит от альбомов, которые я продаю (я не даю концертов с Ayreon). Так что в тот момент, когда люди перестанут покупать альбомы, а будут лишь скачивать их, я перестану создавать музыку. Это будет конец для моего творчества. Пока люди открывают для себя новую музыку и покупают ее, проблем нет.
В той же песне ты ссылаешься на некоторых политиков, таких как Джон Кеннеди, Буш, Рузвельт, Черчилль, и цитируешь их. Ты согласен с их заявлениями?
Нет, не согласен. Последняя цитата там принадлежит Уинстону Черчиллю, говорящему о войне («Наша задача не только выиграть битву, но выиграть войну»). И лично я думаю, что война – это вообще бессмысленная штука (смеется). Сражаться за свою страну или сражаться за что-то другое – я не согласен с этим всем вообще.
А что же тогда заставило тебя вставить все эти заявления в тексты альбома?
Я думаю, что люди должны сами формировать свои взгляды. Я не хочу говорить людям свое мнение по поводу этого. И я не хочу им говорить только о чем-то хорошем, но и плохом тоже. Я согласен с тем, что сейчас у нас невероятная перенаселенность, мы используем все ресурсы земли, мы ее истощаем. И в этом, конечно, мало хорошего. Я не хочу показывать людям только светлую сторону, пусть видят и темную. И составят свое собственное мнение на сей счет.
Сейчас металл-оперы становятся все более популярными, и многие музыканты переняли своеобразную эстафету. Например, слышал ли ты Avantasia (проект Тобиаса Заммета)? Что ты думаешь об этом проекте?
Да, конечно, я слышал. Проект очень хорош, но, я думаю, он очень отличается от того, что делаю я. Я даже не думаю, что это рок-опера. Это больше похоже на несколько хороших песен, возможно, объединенных концепцией, но я не думаю, что это настоящая рок-опера. И думаю, Тобиас согласится со мной. Мы очень хорошие друзья, переписываемся по почте, и, наверно, в будущем запишем что-нибудь совместно. Его музыка очень отличается от моей. Корни моей музыки уходят в 60-е и 70-е года прошлого столетия. Корни его музыки уходят в 80-е года, и она направлена на другую аудиторию слушателей. Но все же, я думаю, наши фэны во многом похожи. Я думаю, мы можем помочь друг другу. Это будет здорово, если люди, послушав Avantasia, скажут: «Эй, я люблю рок-оперы! Хочу еще!» (смеется). Помнишь, что было в Сиэтле в 90-е годы? Там была Nirvana, и весь мир смотрел и ориентировался на Сиэтл. То же самое и сейчас. Пара хороших опер, и люди скажут «Эй, я люблю рок-оперы! Хочу еще!». Я думаю это хорошее развитие, особенно в эру Интернета и современных технологий. Я рад, что есть проекты, которые становятся все более популярными.
Ты сейчас упомянул, что корни твоей музыки уходят в 70-е годах. Можно ли сказать, что твоя музыка может служить мостом между современным поколением слушателей и забытыми музыкальными героями тех лет? Может ли новый альбом Ayreon подтолкнуть молодого человека для прослушивания Jethro Tull, например?
Я думаю, и да, и нет одновременно. Если сейчас послушать Jethro Tull или другие группы того времени, то станет заметно, что они звучат старомодно. Качество звука тогда было хуже. Это может быть преградой для людей, которые привыкли слушать музыку на мощном Hi-Fi звуке. Вот почему мне нравится делать это, мне нравится использовать элементы 70-х, но звучать современно. И я понимаю молодых людей, которые находят звук Deep Purple или Black Sabbath устаревшим. Но Jethro Tull до сих пор звучит фантастически хорошо, если послушать “Thick As A Brick”… Это же просто шикарно звучит!
В течение твоей жизни ты сделал много каверов разных исполнителей. Какой из них, по твоему мнению, наиболее успешный, а какой удался не очень?
Я думаю, мне больше всего нравится версия “Space Oddity” Дэвида Боуи. Просто чумовой кавер вышел! Для группы After Forever я сделал кавер на “Who Wants To Live Forever” Queen. Мне кажется, эта песня получилась хорошо, но все же не настолько хорошо, как звучит оригинал, я думаю, мы сделали ее слишком похожей на оригинал, чего делать, конечно же, не стоило.
Что случилось с проектом Star One? Ты его забросил?
Ну, у меня двоякое мнение по этому поводу. Альбом, который мы сделали, концерты и DVD, были просто отличными. Это было просто превосходно. И я боюсь, что если мы сделаем тот же проект с теми же людьми снова, то не сможем воссоздать ту магию, что была тогда. То чувство уйдет. У меня выбор – либо сделать то же самое с теми же людьми, возможно, теряя при этом ту магию, либо найти новых вокалистов, но в таком случае я не знаю, кто бы мог лучше справиться с этим, чем они (смеется). Конечно, я бы поработал еще над Star One, но пока не знаю как.
В 2006 году ходили слухи, что ты вернулся в свой проект Vengeance. Это правда?
О нет, я никогда не возвращался к этому. Это была моя группа с 1984 по 1992, и у меня были клевые фэны, но это было в 80-х. Я бы никогда не стал возвращаться к этому. Они попросили меня сыграть соло для их последнего альбома, что я и сделал. Так мы поработали, я просто сыграл соло для них (смеется). Но я бы никогда не вернулся в Vengeance. Это прошлое. Но они абсолютно правы в том, что снова сейчас играют. И для многих людей здорово снова возвратиться в 80-е. Я же люблю смотреть не в прошлое. А в будущее.
У тебя много различных групп и проектов, ты принимаешь участие в различных проектах. Как ты справляешься со всем этим?
Ну, как я уже сказал, если ты играешь соло на чьем-нибудь альбоме, как, например, я в Vengeance – это занимает не больше часа. Я столько же времени трачу на поход в магазин (смеется). Это не занимает много времени, я просто гостевой музыкант. Это очень просто и очень быстро. Вот как я это делаю. Но мои проекты действительно медленно развиваются. Мне требуется около года, чтобы создать хороший проект. Вообще, я бы никогда сильно не завяз в чьем-нибудь проекте. Если я пойму, что это отнимет у меня много времени, я просто не стану участвовать в этом проекте.
Что вдохновляет тебя на написании музыки и лирики к ней?
Я смотрю много научно художественных фильмов. Я думаю, это влияет на мою лирику. И я слушаю много музыки по вечерам. Так я открываю для себя много разных команд и скачиваю их альбомы.
Так значит ты тоже все-таки качаешь музыку?
Да, но я покупаю их, если они понравятся мне! (смеется). Я честен!
Новый альбом Ayreon будет издан в трех версиях. Помимо оригинальной версии будет еще лимитированная версия с DVD. Что будет на DVD?
О, это очень клевый DVD. Там много эксклюзива, как было на “Human Equation”. Конечно, там будут все гости альбома – встречи в аэропорту, еще будет 6 бонус-треков, видео для песню “Beneath The Waves” – около 7-ми минут, забавный трейлер, сессия записи ударных и много забавных вещей с гостевыми музыкантами. Это все действительно прикольно.
Ты веришь в разные предсказания Апокалипсиса?
Нет, я верю в шестое вымирание. И я верю, что вымрем именно мы. Люди говорят, что мир погибнет в 2010, 2020, 2030 и т.д.. Если эта дата будет обоснована научно, я поверю в это.
Arjen Lucassen прагматик или романтик?
Во мне много и от того, и от другого. Моя бывшая жена сказала бы, что я не романтик, потому что по этой причине она развелась со мной (смеется). Но я думаю, я это я. По вечерам я слушаю музыку с бокалом вина (думает). Да, я думаю, во мне есть и то, и другое. Я могу быть очень прагматичен, как я сказал – если что-то доказано научно, я верю в это. Но мне нравится давать свободу своему воображению и думать по-научному одновременно. Так что я немного странный, наверное.
Мне кажется, “River Of Time” – это стопроцентный хит. Когда ты начинал писать эту песню, ты рассчитывал, что получится такая вещь?
Ты сказала “River Of Time”?
Да. Я думаю это хит.
(смеется) Круто! Я не уверен, хит ли это, но никогда не знаешь, что получится. Ведь существует очень много разных мнений и вкусов. Одному нравится одно, а другому – другое. Всем нравятся разные песни. Кому-то нравится “Waking Dreams», кому-то “Web Of Lies”, это личное. Но я думаю, это все же цепляющая мелодия, да.
Ты довольно занятой человек, но если у тебя остается немного свободного времени, чем ты занимаешься?
У меня нет свободного времени (смеется).
О нет! Вообще без отдыха?
Иногда я отдыхаю, но это бывает не часто и не долго. Когда меня нет в студии, я отвечаю на е-мэйлы, читаю музыкальные журналы или еще что-нибудь. И я постоянно занят музыкой. Но мне нравится смотреть DVD, думаю, это все.
И ты не устаешь от музыки, которая следует за тобой буквально повсюду?
Как только я устану от этого, я прекращу заниматься Ayreon. И я очень боюсь этого. Мне интересно, устану ли я вообще когда-нибудь от музыки. Но, к счастью, нет ничего такого, что говорило бы, что я устаю от музыки. Иногда у меня бывают моменты, когда я чувствую, что мне нужна музыка. В такие моменты я пишу песни.
Напоследок скажи несколько слов русским фэнам Ayreon, Star One, Stream Of Passion и др.
Я могу сказать “spasibo” за все письма, что я получаю, я действительно получаю много писем из России. И мне кажется, русские в чем-то близки с датчанами – тот же юмор, например. И я хочу сказать, жаль, что я не выступаю вживую. Мне бы очень хотелось приехать в Россию. Может быть однажды, я надеюсь, попаду к вам, в промо-туре или же как турист.
Возможно ли, что Ayreon когда-нибудь начнет выступать?
Нет, таких планов пока нет. Было бы очень сложно собрать всех музыкантов вместе. Так что я не планирую это.
Надеюсь, однажды у тебя появится какая-нибудь идея, и мы увидим Ayreon на сцене. Это было бы замечательно. Мы ждем этого.
Кто знает, кто знает. Но как я сказал, это очень сложно, и потребуются месяцы и месяцы, чтобы приготовить все это. Может быть, когда-нибудь, кто знает…
Выражаем благодарность компании Irond и лично Алексею "KiDd" Кузовлеву за организацию интервью
Беседовала Ксения "Wolfin" Хорина
Вопросы также составлял Blindman
Перевод с английского 5up3rN0va
19 фев 2008
просмотров: 5399
|
|
Astaldo
S-Studio
Лукассен - гений.
N@IL
tyler durden
Во всём согласен с Арьеном, особенно насчёт "скачивания музыки" и технологий.
Lord Raziel
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).