|
Radiohead никогда осознанно не заигрывали с брит-попом. Об этом с уверенностью скажет каждый, кто не обошел пристальным вниманием субкультурный пласт под названием "брит-поп", обладающий, как и всякое явление подобного рода, не столько музыкальным, сколько культурно-эстетическим воздействием на массы. С этой точки зрения, Radiohead одевались не так, имели не те манеры, несколько другие идеалы и ценности, и акцентировались на этих ценностях иным образом. Возможно, где-то как-то, в музыкальном плане, они и пересекались парой нот с захлестнувшей мир в 1995 году волной моды на инди-сцену, в лице таких ее представителей, как Oasis-Blur-Pulp-Verve, но это случайное сходство следует принимать во внимание лишь в качестве специфической национальной черты, как если бы все русские коллективы объединяло только то, что они поют по-русски, но при этом не близки по духу и преследуют разные цели. Тем более, что большинство песен к следующему альбому было написано после длительного турне по Штатам, в ходе которого Radiohead, вероятнее всего, и наладили связи с группой R.E.M.
Начало движения Radiohead по лабиринтам шоу-бизнеса удачным образом совпало с глобальным процессом актуализации канала MTV как независимого, влиятельного и одновременно безбашенного сегмента мировой музиндустрии. Девяностые можно счесть "золотым веком" MTV, и в смысле соответствия целям и задачам канала на тот момент, Radiohead являлись именно такой группой, которая подходила под эти критерии. К 1995 году каналом уже была весьма обширно раскручена группа R.E.M, и это как раз тот вариант успеха, который позволял Йорку примириться с реальностью: при всей массовой популярности в Штатах, R.E.M. стояли особняком, не теряли индивидуального звучания в угоду рейтингам, и даже отчасти формировали реалии MTV-формата. Таким образом, этим двум группам оказалось по пути, и после выхода альбома "The Bends" они отправились в совместное турне. И если возникает необходимость усмотреть влияние, под воздействием которого был написан альбом "The Bends", то это оно и есть. Впрочем, по гамбургскому счету, в качестве "оказавших влияние" принято учитывать классические столпы музыки рок, типа Pink Floyd, а не современников, в силу сомнительной доказуемости и вторичности по отношению все к тем же столпам, так что назовем этот процесс взаимодействия "взаимопроникающим влиянием в рамках единого музыкального пространства на определенный момент времени".
Внутренне свободные от стремления прославиться любой ценой, Radiohead выбрали наиболее адекватный для себя способ самовыражения. Начиная с альбома "The Bends" их фишкой становятся видеоклипы: странные, необычные, своеобразные, замороченные, параноидально окрашенные, с намеками на то, что если безумие не заметно в людях, еще не значит, что его в них нет. В контексте клипов, хорошая музыка Radiohead перестает быть просто хорошей музыкой, становится чем-то гораздо большим, наглядно, посредством видеоряда, демонстрируя, из каких глубин подсознания она приходит, предлагая не стесняться в поисках второго, третьего, десятого смысла в песнях. Более того, Том подчеркивает, что тайный смысл там искать даже необходимо, и что все действительно не так просто, ну, в точности, как вы и подозревали. Любимое занятие Тома Йорка - отстраненно, исподволь подкармливать вашу паранойю и худшие ожидания. Если задействовать для аналогии чеховскую ремарку с ружьем, то альбом "The Bends", представленный в ротации клипами "High and Dry", "Fake Plastic Trees", "Just" и "Street Spirit", приведет вас на порог аутизма от напряженного ожидания, когда же, наконец, ружье пальнет вам прямо в глаз. Только и разговоров было, что об этих клипах: о том, как и почему мужик лежал посреди улицы ("Just"), как Том катался в тележке по супермаркету ("Fake Plastic Trees"), и... о "Street Spirit", разумеется. Сказать об этом видео, что оно было новаторским? Так лучше бы уж промолчать. Такого не снимали ни до, ни после: режиссер Джонатан Глейзер, с которым у группы будет еще одна совместная работа, пренебрег не чем-нибудь, а понятием гравитации, и добился невыразимого единства музыки и видеоряда.
Вот и вторая знаковая для Radiohead песня, во многом благодаря которой, альбом становится трижды платиновым в Британии. |
|
|
Второй студийный альбом группы Radiohead "The Bends", пожалуй, точно отражает свое название. Причудливое переплетение стилей, мотивов, музыкальных решений, аранжировок и, наконец, настроений - ни за что не угадаешь что же ожидает за следующим изгибом этого потока. Потока музыкального сознания и мировосприятия Тома Йорка и его команды.
The Bends - это брит-поп-композиции "High and Dry", "Just", "Bones", а также заглавная "The Bends"; необычная, с вкраплениями клавишных, роковая "Planet Telex"; витающая в облаках, по размеру не поддающаяся описанию "Nice Dream", и неожиданные переливы органа на заднем плане в "Fake Plastic Trees"; наконец, сладкие гитарные переборы и совсем уж с ними не вяжущаяся тема "полной безысходности" в завершающей альбом "Street Spirit".
Здесь каждый найдет что-то свое. А со временем и каждым новым прослушиванием еще и будет открывать нечто новое. Такой вот безумный микс. А что ищете Вы? |
|
|
| |
1995 год показал, что Radiohead также способны расти, но на данном альбоме это видно не так сильно, как на последующих. Это всё тот же британский рок с примесью американского гранжа , но уже более приятной наружности - мелодии не такие нудные, гитарный саунд более прилизан, да и вообще, мастеринг прошёл на уровне. Кроме этого, хотелось бы отметить такое важное для группы событие, как достаточно активное использование клавишных инструментов. Всё это, в целом, сильно повлияло на творчество группы, альбом получился во многом лучше предшественника, Radiohead избавились от статуса "группы одного хита" (имеется ввиду "Creep" с дебютного альбома) и привлекли к себе много поклонников. В общем-то, альбом имеет 2 главных хита - "My Iron Lung" (критики отмечали схожесть этой песни с песней группы Nirvana "Heart-shaped box") и "Street Spirit (Fade Out)". И если с первым треком всё понятно - это достаточно creep-образная песня, то вторую я считаю наравне с треком "Planet Telex" вестником грядущих перемен, в первую очередь, из-за изменения гармоний, характерных для более поздних альбомов коллектива. Также, именно на этом альбоме у Тома Йорка появляется замечательная манера вытягивать голосом различные слоги в текстах песен, а у гитариста новая "фишка" - использование различных гитарных примочек и эффектов. Поэтому, несмотря на то, что в целом альбом вполне себе средний, он обладает рядом весьма весомых плюсов, которые к моменту выхода следующего альбома дойдут до необходимой кондиции и выйдут на поверхность из омутов творчества коллектива. |
|
Go under
And fade out again
And fade out again
Cracked eggs, dead birds
Scream as they fight for life
I can feel death, can see it`s beady eyes
All these things into frution
All these things we`ll one day swallow whole
And fade out again
And fade out again
Immerse your soul in love
Immerse your soul in love