|
|
|
Jethro Tull
« A Passion Play »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | A Passion Play (Part 1) 23:04
|
| 2 | A Passion Play (Part 2) 22:00 |
|
Ian Anderson - vocals, flute, acoustic guitars, saxophones
Martin Barre - guitars
John Evans - keyboards, spoken word
Jeffrey Hammond-Hammond - bass, vocals
Barriemore Barlow - drums |
|
Recording location/date: March 1973 at Morgan Studios, London
Production: Jethro Tull
Cover Concept by CCS
Cover Art by Brian Ward |
|
| A passion play
1) Life beats
(Anderson)
Instrumental part
2) Prelude
(Anderson)
Instrumental part
3) Silver cord
(Anderson)
"Do you still see me even here?"
The silver cord lies on the ground
"And so I'm dead..." the young man said
Over the hill, not a wish away
My |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Спустя год после «Thick as a Brick» Jethro Tull выпустили свой самый амбициозный альбом (можно сказать, свой «The Wall»). По своей форме он напоминал предыдущую пластинку (сюиту, разделенную на две части), но содержание было иным. Поэтические образы настолько сложны, что совершенно невозможно понять их с первого раза. Выражение «a passion play» в узком смысле означает повествование о страстях господних, т.е. муках Христа на кресте, а в широком – историю какого-нибудь мученика. В основе альбома лежит повествование об умершем юноше и его приключениях в загробной жизни. Данную работу я также условно поделил на 10 эпизодов. 1) В отличие от предыдущего этот альбом начинается со своеобразной увертюры, длящейся примерно 3,5 минуты. Биение сердца, какие-то индустриальные звуки, потом фарсово-тревожный инструментал, дающий ощущение, что кого-то хоронят, но при этом им даже слегка весело (прямо как в анекдоте: «Хоронили тещу. Порвали два баяна»). 2) И вот Андерсон начинает петь. Голос идет сначала словно из-под земли: его герой наблюдает за своими похоронами, а потом к нему спускается ангел женского пола. В музыке доминирует сначала гитара, потом фортепьяно; другие инструменты подключаются несколько несмело. Основополагающей мелодии как таковой нет. Инструментал в середине эпизода – тревожная мелодия под саксофон (который, наряду с флейтой, оказался очень кстати в подобном альбоме). В конце присутствуют хардовые оттенки, а затем испанские мотивы. 3) Мелодия с задорным темпом, но музыка не очень способствует веселью. Герой начинает свое путешествие, начиная путь через ледяную пустыню, где «во мраке улыбаются лица». Тревожный инструментал все убыстряется – ударные, гитару и флейту словно подгоняют. Текст все более усложняется, переполняясь метафорами и аллегориями, и уже трудно понять, о чем идет речь. 4) Хардовая тема, в основе которой лежат гитары и ударные, а также фортепьяно. Герой словно оказывается на актерском прослушивании, где от него хотят узнать, знает ли он, как делать детей, как уложить в постель женщину, как успокоить воющего на улице старого пса. Развеселит ли он их или же покажет ужасную игру в своих собственных «Страстях»? 5) Что-то вроде интерлюдии. Снова повторяется фраза из эпизода 2): «В игре страстей было затишье». Первая часть сюиты завершается инструменталом – по сравнению со всем, что мы услышали, грустным, но оптимистичным – словно бьется сердце (как в начале), а клавишные напоминают пение птиц (а может быть, и сердца). Для разрядки в середину этого серьезного и сложного альбома была вставлена веселая история (сказка, басня) о зайце, потерявшем очки, и о том, как его друзья – Сова, Кенгуру, Тритон, Пчела, – пытались ему помочь. Некоторые из персонажей явно заимствованы из «Винни-Пуха». Сопровождающая музыка напоминает по духу сказку Прокофьева «Петя и волк», а рассказ ведется с совершенно прикольным акцентом, всю прелесть которого, думаю, оценят, конечно, те, кто более или менее знаком с правильным произношением. 6) Вторая часть кажется интереснее первой. Начинается она с инструментала, напоминающего увертюру. Под акустическую гитару, а затем клавишные и ударные герой продолжает рассказ: видимо, он переродился в другого человека (или не человека) и живет где-то под лестницей. Обращаясь к Богу, он говорит: «У меня есть право быть неправым». Он пытается найти доброго человека, но поиски напрасны. Это «заброшенный рай, называющийся адом, где ни у кого ничего нет и все плохо». Размышления прерываются тревожным инструменталом с доминирующим саксофоном. В конце эпизода есть аллюзия к евангелию: «Возьми свою постель и восстань из своего мрака с улыбкой». Герой не очень пиететно относится к христианам, поскольку они питают ненависть, а любовь известна «язычникам». 7) Тема, в основе которой клавишные. Эпизод начинается с жутковатого выдоха «у-у!», в котором есть что-то дьявольское. С героем разговаривает некто, называющий себя «наблюдателем». 8) Синтезаторные звуки в космическом духе, позже грустная гитара и струнный оркестр. Герой прогнал «ледяного Люцифера», но вот проблема – он «не плохой и не хороший», т.е. для него не подходит ни рай, ни ад. В тексте много сатирических размышлений по поводу христианского вероучения. 9) Неожиданно в дело вновь вступает хард-рок (с литаврами). Несколько изменений темпа, то медленнее, то быстрее. Герой ждет нового рождения, находясь на пароме для тех, кто собирается родиться. 10) Эпилог. Мы возвращаемся к фразе о «Страстях». Последний штрих – звуки, напоминающие завершение какого-нибудь фарса. После прослушивания альбома не уходит ощущение, что ты побывал на какой-то странной пьесе или посмотрел какой-то авангардный кинофильм. Театральность и трагичность альбома подчеркиваются изображенной на обложке балериной, которая лицом к нам лежит, словно распятая, на сцене, а в уголку рта застыла капелька крови. Исходя из задумки Андерсона, все мы в этой жизни танцоры – пляшем неизвестно для кого, а потом, устав, покидаем сцену. К альбому прилагался буклет, сделанный в виде программки вымышленного балетного театра из вымышленного городка. Что ж, альбом действительно интересен, но он все же слабее предыдущего, поскольку несколько сумбурный, не имеет основной музыкальной идеи и почти лишен запоминающихся мелодий. А что уж говорить про лирику? Тут от слушателя явно требовалось высшее образование – и уж точно не техническое. Впрочем, поклонники Jethro Tull уже привыкли к тому, что песни группы надо расшифровать как египетские иероглифы. Но здесь в стихах некоторые увидели даже вызов Церкви, а критики, не очень-то приветствующие, когда кто-то выходит за их собственные рамки, просто «наехали» на Андерсона – мол, далек он стал от народа. Почему же после великолепного «Thick as a Brick» был выпущен столь сырой альбом? Дело в том, что в период между двумя этими сюитами был записан еще один альбом, состоящий из различных песен от 2 до 9 минут (позже он все же будет переписан и издан в качестве первой части альбома «Nightcap»), но все пошло насмарку, поскольку того, что было нужно, добиться не удалось. «Страсти» же были записаны под большим давлением и в короткий срок. Однако критикам на это, конечно, было наплевать – они назвали альбом «запутанной, сбивающей с толку “бесстрастной игрой”», а к самой группе прилепили ярлык Jethro Dull («Скука», короче). Мало того – Андерсона обвиняли в том, что группа превратилась в аккомпанирующий ему состав, в каковом заявлении, впрочем, была доля истины. Самое забавное, что в конце концов альбом все же занял первое место и не где-нибудь, а в США, а ведь для американцев ставить на такое высокое место столь серьезные работы – это что-то из ряда вон выходящее. Наверное, все же в нем есть что-то неординарное. Во всяком случае, разгадывать сие творение, в отличие от кроссворда, можно до конца жизни. |
|
|
| |
| | | |
| |
После пятой попытки прослушать этот альбом и полюбить его мне очень хочется обмануть себя и сказать, что музыка и тексты песен на "A Passion Play" крайне глубоки, сложны и требуют вдумчивой интерпретации и трактовки прежде, чем смогут доставить пытливому индивиду божественное и просветленное удовольствие. Но я буду гораздо более честен с самим с собой и с вами, если охарактеризую шестую пластинку в дискографии Jethro Tull емким эпиграфом: "кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
На мой скромный взгляд данная пластинка стала свидетельством композиторского и творческого кризиса группы в целом и ее мастермайнда в частности. Впрочем, это ничуть не удивительно: соревноваться с "Thick as a Brick", ставшим еще "при жизни" классикой прогрессивного рока, было невозможно, потому мистер Андерсон, видимо, решил многократно повысить уровень зауми и сложности, использовав при этом ту же самую концептуальную структуру, которая так шумно "выстрелила" годом ранее. В итоге получилась работа, запутанная настолько, что у слушателя возникает ощущение, будто автор считает себя существенно умнее своей собственной аудитории и при этом не спешит снизойти до хоть сколь-нибудь гармоничных форм и образов. И ладно бы, если б такое высокомерное свойство было присуще всему бэк-каталогу группы; ан нет, Jethro Tull мы в первую очередь знаем и помним как музыкантов, способных сочинять структурно искусные и при этом легкие и запоминающиеся песни и мелодии. Именно поэтому то, что я слышу на "A Passion Play", озадачивает вдвойне (не говоря уже об истории про зайца, потерявшего очки, которая поначалу лишь слегка смущает, а впоследствии начинает не на шутку раздражать).
В общем, "A Passion Play" - далеко не самая лучшая ипостась одной из самых интересных групп в истории прогрессивного рока. Хотя и существуют на свете люди, утверждающие, что в 1973 году Jethro Tull достигли своего творческого пика, лично я очень рад, что парой лет позднее Иэн Андерсон вновь вспомнил, что традиционная концепция песни, выраженная в гармоничном сочетании запоминающихся мелодий, куда важнее, нежели интеллектуальный эпатаж и хаотичное сочленение ритмов и звуков. |
|
|
| |
| | | |
| |
Шестой студийный альбом классиков прогрессивного рока является, пожалуй, одним из наиболее спорных моментов в дискографии этого коллектива. Многие сходятся во мнении, что "A Passion Play" обозначил кризис в творчестве группы, некий тупик в развитии, но в то же время всегда находились люди (и их тоже немало), которые считали этот альбом чуть ли не вершиной творчества Джетро Талл (например, Меньшиков из progressor.net именно так и считает). На мой же взгляд, развитие группы после 1971-го года пошло куда-то не туда. Ведь, если творческий и коммерческий успех "Stand Up" (1969), а также звание лучшей группы после Битлз в том же 1969-м, не привели к стагнации, а, наоборот, сподвигли к созданию очень приличной работы "Benefit", а также к выдающемуся и нетленному "Aqualung", то после Акваланга группа, что называется, "заматерела". Уже следующая работа - "Thick As A Brick" (переводится "Тупой, как Пробка") явила образцы цинизма и какого-то нездорового юмора. После чего, свихнувшись на почве гигантомании и истощив запасы музыкальных идей, Андерсон-сотоварищи выдал в стахановские сроки (всего две или три недели ушло на репетиции и запись) очередной опус - "A Passion Play". И, пожалуй, это самая претенциозная работа группы.
Первое, что бросается в глаза: несколько изменилось общее звучание. Джетро Талл здесь предстали исконно арт-роковым коллективом на манер Yes или Genesis, начисто оторвавшись от блюзовых корней, еще дававших о себе знать на "Акваланге" и, хоть и в незначительных долях, на "Thick As A Brick". Клавишник Джон Ивенс ввел в свой арсенал синтезатор Муг, да и Меллотрона стало намного больше. Андерсон, помимо флейты, стал активно применять саксофон. В музыке стали появляться шумовые и электронно-эмбиентые фрагменты (как, например, в начале и в конце первой части альбома), доселе в музыке группы не встречавшиеся и в, определенной степени, являющиеся противоположными приблюзованно-прихардованной стилистике Джетро Талла. Манера пения Андерсона стала более театрализованной, на манер Хэммила и Габриэла, что видно сразу же с первых строчек: "do you still see me even here?". Бродяжнический "акцент", идеально подошедший для "Акваланга", исчез начисто.
Общая атмосфера альбома достаточно мрачная, а где-то даже и депрессивная. Вообще, чувствуется очень сильное влияние Van Der Graaf Generator, особенно их альбома "Pawn Hearts" (1971). Влияние сказалось как на общей атмосфере альбома, так и на звучании, вплоть до того, что кое-где слышны откровенные заимствования из сюиты "A Plague Of Lighthouse Keepers" из упомянутого "Pawn Hearts". Посреди повествования об "игре страстей" неожиданно и совершенно "не в тему" предстает история о "Зайце, который потерял свои очки". Собственно, так начинается вторая сторона пластинки, и, соответственно, вторая часть сюиты. Вся эта история, представленная мелодекломацией (рассказчик - басист группы Джеффри Хэммонд) на фоне музыки в духе звуковых дорожек к старым диснеевским мультфильмам, выглядит в контексте мрачной и жутко "серьезной" тематики альбома несколько нелепо и неуместно. Я не знаю, есть ли какой-то скрытый смысл в этой сказке в духе Милта, но, если это шутка, то она не удалась. На мой взгляд, разумеется. После истории про Зайца - собственно вторая часть сюиты, которая в музыкальном плане мало, чем отличается от первой. Отмечу лишь очень неплохой атмосферный фрагмент, который присутствует как в конце первой части, так и где-то в недрах второй, где на фоне пульсирущего баса и мелотронного полотна парирует флейта с эффектом "эхо". В общем-то на протяжении альбома там и тут открыватся очень неплохие мелодические линии и весьма примечательные фрагменты, которые, к сожалению, либо затеряны между какими-то невразумительными темами либо похоронены под кошмарным нагромождением слов.
Подводя итог сказанному, скажу, что "A Passion Play" - это все же результат со знаком "минус", нежели "плюс". Андерсон, видимо, и сам это понимал, вернувшись к более классическому, гораздо менее претенциозному и напыщенному, звучанию а-ля "Aqualung" на альбоме "Ministrel In The Gallery" (1975). Никак не могу назвать этот альбом худшим в дискографии этой некогда великой группы (худший, все-таки, "Under Wraps"), более того, в нем есть очень и очень неплохие моменты, которые при должном развитии могли бы стать отличными композициями, но Андерсон распорядился иначе. В общем, еще один отрицательный пример отсутствия демократии в группе, состоящей из очень талантливых музыкантов. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 33206 |
Although their taxis came too late
There was a rush along the Fulham Road
There was a hush in the passion play
Such a sense of glowing in the aftermath
Ripe with rich attainments all imagined
Sad misdeeds in disarray, the sore thumb screams aloud
Echoing out of the passion play
All the old familiar choruses come crowding in a different key
Melodies decaying in sweet dissonance
There was a rush along the Fulham Road
Into the ever-passion play
And who comes here to wish me well?
A sweetly scented angel fell
She laid her head upon my disbelief
And bathed me with her ever-smile
And with a howl across the sand
I go escorted by a band
Of gentlemen in leather bound
No one but someone to be found
4) Re-assuring tune
(Anderson)
Instrumental part
5) Memory bank
(Anderson)
All along the icy wastes
There are faces smiling in the gloom
Roll up, roll down, feeling unwound?
Step into the viewing room
The cameras were all around
We've got you taped, you're in the play
Here's your I.D.
Ideal for identifying one and all
Invest your life in the memory bank
Our's the interest and we thank you
The ice cream lady wets her drawers
To see you in the passion play
Take the prize for instant pleasure
Captain of the cricket team
Public speaking in all weathers
A knighthood from a queen
6) Best friends
(Anderson)
All of your best friends telephones
Never cooled from the heat of your hand
From your hand...
There's a line in a front page story
Thirteen horses that also ran
Also ran...
Climb in your old umbrella
Does it have a nasty tear in the dome?
In the dome...
But the rain only gets in sometimes
And the sun never leaves you alone
You alone...
You alone...
You alone...
You alone...
7) Critique oblique
(Anderson)
Lover of the black and white, it's your first night
The passion play goes all the way, spoils your insight
Tell me, how the baby's made? How the lady's laid?
Why the old dog howls in sadness?
"And your little sister's immaculate virginity wings away
On the bony shoulders of a young horse named George
Who stole surreptitiously into her geography revision..."
The examining body examined her body
Actor of the low-high Q, let's hear your view
Peek at the lines upon your sleeves since your memory won't do
Tell me, how the baby's graded? How the lady's faded?
Why the old dogs howl with madness?
All of this and some of that's
The only way to skin the cat
And now you've lost a skin or two
You're for us and we're for you
The dressing room is right behind
We've got you taped, you're in the play
How does it feel to be in the play?
How does it feel to play the play?
How does it feel to be the play?
Man of passion, rise again! We won't cross you out
For we do love you like a son, of that there's no doubt
Tell us, is it you who are here for our good cheer?
Or are we here for the glory? For the story?
For the gory satisfaction
Of telling you how absolutely awful you really are?
8) Forest dance, No 1
(Anderson)
There was a rush along the Fulham Road
There was a hush in the passion play
9) The story of the hare who lost his spectacles
(Hammond/Evans/Anderson)
This is the story of the hare who lost his spectacles!
Owl loved to rest quietly whilst no one was watching
Sitting on a fence one day, he was surprised when suddenly a kangaroo ran close by
Now this may not seem strange but when owl overheard kangaroo whisper to no one in particular: "The hare has lost his spectacles!"
Well, he began to wonder
Presently, the moon appeared from behind a cloud and there, lying on the grass, was hare
In the stream that flowed by the grass a newt
And sitting astride a twig of a bush a bee
Ostensibly motionless, the hare was trembling with excitement
For without his spectacles he appeared completely helpless
Where were his spectacles? Could someone have stolen them?
Had he mislaid them? What was he to do?
Bee wanted to help and thinking he had the answer began:
"You probably ate them thinking they were a carrot!"
"No!" interrupted owl, who was wise
"I have good eye-sight, insight and foresight
How could an intelligent hare make such a silly mistake?"
But all this time, owl had been sitting on the fence, scowling!
A kangaroo were hopping mad at this sort of talk
She thought herself far superior in intelligence to the others
She was their leader, their guru
She had the answer: "Hare, you must go in search of the optician!"
But then she realized that hare was completely helpless without his spectacles
And so, Kangaroo loudly proclaimed: "I can't send hare in search of anything!"
"You can guru, you can!" shouted Newt
"You can send him with owl!"
But owl had gone to sleep
Newt knew too much to be stopped by so small a problem
"You can take him in your pouch!"
But alas, hare was much too big to fit into kangaroo's pouch
All this time, it had been quite plain to hare that the others knew nothing about spectacles
As for all their tempting ideas, well, hare didn't care
The lost spectacles were his own affair
And after all, hare did have a spare a-pair
A-pair!
10) Forest dance, No 2
(Anderson)
Instrumental part
11) Foot of our stairs
(Anderson)
We sleep by the ever bright hole in the door
Eat in the corner, talk to the floor
Cheating the spiders who come to say "Please!"
Politely they bend at the knees
Well, I'll go to the foot of our stairs
Old gentlemen talk of when they were young
Of ladies lost, of erring sons
Lace covered dandies revel with friends
Pure as the truth tied at both ends
Well, I'll go to the foot of our stairs
Scented cathedral, spire pointed down
We pray for souls in Kentish Town
A delicate hush, the gods floating by
Wishing us well, pie in the sky
God of ages! Lord of time!
Mine is the right to be wrong
Well, I'll go to the foot of our stairs
Jack rabbit mister spawn a new breed
Of love hungry pilgrims, no bodies to feed
Show me a good man and I'll show you the door
The last hymn is sung and the devil cries "More!"
12) Overseer overture
(Anderson)
Well, I'm all for leaving and that being done
I've put in a request to take up my turn
In that forsaken paradise that calls itself "Hell"
Where no one has nothing and nothing is well
Meaning fool, pick up thy bed
And rise up from your gloom smiling
Give me your hate
And do as the loving heathen do
Colours I've none
Dark or light, red, white or blue
Cold is my touch, freezing
Summoned by name, I am the overseer over you
Given this command
To watch over our miserable sphere
Fallen from grace, called on to bring sun or rain
Occasional corn from my oversight grew
Fell with mine angels from a far better place
Offering services for the saving of face
Now you're here, you may as well admire
All whom living has retired from the benign reconciliation
Legends were born surrounding mysterious lights
Seen in the sky flashing
I just lit a fag then took my leave
In the blink of an eye
Passionate play
Join round the maypole in dance
Primitive rite wrongly
Summoned by name, I am the overseer over you
13) Flight from Lucifer
(Anderson)
Flee the icy Lucifer
Oh, he's an awful fellow!
What a mistake!
I didn't take a feather from his pillow
Here's the everlasting rub
Neither am I good or bad
I'd give up my halo for a horn
And the horn for the hat I once had
I'm only breathing
There's life on my ceiling
The flies there are sleeping quietly
Twist my right arm in the dark
I would give two or three
For one of those days that never made
Impressions on the old score
I would gladly be a dog
Barking up the wrong tree
Everyone's saved, we're in the grave
See you there for afternoon tea
Time for awaking
The tea lady's making
A brew-up and baking new bread
Pick me up at half past none
There's not a moment to lose
There is the train on which I came
On the platform are my old shoes
Station master rings his bell
Whistles blow and flags wave
A little of what you fancy does you good
Or so it should...
I thank everybody for making me welcome
I'd stay but my wings have just dropped off...
14) 10.08 to Paddington
(Anderson)
Instrumental part
15) Magus Pedre
(Anderson)
Hail son of kings! Make the ever-dying sign
Cross your fingers in the sky for those about to be
There am I, waiting along the sand
Cast your sweet spell upon the land and sea
Magus Perde, take your hand from off the chain
Loose a wish to still the rain, the storm about to be
Here am I, voyager into life
Tough are the soles that tread the knife's edge
Break the circle, stretch the line
Call upon the devil
Bring the gods, the gods own fire
In the conflict revel
The passengers upon the ferry crossing, waiting to be born
Renew the pledge of life's long song, rise to the reveille horn
Animals queueing at the gate that stands upon the shore
Breathe the ever-burning fire that guards the ever-door
Man, son of man! Buy the flame of ever-life
Yours to breathe and breath the pain of living, living be!
Here am I! Roll the stone away
From the dark into ever-day
16) Epilogue
(Anderson)
There was a rush along the Fulham Road
Into the ever-passion play