|
«…Ни красоты, ни нравственности, ни бога, ни строгих пропорций…» (Джон Фаулз — «Волхв»).
Каков основополагающий критерий прогрессивной музыки? Запредельное техническое высокомерие, вынуждающее методично скальпировать традиционные гармонии и последовательности? Полифоническая экзальтация и тяготение к синтезу крупных музыкальных форм? Сплав многослойного инструментального перфекционизма и продуманной до мелочей концептуальности? Извилистые структуры, держащиеся на отточенном исполнении замысловатых фраз? Voivod, которым всегда удавалось проникнуть в суть вещей, с каждым альбомом демонстрируют, что создать каскад нетривиальной музыки возможно и за неимением перечисленных компонентов. Тем временем, рецепт «Nothingface», полученный в результате хитроумных опытов над трэш-металлом, достаточно лаконичен, если, опасаясь недооценить экстравагантную музыкальную палитру, не сказать прост: не имеющая аналогов техника и понимание игры гитариста Дэни «Пигги» Д’ Амура, пикантное джазовое эстетство и интеллигентная интерпретация настроений пост-панка. И обязательное почтение наследия Pink Floyd, Rush и King Krimson. Впрочем, есть ещё одно обстоятельство. В 1989 году в ходе будничного медицинского обследования Дэни Д’Амуру был поставлен кошмарный диагноз — аденома гипофиза. Судя по всему, причина его необычного видения музыки заключалась в изменённом опухолью восприятии мира, поскольку гипофиз является структурой, в том числе ответственной и за этот процесс. Оставим в стороне прослеживание прочих эффектов от сдавливания мозговых оболочек и взгляды оккультных практик на «третий глаз» организма, проигнорируем и известное литературное произведение — ситуация не располагает. Вместо рискованной операции, Дэни назначили экспериментальное лечение гормонами, впоследствие повлекшее за собой ещё одну космическую драму во вселенной Voivod. Такова расплата за талант.
«Dimension Hatross» завершил трэшевую эру коллектива, а концептуальным ядром «Nothingface» стала идея погружения ключевого персонажа «Voivod» (биомеханического монстра пост-ядерной эры), в глубины собственного подсознания. Ценной чертой Voivod является нежелание от альбома к альбому зондировать идентичную тематику, и хотя разрозненные концепты двух первых дисков команды («War and Pain», «RRROOOAAARRR!») оформились в сюжеты социальных осложнений технократического будущего («Killing Technolody»), немногим позже ставшие концептуальной фабулой «Dimension Hatross», к 1989 году на «Nothingface» команда предложила цикл оторванных от реальности рассуждений о депрессии, ментальной изоляции и страхе, заглушаемых шумами индустрии и телеэкранами, являющихся оставшись с личностью наедине. Остался прежним аллюзивный подход: «Pre-Ignition» и «Missing Sequences» повествуют о колонизированной планете, богатой алюминиевой рудой, в процессе добычи и обработки которой старатели сходят с ума, теряя этническую идентичность, уникальную культуру и религиозные убеждения. Вариантов интерпретации множество, но убедительнее других фигурируют следующие. Крупнейший в Канаде металлургический комбинат (Alcan Jonquiere Works), трубы которого виднелись из окон музыкантов в Жонкьере, являлся не только важным экономическим органом промышленности страны, но и причиной возникновения болезни Альцгеймера у многих рабочих. Многие из нас, изо дня в день окунаясь в будничную рутину, перестают грезить высокими целями, постепенно теряя индивидуальность и желание самосовершенствования. Композиция «Nothingface» о той же потере, когда попытки убедить себя и окружающих в том, что «так и должно быть», уже не действуют, и возникает страх. В том числе, страх увидеть настоящего себя, когда ничего не остаётся, кроме как в припадке леденящего озарения разбить зеркало («X-Ray Mirror»). Интерес к гипотетическим контактам древних племён с инопланетянами («The Unknown Knowns»), банальную идею которой спасает личностный взгляд; апологетические рассуждения об алхимии («Inner Combustion»); ощущения от эффектов линейных измерений в замкнутом пространстве («Into My Hypercube») и другие достойные внимания расследования таким же образом воплощены в ажурных лексических хитросплетениях.
Щедро распространяя фимиамы на концептуальную составляющую, для восторгов в сторону собственно музыкальной следует припасти пару дополнительных емкостей. «Nothingface» стал первым диском Voivod, выпущенным под патронажем мэйджор-лейбла MCA. Учитывая феноменальный талант музыкантов, сотрудничество гарантировало практически совершенное качество продукта. К сдувающему космическую пыль первых релизов и во всех отношениях не металлическому, прозрачному, насквозь иррациональному риффингу был присовокуплен базис цифровой технологии; сюрреалистические изгибы стального стержня обволакивают посредством компонентов арт-рока, пост-панка, неосязаемой мелодики нью-вейв и джазовых россыпей в нервном психоделическом микроклимате. Контролируемая асимметрия специфического вокала Дэни Беланже, атипично выстроенных басовых партий Жана Ив-Терьо, вступающих в странное созвучие с гитарой Дэни Д’Амура, неординарна.
Хотя материал «Nothingface» сложен, дисгармоничен и апеллирует к нелинейным ритмам настойчивее, чем все остальные работы коллектива, анализ комплекса связанных с Voivod обстоятельств располагает к тому, чтобы считать данный этап их творчества более схожим с методами арт- и прог.-рокеров, нежели грандов техничного трэш-металла Toxik и Mekong Delta, вне эстетского элитизма обеих сторон. Во время прослушивания не покидает чувство уверенности, что держишь в руках одну из наиболее стилистически уникальных и впечатляющих пластинок. |
|
|
На "Nothingface" Voivod продолжили расширять границы своего творчества. Опять смесь техно-трэша с прог-металом с выраженым джаз-роковым подходом к материалу. Сложный, с почти джазовой виртуозной игрой инструменталистов Voivod "Nothingface" серьёзно повлиял как на становление творчества техно-трэш команд Atheist, Cynic, Sadist, так и на новые прог-метал коллективы, типа TOOL и Mastodon. При прослушивании "Astronomy Domine" (кавер на Pink Floyd, авторство композиции пренадлежит Сиду Баррету) начинаешь подозревать, что имеешь дело с шедевром, а на невероятно сложной, с сумашедшими переменами ритма, "Into My Hypercube", уже уверен в этом на все 100 процентов! |
|
Talk to me you flying shadows
Wandering into the ozone stew
Keep your myths from the embryos
Who would misconstrue
Anything new
An outright official fiasco
Can you shiled me
From the drastic truth
Times come and go
How dull the flow
All that I hope
The Unknown knows
Have some sign come to me
That I am in their league
Back down to reality
Look about, response is wanting
Events are carefully on display
Common sense, a gift, is given
But mystic mistakes are never made
Suspecting premature daydreams
I surrender to ritual grey
I come and go
Endless approach
I must be close
The Unknown knows
Why all this commotion now?
Stop...wait
I wish I knew the one who knows
Yesterday will come
With tomorrow's sun
And merry-go-round
Stuck on muddy ground
Nineteen yelping fools
Half-wits spouting drool
Half of which have some
The others have none
I knew all along
2. Nothingface
May I? May I?
Valves plugs pump to erase
Rictus from my face
Lapse of time
Synchro freeze
Loop rewind
Forward speed
Will to walk
Crossed out feet
Fingers tall
Far from reach
Mind to talk
Still words bleed
Optic box
Melted through
Sonic shock
Silent clue
Drop by drop
Drain-out tube
I hope, I need
I want to dream
Cold choke choke cold
I float unseen
Outside the screen
Cold choke choke cold
A wish, extreme
Awaiting the stream
3. Astronomy Domine
[Syd Barrett]
Lime and limpid green
The second scene
The fights between
The blue you once knew
Floating down
The sound resounds
Around the icy
Water underground
Jupiter and Saturn
Oberon there on the run
Titanian, Neptune, Titan
Stars get frighten
Winding signs flap
Flicker flicker flicker flap
Pow! Stairways scared
And death rules there
Blindman limpid
Green the sound
Surrounds the icy water on the
Lime and limpid green the sound
Surrounds the icy
Waters underground
4. Missing Sequences
Sleeping sky
Winding walk
Breezing by
Ravaged rock
Swarming locust-land
Spiders spinning sand
Grubbing enterprise
No time to reply
Down, down
Far underground
Prime spot
Sound, sound
Ten thousand mounds
Live-stock
Stupendous flaking fume
Tremendous dancing doom
Smoke stack spill
Momentous reeking ooze
Enormous creaking crew
Vapour-ville
Neuro-link dementing
Limbo-Inc. Amnesia
I did, I didn't know
I think, I should go, go!
Bio-atrophy
Doxite double-wind
Forgetful retry
Aphasic clouded cult
Synaptic planet pulse
Lost engram
Ellusive mythic doubt
Reactive spastic pause
Dis-programmed
Which was right
Who knows when
Where was that?
Do I know how
Where to go now
Mother lose out
5. X-Ray Mirror
Tunnel seems so long
Touching the bottom
A slim reflexion
Punctured my vision
I didn't notice
Beside the last door
Standing on nothing
There was a mirror
Even inside...scrutinized
I am, he is, the face I hate
Refracting cells and prismed self
Who's x who's y in a blank place
I can't believe this is my image
Like the mirror without a frame
Baring a scarred side
Open in daylight
Recoil and reply
Farside of my pride
The introspection
Ruptures the blood core
Magnification
Draws out the mirror
Seeking me out
What will he find?
I am, he is, a repugnant state
I can't shake this curiosity
My privacy starts to fade
I can't believe this is my image
Like the mirror
A polar exchange
He gloating over my fleeting image
He used to be me
He knows who is free
How long will I wait...here
Stuck in this void place...here
I can't believe I am the immage
Within the mirror
Into the chrome lake
The glass is broken
But I look the same
6. Inner Combustion
Crucible heats up
Arsening, mercury
And acid concoct
Hermetic theory
Hydrogen vapours
Exclusion principle
It's never over
For ever practical
And I try
Throughout time
Any rite
For the sign
Light rebounds
Pure neon
I surround
All am I, I am all
Fluorescent light
Pellucid mineral
Essential dogma
Excludes the logical
Immobile centre
One, two, three for nothing
Projection ponder
Under a raven's wing
Catalyst fusion
Inner combustion
A transmutation
For I am all
7. Pre-Ignition
Hey you
Tell me, what's your call name
Closed negative display
Engaged on section three
The acrid factories
You
Putrid perfect product
Proper platinum parts
Proficient prototypes
Steadily spew from these pipes
Are you
Generated by waste
Arid quarry displaced
Environmental squeeze
Aluminum disease
You
Conscious of origin
Intent is in the wind
Atmosphere infected
Descendants defected
Are you
Novel stroke of design
Or relics from this mine
Casually choke
Noxious nourishment
Embodied illicit cure
Ground and rock and sand
Come crumble tumble down
Grinding round
The hydraulic wheel
Extraction
The ultimate greed
Now...hidden from view
Surveying stable shifts
A feeble groove
Unintentional split
Then they return to work
As if they're not disturbed
Cybernetic beings
Omniscent regiment
Thriving with vigor
Incessant loom
An assumed order
Auspicious tool
Franticly flow
Spumous sediment
Remedied, neurotic fuse
Ground and rock and sand
Come crumble tumble down
Yonder sound an echoing gong
Disjunction
Of their disowned gods
Now...some are set free
Emotions flood their gaze
Synthetic breed
The pre-ignition phase
Pre-ignition
Flares up in you
Pre-ignition
Provokes me too
8. Into My Hypercube
In my backyard
Sounds turn around
Down fall apart
In my playground
In my dome on my own
A locked throught in a closet
Splinter moves, cracking moans
Dank angles in the attic
Sixth sense stockpiled
In the cellar
And the ladder is broken
Memories sleep in dust
This shelter is doubtful
Blind windows, flat eyes
Stitched tight into time
Til I rise unbound
Transient illusion
Clairvoyant suspension
Translucid condition
Principal connection
Rise high, rise higher
Shing shallow spirit shadows
Tumult in the dark
Telestrobic heart
Murmur of the muse
Whispering amused
Fulfilling this square
Circled in my lair
Am I not awake
This ever forever
Perhaps faulty premonition
Perhaps this doesn't change anything
But for certain
I will be hanging around
Nether falling
Wisdom's dipping
Spiral stairway
Logic's dripping
Silent squeeze, shrinking scene
This remains my domain
Grave intrigue, I'm relieved
All these stains left unnamed
Grinches snicker, sneer at he
Like grinning Cheshire cats
Running amuck, mad, crazy
This cuboid upside down cell
9. Sub-Effect
The one go down is alive
It is part of my flight
The one inside makes a sign
And keeps an eye to the light
I sense panic overboard
Obscure, viscid sprawling fog
I hear a sonar rumour
That says I'm far from the shore
How I am stricken with non-emotion
It crawls up above
Persicopic cognition
WHere it strives to dwell
In abnormal contortion
I navigate in my maze
Investigate to be safe safe safe
Across the ocean
Of sheer compromise
There is no matrix
Not even a guide
The last wave of sanity
Rolls over my frequency
Skyline under water field
The depths above the high seas
A twilight house keeper
Dim-on dim-off now
A concrete cyclops
Blinking down his dull eye
Does this code signal
Something somewhere somehow?
Why me? It goes on and on and on
Please no
Too late for S.O.S.
Mute island, fish-eye view
Circling the border line
No resource, no rescue
I'm stranded, I'm otherwise
The error is perfect
Like this sub-effect
Of my mind...my mind