|
Издание записей двух концертов Deep Purple в США (26 января 1976 года в Спрингфилде и 27 февраля того же года в калифорнийском Лонг Бич) примечательно тем, что это единственные официальные, подчеркну этот факт, концертные записи группы с участием в её составе гитариста Томми Болина. Состав, который в хронологии DP обозначается как Mark IV (или Mk IV), просуществовал всего лишь год (а по факту и того меньше), успев записать лишь один студийный альбом "Come Taste The Band" (1975 г.), насторожённо и неоднозначно в то время принятый в планетарном муз. пространстве и восторженно в среде меломанов Советского Союза.
Зимний гастрольный американский вояж 1975-76 годов для того состава DP сложился с большими трудностями, чего, собственно, и следовало ожидать. Новый гитарист на первых порах адаптации, будь он хоть трижды гениальным - серьёзная проблема для любого коллектива. Что уж говорить о DP, когда Ричи Блэкмор в своё время заправлял всем творческим процессом и с которым на сцене у группы не возникало каких-либо сложностей (если не брать в расчёт скверный характер Блэкмора, который делался тем хуже, чем мастеровитей становился гитарист легендарной группы).
С Томми Болином у музыкантов DP проявились проблемы посерьёзнее. Помимо недостаточной сыгранности в силу понятных и объективных причин, у гитариста по ходу гастролей обострилась наркозависимость, грозящая обернуться хронической. По определению ведущий музыкант группы представлял собой самое слабое и нестабильное звено. На сцене подчас он совершал столь явные оплошности, что ставил в неловкое положение весь состав. Как иллюстрация к этому непреложному факту - номер "Burn" из программы данного альбома. Допустив сбой на достаточно ранней его стадии, Томми так толком и не выправил свою гитарную партию до самого финала. Ритм-секция и Джон Лорд как могли "держали" мелодическую линию композиции, пока Т. Болин блуждал в спонтанных импровизационных дебрях. Со старым классическим репертуаром DP в ходе выступлений у гитариста случались порой непреодолимые затруднения.
В том числе и это обстоятельство явилось одним из веских доводов, чтобы на King Biscuit Flower Hour "зарубили" готовую концертную запись группы в Спрингфилде 26 января 1976 г. Запись того выступления DP так и не попала в радио-эфир программы KBFH по причине его "несовершенства". Между тем, четыре номера из того плачевного концерта всё же были выбраны для программы этого альбома DP, все они сосредоточены среди бонус-треков; основную же часть программы составили записи концерта квинтета на Long Beach Arena 27 февраля со всеми его изъянами. Он же и транслировался в радио-эфире на всю Америку.
Будем, впрочем, справедливы, в некоторых "классических" номерах или их фрагментах Т. Болин выглядел вполне себе достойно. Как, допустим, в обоих вариантах "Smoke On The Water". А вот в излишне затянутой, как мне представляется, "Lazy" Томми пришлось трудно. Вся его гитарная партитура не соответствует "классическому" звучанию этой сюиты, зато отменно проявил себя Дж. Лорд. Его уникальное Intro к "Lazy" на синтезаторе в подобном звучании можно услышать лишь в программе этого альбома.
Значительно лучше у Т. Болина получилось с песнями из близкого ему альбома "Come Taste...", а ещё в инструментальном треке "The Grind" (эта пьеса из сольного альбома Болина "Homeward Strut") - это совершенно уникальная вещь, в чём, собственно, и состоит своеобразие этого издания на двух CD.
В "This Time Around", одной из самых удачных композиций, каковых в этой программе совсем немного, просто невероятен на вокале Гленн Хьюз с его немыслимым фальцетом и обертонами. Вторую, инструментальную часть этого номера Т. Болин отыграл довольно уверенно, причём, достаточно близко к оригиналу, т.е. к пластиночному варианту.
На должном уровне в целом отработал своё Дэвид Ковердэйл, впрочем, как фронтмен в плане общения с публикой он порой бывал неубедителен. А вот как лидер-вокалист в номере "I'm Going Down", ставшим классикой американского блюз-рока, Дэвид великолепен.
Немного об этой песне, специально подготовленной группой для того американского тура. В оригинале, впрочем, она называлась "Going Down", написал её известный музыкант того времени Дон Никс (Don Nix) для начинающей хард-блюз-роковой команды Moloch. Эта загадочная группа из Мемфиса просуществовала два неполных года, выпустила один-единственный диск (1970 г.), весьма, кстати, интересный, продюсером которого как раз-таки и являлся Дон Никс, и благополучно распалась. Хочу заметить, что "Going Down" далеко не лучшая композиция из той пластинки парней из Мемфиса, есть там номера и похлеще.
Ещё один кавер, его DP в вольном изложении исполнили дважды, как в Спрингфилде, так и на стадионе Long Beach Arena в Калифорнии. Это "Georgia On My Mind", музыканты из Англии освоили её, чтобы потрафить американской публике. Для коренного американца-провинциала она то же, что, скажем, "Очи чёрные" для россиянина. Эту песню ещё в 30-х годах сочинили Хоги Кармайкл (Hoagy Carmichael) и Стюарт Горрелл (Stuart Gorrell), а самым известным её исполнителем был Рэй Чарльз (Ray Charles).
Наконец, ещё одна кавер-версия "Not Fade Away", прозвучавшая совсем кратко, из репертуара Бадди Холли (Buddy Holly) и его группы The Crickets, тех самых, что ещё во второй половине 50-х годов пробовали играть тот самый первородный классический рок-н-ролл. "Not Fade Away" (из дебютной пластинки "крикетистов" "Chirping Crickets") на своих концертах в 60-х годах частенько исполняли совсем ещё молодые "роллинги".
И всё же, при всех его очевидных и не очень режущих слух огрехах, откровенных "косяках" Томми Болина, прочих достоинствах и недостатках, не признать уникальность и архивную ценность этой двухчасовой концертной программы никак невозможно. В особенности это будет интересно истинным почитателям творчества DP, а таковых среди давних ценителей рок-музыки 70-х всё ещё немало.
Американский вариант этого концертника имеет стандартное серийное название "King Biscuit Flower Hour Presents: Deep Purple in Concert", его релиз пришёлся на июль 1995 года. Британское (европейское) издание называлось более интригующе: "On The Wings Of A Russian Foxbat (Live In California 1976)" и так же выходило на двух CD.
В 2009 году альбом был ремастирован и переиздан с другой картинкой на обложке, на которой значилось "Live at Long Beach 1976", лейблом Purple Records с частично изменённой программой. Его релиз состоялся в феврале 2009 года. По сути - это разные концертные работы DP.
Возвращаясь к тому знаковому и, по сути своей, роковому гастрольному туру по Соединённым Штатам, стоит, видимо, заметить, что во многом тогда и решилась дальнейшая судьба группы. Растеряв былых лидеров (Gillan, Glover, Blackmore), DP превратились в разрозненную, плохо организованную и уже почти неуправляемую команду. Без руля и без ветрил. Неудивительно, что по возвращении из Штатов домой, в Англию, группа развалилась фактически в один вечер. Это случилось 15 марта 1976 года в ходе их концерта в Ливерпуле, когда всё шло наперекосяк. Взвинченный до предела Ковердэйл заявил, что ему осточертел весь этот бардак и он уходит из DP. А в начале декабря 76-го, как всем нам известно, Томми Болин скончался от передозировки в одном из отелей Майами во время гастролей группы Джеффа Бека, участником которой являлся тогда бывший гитарист бывшей группы, называвшейся Deep Purple. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Для дебютной радио-трансляции King Biscuit Flower Hour (KBFH) использовались фрагменты концертных выступлений популярных в 1973 году звёзд американского рока - Blood, Sweat & Tears, Mahavishnu Orchestra и Брюса Спрингстина;
Как правило, записи концертов осуществлялись посредством передвижной записывающей студии, затем от двух до трёх недель тщательно редактировались и только потом запускались в эфир. Наиболее популярные и рейтинговые программы даже годы спустя неоднократно звучали в эфире KBFH.
В 70 – 80-х годах боссы KBFH реализацию продукции подобного формата поставили на поток и неплохо в этом преуспели, а среди "клиентов" ставшей весьма востребованной программы значились уже не только рокеры, но и исполнители самой разной жанровой музыки.
В 1992 году у KBFH сменился владелец, новый пошёл дальше, совершив следующий решительный шаг в развитии своего бизнеса - на базе всё ещё действующей радио-программы была создана звукозаписывающая компания KBFH Records. С 1993 года компания начала интенсивно выпускать на CD наиболее качественные и привлекательные архивные концертные записи прошлых лет. Во многих случаях, впрочем, не были решены вопросы лицензирования и авторских прав, потому лишь небольшая часть уникального архивного материала достигла коммерческого релиза.
Среди первых, кто удостоился подобной чести, были такие зубры рок-музыки, как Rick Wakeman, Greg Lake, Robin Trower, Steve Forbert, а также разно-жанровые, но весьма известные и популярные в прошлом коллективы. Среди таковых были британцы Humble Pie, 10cc, The Fixx, американцы Canned Heat, Kingfish, канадцы Triumph.
В июле 1995 года дошла очередь и до Deep Purple;
К 2007 году на KBFH Rec. в формате CD был выпущен не один десяток редчайших, подчас единственных в своём роде концертных записей с, что важно, соблюдением всех юридических формальностей и авторских прав. Таким образом, все вышедшие под лейблом King Biscuit Flower Hour Records (см. обложку альбома) издания имели надёжный законный статус, а вопросы включения или не включения их в свои официальные дискографии решались самими исполнителями.
И последнее. Как и у всякого серийного издания все выходившие на KBFH Rec. концертники имели стандартную форму названия, к примеру: "King Biscuit Flower Hour Presents: Uriah Heep in Concert"; Длинно и скучно. Кстати, концертный альбом Uriah Heep вышел на KBFH Rec. в 1997 году.
По лицензии KBFH Rec. диски-концертники параллельно издавались и в Европе (Германия, Голландия), но их названия отличались большим разнообразием, хотя содержание в большинстве случаев оставалось неизменным.
Серьёзно? Я почему-то думал, что в Союзе настолько огромным было почитание Блэкмора, что альбом без его участия в принципе не могли принять восторженно. Помнится, советский "энциклопедист" Виталий Меньшиков в своей "Энциклопедии рок-музыки" вообще не включил этот альбом в дискографию Deep Purple и написал, что большинство поклонников не считают его "пёрпловским".