|
Всем, должно быть, известно расхожее выражение "синдром второго альбома". Это когда после добротного, яркого, а подчас выдающегося диска, следует если и не провальный, то куда более слабый. Причём, сам по себе этот второй мог быть вполне себе даже и ничего, вот только в сравнении с первым не более чем его бледная тень.
Примеров тому не счесть, только это не про "ВТО II". С этим альбомом канадской команды ВТО как раз-таки всё с точностью до наоборот. Скажу больше, по всем показателям относительно дебютного диска, "второй ВТО" стоит считать выдающимся.
Об этом свидетельствуют и цифры. Высокое 4 место в чартах США (в Канаде - 3-е), а вот оба сингла по следам альбома (они вышли в релиз уже в начале 1974 года) если до высоких мест не добрались, то по меньшей мере засветились в американском чарте Pop Singles: сначала "Let It Ride" поднялся на 23 место, чуть позже "Takin' Care Of Business" ожидаемо достиг более высокой позиции (12). Другое дело, что восхождение этих композиций по ступенькам хит-парадов было долгим и непростым (для американской аудитории этот канадский квартет всё ещё являлся новичком). Сам альбом к этому времени уже обрёл статус "золотого". Кстати, успех "BTO II" пробудил интерес публики к первому безымянному диску группы, подтянувшего и его в конечном итоге к заветной цифре в 500 тысяч проданных экземпляров.
Итак, после скромного дебютного LP, который разошёлся в основном по Канаде и лишь малая часть того тиража достигла некоторых северных американских штатов, второй альбом ВТО стал прорывным. Стоит ли говорить, что США в те времена являлись индикатором успешности любой пластинки любого канадского исполнителя, независимо от его жанровой принадлежности.
"ВТО II" был очень хорошо принят в Штатах, пожалуй, даже лучше, чем в Канаде, потому как именно по США тогда разошлась основная масса пластинок. И это при обстоятельствах, когда ещё в ходе студийной работы над диском в стане группы не всё было благополучно.
В итоге это завершилось мутной историей с внезапной отставкой гитариста Тима Бэхмана, среднего из трёх братьев, что вместе с могучим бородачом Чарльзом Френсисом Тёрнером и составляли квартет из канадского Виннипега. Долгое время истинные причины ухода Т. Бэхмана были тщательно хранимой тайной. Рассматривалось несколько правдоподобных версий, одна из которых, что называется, лежала на поверхности: Т. Бэхман определённо не дотягивал до уровня команды. Если принять во внимание, что заменивший его позднее Блэр Торнтон, перебравшийся в ВТО из канадской рок-группы Crosstown Bus, как гитарист оказался значительно искуснее брата Тима (кроме того, что не являлся вокалистом), подобная рокировка была объяснима и оправдана. Тем более, что далеко Т. Бэхман не ушёл, пополнив ряды менеджеров группы.
Вторая из версий была более прозаичной - Тим заявил, что собрался жениться и, стало быть, на неопределённое время был намерен оставить музыку, посвятив себя семейной жизни.
Ну и, наконец, существовала ещё одна версия, долгое время считавшаяся не более, чем слухом, пока в 2002 году не получила своё подтверждение. Случилось это во время одного из интервью младшего из братьев, Робби Бэхмана, в ходе которого тот проговорился, что зимой 1973-74 годов Тима вынудил убраться из группы Рэнди, старший брат и лидер ВТО. Причина была такова. Ещё по ходу масштабного американского тура 73-го года Тим, что называется, “отбился от рук”. Вопреки всем установленным в коллективе запретам и правилам злоупотреблял алкоголем и даже подсел на наркотики, а действия его становились всё более неадекватными и вызывающими. Рэнди Бэхман, как истово верующий католик, был весьма строг и последователен в отношении дисциплины в составе группы, во время гастролей в особенности. Тим оказался той самой паршивой овцой, от которой принципиальный лидер ВТО заставил себя избавиться.
Но, похоже на то, что на решении Р. Бэхмана в отношении Т. Бэхмана сказались все три обстоятельства.
Как бы то ни было, в работе над программой альбома "BTO II" Тим был весьма активен и полезен. Именно песня "Blown" с вероотступником Тимом на вокале эту самую программу и открывает. Незатейливая мелодия в три аккорда и прямолинейное вокальное сопровождение третьего по ранжиру вокалиста в составе ВТО, тем ни менее не помешали этой песне успешно ротироваться на радиостанциях континента. Сработали, судя по всему, другие аргументы - энергетика, обильное гитарное наполнение и грамотная работа звукоинженеров.
Ещё один номер в программе, где Т. Бэхман на ведущих ролях, будет, пожалуй, даже поинтереснее - "I Don't Have To Hide". Чем интереснее? Главным образом инструментальным решением с двумя активными солирующими гитарами и весьма брутальной вокальной партией Т. Бэхмана. Похоже, мы недооценивали этого парня. Стоит обратить внимание на творческий подход, нежданно-негаданно проявленный им при исполнении вокальной партии, складывается ощущение, будто бы солируют два разных вокалиста. Да и на гитаре он не подкачал. Не обошлось, впрочем, без шероховатостей, но их своей гитарой "прикрыл" Рэнди Бэхман. Слегка удручают нескончаемые надоедливые повторения заглавной фразы и неуловимая суть сюжета песни.
Однако самая интересная и затейливая, на мой взгляд, композиция всего альбома - это "Welcome Home" Рэнди Бэхмана. Достаточно рискованный стилистический формат коктейль-джаз-баллада - вещь в рок-музыке редкая, если ни уникальная, а в нашем случае ещё и нагружена хард-роковым припевом. Получилось весьма контрастно, возможно, даже слишком. Но ход, надо признать, смелый, хотя кому-то он и покажется сомнительным. Рэнди достаточно уверенно справился с непростой для него джазово-инструментальной частью, где надо бы отметить ещё и бас-гитару Фреда Тёрнера, отработавшую в режиме контрабаса. Чуть озадачил текст, в котором Р. Бэхман пытается убедить слушателя в том, что романтика гастрольных будней притягательна, но дома всё же лучше. Позиция крепкого семьянина, не уверен, что все музыканты на стороне Рэнди.
Самую титулованную свою песню "Takin' Care Of Business" в её окончательном виде Р. Бэхман придумал довольно неожиданно. Впрочем, “заготовку”, скажем так, этой песни он сочинил ещё в конце 60-х годов в составе самой первой своей группы The Guess Who. И называлась она "White Collar Worker" ("Белый воротничок"). Текст у неё, разумеется, был иной, как и вокальная мелодия. Однако время от времени на своих концертах ВТО исполняли её под настроение публики. И вот как-то раз, следуя на одно из таких концертных выступлений, Рэнди уловил ничем, казалось бы, не примечательную фразу какого-то уличного музыканта "Takin' care of business". Фраза завязла у него в голове, а под занавес концерта во время исполнения "White Collar Worker" он спонтанно вставил её первой строчкой в припеве (она органично укладывалась в мелодию), а к ней всё, что тогда ему приходило на ум.
Из воспоминаний Р. Бэхмана: "Когда мы заканчивали тот вечер этой песней, люди в зале продолжали кричать, хлопать, стучать ногами, требуя ещё и ещё. Мы взялись за дело и минут десять исполняли припев с новыми словами. А в конце мы поняли, что у нас получилась по-настоящему стоящая вещь..." По сути - это была уже совсем другая песня, лишь мелодия (ритм-энд-блюз в духе "роллингов" середины 60-х годов) осталась неизменной, вот только сольная гитарная партия Бэхмана могла бы более соответствовать времени.
"...Если бы это было так же просто,
Как, скажем, ловить рыбу,
Ты бы запросто мог стать музыкантом.
Но для начала купи подержанную гитару
И научись издавать громкие и мягкие звуки.
Возможно, ты бы даже далеко пошёл,
Если бы сошёлся с компанией нужных парней.
А пока люди видят, как ты расслабляешься,
Просто валяясь на солнышке.
Ты думаешь, что если тебе это нравится,
То это и есть твоя работа..."
По-своему привлекательны все три композиции с Фредом Тёрнером в качестве ведущего вокалиста. Несомненно, фаворит среди них "Let It Ride" с хрипящим в студийный микрофон бас-гитаристом. Дуэт бэк-вокалистов (Р. и Т. Бэхманы) весьма органично и слаженно к нему монтируется. Это классика ВТО. Чуть подробнее стоит рассмотреть "Give It Time", номер столь же интересный, как и "Let It Ride". Отменная мелодическая схема в мощном роковом звучании а-ля Creedence Clearwater Revival c тембром и интонациями, свойственными Джону Фогерти. По максимуму отработали и оба гитариста с драйвом и неуёмной энергией, что характерно для большинства вещей Ф. Тёрнера. Вот с песенной поэзией у Фреда возникли затруднения, хотя начало получилось многообещающим:
"Ты можешь сколько угодно любоваться
Тем, что тебе так бы хотелось иметь,
Но у тебя нет денег, чтобы это купить,
Я понял это по твоему пустому кошельку.
Но это было бы несложно исправить,
Стоило бы нам уединиться в комнате
С замком изнутри..."
А вот далее у Ф. Тёрнера как-то не сложилось. Но если абстрагироваться от текста, эта композиция в числе лучших в программе "BTO II".
Если изменить размер такта и чуть сбавить ритмические обороты, то базовая мелодическая схема номера "Stonegates" будет почти в точности соответствовать классическому опусу "Let It Bleed" The Rolling Stones из их одноимённого альбома 1969 года. Небольшое отступление. Даже Пола Маккартни пытались когда-то привлечь к ответу за плагиат. Но тогда он всё же выкрутился, объясняя это так, что нот, мол, всего семь, а мелодии просто парят в воздухе, везёт тому, кто первым их сумеет уловить. Не думаю, что музыканты ВТО к тому времени не сподобились прослушать эпохальный "Let It Bleed", но и в плагиате старину Тёрнера уже поздно обвинять.
Никак нельзя обойти вниманием сюжет этой песни, он самый, пожалуй, адекватный во всей программе альбома. ...Узник тюремных застенков Стоунгейтса предаётся грёзам и ностальгии... Сырой перрон вокзала; полуночный поезд; красивая длинноногая незнакомка; долгий совместный путь по Среднему Западу; в Чикаго их пути разошлись...
"...Стоунгейтс, ты закрыл меня,
Но однажды я стану свободным
И ты меня больше никогда не дождёшься...
Стоунгейтс, жаль, что сейчас я не могу
Оказаться в стране, где я был свободен..."
Признаюсь, рыская по молодости лет по ленинградским толкучкам в тщетных поисках "Not Fragile" (третий альбом ВТО, 1974 г.) с приличным состоянием винила, к LP "BTO II" относился пренебрежительно, пожалуй, даже с некоторым презрением. "Not Fragile", в конце концов, я себе нашёл и ещё какое-то время молился на него, как на икону. А вот "BTO II", который сам давался в руки, у меня на виниле так никогда и не было. И понимание того, что оба эти диска, по сути, равноценны и равнозначны, но именно "второй ВТО" стал для этой группы своего рода основой и точкой отсчёта для серии из пяти самых лучших альбомов ВТО, пришло ко мне много позже. Наверное, даже слишком поздно, ибо лишь недавно задумался, а ту ли пластинку я искал когда-то в “Автово” и на “Комсомольской”... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).