|
|
|
Manfred Mann's Earth Band
« The Good Earth »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Give me the good Earth (8:30)
|
| 2 | Launching place (5:50)
|
| 3 | I'll be gone (3:39)
|
| 4 | Earth hymn (6:18)
|
| 5 | Sky high (5:14)
|
| 6 | Be not too hard (4:11)
|
| 7 | Earth hymn part 2 (4:15)
|
| | Re-Mastered 1998 (3 Bonus Tracks)
|
| 8 | I'll Be Gone #2 (3:28) [Single Version]
|
| 9 | Earth Hymn 2A (4:11) [Single Version]
|
| 10 | Be Not Too Hard (3:27) [Single Version] |
|
Manfred Mann - keyboards
Mick Rogers - vocals, guitars
Colin Pattenden - bass
Chris Slade - drums |
|
Produced by Manfred Mann and Earth Band |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Готов голову дать на отсечение (без особого риска остаться без головы), что на условную сотню меломанов разных поколений находился не более чем один, максимум - двое дотошных, которые, разглядывая картинки на конверте альбома "The Good Earth" английского квартета Manfred Mann's Earth Band, пытались бы разобраться, что означает всё то, что изображено на обеих его сторонах. Знаю наверняка, что в пору моей "виниловой" молодости даже "повёрнутые" на творчестве MMEB собиратели пластинок таким вопросом себя не утруждали. Я - так точно нет, тем более, что моё отношение к этой группе всегда было достаточно прохладным. А оказалось, что всё это не просто так.
И пласт дёрна, принаряженный листочками-цветочками с ползающими по ним улитками, что мы видим на лицевой стороне конверта, это не символ земного шара, как представлялось когда-то многим из нас, а именно пласт дёрна площадью один квадратный английский фут и есть. А готическая надпись на оттиске сургучной печати означает, что владелец данного альбома может вступить в законные права на владение одним квадратным футом земли в местечке Llanerchyrfa, что в графстве Brecon (сейчас это Брекнокшир), Wales, Great Britain, если зарегистрирует его не позднее 31 декабря 1975 года.
Не менее важные вещи изображены на оборотной стороне конверта LP. Прежде всего, это купон-сертификат. Самый первый (теперь уже раритетный) тираж той пластинки, вышедшей на Bronze Rec. в октябре 1974 года в Великобритании и чуть позже на Warner Bros. Rec. в Штатах, был укомплектован вложенными внутрь конвертов такими купонами, где, помимо юридических подробностей, был расписан маршрут к тому самому участку вожделенной земли. Здесь же на обложке конверта имеется и фотография местности, где тот участок и расположен. Расположен он, как видно на фото, на труднодоступной вершине холма, что находится в безлюдной долине Ирфон на юго-востоке Уэльса.
По воспоминаниям самих музыкантов, этот бросовый участок они выкупили за несколько сотен фунтов стерлингов для подобной акции с целью привлечь внимание определённой категории неравнодушных британских и американских граждан к экологическим проблемам. Понятно, что владение столь малым клочком земли стало бы скорее символическим, как, допустим, и сотней гектаров лунной поверхности, однако, по свидетельствам обитателей местной деревушки, весь 1975 год вокруг того холма царило невероятное оживление.
Пятый студийный LP группы Манфреда Манна входит в так называемую условную "золотую" серию из четырёх альбомов MMEB, начало которой положил "Solar Fire" (1973 г.), а последним из них стал "The Roaring Silence" (1976 г.). Теперь-то мы с уверенностью констатируем, что середина 70-х годов была лучшим временем в творчестве этого коллектива. Для этого времени была характерна стабильность его состава и постоянство, с которым MMEB придерживались единым (или близким) стилистическим форматам. Одна лишь поправка - над "The Roaring Silence" работал уже слегка изменённый состав, а квартет преобразовался в квинтет.
Ещё одно неотъемлемое свойство группы того времени - это неизменное использование М. Манном чужих композиций, как правило известных авторов. Песни те могли быть какого угодно качества, но MMEB, адаптируя их "под себя", переделывали порой их до неузнаваемости, в результате подчас получались куда более интересные кавер-версии, чем были сами оригиналы. Пластинку "The Good Earth" эта тенденция затронула непосредственным образом с одной, правда, оговоркой. Те три композиции, что группа подготовила для своей программы на этот раз, не столь маститых авторов, как, допустим, Боб Дилан или Брюс Спрингстин, чьи песни MMEB задействовали чаще, чем кого-либо ещё.
Стартовый трек "Give Me The Good Earth" известного по гр. Spooky Tooth пианиста Гэри Райта (он же сотрудничал и с Джорджем Харрисоном в работе над его уникальным 3LP "All Thing Must Pass"), по существу стал программным номером альбома. Лирику Г. Райта с прошедшей уже к тому времени хиппи-эпохой, где всё ещё слышны идеалистические потребительские запросы "детей цветов" ("дайти нам то, подайте это, чтобы нам этим всем с удовольствием пользоваться"), музыканты MMEB развернули совсем в иную плоскость. И "Give Me..." зазвучала в другом контексте, по большому счёту определив концепцию всему альбому. Это дискретная хард-рок-сюита с ведущей "двухслойной" гитарной партией и жесткой ритм-секцией с выразительной бас-гитарой содержит в себе пространный инструментальный отрезок, насыщенный обильным гитарным саундом (порой четыре(!) партии Мика Роджерса звучат одновременно) в сочетании с синтезатором Манфреда Манна. Начало же, как и завершение композиции, сопровождается привычным уже для этой группы аудио-ландшафтом (сельским на этот раз), который конкретизирует концептуальную направленность программы.
Следующие два номера принадлежат Майку Радду, лидеру практически неизвестной за пределами Австралии группы с короткой историей (1969 - 1973 г.г.) Spectrum. "I'll Be Gone" М. Манн и его соратники существенно преобразовали, начав с названия (у Spectrum в оригинале эта песня называлась "Some Day I'll Have Money" - "Когда-нибудь у меня будут деньги", по первой строчке в тексте). Это ещё одна хард-роковая тема с "шагающей" бас-гитарой, определяющей размер такта мелодии. Гитара Роджерса порой сливается с бас-гитарой Колина Паттендена и, при скромном в данном случае участии клавишных М. Манна, номер достигает какой-то невероятной для MMEB тяжести, соизмеримой с тем уровнем, что группа временами демонстрировала в "Solar Fire". Своим "густым" тембром вокал М. Роджерса отдельными фрагментами удивительно похож на своеобразный вокал Роя Вуда, лидера распавшихся уже к тому времени The Move, каким мы его помним по пластинке 1970 года "Shazam".
Как и предыдущая композиция "Launching Place" ("Место старта"), "I'll Be Gone" была предложена для программы "The Good Earth" Миком Роджерсом. Гитарист-вокалист MMEB в конце 60-х годов проживал в Австралии, где являлся участником нескольких местных бэндов, в одном из которых пересекался с Майком Раддом.
Какая-то часть поклонников группы Манфреда Манна была отчасти разочарована отсутствием в программе этого альбома каверов именитых музыкантов, что по их мнению не могло не отразиться на качестве первой части программы LP, целиком из этих каверов и состоящей. Были и такие, кто осуждал группу за отступление ею от удачных, опять же, как они полагали, наработок, что MMEB показали на всё том же "Solar Fire". Вопрос спорный. Да, программа "Solar..." получилась более хард-роковая, но и более прямолинейная при этом. А недовольства этой радикальной части почитателей квартета могли касаться второй половины альбома, что целиком и полностью создана творческими усилиями всей четвёрки. Возможно по этой причине и хард-роковое напряжение здесь заметно слабее.
Стержневая композиция всей программы - рок-сюита "Earth Hymn", начинается с раскачки. Музыканты словно разогреваются на этой стадии, ограничиваясь в основном акцентированной ритм-секцией и меланхоличным, но трогательным вокалом Мика Роджерса, что в совокупности навевает уже подзабытую тему Deep Purple из "Child In Time". Текст достаточно банален, но вокал просто хорош! Далее музыканты разгоняются и инструментальная фаза композиции с уже лидирующими клавишными, в которые органично вплетается гитара, своим неистовым темпо-ритмом опять же напрашивается на аналогию с Deep Purple, но уже иного плана - "Highway Star". Отменно сбалансированный номер с изящными синтезаторными партиями М. Манна и убедительной гитарой Роджерса, где, впрочем, будем справедливы, в равной степени значимы все компоненты группы.
Надо заметить, что расширенные инструментальные фрагменты в продолжительных композициях MMEB - это характерное для этой группы явление. Тому подтверждение - инструментальная пьеса "Sky High" с богатой звуковой палитрой, где, опять же, задействован весь арсенал квартета и каждому предоставлено пространство и время себя показать. Пожалуй, это самое сложное произведение в альбоме, где я особо отметил бы бас-гитариста Колина Паттендена.
Композицию "Be Not Too Hard" Мик Роджерс сочинил на стихи известного в середине двадцатого столетия английского поэта-пацифиста Кристофера Лога. На контрасте с предыдущим напрягающим номером, "Be Not..." - прямо-таки умиротворяющая вещь, как штиль после бури в открытом море. "Многослойная" доминирующая гитара (при минимуме синтезаторного присутствия) с достаточно простыми ходами и миссионерский с философским наполнением текст создают ауру гармонии и безмятежности.
В закрывающей программу LP репризе "Earth Hymn, Part 2" с волнообразным "пинкфлойдовским" синтезаторным звучанием (замечу, что Pink Floyd с подобным звучанием мы услышим только в 1975 году) Манфред Манн словно сканирует несколько разных стилистических форматов, создавая софт-прог-арт-роковую панораму. Необходимо отметить впечатляющую аранжировочную работу Манна с тонким и расчётливым применением меллотрона в обеих частях "Earth Hymn", как и умелое использование лучших качеств достаточно скромных вокальных способностей М. Роджерса в затухающей коде последнего номера программы.
Глубоко концептуальная работа MMEB с прочно увязанными между собой номерами, порядок которых каким-либо иным и представить невозможно.
И всё же, индивидуально все четверо музыкантов группы объективно не дотягивали до уровня виртуозов-технарей, каковыми, к примеру, на тот отрезок времени общепризнанно значились участники таких формирований, как Yes или King Crimson. Даже Манфред Манн с его джазовым прошлым. Но вот в плане взаимной адаптации и сыгранности в составе MMEB эта четвёрка M. Mann - M. Rogers - C. Pattenden - C. Slade по своему уровню была уже на подходе к совершенству. Хотя данный альбом, пожалуй, пока рано расценивать как показатель их высоких "командных достижений". Всё это у MMEB ещё впереди.
И совсем уже скоро. |
|
|
| |
| | | |
| |
Первый состав группы Манфреда Манна по-прежнему не менялся, и ребята продолжали стабильно выпускать отличную продукцию прог-роковой направленности. Не стал исключением и данный альбом, ставший уже пятым по счету. На этот раз Манн решил обратить наше внимание на экологические проблемы, в связи с чем некоторые назвали данную работу представителем жанра «эко-рок».
1) «Give Me the Good Earth». Кавер на композицию Гэри Райта, участника группы Spooky Tooth. Несколько раз раздается крик петуха, который продолжает звучать в искаженном виде и тогда, когда появляется гитара, сопровождаемая отличным басом. Музыка мажорная, поднимающая с постели, поднимающая настроение. Лирический герой просит, чтобы ему дали хорошую Землю – с травой, цветами, деревьями, солнечным светом, ясным небом, прохладным ветерком, морями, полными рыбы, временами годами, нормально сменяющими друг друга. Для эпохи хиппи это было вполне актуально, но актуальность не потеряна и для современного человека, если учесть жуткую экологическую обстановку во всем мире. Инструментальная середина предоставляет нам интересную сольную часть – сначала на клавишных, затем на гитаре, под убыстряющуюся и утяжеляющуюся музыку. Затем музыка затихает, и мы слышим целый набор животных, словно взятых из одноименного альбома Pink Floyd. Птицы, коровы, овцы… Помимо ритм-секции, это сопровождается фортепьяно, а затем и вокалом. Затем клавишные и ритм-секция становятся тревожнее, а гитара выдает пронзительное соло, в то время как клавишные словно пытаются взлететь в космос. Появление другого ритма предваряет очередную вокальную часть, после которой звучит еще одно гитарное соло, заканчивающееся диминуэндо. После этого еще с полминуты мы слышим птиц.
2) «Launching Place». Данная и последующая темы являются каверами на композиции австралийской прог-роковой команды Spectrum, выпущенные одним синглом, первым для этих ребят и очень успешным, в мае 1971 г. (зацените, кстати, оперативность англичан в нахождении тем для каверов). Тихо звучат клавишные и гитара, к которым вскоре присоединяются ударные. Музыка постепенно усиливается, а потом становится энергичнее. Клавишные и гитара звучат вместе, однако поочередно выходят на передний план с солированием. Launching Place (дословно «место для запуска») – это название небольшого городка под Мельбурном, где 31 декабря 1970 г. под открытым небом (дождливый, кстати, выдался денек) прошел рок-фестиваль. Однако текст вроде бы совершенно о другом – он полон неприятных образов (огненные шары, водяные пиявки, мухи над 5 тыс. трупов), видимо, связанных с войной во Вьетнаме, но здесь говорится и о хиппи, «детях-цветах», которые призывают заниматься любовью, а не войной.
3) «I’ll Be Gone». Вступают гитара и бас, затем ударные задают размеренный темп. От более лиричного поп-фолка музыка несколько раз переходит к весьма энергичной. Милая простая лирика, несколько грустная: «Когда-нибудь у меня будет любовь, но любовь не легко найти, так что к тому времени, как она появится, я уйду (из жизни)».
4) «Earth Hymn». Звучит глокеншпиль (вид металлофона), затем ударные начинают отбивать ритм под басовые, а затем и фортепьянные аккорды. На заднем плане слышны клавишные. Вокал здесь звучит очень сильно и душевно: «Прислушайся к тому, что вокруг. Симфония звука увлечет тебя в плавание по твоим снам в нескончаемом потоке». И так действительно и происходит – закрываешь глаза и словно плывешь куда-то. После первой вокальной части пронзительно, в духе Стива Хэкетта, солирует гитара, изображающая плач земли, раздающийся в море и небесах, а после второй части ритм неожиданно ускоряется и становится весьма мажорным, показывая нам прикольное клавишное соло. Честно говоря, «гимном» эту композицию трудно назвать, однако она все равно хороша.
5) «Sky High». Инструментал. Постепенно приближается звук гитары, сопровождаемый странными звуками. Ударные задают ритм. Периодически звучит фортепьяно. Ритм ускоряется, а музыка становится энергичнее – инструменты словно изображают полет.
6) «Be Not Too Hard». Песня, написанная Роджерсом на основе стихотворения Кристофера Лога (Christopher Logue), поэта, чье имя связывают с так называемым «Возрождением британской поэзии» в середине прошлого века. Тихо и плавно вступают гитара и клавишные. Несмело присоединяются стучащие ударные и бас. Приятная вокальная мелодика. Основная тема композиции – не следует относиться слишком сурово к людям, что бы они ни сделали, поскольку жизнь коротка и с собой они все равно ничего не возьмут. Периодически гитара играет более жестко и энергично, особенно в сольной части, в которой также появляются колокола.
7) «Earth Hymn Part 2». Вступают тревожно звучащие клавишные, у меня вызывающие ассоциацию с космической радиосвязью. Вокал почти заглушается музыкой. Затем он исчезает, оставляя нас с пронзительным синтезаторным соло. В определенный момент появляется мелодия первой части, которая постепенно замещает эту музыку, и возвращается вокал, повторяющий тот же текст, что и в первой части. Заканчивается композиция отличным гитарным соло, однако слишком коротким, потому что как только оно начинается, музыка вдруг начинает затихать.
Вердикт – отличный образец арт-рока, который показывает эту команду в лучшей форме задолго до всеобщего опопсения, которое покосило многие достойные группы в эпоху засилья диско. Отличие данного диска от многих других работ этого жанра, выпущенных в это же время, заключается в том, что здесь нет той излишней навороченности, которая отвращает многих людей от прог-рока и на которую в конце 70-х здорово обозлились панки. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 22115 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет