|
|
|
Буду краток. Это лучший на моей памяти инструментальный альбом, и слова здесь, действительно, не имеют принципиального значения; музыка Camel демонстрирует небывалые эмоциональные возможности – она вся пронизана удивительным ностальгическим чувством. Слушая эту музыку, хочется плакать, обнаруживая в себе чувствительную душу, скрытую под грубым слоем повседневного материализма.
Поскольку Featus уже наметил сюжетно-музыкальную линию, пройдусь по хай-лайтам альбома, трогающим меня более всего.
“Rhyader” с игривой мелодией флейты и скромным соло на органе – мажорный номер со слегка заметной долей грусти, которая тончайшими нитями пронизывает всю музыкальную ткань альбома. Особенно хорошо композиция слушается в пути.
“Rhyader Goes to Town” еще более динамична и в то же время лирична, а гитарная работа во второй половине композиции просто великолепна, несмотря на свою стандартность.
“The Snow Goose” представляет собой мягкий инструментал с неподражаемой солирующей гитарой, ненавязчивым органом и не очень предсказуемыми ударными сбивками.
“Rhyader Alone” – уже в названии номера обозначена вселенская грусть. Музыкально это представлено нежной игрой клавишных (начальная мелодия очень напоминает тему Вангелиса “La Petite Fille De La Mer”) и гитары.
“The Flight of the Snow Goose” прекрасно иллюстрирует полет, но одновременно рисует музыкальными красками и какие-то трудности пути.
“Dunkirk” – пример того, как такая внепафосная группа, как Camel, может создавать поистине монументальные музыкальные полотна, не лишенные некоторых романтических моментов.
“Epitaph” – не только крайне печальная тема; своими таинственными звуками и колокольным звоном она с не меньшим успехом леденит кровь.
В “La Princesse Perdue” наконец-то вновь появляются мажорные оттенки, но во второй части композиции мы вновь слышим ностальгическую гитару Латимера.
Итак, это прекрасный альбом, позволяющий проникнуться духом 70-х и вневременной лиричностью, в который раз отметить искренность и глубину музыкальных творений в то замечательное время. |
|
|
| |
| | | |
| |
Как-то я столкнулся с мнением, что с данного альбома лучше не начинать знакомство с этой английской арт-роковой командой, поскольку он полностью инструментальный и не дает должного представления об их творчестве. Тем не менее, так получилось, что я начал знакомство с ними именно с этого диска и был приятно поражен открывшейся мне красотой. К сожалению, рассказа Пола Галлико «Снежный гусь», которым ребята вдохновлялись, я не читал, но вполне можно представить себе события, если прочесть краткое описание сюжетных ходов, описываемых звучащими в альбоме инструменталами, которые почти всегда сменяют друг друга без всяких пауз.
1) «The Great Marsh». Кричат чайки, квакают лягушки, приближается звук гитары, играющей одно и то же тревожное сочетание звуков. Слышится протяжный женский голос. Музыка рисует картину раннего утра перед восходом солнца над болотами английского графства Эссекс, среди которых стоит одинокий маяк. Появляется ритм-секция, слышны струнные, и тут внезапно музыка замолкает.
2) «Rhayader». Звучит флейта и клавишные, они играют очень красивую и приятную мелодию, затем та же мелодия играется с привлечением ударных и баса, звуча более мажорно. Райадер – это человек, живущий в маяке и большую часть своего времени посвящающий заботе о диких птицах. В середине мы возвращаемся к первоначальной мелодии, однако ненадолго. И вот мы уже слышим пронзительно ревущие клавишные и под быструю ритм-секцию словно куда-то несемся.
3) «Rhayader Goes to Town». Размеренная музыка – звучат клавишные, изображающие, видимо, походку Райадера, иногда играет гитара. Райадеру приходится время от времени отправляться в город. Выглядит он странно, поэтому все относятся к нему прохладно и с боязнью, однако в то же время он вызывает в них любопытство, поскольку держит себя как настоящий джентльмен. В середине ритм меняется, и нашему вниманию представляют соло на электрогитаре в духе Хендрикса под размеренные клавишные и бас.
4) «Sanctuary». Звучит мягкая акустическая гитара, к ней присоединяется другая. В результате шторма к берегам Эссекса отнесло красивую птицу – снежного гуся, точнее гусыню. Раненое животное нашла девушка Фрита. Вспомнив, что неподалеку живет человек, заботящийся о птицах, она решает пойти к нему.
5) «Fritha». Теперь гитара звучит под флейту и клавишные. Все очень красиво и трогательно, рисуя образ доброй и нежной женщины. При встрече с Райадером Фрита поначалу падает духом, поскольку ожидала увидеть другого человека, однако она решает преодолеть свой страх.
6) «The Snow Goose». Пронзительно играет электрогитара, создавая очень красивую атмосферу, которую дополняет звучащий на заднем плане орган. Итак, Райадер соглашается ухаживать за гусыней, а Фрита иногда их навещает.
7) «Friendship». Звучит флейта, музыка, которую играют клавишные, сразу же вызывает в голове образ гуся, вперевалочку ходящего по двору. Иногда слышны тревожные нотки. Фрита навещает гусыню и общается с Райадером, постепенно проникаясь к нему симпатией. Вскоре между этими тремя разными существами возникает дружба.
8) «Migration». Появляется ритм-секция, под вокализы «ту-ду-ту» звучит среднетемповая музыка. К счастью, гусыня выздоровела, но, к сожалению для тех, кто за ней ухаживал, птица должна улетать.
9) «Rhayader Alone». Звучат грустные клавишные и гитара, прекрасно иллюстрирующие одиночество Райадера – гусыня улетела, а Фрита его больше не навещает.
10) «Flight of the Snow Goose». Постепенно приближается звук клавишных, после чего вступает ритм-секция. Музыка энергична и полна светлого настроения, однако периодически слышен тревожный звук клавишных. В один прекрасный день Райадер видит на горизонте знакомые очертания. Это к нему вернулась гусыня. Радостный, он посылает за Фритой.
11) «Preparation». Под однообразные гитарные аккорды играет флейта. Приближаются клавишные, бас-гитара издает тревожные аккорды, слышится женский голос, иногда кто-то вздыхает, слышится нечто, напоминающее кряканье. Началась война, и Райадер решает принять участие в спасательной операции под Дюнкерком. В мае 1940 г. это оказался единственный порт на побережье Ла-Манша, через который можно было переправить английские экспедиционные войска на родину.
12) «Dunkirk». Музыка весьма тревожна – орган, гулкий басовый рифф, иногда ударные, прерывающие ритм. Солирует гитара, звучат фанфары. Появляются маршевые ударные, на заднем плане звучат духовые. Райадер оставляет Фриту с гусыней, однако птица летит за ним туда, где идет война, и он ничего не может с этим поделать. После громкого «бамц» идет очень быстрая музыка с солирующей гитарой – это уже началась сама битва. Ритм иногда прерывается проходом ударных. В конце еще один проход и «бамц» с эхом.
13) «Epitaph». Повторяется тема «Preparation» – но еще тревожнее. Льются клавишные, иногда слышатся странные звуки. Все постепенно замолкает, и слышны лишь тихие колокола, словно реквием по погибшим. На своей лодке Райадер смог переправить множество солдат, однако в конце концов его убивают, и только снежный гусь кружит над тем местом, где затонула лодка.
14) «Fritha Alone». Грустное фортепьяно, прекрасно описывающее одиночество. Теперь уже Фрита осталась одна, ожидая возвращения Райадера и гусыни.
15) «La Princesse Perdue». Приближается звук струнных, вступает ритм-секция, энергично и быстро, солируют клавишные (под струнные). Музыка не то чтобы веселая, но вроде бы и не пессимистическая. В определенный момент музыка замедляется, солирует гитара, потом флейта, вновь гитара. Фрита в конце концов понимает, что Райадер не вернется, однако однажды она замечает, что к ней летит их гусыня. Птица провожает свою принцессу домой, однако потом улетает – теперь уже навсегда.
16) «The Great Marsh». Кричат чайки, тревожно звучат клавишные. Все напоминает начало, только на этот раз музыка не нарастает, а стихает. История подошла к концу. Маяк так и остался стоять на прежнем месте, только в нем теперь уже никто не живет.
По моему мнению, это один из лучших инструментальных альбомов не только в прогрессивном роке, а и в современной музыке вообще. Сравниться с ним могут разве что лучшие работы Майка Олдфилда и Вангелиса. Кстати, говорят, что успех данного альбома привел к тому, что возросли продажи и самой книги, хотя автору не очень нравилась идея создания альбома на основе его рассказа и он даже подал на ребят суд в связи с нарушением авторского права. В результате они договорились, что на диске будет отсутствовать повествование, от чего, вероятно, он только выиграл, а название альбома на самом деле полностью звучит как «Music Inspired by The Snow Goose». |
|
|
| |
| | | |
| |
По сравнению с предыдущим "Миражом", на котором Барденс и Латимер признались в пламенной любви к группе Caravan - прогресс налицо. Здесь музыканты сознательно отказались от вокала, убедившись, что певцы из них никакие, и слепили весьма симпатичный, целиком инструментальный альбом. На этот раз получился своего рода магнум-опус группы, поскольку альбом вышел концептуальным. В основу его создания легла одноименная повесть Пола Галлико, весьма трогательная и сентиментальная история о чудаковатом человеке по имени Rhayader.
Многие поклонники группы считают, что "Снежный Гусь" - это уже вторая монотематическая работа Camel, в то время как первая - диск "Мираж", который якобы сделан по мотивам произведений Толкина. Пусть так, но в этом случае можно с таким же успехом утверждать, что "Мираж" сделан по мотивам произведений и Майн Рида, и Байрона, и Шолохова (ну чем "White Rider" - не донской казак?). В общем, концепт на "Мираже", если таковой и существует, сильно притянут за уши. Здесь же, на "Снежном Гусе", связь с источником вдохновения - одноименной повестью - более очевидна. Кроме того, для тех, кому диск показался "лоскутным одеялом", состоящим из плохо стыкующихся меж собой фрагментов, я бы даже порекомендовал ознакомиться с содержанием упомянутой книжки: после нее альбом действительно воспринимается как цельный и последовательный. Хотя это и не обязательно: альбом не является бесплатным приложением к книге, равно как и книга - не путеводитель по музыке Camel.
В отличие от эклектичной мешанины дебютного альбома и "Миража", граничащего с откровенным плагиатом, здесь уже гораздо больше собственных идей, хотя изредка проскакивают влияния других групп. Особенно это заметно в "Rhayader Goes To Town", где кемеловцы на пару минут превращаются в Пинк Флойд. Сходство с пионерами прогрессива настолько поразительное, что при первом прослушивании может даже дезориентировать. Однако, оригинальных идей здесь все же больше, чем на предыдущих альбомах вместе взятых. Одно плохо: звучание инструментов очень легкое, особенно это касается ударных. Не знаю, чего добивалась группа таким звучанием, но, например, на "Dunkirk", где требуется мощное звучание для передачи кульминации, группа со своим игрушечным звуком выглядит просто смешно. Благо, на великолепном "A Live Record" (1978) музыканты догадались разместить концертное исполнение этой работы, безукоризненно исполненное и звучащее гораздо убедительнее студийной версии. |
|
|
| |
| | | |
Второй подряд шедевр. Этот практически полностью инструментальный альбом, в целом, музыкально выдержан в духе предыдущих, но здесь представлен наиболее разнообразный спектр композиций: лирические мотивы сменяются мрачными психоделическими, а иногда и достаточно оптимистичными темами. Также в записи некоторых композиций был задействован симфонический оркестр. Музыка получилась очень глубокой и чувственной, что свойственно всем работам раннего Сamel. Бесценное сокровище мировой музыки. |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 24687 |
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет