|
Что мы знаем о южноамериканских индейцах? Точнее, а каким вообще образом их культура представлена в мировом масштабе? Вот североамериканским собратьям "повезло": европейцы, даром что истребили 90 процентов коренного населения, оставшееся загнав в резервации, рассентиментальничались на целую массу прозаических и поэтических (а впоследствии и кино- и мультипликационных) произведений об индейском быте, нравах и верованиях. Благодаря этому об образе жизни условного среднестатистического апача или ирокеза нам известно больше, чем об истории даже многих европейских народов. Опять же, музыканты не остаются в стороне, хотя из действующих проектов на индейскую тематику выделить стоит разве что Tomahawk неугомонного Майка Паттона. Мезоамериканцы - среди которых, безусловно, выделяются майя и ацтеки - более загадочны, но абсолютным "белым пятном" их культура не является. Кто-то вспомнит книги Ко Майкла, кто-то - "Апокалипто" Мэла Гибсона; ну а из музыкантов тут имеет смысл выделить Штефана Хертриха с его Betray My Secrets и SpiRitual. А вот по южную сторону Панамского канала - за вычетом инков, разумеется - словно обитали сплошные ноунеймы в мировом масштабе. Например, о коренной музыке бразильских племен до недавних пор приходилось судить только по проектам Макса Кавалеры - "Roots" Sepultura да отчасти ранним альбомам Soulfly, хотя на последних микс фольклорных элементов был абсолютно неоднородным. Тем не менее, "ратамахатта" с "умбабараумой" и "муламбой" рисовали определенную картину, идеально, надо сказать, подходившую под стереотипные представления: гулкий, объемный барабанный бой, ритуальный, почти трансовый, ритм, хоровые выкрики да завывания шамана, обожравшегося под завязку псилоцибиновых. Дикие люди джунглей! Из оригинального "коренного" инструментария, кроме канонического один-палка-один-струна приспособления под названием "беримбау", и вспомнить-то нечего. Да и нужно ли?
И тут наконец появляется волна бразильских этно-рок-групп, пытающихся донести альтернативный взгляд на родную музыкальную культуру. Armahda, Morrigam (не "Morrigan"!), Hate Embrace, ну и, конечно же, Arandu Arakuaa ("мудрость космоса" в переводе с языка тупи). Наиболее заметные, наиболее старательные и, быть может, наиболее увлеченные среди всех. С ними открылись удивительные вещи. Оказывается, индейская музыка - это не только и даже не столько ритмика, сколько развитая, полнокровная мелодика. И очень своеобразная мелодика притом. Такая близкая, потому что, оказывается, для идеального исполнения большинства "коренных" мотивов достаточно одной лишь акустической гитары. И такая далекая - потому что создана она под слова, чье звучание непохоже ни на один из известных тебе языков. А индейское вокальное исполнение - это прежде всего красивые торжественные хоралы и удивительно лиричные и мягкие напевы (в данном случае - как мужские, так и, в первую очередь, женские), а не только заводная ритуалистика... Открытия, честно говоря, ожидаемые, но все же как разительно картина "Wdê Nnãkrda" отличается от типичных "кавалеровских" работ! Да и действительно ли Макс за вдохновением выбирался к индейцам, а не к местным "афробразильцам"?
Что нужно учитывать при знакомстве с альбомом? Прежде всего, то, что это прежде всего работа в жанре этнической музыки, а не стандартный металл-релиз. Очень часто даже изначально фольклорные коллективы, берясь за электрогитары, стремятся всунуть их в каждую новую песню. Здесь же примерно треть композиций обходится вообще без привлечения рок-элементов, да и во многих остальных они не являются главенствующими. Грубо говоря, Arandu Arakuaa добавляют в фолк немножко металла, в то время, как коллеги добавляют в металл немножко фолка. Во-вторых, помнить, что конкретно от металл-стороны "Wdê Nnãkrda" не следует ожидать ни малейших откровений. Это лишь довольно примитивные долбежные риффы в духе всё той же Sepultura средины девяностых - начала нулевых, при полном отсутствии соло-партий, сопровождаемые почти блэковым скримингом. В-третьих, учитывать своеобразие этнической составляющей. Несмотря на кажущуюся простоту, здесь нет чрезмерно броских, "сахарных" мотивов; хитросплетения вокальных и гитарных нот действительно требовательны ко вниманию слушателя. И это не считая своеобразности звучания мелодий в целом, да и того, что смысл текстов - при возникшем желании - всем, кто незнаком с языками тупи, ксаванте и "аkwẽ хerente" (не решусь адекватно передать это кириллицей), придется выяснять по кратким пересказам на официальном сайте. Да и те, впрочем, требуют знания португальского. Наконец, сюжеты композиций Arandu Arakuaa в целом нелинейны - не до прогрессив-рокового уровня, но всё же достаточно для испытания терпения непосед.
Ну а для чего стоит преодолеть все эти препятствия? Да просто ради знакомства с одним из наиболее необычных - вне зависимости от жанра - музыкальных произведений текущего года; где, к тому же, каждая отдельная песня - особенная, ни на что не похожая маленькая жемчужина. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет