|
Третий альбом «Мариллиона» отличается от первых двух более четко различимой концептуальностью за счет эффектных плавных переходов от одной композиции к другой (хотя никакой четкой фабулы здесь, в принципе, нет) и большей, так сказать, хитовостью (отставить слово «попса»!), поскольку песни именно с него заняли высокие места в хит-парадах, а всеобщее признание подтвердилось вручением премии «Грэмми». (Только не надо говорить, что хорошая музыка коммерчески успешной не бывает.) Кроме того, именно здесь лирика Фиша звучит особенно искренней, поскольку почти полностью автобиографична. По его собственному заявлению, «Script» отражал мысли, рожденные в комнате, которую снимает пара (bedsit thoughts), «Fugazi» – мысли, возникающие в отеле (hotel thoughts), а «Misplaced Childhood» – это уже домашние мысли (home thoughts). При этом воздействие на слушателя таково, что он вполне может ассоциировать себя с лирическим героем, особенно если в его жизни были похожие ситуации.
1) «Pseudo Silk Kimono». Грустное клавишное вступление с самого начала задает тон всему альбому. Время от времени звучит гитара, а вокал неповторим и уже почти не ловишь себя на мысли, что он похож на Питера Гэбриела. Мы видим перед собой одинокого человека, который хочет закрыться от реальности, поскольку в ней слишком много отрицательного. Однако, чтобы понять, что ему делать дальше, он начинает вспоминать о том, что было в его жизни.
2) «Kayleigh». Хит на все времена. Гитара, а затем клавишные аккорды знаменуют начало романтической баллады, посвященной неудавшимся любовным отношениям. Одна из тех песен, которая трогает мое сердце каждый раз, как ее слышу. Эта тема запоминается с первого раза, и, вполне возможно, вы обнаружите, что уже слышали ее раньше или же видели видеоклип. Отличное гитарное соло. Лирический герой вспоминает свою возлюбленную: «Я никогда не собирался разбивать тебе сердце, но ты разбила его мне»; он хочет извиниться за все дурное, что он мог сделать по отношению к ней, но боится, позвонив, узнать, что у нее есть кто-то другой. Нужно сказать, что в образе Кейли Фиш изобразил не какую-то одну определенную девушку, а нескольких. Кстати, именно благодаря этой песни имя Кейли стало на какое-то время весьма популярным в Великобритании, так что теперь в ней можно встретить изрядное количество 20-летних девушек с таким именем.
3) «Lavender». Фортепьяно переносит нас в следующую композицию. Осеннюю атмосферу дополняют клавишные. В дело вступает более тяжелая ритм-секция, переходящая в отличное гитарное соло. Лирический герой гуляет по парку и вновь вспоминает о потерянной любви; при этом он, вероятно, надеется встретить кого-то, кто сможет заполнить пустоту в его сердце. Играющие здесь же дети вызывают в его памяти картины из его собственного детства, и ему кажется, что они поют песню, посвященную его бывшей возлюбленной, а именно очень старый детский стишок про голубую лаванду (нет, София Ротару здесь не при чем :-)), который многие англичане воспринимают как колыбельную. Причем в данной песне этот стишок кажется каким-то псевдозадорным.
4) «Bitter Suite». Эта восьмиминутная сюита разделена еще на несколько частей. (Эту фишку, которую очень часто можно встретить в творчестве других прогрессивных групп, ребята используют впервые.)
I) Brief Encounter. Появляются тревожные звуки клавишных в духе Pink Floyd и стучащие ударные, то более акцентированные, то исчезающие. Слышны гитарные аккорды и колокольный звон. Наконец возникает драм-ритм, под который Фиш произносит слова так, будто читает их из книги, четко артикулируя каждый звук. Название части отсылает к одноименному английскому фильму 1945 г. о мужчине и женщине, случайно встретившихся на вокзале, начавших встречаться, однако вынужденных расстаться, поскольку оба связаны брачными узами. Герой сидит одиноко возле телефона и наблюдает, как по стене ползет паук. Видимо, сегодня ему довелось случайно встретиться с той, кого он когда-то любил.
II) Lost Weekend. Музыка не особо меняется, однако вокал звучит эмоциональнее. Фиш поет о девушке, на которую никогда особо не обращали внимание парни, каковая ситуация, возможно, не изменится и в дальнейшем. Мать звала ее красавицей, а отец – шлюхой. Идет ли речь о Кейли, неизвестно. Название части – это еще одна кинокартина 1945 г., на этот раз американская, получившая несколько Оскаров и повествующая о писателе-алкоголике. Завершается эта часть отличным гитарным соло, которое звучит весьма грустно.
III) Blue Angel. Музыка становится более медленной и повторяет тему из «Лаванды», вновь звучит вокал. Во французском городе Лионе герой встретился с проституткой, которая за 200 франков повела его за собой и шептала ему на французском языке: «Я слышу твое сердце». Эти слова вновь сопровождаются грустной гитарой, после которой звучит фортепьяно. «Голубой ангел» – это немецкий фильм 1930 г. о школьном учителе-пуританине, неожиданно воспылавшей страстью к певичке ночного клуба, которую играет Марлен Дитрих (это был ее первый звездный фильм).
IV) Misplaced Rendezvous. Мы переходим к очень грустной части – одному из самых запоминающихся моментов альбома. Акустическая гитара и клавишные прекрасно иллюстрируют ситуацию. Герой не может забыть свою возлюбленную, но та, с которой он решает провести время (и которая так и не прилетает к нему на самолете, как обещала), лишь похожа на нее, но не она.
V) Windswept Thumb. Следует такая же грустная фортепьянная часть, однако в конце фортепьяно звучит уже более мажорно, перенося нас в следующую композицию. Герой говорит о том, что у него всегда была привычка путешествовать автостопом, что здесь становится, конечно, аллегорией, т.е. движешься не сам, а с помощью кого-то, причем ничего не тратя.
5) «Heart of Lothian». Эта композиция состоит из двух частей.
I) Wide Boy. Гитара и ударные, имитирующие дождь, сначала звучат несмело, однако потом вступают мощной ритм-секцией (гитара завывает просто отлично). Сначала музыка довольно быстра, однако потом становится медленнее, в то время как гитара продолжает выдавать свои запоминающиеся пассажи. Лирический герой вспоминает о своем родном Лотиане, шотландской области, в которой находится Эдинбург. Там даже футбольный клуб есть «Heart of Mid-Lothian», и назван он так по сердцу, выложенному мозаикой в тротуаре одной из улиц этого города. На альбоме оно упоминается позже – в самой последней композиции. У Вальтера Скотта, кстати, есть одноименный роман, в котором повествуется о тюрьме Мидлотиан. «Пронырливые парни» (на сленге «wide» означает именно это прилагательное) – это молодые люди, которые во всем полагаются на самих себя и частенько занимаются чем-то незаконным.
II) Curtain Call. Появляются клавишные – несколько тревожные, но со светлым оттенком. Герой вспоминает о том, что он известный музыкант, которого постоянно хотят сфотографировать журналисты. Однако сейчас ему хочется выпить пива в каком-нибудь пабе (в тексте – «водопой») и хоть с кем-нибудь пообщаться, чтобы спастись от одиночества.
6) «Waterhole (Expresso Bongo)». Вторая часть альбома начинается с небольшого клавишного вступления, переходящего в энергичную и быструю музыку, в которой чудится что-то восточное. Гитарные запилы и причудливые клавишные аккорды прекрасно оттеняются эффектными скоростными ударными (один из лучших моментов для Иэна Мосли). Перед нами раскрывается не самый уютный мир, в котором герой чувствует себя отстраненным не только от близких людей, но и от самого себя. В конце ритм-секция затихает и звучат клавишные.
7) «Lords of the Backstage». Ритм-секция вновь возвращается в этой энергичной среднетемповой теме. Получился отличный гитарно-клавишный тандем. Лирический герой вспоминает о том, что он очень хотел любви, но его карьера в шоу-бизнесе сыграла плохую службу.
8) «Blind Curve». Еще одна многочастная вещь – на этот раз продолжительностью 9,5 минут.
I) Vocal Under a Bloodlight. Вновь грустная музыка – гитара звучит по-пинкфлойдовски. Девушка назвала героя холодным, и теперь ему хочется остаться одному. Он обманывает сам себя, утверждая, что именно при таком положении вещей он чувствует себя счастливым.
II) Passing Strangers. Музыка замедляется – продолжают звучать гитары, а вот ударные и клавишные дают о себе знать периодически. Что остается делать нашему герою? Он продолжает писать любовные песни, но они уже предназначены не для той, кого он любил, а для незнакомок, которых вскоре уже не будет рядом с ним. После вокалирования звучит прекрасное гитарное соло также в манере Дэвида Гилмора.
III) Mylo. Тандем гитары и клавишных, иногда играющих в духе Eloy, возвращается под вокал. Фиш вспоминает о последней встрече с Майло – Джоном Майлеттом, ударником ливерпульской группы Rage, погибшим в автокатастрофе в Греции в 1984 г. Мир музыкантов – это бесславие, репортеры, угрожающе тыкающие в тебя микрофонами, боязнь сойти с ума.
IV) Perimeter Walk. Появляется грустная одинокая гитара, играющая прерывисто и с большими паузами. Далее следует одна из самых мрачных частей – далеко звучат клавишные, глухо стучат ударные, раздаются жуткие звуки, лирический герой, чувствующий себя на грани, говорит еле слышно, однако голос становится все громче и эмоциональнее: «Мое детство, неуместное детство». Он хочет вновь обрести детскую невинность, и эта мысль, возможно, уводит его от желания прекратить свою жизнь.
V) Threshold (Tschüß). Немецкое слово в скобках означает «пока!». Вступает жесткая ритм-секция под впечатляющую инструментовку – клавишные поддерживают торжественность, а гитара выдает отличные запилы. Лирический герой обращает внимание на мир вокруг – вдовы солдат, погибших на войне, нищие, ждущие супа, дети с пустыми глазами, – осознавая, что не должен закрываться в самом себе.
9) «Childhoods End?». Немножко грустная тема, но эта грусть уже светлая. Отличные пассажи на акустической гитаре, создающие ритм клавишные. Припев звучит более жестко, но в то же время и мажорнее. Герой неожиданно понимает, что внутри него по-прежнему остается ребенок, что он может продолжать жить дальше, постаравшись забыть отрицательные переживания в прошлом, у него вновь появляется надежда. Название композиции отсылают к роману Артура Класса «Конец детства», повествующему о неких стражах земной цивилизации, решивших установить на нашей планете утопию, чтобы подготовить ее к высшей эволюционной стадии. В тексте также есть упоминание о сороке – птице, которая очень часто встречается и в поэзии группы, и на обложках ее альбома. Существует поверье, что в зависимости от того, сколько сорок ты увидишь, тебя ждет либо печаль, либо радость. Музыка становится все энергичнее, а в конце идет быстрый клавишный инструментал.
10) «White Feather». Окончание в ритме рок-н-ролла. Напоминает марш. Здесь, в отличие от предыдущих альбомов, нет пессимизма. В песне слышится уверенность, что не все еще потеряно, поскольку дети вокруг и в нас еще могут действительно изменить мир. Белое перо является символом трусости, но лирический герой готов носить его при условии, что он останется человеком. В конце Фишу подпевает хор, смолкающий вместе с музыкой.
Многие считают, что данное произведение стало лучшим в дискографии «Мариллиона». Да, ребята обрели индивидуальность (пусть при этом некоторые по-прежнему считают, что они похожи на Genesis, а местами и на Pink Floyd (в лирике и структуре альбома есть некоторая схожесть с «The Wall»), однако, по моему мнению, наряду с прекрасно запоминающимися вещами, в основном расположенными в первой части, здесь присутствует и несколько таких, которые практически не задерживаются в голове. Ситуацию спасает именно атмосфера альбома в целом, позволяющая воспринимать его как единое целое – и воспринимать со всеми положительными эмоциями, на которые способен ценитель хорошей музыки. Даже то обстоятельство, что алкогольные привычки Фиша стали тогда более заметно сказываться на его голосе, или то, что выразительных чисто инструментальных номеров, столь характерных для прогрессивного рока, здесь стало гораздо меньше, не могут умалить ценности этого произведения. Представляет интерес и обложка, на которой можно увидеть образы не только с этого альбома, но и с предыдущих двух. |
|
A morning mare rides, in the starless shutters of my eyes.
The spirit of a misplaced childhood is rising to speak his mind,
To this orphan of heartbreak, disillusioned and scarred,
A refugee, refugee.
{Safe in the sanctuary, safe}
Kayleigh
Do you remember chalk hearts melting on a playground wall
Do you remember dawn escapes from moon washed college halls
Do you remember the cherry blossom in the market square
Do you remember I thought it was confetti in our hair
By the way didn't I break your heart?
Please excuse me, I never meant to break your heart
So sorry, I never meant to break your heart
But you broke mine
Kayleigh is it too late to say I'm sorry?
And Kayleigh could we get it together again?
I just can't go on pretending that it came to a natural end
Kayleigh, oh I never thought I'd miss you
And Kayleigh I thought that we'd always be friends
We said our love would last forever
So how did it come to this bitter end?
Do you remember barefoot on the lawn with shooting stars
Do you remember loving on the floor in Belsize Park
Do you remember dancing in stilettoes in the snow
Do you remember you never understood I had to go
By the way, Didn't I break your heart
Please excuse me, Never meant to break your heart
So sorry, Never meant to break your heart
But you broke mine
Kayleigh I just wanna say I'm sorry
But Kayleigh I'm too scared to pick up the phone
To hear you've found another lover to patch up our broken home
Kayleigh I'm still trying to write that love song
Kayleigh it's more important to me now you're gone
Maybe it will prove that we were right
Or ever prove that I was wrong
Lavender
I was walking in the park dreaming of a spark
When I heard the sprinklers whisper,
Shimmer in the haze of summer lawns.
Then I heard the children singing,
They were running through the rainbows.
They were singing a song for you.
Well it seemed to be a song for you,
The one I wanted to write for you, for you, you.
Lavenders blue, dilly dilly, lavenders green,
When I am King, dilly dilly,
You will be Queen.
A penny for your thoughts my dear,
A penny for your thoughts my dear,
I.O.U. for your love, I.O.U. for your love.
Lavenders green, dilly dilly, lavenders blue.
When you love me, dilly dilly, I will love you.
A penny for your thoughts my dear,
A penny for your thoughts my dear,
I.O.U. for your love, I.O.U. for your love.
Lavender dreams dilly, dilly lavender true,
When you miss me dilly dilly, I did miss you
A penny for your thoughts my dear
A Penny for your thoughts my dear
I.O.U for your love, I.O.U. for your love
For your love, for your love, for your love
Oh, I gotta find my way back to you
Gotta find my way back to you
For your love, for your love, for your love
I'm always walking in the park
Always dreaming of a spark
From you...
Bitter Suite
a) Brief Encounter
A spider wanders aimlessly within the warmth of a shadow,
Not the regal creature of border caves,
But the poor, misguided, directionless familiar
of some obscure Scottish poet.
The mist crawls from the canal
Like some primordial phantom of romance
To curl, under a cascade of neon pollen.
While I sit tied to the phone like an expectant father.
Your carnation will rot in a vase.
b) Lost Weekend
A train sleeps in a siding,
The driver guzzles another can of lager, lager.
To wash away the memories of a Friday night down at the club.
She was a wallflower at sixteen,
she'll be a wallflower at thirty four.
Her mother called her beautiful.
Her daddy said, "A whore".
c) Blue Angel
The sky was Bible black in Lyon,
when I met the Magdalene.
She was paralyzed in a streetlight.
She refused to give her name.
And a ring of violet bruises,
They were pinned upon her arm.
Two hundred francs for sanctuary and she led me by the hand,
to a room of dancing shadows where all the heartache disappears
And from glowing tongues of candles I heard her whisper in my ear.
'J'entend ton coeur',
'J'entend ton coeur',
I can hear your heart, I can hear your heart, I can hear your heart.
Hear your heart.
I hear your heart.
d) Misplaced Rendezvous
It's getting late, for scribbling and scratching on the paper.
Something's gonna give under this pressure,
and the cracks are already beginning to show,
It's too late.
The weekend career girl never boarded the plane.
They said this could never happen again.
Oh, so wrong, so wrong.
This time it seems to be another misplaced rendezvous.
This time, it's looking like another misplaced rendezvous,
With you,
The parallel of you, you.
e) Windswept Thumb
On the outskirts of nowhere,
On the ringroad to somewhere,
On the verge of indecision,
I'll always take the roundabout way,
Waiting on the rain.
For I was born with a habit, from a sign.
The habit of a windswept thumb.
And the sign of the rain,
{rain on me, rain}
It's started raining, It's started raining, It's started raining, It's started raining.
It's started raining, It's started raining, It's started raining.
Heart of Lothian
On the outskirts of nowhere,
On the ringroad to somewhere,
On the verge of indecision,
I'll always take the roundabout way.
Waiting on the rain.
For I was born with a habit,
From a sign.
The habit of a windswept thumb.
And the sign of the rain
Rain on me!
{It's started raining}
a) Wide Boy
Wide boys, wide boys, wide boys, born with hearts of Lothian.
Wide boys, wide boys, born with hearts of Lothian.
Wide boys, we were wide boys, born with hearts of Lothian
These hearts of Lothian.
It's six o'clock in the tower blocks,
The stalagmites of culture shock, {culture shock}
And the trippers of the light fantastic, bowdown, hoe-down
Spray their pheremones on this perfume uniform.
And anarchy smiles in the Royal Mile.
And they're waiting on the Slyboys, flyboys, wideboys.
Rooting, tooting Cowboys, lucky little ladies at the watering holes.
They'll score the Friday night goals.
I was born with a heart of Lothian, I was born with a heart of Lothian.
I was born with a heart of Lothian, with a heart of Lothian.
b) Curtain Call
And the man from the magazine, wants another shot of you all curled up.
'Cos you look like an actor in a movie shot.
But you're feeling like a wino in a parking lot.
How did I get in here anyway?
Do we really need a playback of the show?
'Cos the wideboys want to head for the watering holes, watering holes, watering holes.
Let's go.
And the man in the mirror has sad eyes.
Waterhole (Expresso Bongo)
When the taxis gather in mock Solemnity.
Funeral hearses court the death of virginity,
Was it paradise lost or paradise found?
Did we gain respect or were we holding ground?
You had found true love, or so you believed
And the wideboys tattooed your hearts upon their sleeves.
So when you think it's time to go,
when you think it's time to go,
Don't be surprised, the heroes never show.
And the patter merchants selling false impressions,
Tipping eyes at the waitress with American expressions,
Tie angels to the bar with sweet Martini's and their charms
They're lying on every word and every arm
They're turning down their noses to the best lines
And the cheap wines.
And the wideboys,
They wear their lovebites for their crimes.
So when you think it's time to go,
when you think it's time to go,
Don't be surprised, the heroes never show.
Lords of the Backstage
A love song with no validity.
Pretend you never meant that much to me.
Numb, a Valium child, bored by meaningless collisions.
A lonely stretch of headlight, diamonds trapped in black ice.
A mirror cracked among the white lines.
I just wanted you to be the first one.
I just wanted you to be the first one.
Ashes are burning, burning.
Ashes are burning, burning.
A lifestyle with no simplicities.
But I'm not asking for your sympathy
Talk, we never could talk, distanced by all that was between us.
A lord of the backstage, a creature of language,
I'm so far out and I'm too far in.
I just wanted you to be the first one.
I just wanted you to be the first one.
Bridges are burning, burning.
Bridges are burning, burning.
Now, now, now, now
Blind Curve
a) Vocal Under A Bloodlight
Last night you said I was cold, untouchable.
A lonely piece of action from another town.
I just want to be free, I'm happy to be lonely.
Can't you stay away?
Just leave me alone with my thoughts.
Just a runaway, just a runaway,
I'm saving myself.
b) Passing Strangers
Strung out below a necklace of carnival lights.
Cold moan, held on the crest of the night.
I'm too tired to fight.
So now we're passing strangers, at single tables.
Still trying to get over,
Still trying to write love songs for passing strangers.
All those passing strangers.
And the twinkling lies, all those twinkling lies,
Sparkle with the wet ink on the paper.
c) Mylo
Oh I remember Toronto when Mylo went down,
And we sat and cried on the phone.
I never felt so alone,
He was the first of our own.
Some of us go down in a blaze of obscurity.
Some of us go down in a haze of publicity.
The price of infamy, the edge of insanity.
Another Holiday Inn, another temporary home,
and an interviewer threatened me with a microphone,
'Talk to me, won't you tell me your stories.'
So I talked about conscience and I talked about pain,
and he looked out the window and it started to rain.
I thought maybe I've already gone crazy.
So I reached for a bottle and he reached for the door,
And I picked up the sleeping pills crushed on the floor.
Inviting me to a casual obscenity.
d) Perimeter Walk
It would be incredible if we could
Retrace all the times that we lived here.
All the collisions.
Wasted, I've never been so wasted.
I've never been this far out before.
Perimeter walk.
There's a presence here.
I feel could have been ancient,
I could have been mystical.
There's a presence,
A childhood, my childhood,
My childhood, childhood, a misplaced childhood,
My childhood, a misplaced childhood,
Give it back to me, give it back to me.
A childhood, that childhood, that childhood,
that childhood, that childhood.
Oh please give it back to me.
e) Threshold
I saw a war widow in a launderette,
Washing the memories from her husband's clothes.
She had medals pinned to a threadbare greatcoat
A lump in her throat with cemetery eyes.
I see convoys curbcrawling West German Autobahns
Trying to pick up a war.
They're going to even the score.
Oh... I can't take any more.
I see black flags on factories,
Soup ladies poised on the lips of the poor.
I see children with vacant stares,
destined for rape in the alleyways.
Does anybody care, I can't take any more!
Should we say goodbye? Hey
I see priests, politicians?
The heroes in black plastic body-bags under nations' flags
I see children pleading with outstretched hands,
drenched in napalm, this is no Vietnam.
I can't take any more, should we say goodbye,
How can we justify?
They call us civilised!
Childhoods End?
And it was morning.
And I found myself mourning,
for a childhood that I thought had disappeared.
I looked out the window,
And I saw a magpie in the rainbow, the rain had gone
I'm not alone, I turned to the mirror,
I saw you, the child, that once loved.
The child before they broke his heart,
Our heart, the heart that I believed was lost.
Hey you, surprised? More than surprised,
to find the answers to the questions,
Were always in your own eyes.
Do you realize that you give it on back to her?
But that would only be retraced in all the problems that you ever knew,
So untrue.
For she's got to carry on with her life,
and you've got to carry on with yours.
So I see it's me, I can do anything
And I'm still the child,
'Cos the only thing misplaced was direction
And I found direction.
There is no Childhood's End.
There is no Childhood's End.
Cos' you are my childhood friend.
Cos' you are my childhood friend.
Oh lead me on.
Hey you, you've survived.
Now you've arrived,
to be reborn in the shadow of the magpie.
Now you realize, that you've got to get out of here.
You've found the leading light of destiny,
burning in the ashes of your memory.
You want to change the world.
You'd resigned yourself to die a broken rebel,
But that was looking backward.
Now you've found the light.
You, the child that once loved,
The child before they broke his heart.
Our heart, the heart that I believed was lost
So it's me I see, I can do anything.
I'm still the child.
'Cos the only thing misplaced was direction, and I found direction.
There is no childhood's end.
There is no childhood's end.
There is no childhood's end.
I am your childhood friend.
Oh.. lead me on.
White Feather
When I hit the streets back in '81,
Found a heart in the gutter and a poet's crown
I felt barbed wire kisses and icicle tears,
Where have I been for all these years?
I saw political intrigue, political lies,
Gonna wipe those smiles of self-satisfaction from their eyes
I will wear your white feather
I will carry your white flag
I will swear I have no nation
But I'm proud to own my heart
I will wear your white feather
I will carry your white flag
I will swear I have no nation
But I'm proud to own my heart
My heart, this is my heart
We don't need no uniforms, we have no disguise,
Divided we stand, together we'll rise
We will wear your white feather ALL THE CHILDREN
We will carry your white flag
We will swear we have no nations Beirut children
But we're proud to own our hearts Jeruzalem children
We will wear your white feather Tokio children
We will carry your white flag Moscow children
We will swear we have no nations Washington children
But we're proud to own our hearts Munich children
These are our hearts Chicago children
These are our hearts Cairo children
You can't take away our hearts ...
You can't steal our hearts away
I can't walk away
I can't walk away
No more, no more, no more, no more...