|
Их прорыв из ниоткуда да сразу в лидеры британского психоделического блюза, на исходе 60-х годов пленившего умы и сердца доброй половины любителей современной музыки из числа верноподданных королевы Великобритании, был стремителен и почти феноменален. Судите сами: от момента появления квартета с экзотическим названием Jethro Tull до их дебютного триумфа прошло каких-то триста дней.
Казалось бы. На самом деле всё обстояло и сложнее и прозаичнее - как с историей возникновения этой группы, что по факту началась пятью годами ранее, так и с триумфом, который имел скорее локальный характер.
Юный Иэн Андерсон прилежно учился в школе и даже проявлял себя в точных науках. До его шестнадцати лет ни о какой музыке даже речь не велась. Однако у этого парня был неординарный дружок Джеффри Хэммонд, который без какого-либо рода художественной самодеятельности не мог прожить и дня. Во время летних каникул 1963 года от нечего делать эти двое сколотили любительское трио, где третьим элементом выступал Джон Эванс. Поначалу роли в этом треугольнике распределялись методом научного тыка: Иэн пробовал себя как гитарист и вокалист; Эванс уселся за неказистую ударную установку, а так как он единственный в составе имел какое-никакое музыкальное образование, то на него ещё "повесили" и клавишные; ну и, наконец, Хэммонд взялся за бас-гитару и обязанности формального лидера.
На удивление сия сумасбродная затея прижилась, более того - трио под названием The Blades в конце 63-го года дебютировало в одном из клубов Блэкпула, тем самым начав стандартное существование очередной группы неизвестных музыкантов, коих по стране и без того было пруд пруди. К середине 1964 года наметился некий призрачный успех и в ряды The Blades был привлечён ещё один школьный приятель Бэрримор Барлоу, который неплохо стучал на барабанах, а также более умелый гитарист Майкл Стивенс. Дж. Эванс полностью переключился на клавишные и качество звучания заметно улучшилось. Дальнейшего качественного роста, впрочем, и какого-либо продвижения группы не последовало, слава и признание не выходили за пределы родного края и ближе к концу 1967 года первым не выдержал тот, кто всё это дело и замутил - Джеффри Хэммонд оставил группу, решив взяться за ум и заняться высшим образованием. Иэн отправился следом и группа просто-напросто сдулась, словно её и не было.
Но ряд обстоятельств привёл-таки двадцатилетнего Андерсона в городок Лутон, что в окрестностях Лондона, где наблюдался повышенный интерес к блюзовой музыке. Вместе с ним тогда рискнули отправиться Б. Барлоу, Дж. Эванс, гитарист Мюррей, басист Корник и саксофонист Уилкинсон. Однако удивить кого-либо на лутонских и даже лондонских подмостках обновлённому составу не довелось, а возникшие финансовые затруднения и суровая зима конца 1967 года нанесли по неокрепшему коллективу сокрушительный удар. В числе "выживших" остались двое - Иэн Андерсон и Гленн Корник.
Помощь, однако, подоспела внезапно и вовремя в лице двух местных музыкантов - гитариста Мика Абрахамса и барабанщика Клайва Банкера. Так, собственно, и сформировался первый состав легендарной группы. А к январю 1968-го у квартета появился даже собственный менеджмент, который первым делом предложил музыкантам подумать о серьёзном и желательно звучном названии.
Как-то на досуге роясь в одной из библиотек, И. Андерсон наткнулся на ветхую брошюру, датированную аж 1704-м годом за авторством некоего Джетро Талла. Содержание книжки на аграрную тематику интересовало Андерсона в меньшей степени, в куда большей - имя автора. Предложение Иэна назвать квартет по имени давно забытого учёного-агрария не встретило возражений, кроме того эта случайная брошюра из далёкого прошлого навеяла Андерсону идею некоего сценического образа для группы, что-то из эпохи средневековья. Тогда же Иэн ошарашил партнёров по квартету очередной своей придумкой - на одной из репетиций он решительно заявил, что фронтменом у группы будет не гитарист, а флейтист. К этому времени он уже несколько месяцев практиковался на этом необычном для рок-музыканта инструменте. Более того, Иэн пытался привнести в своё исполнение технику известного джазмена-саксофониста Рональда Керка, суть которой заключалась в том, что музыкант играл на инструменте некую тему и периодически имитировал её голосом, создавая своеобразный звуковой эффект.
Группой-новичком заинтересовалась достаточно солидная рекорд-компания MGM Rec. и предложила записать для начала сингл, что и было сделано в феврале 1968 года. Это были первые зафиксированные на виниле две композиции JT ("Sunshine Day" Мика Абрахамса и "Aeroplane" И. Андерсона / Д. Эванса). Сингл ожидаемо остался незамеченным у британского потребителя и до лета дела у четвёрки продвигались натужно.
Но вот в конце июня, когда группа уже начала студийную работу над большой пластинкой, во многом случайно она оказалась среди участников рок-фестиваля, организованного в лондонском Гайд-парке по инициативе и на деньги The Rolling Stones, в последний момент заменив тогда известное трио Cream. Музыканты JT в облике бродячих артистов вековой давности смотрелись на сцене вызывающе экзотично, в особенности приковывал к себе внимание флейтист-фронтмен, пытавшийся держать равновесие, стоя на одной ноге.
Это не осталось незамеченным и у организаторов традиционного Национального фестиваля джаза и блюза, который в 1968 году состоялся в городке Санберри в графстве Суррей. И это было уже серьёзно - название группы засветилось среди основных приглашённых на это статусное мероприятие. К этому времени квартет JT только что завершил запись программы своей дебютной пластинки и его феноменальное выступление в Санберри было весьма кстати под релиз альбома, названного загадочно "This Was".
В контексте названия была оформлена и лицевая сторона конверта, где четыре дряхлых старика в затрапезных одеждах изображены в окружении разномастной стаи бродячих, надо понимать, собак с усталой щемящей тоской в глазах у тех и других. "Это была своего рода мистификация, - вспоминал И. Андерсон в одном из интервью какое-то время спустя, - и мы даже не представляли себе, что всё это будет принято за чистую монету. Когда мы впервые приехали на гастроли в США, некоторые из зрителей удивлялись и говорили нам: "А мы-то думали, что вам и в самом деле за пятьдесят..."
Альбом мало кому известной в Великобритании команды как бы то ни было вызвал достаточно благодушные отзывы в прессе и на удивление восторженный приём у публики. На Island Rec. не замедлили с дополнительным тиражом и в течении двух месяцев пластинка JT обрела "золотой" статус. А в феврале 1969 года и в Штатах решили, что эта пластинка стоит того, и на Reprise Rec. был организован релиз дебютного альбома новой британской группы. Впрочем, там реакция на него была куда более прохладная.
За минувшие уже более чем пять десятков лет, этот первый LP легендарной группы неоднократно подвергался переоценкам, оброс разнообразными домыслами и слухами. Сейчас подобная архаичная музыка всерьёз интересна педантичным рок-антикварам, да пожалуй ещё тем немногим, кто пронёс её через всю свою жизнь, кто жил и дышал ею все эти долгие годы. Ведь стоит лишь представить себе, что во второй половине 60-х годов прошедшего столетия JT как группа формировалась на фоне повального увлечения психоделией и "purist blues", концепцию которого (сейчас речь о блюзе) продвигали тогда Aynsley Dunbar, John Mayall, совсем ещё молодые участники Fleetwood Mac... И было это свежо и, казалось, перспективно. Тяжёлый рок пока что пребывал в зачаточном состоянии и даже не рассматривался как какая-либо альтернатива блюзу. Однако JT являлись скорее нетрадиционной блюзовой группой, эти четверо не относились столь серьёзно к той музыке, что поначалу играли, хотя и это тоже был блюз.
Да, это был своеобразный кантри-блюз, более акустический, примитивный и мелодичный. Но даже такую музыку весьма непросто было воспроизводить со сцены в том формате, который четвёрка JT представляла на том этапе. К тому же Андерсон крайне щепетильно относился к тому обстоятельству, что стилистически их музыка была ближе к негритянскому блюзу. Не секрет, что ведущий гитарист того состава Мик Абрахамс во многом определял стилистическую "политику" в группе в силу своих технических возможностей и пристрастий. Много лет спустя Иэн Андерсон так объяснял сложившуюся в то время ситуацию: "Это действительно задевало меня, ведь то, что мы играли, по существу было украдено. И не только непосредственно музыка, но и мысли, чувства, словно мы сами были "чёрными"... Когда мы начинали записывать "This Was", - продолжал он эту же тему, - я испытывал вдохновение и сильные эмоции - да, это здорово, конечно, играть блюз, но мы оставались чьими-то подражателями... К моменту завершения записи я уже понимал, что если и дальше продолжу сотрудничать с Миком Абрахамсом, меня ждут неизбежные трудности. И не потому только, что его образ мышления и манера игры на гитаре ограничены рамками блюза, но ещё и потому, что он вполне довольствовался тем, чего мы уже добились. Ему было достаточно трёх-четырёх выступлений в неделю в лондонских пабах, а выезд далее, чем за 200 миль от дома для него был неприемлем. В то время как остальные отдавали себе отчёт, что наш альбом - это только ступенька к чему-то большему... Но определённая польза в нашей работе всё же была. Я играл на гитаре с 16-17 лет и лишь после нашей с ним встречи взялся за флейту. Очевидно, что из-за флейты меня в основном и знают - этим я обязан Абрахамсу".
"This Was" стал единственным диском JT, в создании которого М. Абрахамс в составе того квартета принимал непосредственное участие и этим своим участием оказал определяющее влияние на то, что в результате получилось. Далее группа четыре десятка лет не делала ничего подобного. Начиная со "Stand Up" (1969 г.) Jethro Tull твёрдо встали на жёсткие рельсы прогрессивного рока и вплоть до "Christmas Album" (2003 г.) с них уже не сворачивали.
Но это уже другая история. |
|
|
| |
Дебютный альбом этой легендарной группы вышел в конце 1968 г. И надо сказать, вышел он каким-то неоднозначным…Узнаваемый в дальнейшем стиль группы на этом альбоме еще не сформировался. Материал получился чрезвычайно разнообразным. Можно сказать, что разные вещи записаны в разных стилях. Хотя такие композиции как “My Sunday Feeling” (1) и “Beggar’s Farm” (3) в целом уже напоминают классический Джетро Талл, вместе с тем в отделных песнях явно чувствуется и фолк, и блюз, или даже джаз! Например, весьма неплохая вещь “Move On Alone” (4) со своей ведущей трубой вполне может сойти за “весьма оригинальный джаз”. В других композициях можно встретить и гармошку. Временами даже слышны отголоски Битлов…И все бы ничего, да вот только альбом не создает впечатления целостности и законченности. Вероятно он стал следствием творческого поиска музыкантов. Отдельные вещи здесь выглядят посильнее, к примеру сочиненный гитаристом Миком Абрахамсом инструментал “Serenade To a Cuckoo” (5), обладающий сильной ведущей мелодией, исполненной флейтой. Эта композиция тоже, кстати, почти джазовая, особенно ее средняя часть. Весьма примечательным явлется тот факт, что из десяти композиций на альбоме целых четыре являются инструменталами! Альбом, конечно, нельзя назвать плохим, напротив, он очень даже хорош. Живая оригинальная музыка исполненная талантливыми людьми не может быть плохой. Мастерство музыкантов чувствуется достаточно явно. Например, на альбоме есть великолепное ударное соло…Тем не менее, это творение явно не принадлежит к числу лучших у группы, так что его можно порекомендовать только тем, кто уже знаком с творчеством этой великолепной группы и желает узнать как все начиналось.
P.S. Хотя лично я слушаю его с удовольствоием отнюдь не только ради просвящения! Впрочем, это уже на любителя…
|
|
|
| |
Мое знакомство с группой Jethro Tull началось с песни «A Song for Jeffrey» с данного альбома. Заинтересовавшись, я купил альбом и прослушал его. Что сразу бросилось в уши, это то, что в отличие от других групп, где в основном из музыкальных инструментов доминировала гитара, здесь наравне с ней вступала флейта, причем манера исполнения и игры была столь необычна, что становилось ясно о большом мастерстве и потенциале человека игравшего на ней. Этим человеком был Иан Андерсон, одна из самых незаурядных личностей в рок-музыке. На этом альбоме он только начинается раскрываться, как великий музыкант и исполнитель. Первенство в группе он пока делит с Миком Абрахамсом, тоже очень сильным музыкантом, который после записи альбома уйдет из группы. Этот тандем создал самый необычный альбом в дискографии группы. Стилистически альбом имеет большое разнообразие: это в первую очередь блюз-рок, джаз-рок, фольк-рок, немного харда. Отличные мелодии усиливают альбом и дают каждому из музыкантов показать свое мастерство во владении инструментом. Вокальные партии удачно поделены между Андерсеном и Абрахамсом, и каждая подходит к той песни, в которой исполняется. По-прошествии многих лет с момента выхода альбома я все равно считаю его очень сильной и интересной работой. Что можно сказать, классическая работа, которая уже заняла свое место в истории рока. |
|
Won't somebody tell me where I laid my head last night?
I really don't remember
But with one more cigarette I think I might
'Till I get to put together
Well, that old feeling can't get me right
Need some assistance, have you listened to what I said?
Need some assistance, have you listened to what I said?
Oh, I don't feel so good
Need someone to help me to my bed
'Till I get to put together
That old feeling is in my head
Some day the sun won't shine for you
(Anderson)
In the morning gonna get my things together
Packing up and I'm leaving this place
I don't believe you'll cry
There'll be a smile upon your face
I didn't think how much you'd hurt me
That's something that I laugh about
Bring in the good times, baby!
And let the bad times out
That old sun keeps on shining
But some day it won't shine for you
In the morning I'll be leaving
I'll leave your mother too
Beggar's farm
(Anderson/Abrahams)
You're taking chances
And your reputation's going down
Going out in the night time
You think you make no sound
But you don't fool me
'Cause I know what you feel
If you ignore the things I see
Someday soon's gonna find you way down on beggar's farm
I pay my money for no returns
I think I need you, gonna find someone
Oh, you don't fool me
'Cause I know what you feel
When you go out I won't ask you why
And I won't worry when I see you lying down on beggar's farm
When you run to me gonna turn away
Won't even listen when you try to say
That you were only fooling around
'Cause I know what you feel
But if you ask me nicely, woman
I'll wake up early one day soon and I'll visit you down on beggar's farm
Move on alone
(Abrahams)
I feel so sad now that she's gone
I've been loving that woman too long
There's no place to go because my friends have all moved
Got nothing but sit in the sun
Got tired of crying
Guess I'll move on alone
My bed is so empty and my heart is grown cold
Guess I'll just die before I grow old
The place is untidy, that's 'cause I ain't done my dirt
I just grown tired of thinking
Got tired of crying
Guess I'll move on alone
Serenade to a cuckoo
(Kirk)
Instrumental track
Dharma for one
(Anderson/Bunker)
Instrumental track
It's breaking me up
(Anderson)
So many long days in so many ways
I try to get through to what lies deep inside of you
Oh, baby!
I said, you're breaking me up, woman
Yeah, you're breaking me down
You're lying in little pieces scattered all around
You're doing your worst to see me get hurt
You're waiting to see the tears running out of me
But, oh, baby!
I said you're breaking me up, woman
You're breaking me down
You're lying in little pieces scattered all around
My teares have run dry and you wonder why
I've found a new woman who don't do the things you can
Oh, baby!
I said you're breaking me up, woman
You're breaking me down
You're lying in little pieces scattered all around
Cat's squirrel
(Traditional)
Instrumental track
A song for Jeffrey
(Anderson)
Gonna lose my way tomorrow
Gonna give away my car
I'd take you along with me
But you would not go so far
Don't see what I do not want to see
You don't hear what I don't say
Won't be what I don't wanna be
I continue in my way
Don't see, see, see where I'm going
Don't see, see, see where I'm going
Don't see, see, see where I'm going to
I don't want to
Everyday I see the morning
Come on in the same old way
I tell myself tomorrow
Brings me things I would not dream today
Round
(Anderson/Abrahams/Bunker/Cornick/Ellis)
Instrumental track