|
Мало какая из элитных британских групп у себя на родине к 1978 году имела столь неоднозначную репутацию как Sweet. Главным образом после того, как этот достаточно успешный квартет решительно отмежевался от взрастившего их авторского тандема Чинн - Чапмэн, в дальнейшем полагаясь исключительно на собственные силы. В Англии к ним за столь смелый шаг отношения сторонников разделились примерно в равной пропорции - от близкого к обожанию, до граничащего с ненавистью. Ненавидели, пожалуй, даже больше, иначе как объяснить тот непреложный факт, что с 1974 года группу практически не видели на сценах и аренах Великобритании. Зато в Европе и, как ни странно, в Северной Америке Sweet значились среди всегдашних фаворитов. Примерно так же обстояло дело и с пластинками этой четвёрки - львиная доля каждого из номерных альбомов, а ещё и многочисленных сборников, расходилась по странам Старого Света. Охотно переиздавала лонгплеи группы и Америка, внося, правда, существенные корректировки в их содержание, а порой даже беззастенчиво меняя названия.
Программу своего нового альбома, впрочем, музыканты Sweet готовили на этот раз в лондонских студиях Kingsway's Recorders и Audio International. И вновь, как и предыдущий "Give Us A Wink" (1976 г.), без продюсеров со стороны и полностью полагаясь на свой собственный музыкальный материал.
Внимательные почитатели, а тем паче истовые поклонники этой группы, должны быть достаточно полно осведомлены о тенденциях творческого развития Sweet. С каждым последующим альбомом эти парни поступательно и неизменно пересматривали свои стилистические рамки, всякий раз что-то в них меняя в пользу всё более плотного и жёсткого звучания. Настолько, разумеется, насколько позволяли им это делать их продюсеры. И если на ранних стадиях какие-либо изменения были едва заметны, то при сопоставлении, скажем, даже двух близких LP группы за 1976 год и рассматриваемого сейчас "Off The Record", искомые нами стилистические метаморфозы более чем очевидны. Здесь даже глубоко копать не нужно.
На фоне уже достаточно "потяжелевшего" саунда в "Give Us A Wink", где глэм-рока (или бабблган-рока, что в принципе то же самое) и хард-рока намешано примерно поровну, "Off The Record" представляется уже определённо хард-роковой работой. А стоит заглянуть чуточку вперёд, в год 1978-й, с грядущим "свитовским" альбомом "Level Headed", который будет во-многом определяющим в последующей летописи этой группы, то можно без всяких оговорок констатировать, что именно "Off The..." станет творческим пиком Sweet. И не потому, что он сделан на более качественном уровне. Там всё куда сложнее. Однако и переоценивать эту пластинку не стоило бы. Совсем "очиститься" от глэм-роковой зависимости музыканты не смогли. Или осознанно не стали этого делать. Более того, в качестве стартовой и финальной композиций программы альбома они (а это было их продюсерское решение) выставили два откровенно глэм-роковых трека ("Fever Of Love" и "Funk It Up"), единственные подобного рода на LP с танцевальными мотивами и даже диско-вариациями. Как вход в программу и выход из неё. Решение странное, ибо всё, что распределено между этими двумя крайними номерами, совершенно из "другой оперы".
Впрочем, и с дифирамбами пока повременим. Даже при наличии роскошной ритм-секции, задающей феерический ритм и определяющей хард-роковый вектор, в котором группа отработает все эти семь номеров, не оставляет назойливое ощущение какой-то неопределённости, недоделанности, недосказанности. Попробую объяснить, что я имею в виду. Несложно понять, что во многих из этих композиций Sweet предстают перед слушателем этакими стилизованными Deep Purplе начала 70-х годов. Вполне даже возможно, что это обманчивая видимость и уподобляться апологетам стиля "свитовцы" вовсе не помышляли. Верится в это, конечно, едва ли. Впрочем, сейчас это уже и неважно.
Самые крепкие и конкретные (от англ. слова concrete - бетон) номера "Live For Today", "Hard Times" и, конечно же, "Windy City" звучат безупречно, настоящий классический хард-рок. К тому же ещё и подкреплённый харизматичным вокальным сопровождением Брайана Коннолли. Что касается "Windy City" - это стержневая композиция альбома. Быть может "жидковат" текст с его тривиальной тематикой "обо всём и ни о чём" (основной лейтмотив "я хочу обрести свободу"), но при всём при этом не отдать должное инструменталистам, и прежде всего Энди Скотту, никак нельзя. И пусть даже основная гитарная партия в его исполнении достаточно незатейлива, но весьма выразительна и должным образом будоражит. Главное же достоинство этой мини-рок-сюиты продолжительностью в семь с половиной минут - это bridge (мост), инфантильная почти минутная инструментальная вставка, словно отрезвляющий холодный душ между двух горячих кусков композиции. И в том, что этот короткий отрезок является одним из самых ярких фрагментов всей программы заслуга Энди Скотта. Как композитора и мультиинструменталиста. Целиком и полностью. Сразу же из глубин памяти всплывает подобная история с "мостом" у Deep Purple в их "Woman From Tokyo". И отпадают все сомнения по поводу того, что Sweet смоделировали свою "Windy City" с того самого легендарного опуса великих DP. Причём, сделали они это настолько умело и уверенно, что нет никаких намерений их в этом упрекнуть.
Ещё одна примечательная песня в "Off The..." - это "Laura Lee". В достаточно привычном для авангардного рока формате combi (для Sweet же просто уникальном) из трёх последовательных частей. Сдержанная первая часть с проникновенным вокалом Б. Коннолли, словно навеянная духом средневековых менестрелей, плавно сменяется помпезным куском "а-ля Queen", который в свою очередь продолжается и завершается расслабленным ритм-гитарным инструменталом. Не рискну вдаваться в какой-либо углублённый анализ на предмет достоинств этой интересной вещи или её недостатках, однако необходимые краски в программу LP она привнесла.
Одна из характерных особенностей альбома ещё и в том, что в его программе своего рода конгломерат синтезаторных звуков и вокально-хоровых спевок (в чём-то подобных ранним Uriah Heep). Всем этим музыканты обильно "приправили" все девять своих номеров, сколь разноплановыми они ни были бы. Впрочем, разноплановость как характеристика для этой пластинки - категория весьма условная. Как уже было отмечено, совсем без глэм-рока в чистом виде в этом LP обойтись было не суждено. Но если, скажем, в "Fever Of Love" с тем самым многоголосым хоровым наполнением, создающим некую карнавальную атмосферу локального праздника, всё предельно понятно, то с прочими номерами ("Lost Angels", "Midnight To Daylight", "She Gimme Lovin'") значительно сложнее.
Некий едва осязаемый намёк (не заметить который, однако, невозможно) на глэмовую "глянцевость" и "лощёность" (от слова "лоск") ощущается по ходу звучания всех этих номеров. Отменный саунд, но ему недостаёт мужественности, что ли, я бы даже сказал какой-то грубой первобытности, чем нахрапом "брали" поклонников тяжёлой музыки те же Deep Purple в своих брутальных пластинках из ранних 70-х. Здесь же у Sweet очевидный откат во времена их "Fanny Adams", но осуждать музыкантов я вовсе не намерен. Права на то не имею.
Демократичность подхода в плане участия каждого из четвёрки музыкантов в песенном созидательном процессе, из которого следует якобы равный вклад всех и каждого в этом непростом деле, не должна вводить в заблуждение людей, не слишком в творчество Sweet погружённых. All titles composed by Sweet - это действительно демократично, по-товарищески, пожалуй даже по-братски, но категорически неверно. С некоторых пор гитарист Э. Скотт, как ведущий музыкант в составе группы, выдвинулся на лидирующие позиции и как автор почти всего репертуара Sweet. Что-то вносил своё Стив Прист, участие же Коннолли и Такера в этом деле было скорее символичным. Кстати, о Коннолли. Брайан здесь пока что в полном порядке, его голос всё ещё крепок и бодр, хотя уже недалёк тот день и час, когда проблемы с алкоголем у вокалиста взломают порядок и спокойствие в стане группы.
По-настоящему горячим хитом этот альбом был лишь в Зап. Германии. Возможно из-за сопровождающей его жёсткой критики муз. журналистов и аналитиков, которые в большинстве своём сетовали, что группа "утратила свою самобытность в тщеславных попытках проявить себя в чуждой ей музыкальной среде". Однако, вернее будет считать, что сиюминутного успеха "Off The Record" не достиг по причинам невероятной конкуренции. Плеяда молодых дерзких команд беззастенчиво вытесняла с перенасыщенного европейского рынка былых своих же кумиров и ветеранов хард-рокового движения. Годы спустя, когда мировую рок-музыкальную тусовку накроет кризис, т.е. в 80-90 годы, этот альбом сполна получит всё то, чем был обделён в своё время, как и масса ему подобных. Но произойдёт это уже в те времена, когда Sweet покинут большую рок-сцену и о ним мало кто будет горевать. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Хотя по-моему это вообще не критичная опечатка.