|
Известное изречение «Большое видится на расстоянии» при всей его несомненной мудрости и неоспоримости является, как и многие другие прописные истины того же свойства, двояким с точки зрения восприятия действительности, своего рода палкой о двух концах. С одной стороны, слушая тот или иной музыкальный альбом по прошествии многих лет со времени его выхода, мы чаще всего можем объективнее, чем тогда, оценить его достоинства и недостатки, поскольку нередко свойственные молодости поспешность и порывистость суждений с годами естественным образом уступили место взвешенности, беспристрастности и сухости оценок; а с другой, рассматривая продукт иной, давно ушедшей эпохи «с колокольни» сегодняшнего дня, мы неизбежно оцениваем предмет рассмотрения в отрыве от тогдашних реалий, тогдашнего музыкального и, что самое главное, эмоционального контекста — от той эмоциональной устремленности тогдашней аудитории, к которой апеллировали создатели альбома. Вышесказанное в той или иной мере относится ко всем направлениям музыки последних десятилетий, но грандж с его весьма своеобразными музыкальными структурами и несколько архаичным (с сегодняшних позиций, разумеется) звучанием стоит в этом смысле изрядно особняком хотя бы потому, что для значительной части нынешних молодых слушателей это, по сути, «мертвая» музыка — музыка, которой они никогда не слышали и которую в контексте текущих музыкальных реалий они в состоянии в какой-то степени ассоциировать для себя разве что с психоделическим, инди- или стоунер-роком, имеющими к гранджу довольно отдаленное и опосредованное отношение.
Однако, как бы то ни было, сама музыка во все времена говорит сама за себя и вполне поддается, пусть и с учетом вышеприведенных оговорок, достаточно объективной оценке и классификации во вневременной плоскости. И на втором альбоме выходцев из Сан-Диего, штат Калифорния, появления которого те, кому пришелся по душе вышедший двумя годами ранее блистательно-сокрушительный первенец “Core”, ждали с большим нетерпением, определенно есть что послушать — даже при том, что новый релиз вызывает впечатления несколько неоднозначные. Первое, что обращает на себя внимание — изменившийся общий характер звучания: в большинстве композиций оно заметно мягче (если не сказать мягкотелее), мейнстримовее и меланхоличнее, чем на дебютнике. Лучше всего изменения, местами произошедшие с саундом STP, характеризует, мне кажется, фраза из одного американского романа, предельно красноречиво описывающая эмоционально-психологическое состояние обжившегося за несколько лет на новом месте персонажа, наблюдаемое другим персонажем, встретившимся с первым после собственного длительного отсутствия: «Его движения стали сонными и заученными, как у курильщика опиума» (что, кстати, с учетом некоторых общеизвестных скандальных фактов из биографии вокалиста группы Скотта Вейланда — одного из основных авторов сочиненного ею материала — не кажется чем-то из ряда вон выходящим). При всем том, однако, налицо и однозначно положительные моменты: группа наконец-то обрела выраженную индивидуальность: реминисценций с Alice in Chains и Nirvana на этот раз заметно меньше, а некоторое оставшееся сходство с Pearl Jam (обусловленное главным образом изначальными особенностями вокала Вейланда; такой уж у него голос от природы) и изрядно усилившееся — с Led Zeppelin (нагляднейший пример — прекрасный лирично-медитативный акустический номер “Pretty Penny” («Красотка Пенни») с обилием перкуссии, одно из подлинных украшений альбома) — выглядят скорее достоинствами. Складывается впечатление, что музыканты (вероятно, не без участия всё того же Брендана О’Брайена в роли продюсера) пошли на указанные перемены (в основной своей массе более короткие и простые песни, минимум сложных аранжировок, максимум доходчивости для восприятия) сознательно, что лично у меня вызывает только уважение — зачем повторяться? Да, на этой пластинке не так много, как на предыдущей, стопроцентных хитов, но те, что есть, просто превосходны (помимо упомянутой выше композиции выделю вальяжно-снисходительную и одновременно немного нервную “Vasoline” (искаж. «Вазелин»), чувственно-нетерпеливую, буквально сочащуюся тестостероном “Lounge Fly” («Праздная штучка»), не менее чувственную, но чуть более сдержанную “Interstate Love Song” («Песня о любви на федеральном шоссе») с абсолютно шедевральной мелодической линией, легкой пронзительной ноткой щемящей грусти и бесподобным, предельно выразительным вокалом Вейланда (на мой взгляд, лучшая композиция альбома — одна из лучших у STP, да и вообще за всю историю гранджа) и скоростную, надрывно-агрессивную “Unglued” («Неуправляемый»), в которой влияние Nirvana наиболее ощутимо), да и остальной материал — далеко не порожняк.
Странноватое, мягко говоря, оформление альбома (откровенно дурковатая обложка в лубочно-китайском стиле, где прилепленный в левом нижнем углу иероглиф, по-видимому, и означает “Purple” («Царственный», «Порфироносный» и т.п.), ибо англоязычного названия нет нигде; набранные нарочито малоразборчивым шрифтом тексты в буклете с местами встречающимися орфографическими ошибками, зачеркиваниями и исправлениями, как бы указывающими на тернистость нелегкого труда автора лирики вкупе с его близостью к «народу»; и, наконец, размещенное с тыльной стороны коробки аппетитное фото роскошного кремового торта с выведенной на нем горделивой надписью “12 GRACIOUS MELODIES” («12 БЛАГОСТНЫХ МЕЛОДИЙ») поначалу вызывает некоторое недоумение, но по некотором, не слишком длительном размышлении становится понятно, что всё это не более чем стёб, словно говорящий: «Расслабьтесь, folks, не такие уж мы и звезды, какими, возможно, кажемся». А уж венчающий звуковую дорожку скрытый трек, предположительно называющийся “The 2nd Album” («2-й альбом»), в котором Вейланд, нещадно кося под Фрэнка Синатру, выводит под синтезированные звуки рояля, фанфар, контрабаса и ударных гламурно-мужественные рулады про свое сотоварищи новейшее творение, различные достойные атрибуты оного (включая обложку) и многотрудные перипетии, связанные с его созданием, и вовсе ставит над «i» жирную саркастичную точку. Великая все-таки вещь — самоирония. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Скрытый трек был исполнен Ричардом Петерсоном(а не Вейландом ), большим поклонником Johnny Mathis,отсюда ссылка на Матиса в песне. STP попросили включить его песню в свой альбом.
Eric Kretz:"Это была первая песня на альбоме Ричарда. И все, что он пел, так походило, что мы были просто обязаны включить ее в альбом." (Kerrang Германия - 5/01/94)