|
|
|
Arcturus
« The Sham Mirrors »
| |
|
| |
|
|
| |
| |
| |
1 | Kinetic 05:25
|
| 2 | Nightmare Heaven 06:05
|
| 3 | Ad Absurdum 06:48
|
| 4 | Collapse Generation 04:13
|
| 5 | Star-crossed 05:01
|
| 6 | Radical Cut 05:08
|
| 7 | For To End Yet Again 10:33
|
| | Total playing time: 43:18 |
|
Trickster G. Rex - vocals
Knut M. Valle - guitars
Steinar Sverd Johnsen - keyboards
Dag F. Gravem - bass
Hellhammer - drums
Guest musicians:
Ihsahn - voice on "Radical Cut"
Mathias Eick - ubu's horn |
|
Label: Ad Astra Enterprises
Recorder on various spaces, times and formats from 2000 to 2002
Sound recordists G., Valle and Johnsen
Mixed by Tore Ylwizaker at AMBASSADEN, jan. 2002
Music by Johnsen, Lyrics by G. except tracks 4 and 6 by H
Produced by G. and Phantom FX
Mastered by Tom la Bomba at STRYPE AUDIO
Design, photos and manipulation by Marius Renberg (Subtopia) and Kim Solve Madsen (Kaaessemm. Band photos by G
The title for track 7 is lifted from Samuel Beckett
Sleeve quotes from the pre-surreliast play Ubu the King by Alfred Jarry |
|
| 1. Kinetic
Welcome
this transmission
from a fallen star
Light has departed
from this black sun
But please put us on
to bring darkness down
from your head and home
Our enterprise a success
as return is no option
our eyes were removed
for our own safety
The distance too great
for |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Второй категорично прогрессивный альбом Arcturus представляет собой не менее многоплановый интерес, чем их, все-таки блэковый, авангардный (!) дебют «La Masquerade Infernale». Этого и стоило ожидать. Учитывая, насколько удачно была воплощена в звуке концепция "инфернального маскарада" в альбоме 1997 года, невозможно было не испытывать любопытство к тому, какие территории примутся исследовать норвежские пост-блэкеры в новом тысячелетии. К вящей радости моей и, я думаю, всех поклонником коллектива и любителей неглупой музыки вообще, они не утратили искусства интриги, и прослушивание «The Sham Mirrors» может быть уподоблено прогулке по музею современного искусства, каждый экспонат в котором обладает своей аурой, слагаемой с учетом опыта веков. А общее впечатление от альбома – путешествие от более конкретной инфернальной тьмы к космическому зазеркалью, незнакомому, но какому-то чересчур заботливому по отношению к классике.
Помимо естественной для Arcturus симфонической клавишной экспансии, можно отметить такие привнесенные в музыку элементы, как трип-хоп (который балансирует на грани с пост-роком (уcловно) в своеобразном «пустынно-ночном» экскурсе в “Nightmare Heaven”) и эмбиент (самый внушительный образец этого – в блистательной “For to End Yet Again”) и не только, но все остальное в менее концентрированном виде. Не будет преувеличением сказать, что все инструменты имеют атмосферный эффект или хотя бы не мешают его созданию за счет других. Аккуратные ударные Хэллхаммера, его необычайно мягкий и подчеркнуто лаконичный стиль игры и примоченные до легкой психоделичности гитары Кнута Валле в содружестве с зыбкими клавишными Сверда с какой-то особенной чуткостью и недоверчивостью проводят в творческую лабораторию Arcturus. Зато когда участники коллектива испытают слушателя рядом утонченных прогрессивных зарисовок и проникнутся к нему доверием, ему откроется их мир во всей изобразительной мощи его красок. Это будут устремленные навстречу неизведанным мирам виртуозные трели Яна Акселя Бломберга, неоклассические орнаменты и грандиозный по силе воздействия клавишный посыл Стейнара Йонсена (на котором, осмелюсь предположить, держится 75% гипнотичности и вообще пафоса «The Sham Mirrors»), гитары со сложной нюансировкой, бас… Вокал неподражаемого Гарма исполнен патетики самой высокой пробы, но пафоса в нем ровно столько, сколько нужно. На этом альбоме ему не понадобилось второго голоса (кроме одного трэка, в котором, кстати, ядовитый экстрим-вокал нащупал-таки гармонию с оперными запевами); он в одиночку открывает нам новые горизонты вокального искусства в рамках авангардного метала и новые грани своего таланта, в частности, которые, я убежден, засияют еще ни в одном новом впередсмотрящем проекте.
Несмотря на то, что его преемник – Вортекс играл (и играет) в более экстремальной, чем насквозь неметалический, электронно-эмбиентный Ulver, группе, Ригг при его, казалось бы, меньшем вокальном диапазоне, умел быть деятельным вокалистом, умел по-настоящему взывать к слушателю и не просто отсылать его в воздушное пространство, но лететь вместе с ним, указывая дорогу. Агрессивная сторона музыки группы на альбоме представлена часто появляющимся маршевым, как-то даже устрашающе шагающим ритмом, который в том или ином виде появляется во всех песнях альбома.
Однако Arcturus и на этом диске не творят по шаблонам и готовым схемам, и «The Sham Mirrors» богат как на сюрпризы, так и на (новые) образцы. Вновь у Арктуруса есть вещи, способные заменить такие жемчужины прошлого диска, как “Master of Disguise”, “Ad Astra”, “The Chaos Path” и далее по списку… Среди них может быть названа любая композиция альбома, так что даже не забуду затрудняться. Хорошим подспорьем для проникновения в авангардную сущность этого альбома являются также тексты. Каждая песня до краев наполнена этой неземной экзистенцией. “Kinetic” поэтично и в то же время дотошливо рассказывает о побеге наших героев в космические дали, где они растворяются во времени и пространстве. “Nightmare Heaven” изображает взаправду кошмарный небесный хронотоп, где есть лишь одна реальность – снег. “Ad Absurdum” развертывает перед нами антитезу мертвого царства (инфернальный маскарад?) и сопротивляющегося духам и прочему энергетическому вампиризму лирического героя. В “Collapse Generation” слишком много динамизма и изобразительности, идущей непосредственно от музыки, чтобы было еще и достаточно текста, но он здесь поэтому и не нужен.… Зато в “Star-Crossed” его предостаточно, и в этой песне, действительно, пересекаются многие мотивы, с трудом (для меня) складывающиеся в систему. Сюрреалистическая (?) “Radical Cut” всецело держится на игре слов, создающих магнетическую музыку из своих особого рода сочетаний. Поражающая своим размахом финальная симфония “For to End Yet Again” очень экспрессионистична в своем словесно-музыкальном изображении массовой истерии, и в конце мы становимся свидетелями потери лирическим героями друг друга в орбите черного солнца, с которого они, судя по всему, и начинали путь (обращает на себя внимание переход от сентиментальности фортепиано к воинственному общеинструментальному романтизму через равнодушие слоев атмосферы). После такого остается только замолкнуть…
Ни много, ни мало, второй подряд великолепный альбом от Arcturus-а! Ничуть не хуже, не беднее по эффекту, чем диск 1997 года. Он проработан до мелочей и умеренно украшен как гармонией, так и авангардной дерзостью, как тонкой созерцательностью, так и патетикой. И ведь, заметьте, это необыкновенно новый взгляд – космос увиденный и (что немаловажно) представленный как будто в первый раз. Мне кажется, что это обусловлено главным образом особым национально-аксиологическим опытом: почувствовав неудовлетворенность земными реалиями, норвежские мизантропы ринулись на освоение сначала романтического литературного текста, а затем, с не меньшим пылом и увлеченностью, – научно-фантастического. И там и там имеем, не побоюсь этого определения, вершинные альбомы. |
|
|
| |
| | | |
| |
Per aspera, ad astra… Почему, чтобы попасть к звёздам, нужно непременно пройти через тернии? Может иначе звезды не были бы такими притягательными и желанными? Чтобы прочувствовать всё, что хотели сказать Arcturus, нужно непременно пройти через испытания. Только очистив душу светлой болью, можно увидеть тот свет, что насквозь пронзает «The Sham Mirrors». И тогда душа воскреснет.
Существует одна легенда… Давным-давно на Земле жили люди, которые так сильно умели любить и дарить своё тепло окружающим, что однажды загорелись ярко-ярко и превратились в звёзды. С тех пор они подмигивают нам с неба своим тёплым светом. А мне остаётся только надеяться, что когда-нибудь я поднимусь к ним… И когда я слушаю «The Sham Mirrors», эта надежда во мне крепнет.
У Arcturus космос не холодный и бездушный – он притягательный, возбуждающий и живой!
Слух ласкает красивый вокал от Трикстера, обрамлённый затейливыми симфоническими вставками с глубокими клавишными пассажами, смелыми электронными вариациями; атмосферой мистической, Великой Вселенной. Музыка, словно загадочная колыбельная, укутывает волнами спокойствия, принося сон наяву, полный волшебных образов и героев.
Особенно хочется выделить невообразимо чувственные композиции «Nightmare Heaven» и «For The End Yet Again».
Почему мы любим смотреть на звёзды? Может быть, мы пытаемся найти там нечто… нечто особенное, для каждого из нас? Когда я смотрю в ночное небо, любая проблема, казавшаяся до этого просто смерти подобной, уходит на второй план. Ведь я всего лишь песчинка в этом бескрайнем океане космоса… А какие у песчинки могут быть проблемы?
Ещё я люблю смотреть на звёзды потому, что это, в какой-то степени, объединяет меня с другими людьми. Может, они также в этот момент подняли глаза к небу и видят то же, что и я? Цитируя одного знакомого: «это тоже своеобразный способ коммуникации, каким бы странным он не казался…» |
|
|
| |
| | | |
| |
За пять лет норвежцы изменились до неузнаваемости. Отличий от прошлого альбома здесь просто невообразимое количество, и эти отличия создают такое впечатление, что альбомы Arcturus вообще принадлежат разным исполнителям, а прослушивание их друг за другом действительно ошеломляет впечатлительных и, что немаловажно, положительно настроенных людей. Во-первых, обращает на себя внимание оформление. Причём, не столько обложка, сколько само звучание многих инструментов и начилие всяких-разных звуков на заднем плане - всё переместилось с бала-маскарада куда-то, как было уже не раз подмечено, в астрономические дали, в манящий и безграничный открытый космос. Звук стал гораздо более жёстким, механизированным, а также заметно более тяжёлым и как будто бы даже безжизненным (но ни в коем случае не путайте этот эпитет со словом "мёртвым"!). Сами песни стали гораздо длиннее и содержательнее, и теперь каждая из них создаёт ощущение совершённого путешествия, при рассмотрении свободно распадаясь на несколько частей. И как по внешнему виду данный альбом ни в чём не похож на своего страшего брата, так и по своему внутреннему содержанию они как будто и не родственники вовсе.
Первое, что нас встречает - это гитара и ударные. Они, разумеется, тоже подверглись трансформации, и барабаны, например, теперь больше похожи на неживые, инопланетные, в то время как раньше они были раскованными и буквально танцующими. Появилось гораздо больше бластбитов, но если вы думаете, что их наличие как-то повлияло на разнообразие партий Хэллхаммера, то вы ошибаетесь; изобретательных и красивых ритмов здесь по-прежнему предостаточно. Гитара подверглась куда более сильным метаморфозам - она теперь идёт как бы фоном и ведущих мелодий в себе практически не содержит, и я поэтому могу с твёрдой уверенностью сказать, что после первого прослушивания альбома вы не запомните практически ни единой гитарной мелодии кроме, разве что, вступления ко второй части "Ad Absurdum". Нет, разумеется, вклад Кнута в общее дело велик, и его нельзя недооценивать, но на "The Sham Mirrors" гораздо большая роль отведена вокалу и клавишам; с этим даже спорить глупо. Всё остальное (включая даже обложку) - это своеобразный каркас, фундамент, без которого ни одна постройка не выстоит.
Про Гарма можно сказать только то, что его голос преобразился. Именно он сосредотачивает в себе всё величие и всю силу этой семёрки композиций, и даже без всяческой обработки (какая, например, присутствует в первой песне "Kinetic") звучит великолепно, свободно прыгая из одной октавы в другую в наиболее эмоциональных фрагментах. Эти фрагменты даже нет смысла перечислять, ибо ими альбом также переполнен, но я лишь скажу, что наиболее будоражащие из них прячутся в "Nightmare Heaven" и "Ad Absurdum" - их можно без всякого преувеличения назвать бриллиантами вокальной работы. От воя в третьей песне просто мурашки идут по спине.
Но самое главное, на чём держится вся музыка "зеркал" - это клавиши Штайнара, которому здесь дали, кажется, полную свободу действий. Здест он раскрылся во всей красе, не только демонстрируя цепляющие мелодии из "трёх нот" и выдавая тут и там красивейшие навороченные партии (чего стоит хотя бы вступление к "Star-Crossed", а уж про середину "For To End Yet Again" я и вовсе молчу), но и нагоняя атмосферы использованием разных эхообразных и шумоподобных эффектов (здесь уже стоит обратить внимание на упомянутую "Nightmare Heaven", вторая часть которой только из них в сопровождении триповых ударных и состоит). Нашлось место даже одному соло на синтезаторе, которое невероятно удачно сплелось с агрессией и напором шестого трека. В общем, клавиши тут есть практически везде, и нигде они не являются лишними.
***
Но в общем и целом ничего не изменилось. Arcturus всё ещё можно читать, можно смотреть. но слушать их, честное слово, нельзя - они, как и раньше, вызывают совершенно чуждые музыке чувства (и я опять поймался на это ощущение, не различив Гарма и Исана в "Radical Cut"). "The Sham Mirrors" - это как новая часть какой-нибудь увлекательной фантастической книги или очередная глава какой-нибудь киноэпопеи. За тем, что преподносит группа, всегда очень интересно наблюдать, невзирая на имеющиеся в их музыке крупные недостатки, порой зияющие, простите, как чёрные дыры. Мне, к примеру, совсем не нравится песня "Collapse Generation", но я не обращаю на это вообще никакого внимания. Имеющиеся плюсы здесь искупляют все минусы... побольше бы таких альбомов... Не идеальных, но чертовски хороших... |
|
|
| |
| | | |
| |
Вышел в свет четвертый альбом норвежских музыкантов, создавших около десятка лет назад свой удивительный и неповторимый стиль. Это некое ответвление от Black Metal с превосходными клавишными пассажами и психоделическими вкраплениями. Этот диск взял от "блэка" только характер мелодий (и то не везде), исключая, скажем, верещащий вокал и жужжащую бас-гитару. Следовательно, в этом альбоме Black проявился в меньшей степени по сравнению с предыдущими. Гроулинг почти сошел на нет (кроме песни "Radical Cut") и мелодии полны атмосферы "ambient". Вокал Trickster G. Rex весьма необычаен. Слегка хаотичное и при всем при этом...гармоничное (!) пение. Т.е. вначале создается впечатление несовместимости хода мелодии и хода вокальной партии, но когда ты погружаешься все глубже в глубины этой космической музыки, это чувство рассеивается и ты понимаешь, что это и есть "изюминка" альбома. Хаос космоса превосходно передался в настроении этого диска. Основной плюс - это, безусловно, оригинальность. Мелодии "не угадываются" никоим образом, также как и вокал. Они, следуя как бы в разных направлениях, и вырисовывая многогранные узорчатые полотна перед глазами, заканчивают каждый трэк вместе, создавая необычайную, ни с чем не сравнимую, атмосферу... Атмосферу космоса. Именно космоса, ведь при прослушивании так и возникают перед глазами скопления галактик, летящие астероиды и холодный свет далеких звезд. Мелодии очень разнообразны и ничуть не банальны. Соло-проигрышей стало меньше, но клавишные это восполнили. Причем, именно клавишным принадлежит характер мелодий и атмосфера диска в целом. Еще пару слов про структуру песен. Ребята и здесь выделились! Песни не имеют ни припевов, ни запевов, а мелодии на протяжении песни меняются и переливаются, и все это идет нескончаемым метаморфирующим потоком. А переведя тексты песен, особо не удивился - полная шизофрения. Однако, оцениваю только материал, то бишь музыку, а она на высоте, посему высший балл. |
|
|
| |
| | | |
Третий альбом этих безумных норвегов. После прослушиваня предыдущих релизов создавалось впечатление временного умопомешательства (абсолютно в положительном смысле), и возможности понять ЭТО (музыка) не было никакой абсолютно. Новый ШЕДЕВР убивает сразу и наповал. Представте себе, что вы - не вы, а нечто несущееся сквозь космос, сквозь адскую божественную пустоту, а мимо вас мелькают астероиды, темные, покрытые льдом планеты а свет звезд холоден ужасен, и что нет больше ничего и нет этому конца.Что это? Как это? Откуда пришла эта музыка? Одни вопросы. Нет ответа. Остается слшуть и поражаться ничего не понимая. Может это и есть гениальность? Про работу музыкантов, качество записи и продюсированние говорить даже не стоит - это все очень земное. Главное - что делает с душой сама музыка.ВЕРДИКТ - БОЖЕСТВЕННО и ОЧЕНЬ СТРАШНО. |
|
|
| |
| | | |
| |
Этого альбома я ждал, затаив дыхание. Скажу сразу - абсолютный "must have" для всех фанатов группы. Чуть подробнее - 7 композиций, длящиеся 43 минуты. Состав группы, по-видимому, тот же самый с момента выпуска "Адского Маскарада" и "Переодетых Мастеров". Вокал Гарма -микс Ulver "Perdition City" и "Masqueradе..." того же Arcturus-a то есть чистый и еще более уверенный, на одной песне есть момент "блэкерского" верещания, что нисколько не портит атмосферу альбома, но отрадно для тех, кто скучает по "Nattens Madrigal" ;) . Барабанная симфония Хеллхамммера как и всегда, на высшем уровне, а клавишная работа Сверда - одна из лучших, что я когда-либо слышал, особенно на последней композиции. Гитарные партии остались в духе "Masqueradе..." с несколько уменьшенной степенью примоченности, хотя более явно проявляются и почти позабытые рифы с "Aspera".
Общее настроение - более позитивное и приподнятое, как раз весеннее, иногда хочется пританцовывать а иногда музыканты уходят в полную психоделику :) альбом претендует на звание одного из лучших в этом году причем как всегда, определить жанр сложно и наверное не нужно! Это великолепное продолжение предыдуших альбомов - Aspera.. , La Masquerade, Disguised Masters с их лучшими элементами- звучит более свежо, современно и просто "рок-н-роллит"!
Добавьте к этому отличный мастеринг и ищите альбом после 8 апреля (официальный релиз). |
|
|
| |
| | | |
Музыкальная концепция зачатая ВИА "Земляне" и Space в далекие 70-е живет и процветает. На сей раз "Рокот космодрома" облачился в черные и психоделические одежды black metal, что придало "космической" музыке свежие и доселе неизвестные науке физические силы и новый заряд энергии, подобный взрыву сверхновой звезды. Как известно каждому школьнику, в 70-е годы с Земли в неведомые космические просторы был направлен космический зонд "Пионер", с зашифрованной на платиновой пластине общей информацией о планете Земля, в т.ч. ее жителях, искусстве и музыке. Вызывает сожаление лишь то, что удаленным на долгие световые годы "братьям по разуму" так и не предоставится возможность потрясти своими зелеными хаерами под один из лучших образцов black metal с планеты Земля - "The Sham Mirrors", вышедший только в 2002 году! |
|
|
| |
| | | |
| |
|
| |
просмотров: 36706 |
nevermind take this lamp
we are beyond light
We learned so little
of inhuman culture
before disappearance
went right through us
The mothership
boarded by fools
we escape space
in order to reach
our destination
And if you are listening
please tell us about the time
where and when we exist
no more
For when you go
we go with you
via wormholes
2. Nightmare Heaven
The subjects of sleep
Their faces once awake
on sodomy and death
and smoke and laughter
their feet no longer
underground
The snow hides the traces
never set in a first place
This negative kingdom
hey horrible and white
the angels all stone
passing their years
hoping to be saved
from oblivion
...by oblivion
And the miracle is that
nothing has happened
nothing has a history
or a name
Only the voice
of falling snow
3. Ad Absurdum
This dead orchestra
play on instruments
strung with the fibres
of my mind
And skeletons dance
they have no voice
and no complaint
But I am still flesh
and will not serve
you vampire fools
bringing you life
by invoking dead
I'm tired of telling stories
with this ghostvoice of mine
so you can say you don't
believe in ghosts
You drink me animal
wasted on my madness
leaving me blank and empty
But tonight
I'm Houdini
Gonna kill my shadow
penetrate your sanctum
See your loss
through your eyes
and laugh as two
you not knowing why
and wanting to die
4. Collapse Generation
Time is on trial
Generation and collapse
inside the space of things
Series of inertia
A trial and a time
5. Star-Crossed
We-
organic images
dissolving earth
Our future children
sure at us unfixed
from a residence of stars
in their sidereal ships
ho sailing beyond within
Their eyes
black in kingdoms of gold
like the rocks of this desert
where we wander in circles
tails up the ass of time
And our vision
goes backwards
the traces we see
after something
ot even existing
beyond the prints
All dreams end here
where our cries began
resounding to museums
of a world we believed
neverending
And we stop
exhausted
beginning
not again
And the panic
like the light
of some star
exploding
Flashing in black holes of not knowing
if we ever made a away out of this mud
6. Radical Cut
Spit white speech
the voice is mine
the skin of the slit
cut cigarette size
The butt size head
voluptuous white
cum cigarette slit
the spitting line
The cigarette skin
white head in line
the voice is white
erasing mine
Skin the white
the radical line
the cigarette butt
head radical skin
7. For To End Yet Again
Full of frequency
an unintelligible roar
of everything ever lived
or altogether avoided life
A storm of voices
and backward thoughts
through deserts of sand
through gutters of shite
Drums and flames
our bodies in ruins
and I say my name
without my voice
Speed increases
fucking all up
in a whirling wind
tearing all order apart
in order to rebuild order
Police, police, police
please stop the Euro
from binar bin Laden
Io paramount Pan
Io Paradox Pan
Don't fight it, you'll only
whirl up all mass hysteria
in your thousandfold self
We lost eachother
we slide unnoticeably
in hallucinatory orbit
around the sun
the black sun
oh black sun