|
Ещё вовсю звенели фанфары по поводу крайнего альбома Grand Funk “We’re An American Band”, ещё пластинка с этим пафосным названием, словно река в половодье, продолжала растекаться по странам и континентам, а квартет музыкантов уже готовил материал для следующей. Времени для раскачки у них не было - гастрольные рейды следовали чередой и всё то время, что у них выпадало в промежутках, было посвящено этому увлекательному процессу. Чтобы укладываться в согласованный с компанией Capitol Records график "три альбома за два календарных года" приходилось активничать.
Но в той ситуации перед музыкантами в полный рост стала непростая задача, как его, новый альбом, сделать таким, чтобы им, музыкантам, не упасть в глазах взыскательного музыкального сообщества. А если и упасть, то не слишком. Это означало, что будущая пластинка не должна была заметно уступать "We're An American...". Тут было о чём подумать.
И продолжение сотрудничества с продюсером Тоддом Рандгреном было естественным и логичным решением. Забегая вперёд, замечу, что отчасти этот ход себя оправдал. Но не более того.
Положение Т. Рандгрена было тоже не из простых. Ему, ещё достаточно молодому человеку, ровеснику музыкантов, между молотом (компанией звукозаписи) и наковальней (четвёркой Grand Funk) приходилось несладко. Несомненно, боссы Capitol Rec. поддавливали продюсера, выдвинув ему ряд условий, обойти которые не представлялось возможным. Ему (напомню, Т. Рандгрен в недавнем прошлом сам являлся действующим музыкантом, лидером распавшейся в 1969 году группы Nazz), в свою очередь, необходимо было всё это как-то донести до куда более статусных "железнодорожников", чтобы не вызвать с их стороны неприятие и противодействие. Впрочем, сама собой разумеющаяся задача продолжать в духе "We're An American Band" не отменяла идею продвижения звучания группы в направлении pop-rock. Таковы были требования не только Capitol, но и времени. Вкусы американской публики менялись, что называется, на глазах, и суровый хард-рок уже не был настолько востребован, как ещё несколько лет тому назад. Да и условие соответствовать существующему радио-формату являлось одним из наиважнейших.
Не секрет, что GF имели одну характерную особенность. Как и у всякой группы, лишённой воображения, мелодии их песен (даже очень хороших песен!) за крайне редким исключением не запоминались. Ими можно было наслаждаться и восхищаться, но ровно столько времени, сколько они звучали. Должно быть, здесь не обходилось без влияния продюсеров, а М. Фарнер и компания, как нам доподлинно известно, почти никогда не работали самостоятельно. А если подобное и случалось (к примеру, с пластинкой 1972 года "Phoenix"), то результат оказывался плачевным.
В этой связи в альбоме "Shinin' On" до сих пор некоторое недоумение и вопросы вызывает хит-композиция "The Loco-Motion". Само собой, этот номер является украшением LP, но каким образом эта нетипичная для рокеров песня оказалась в его программе и поныне ходят слухи и споры. Существует ничем не подтверждённая версия, что таковым было решение Тодда Рандгрена. Вроде бы, однажды он услышал, как Марк Фарнер в студии между делом её напевал. И что-то в этой мелодии Тодда тогда зацепило. Причём настолько, что ему ничего не стоило убедить музыкантов сделать кавер-версию этой попсовой песенки доступным им методом.
Немного истории. В самом начале 60-х годов эту песню написал семейный авторский дуэт Дж. Гоффин - Кэрол Кинг для перспективной певицы r&b-style Ди Ди Шарп, но та по каким-то причинам от неё отказалась. А исполнила эту ставшую невероятной популярной песенку прислуга семейства Гоффинов, негритянка Ева Бойд, часто слышавшая мелодию "The Loco-Motion" в доме, где служила нянечкой, напевая её и пританцовывая, придумав новые движения.
Мелодия песни в духе 50-х годов была действительно танцевальная, что сделало имя и девушке-негритянке, ставшей известной как Little Eva, и её авторам. С годами "стоимость" "The Loco-Motion" всё больше росла. Более того, в исполнении всё той же Little Eva в своё время она была включена в списки почётного пантеона "500 величайших песен всех времён" (359-е место).
"Теперь все танцуют совсем по-другому,
(Давай, малышка, делай loco-motion).
Я знаю, тебе это понравится, воспользуйся шансом,
(Давай, малышка, делай loco-motion).
Моя младшая сестрёнка может с лёгкостью это делать,
Это проще, чем учить азбуку.
Так что давай, давай сделаем loco-motion вместе."
И так далее в том же духе.
И хотя этот легкомысленный, детский, по существу, текст не имел никакого отношения к железной дороге (выражение loco-motion в данном случае означало танцевальное движение), уже само название песни крепко привязало "The Loco-Motion" к группе, пусть даже эта кавер-версия может показаться шуткой её музыкантов. Как бы то ни было, преобразованная в умеренный рок с шагающим ритмом и пронзительным гитарным соло М. Фарнера, эта танцевальная классика со стажем на многие годы стала визитной карточкой GF (чуть позже GFR) и редко какое выступление группы обходилось без её исполнения.
В какой-то мере этот номер скрашивает общее сумрачное звучание альбома. При этом, в общем и целом, его программа получилась плотной и привычно добротно исполнена группой. Просто на сей раз материалу не хватило вдохновения. Наверное, конечный результат и имеет свои примечательные моменты, но не настолько, как в случае с "We're An American Band".
Допустим, номеру "Please Me" и фанковому "Gettin' Over You", хотя они и достаточно энергичны, определённо не хватило заразительных хуков и более убедительных аранжировок, способных запечатлеться в памяти. Отчасти недостаток хуков за счёт экспериментов с саундом восполнен в некоторых других треках. Скажем, в тягучем "блюзе по-американски" "Mr. Pretty Boy" с атмосферным сопровождением меллотрона. Или, допустим, в "To Get Back In", композиции, в которой секция духовых инструментов неплохо сочетается со звучанием оргáна Крейга Фроста.
Песня "Please Me" содержит странности и в тексте. Эту тему мне никак не удаётся обойти стороной, когда рассматриваются олдскульные коллективы. Всё начинается со строчки, которая сразу ставит в тупик. "Пять миллионов парней пытались свести её с другой девушкой на улице". Продолжение не слишком проясняет ситуацию. Возможно, какое-то идиоматическое содержание в этой фразе и есть, но всем, для кого английский язык с американскими особенностями не является родным, только и остаётся домысливать.
Другое дело в жёстком блюзе "Mr. Pretty Boy", где всё предельно ясно. Хотя мелодическая схема композиции и приближена к классическим негритянским образцам, исполнена она хард-группой присущим ей способом. Текст, как и положено негритянскому блюзу во все времена, прост и привычен:
"Привет, мистер Красавчик...
Ты неплохо выглядишь, о да...
Говорю тебе, мистер Красавчик...
Ты выглядишь, как и должен. М-м-м-м-м-м...
Пока не взялся за бутылку и не поднял её
И не сдвинулся с места, пока её не опустошил.
Так вот, мистер Красавчик,
Теперь ты не так хорош. О, не-е-е-е-т..."
При всём уважении к титульной композиции "Shinin' On", лучшим треком в программе альбома, на мой взгляд, является депрессивная госпел-эпитафия "Carry Me Through" с сардоническим вокалом Дона Брюера и аскетичным аккомпанементом Марка Фарнера на клавишных инструментах. За гитару в этом номере отвечал Тодд Рандгрен, вспомнивший о своём прошлом в Nazz. Стоит заметить, его гитарные партии впечатлили. Надо думать, совсем неплохая была эта группа Nazz. Правда, текст в "Carry Me Through" немного размыт и неконкретен, под стать мрачной мелодии:
"Пришло время начать мои поиски завтрашнего дня.
Вновь и вновь печали нет конца,
Но я нашёл способ смотреть на свою жизнь сквозь жалость.
Мне нечего сказать
И слёзы душат меня..."
Отвлечёмся немного от тяжёлых мыслей. Глядя на лицевую обложку конверта пластинки, можно предположить, что картинка обложки с полиграфическим дефектом. Сам так же думал (есть ощущение, что лица Марка Фарнера и Крейга Фроста, второй и четвёртый, выглядят как-то неестественно). Оказалось, что, опередив время, альбом "Shinin' On" получил 3D-обложку, для просмотра которой в первых тиражах прямо на ней были встроены специальные очки в виде звёзд над силуэтами четвёрки музыкантов.
Программа альбома получилась неоднородной, пожалуй, даже "лоскутной". Не столь очевидно, как у следующего LP Grand Funk "All The Girls In The World Beware!!!", который выйдет в конце 1974 года, но и не такой ровной, как у "We're An American...". Словно "Shinin' On" - это промежуточная станция, на которой группа слегка притормозила, чтобы с новым багажом мчаться дальше.
Особое место в альбоме отведено композиции "Little Johnny Hooker". И не только потому, что её задвинули в самый конец программы. Если судить по "детскому" (что-то в духе Пола Маккартни) названию и жизнерадостному инструментальному сопровождению, может сложиться впечатление, что это ещё одна легкомысленная песенка для всех возрастных категорий. Как бы не так! У этого номера суровый сюжет, возможно, даже взятый из жизни. А история, на этот раз поведанная Марком Фарнером, действительно жутковатая. Настолько она реальна:
"Малыш Джонни Хукер всю свою короткую жизнь
Был паинькой среди друзей на улице,
Пока однажды отец не отвёл его в сторонку и вот что сказал:
"Вот тебе твой выкидной нож, парень!"
А назавтра паинька Джонни этим самым ножом зарезал в школе такого же мальчугана, как и он сам:
"...Он достал из кармана нож, нажал сбоку на кнопку.
Видели бы вы свет в глазах Фредди,
Когда сверкнул queen steel..."
Ничего похожего в этой программе больше нет. И вот какая крамольная мысль, казалось бы, простая и очевидная, закрадывается в голову. Почему-то она не посетила никого из людей, причастных к созданию этой пластинки. Стóило бы объединить мелодию "Carry Me Through" с текстом "Little Johnny...", получился бы убойный номер, возможно, даже хит. Тут всё дело в восприятии, хотя песня, пожалуй, была бы не для слабонервных. Но оставим эти фантазии.
И последнее наблюдение. Альбом получился коротким. Не покидает чувство, что из его программы чуть ли ни в последний момент вычленили какой-то трек, вызывавший сомнения, и ничем его не заменили. Быть может, было уже поздно, или попросту не на что было менять. А между тем была одна композиция ("Destitute And Losin'"), которую в своё время прицепили в пару к "The Loco-Motion" и в формате single запустили в релиз. Сингл оказался весьма успешным и прибыльным, но, как мы понимаем, главным образом за счёт "The Loco-Motion". В основную программу песня "Destitute..." так и не пробилась. Вероятнее всего, не позволил временнóй фактор - с этим треком любая из сторон LP превышала бы стандартную (+20 минут) продолжительность звучания. А, быть может, никто ни о чём таком даже и не думал.
Завоевать новых фанатов этим альбомом группе вряд ли удалось, но те, что уже были завоёваны, думаю, по достоинству оценили эту работу GF. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Это было тёмное дело, потому так долго и тянулось разбирательство. К тому же, Найт выдвинул встречный иск, обвинив музыкантов в неправомерном расторжении с ним договорных отношений, что, якобы, создало угрозу его репутации, а ещё финансового благополучия и физического состояния. Причём, его судебный иск оказался в два раза больше (около 15,0 млн. долларов); В результате какую-то часть своих требований музыканты отстояли, хотя в финансовом плане обе стороны мало в чём преуспели. Однако (и это было самым важным) авторские права на всё, что группа создала в период работы с Терри Найтом (а это, ни много ни мало, шесть альбомов (!), включая концертный), остались за ним.
P.S. Т. Найт плохо кончил. В 2004 году он был убит 27-летним бойфрендом его дочери. Вроде бы за то, что Найт уличил того в употреблении запрещённых препаратов. Парень получил пожизненный тюремный срок, а бывший менеджер GFR был кремирован и в возрасте 61 года похоронен.