|
Встретив на тропе посреди пустоши бродягу, не судите его по истрёпанной одежде, озлобленному взгляду и грубой речи; разделите с ним ломоть хлеба и флягу воды, укройтесь от холодного дождя одной хламидой – и он откроет вам личину историка по образованию, художника по призванию и воина поневоле, хранящего многое в огрубевшем от скитаний сердце. Начав знакомство с очередным творением этих незаурядных финнов, не судите его по врывающемуся в уши без всякого вступления грубому риффу, серым краскам и ржавым танкам в буклете, по цинично-безнадёжной, безжизненной атмосфере; да, так Moonsorrow ещё не приветствовали своего слушателя, но спрятав оскал, недружелюбный на первый взгляд незнакомец тяжело вздыхает, меняется в лице и, уже не стремясь пугать и отвращать, погружает вас в свою историю.
«Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa» («Тенями идём мы по земле мёртвых») рассказывает о немногих людях, переживших рукотворную гибель мира,сожжённого на «Hävitetty». Постапокалиптика Moonsorrow – это не ядерная зима и кислотные дожди, даже не прорастающие под пеплом цветы, а люди, маленькие и слабые рядом со всемогущей Природой (гляньте на обложку!), но собирающие из ниоткуда мужество и пытающиеся, сбившись в стаю, найти лучшую жизнь. Борьба выживших с пустотой внутри и вокруг них. «Tähdetön» возвращает нас к «Hävitetty», возводя смысловой мост между предыдущим и нынешним альбомом, без утайки показывая, во что превратился мир; «Muinaiset» и «Huuto» – это воспоминания о героическом прошлом, а вот финальный мелодик-блэковый гимн «Kuolleiden Maa» снова посвящён теперь уже одинокому путнику, готовящемуся принять смерть на краю опустошённого мира, у волн моря. Впрочем, прочтений четырёх песен этого альбома может быть множество (три интерлюдии вполне однозначны); раздумывать над ним и разбирать его музыкальное и смысловое наполнение – одно удовольствие. К примеру, внимательно изучив вкладку, можно предположить, что четыре песни – это четыре взгляда на человечество: «люди как они видят себя», «люди как часть природы», «люди как звери» и «люди, ставшие тенями»…
Moonsorrow (и главным образом Хенри) работали над этим диском необычно долго – «Varjoina…» от «Hävitetty» отделили четыре года – и это ощущается: композиции очень тщательно выверены; стили, настроения, мелодии, эффекты сплетены настолько искусно, что не образуют мешанину, а делают картину рельефной и многогранной. Появившиеся интерлюдии оттеняют традиционную возвышенность, даже патетичность, музыки и позволяют почувствовать героев едва ли не на расстоянии вытянутой руки (хотя сложностей с изобразительностью музыки у Moonsorrow вообще никогда не было: один из их секретов – говорить музыкой не меньше, чем словами). Некоторые моменты прямо отсылают к более ранним композициям (например, в «Tähdetön» цитируется один из риффов «Varjojen Virta»), но вообще «Varjoina...» свежо слушается и очень хорошо запоминается. В то же время эта музыка требовательна к слушателю, и стряхнуть с неё саван пепла с первого раза может не выйти. Однако сильны Moonsorrow не только композиторским даром: достойны его первоклассный звук, могучие ударные Барона, «космические» соло, отличные тексты и отчаянный вокал Вилле. Кузен лидера группы на этом альбоме немного поёт и гроулингом, а вот чистого вокала почти не осталось (только хор иногда вторит мелодии). Фолковые вставки фрагментарны и, как правило, идут рука об руку с тяжестью и мощью гитарных риффов – долгих акустических проигрышей практически не осталось.
В целом «Varjoina Kuljemme Kuolleiden Maassa» - яркий пример альбома, который выполнен в фирменном стиле группы, но свободен от повторов или однообразия. Может показаться, что финны нашли свою золотую жилу, но за то десятилетие, что Moonsorrow входят в число самых уважаемых скандинавских групп, они много раз показывали, что спокойная штамповка альбомов по рецепту успеха им неинтересна. Наивно, наверное, пытаться выступить предсказателем, говоря об этой группе, но «Varjoina…» выглядит конечным альбомом трилогии, начатой «Verisäkeet» и «Hävitetty». Финал без проблеска надежды, рассказ о гибели последних жителей разорённого мира - что потом? Петь о мире теней, окончательно трансформируясь в эпический мелодичный блэк? Коснуться индустриальной эстетики, отзвуки которой слышны в начале альбома? Сделать шаг в сторону, каким был сокрушительный «Tulimyrsky» после мрачного (но романтичного) «Hävitetty», или нам вовсе стоит ждать рождения новой концепции группы, как после гибели старого мира неизбежно рождается новый? Остаётся ждать и радоваться тому, что, хоть с вершины и всего один путь, «Moonsorrow» на этой вершине уже так долго. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет