|
После съемок в "Человек, который упал на землю", записи и турне в поддержку "Station to Station" Изможденный Белый Герцог был изможден настолько, что ему пришлось покинуть "город ангелов", чтобы попросту остаться в живых. Для того, чтобы оставить позади эксперименты с наркотиками он переезжает в Западный Берлин, где на время создания следующих альбомов будет снимать квартиру с другом Игги Попом, попутно помогая ему с началом сольной карьеры. Почему в Западный Берлин? Ну, во-первых, достать там вещества гораздо труднее, чем в Лос-Анджелесе, а во-вторых, еще перед записью предыдущего альбома Боуи активно интересовался развивающейся немецкой музыкальной сценой, и влияние этого интереса было заметно уже на "Station to Station". Поэтому можно смело утверждать, что альбом 1976 года стал своеобразным фундаментом, на котором держится "Берлинская трилогия", а в особенности, первая его часть - "Low". Это легко прослеживается даже в обложке, которая тоже является отсылкой к фильму "Человек, который упал на землю".
"Low" стал одиннадцатым альбомом Дэвида Боуи за 10 лет и если не считать альбом каверов "Pin-Ups", все это были оригинальные записи, к тому же достаточно новаторские и разнообразные для тех лет. Впрочем, многие задумки Боуи к новому альбому предназначались для саундтрека в фильму Роуга, но были забракованы режиссером, который стремился создать несколько другую атмосферу в картине. Именно поэтому виден контраст, между первой половиной альбома, и ее продолжением. Принято считать, что это возникло только из-за Брайана Ино и отчасти, это так. Во многих аспектах записи и сочинения он принимал активное участие, и его большое влияние, бесспорно, присутствует на всех трех пластинках. Но важно отметить, что Ино не являлся продюсером "Берлинской Трилогии". Им был, помимо самого Боуи, американский музыкальный продюсер Тони Висконти, с которым Боуи сотрудничал с 1969 и вплоть до 2016 года. Можно сказать, что Висконти был этаким Джорджем Мартином для Боуи. Что касается лирики композиций, то состояние Боуи на момент прибытия в Берлин, конечно, в ней отразилось. Депрессия, стресс, мрак, суицидальные настроения, все эти постоянные спутники любого человека, борющегося с последствиями зависимости, пропитывают альбом. Хотя начинается все довольно оптимистично. Новый город, новый этап карьеры... Не зря открывает альбом инструментальный номер "Speed of Life", который сразу настраивает на музыкальную волну, с активным использованием синтезаторов, и разительно отличается от предыдущего творчества британца. "Breaking Glass" представляет собой обрывки фраз, а не полноценную лирику, отсылая нас ко временам кокаиновой зависимости Боуи, когда память возвращалась к нему вспышками. Отсюда и это "Don't look at the carpet / I drew something awful on it". Не отстает от нее и "What in the World", которая является, казалось бы, набором случайных предложений и свободных ассоциативных фраз (впрочем, это можно отмечать в практически каждой песне альбома). На бэк-вокале отчетливо слышен Игги Поп. "Sound and Vision", пожалуй, самая известная песня альбома, первоначально тоже должна была стать инструментальной, но Боуи, когда все ушли из студии, записал ее с текстом, в котором, похоже, просто описывал свое свободное время на первых порах, после переезда: "Pale blinds drawn all day / Nothing to do / Nothing to say / Blue. Blue". Последние слова, в значении, хандра или тоска, а не то, что вы сейчас подумали. Хотя... Отношения с Игги Попом, конечно, это отдельная тема для дискуссии. Но нам она здесь не нужна. "Sound and Vision", как мне кажется, своим настроением очень похожа на "Golden Years" с предыдущего альбома. Такое же "игривое" музыкальное сопровождение и не самый веселый смысл. "Always Crashing in the Same Car", как нетрудно догадаться по названию, рассказывает об одних и тех же ошибках, которые человек совершает снова и снова. "Every chance, every chance that I take / I take it on the road / Those kilometers and the red lights / I was always looking left and right / Oh, but I'm always crashing in the same car". Ближе всего к традиционной рок-песне (в том смысле, что ее легко представить, например, на "Hunky Dory") относится "Be My Wife", которая считается последней попыткой спасти свой брак с Анджелой Барнетт, которая была не очень довольна переездом мужа в Восточную Европу. Впрочем, попытка эта не удалась. Ну и закрывает первую часть альбома, еще один инструментал "A New Career in a New Town", своим названием отсылающий нас к переезду Боуи из США в Европу. И опять же, довольно светлая приятная композиция, как и "Speed of Life", настраивает на позитивный лад, который обрушится сразу же, как только обладатели пластинки перевернут ее на другую сторону. Эта сторона больше похожа на саундтрек к какому-то авангардному фильму. Особенно, здесь выделяется "Warszawa" - тяжелая, гипнотизирующая и я бы даже сказал, устрашающая музыкальная композиция с таинственной лирикой. Такой резкий поворот не ожидал никто, да и сейчас довольно трудно сделать такой резкий разворот на все 360 градусов, когда прослушиваешь альбом. Именно последние четыре композиции с альбома, настолько контрастирующие с первой его половиной, принято считать одним из главных вкладов Брайана Ино в альбом, и с этим глупо спорить. Авангардный дух, практически полное отсутствие лирики, схожесть этих композиций с музыкальным сопровождением к фильму (послушайте, например, закрывающую альбом "Subterraneans" и легко представите ее в фильме Дэвида Линча. Неслучайно же Ино, чуть позже, запишет для фильма "Дюна" "Prophecy Theme") - все это стало настоящим сюрпризом для слушателя и сюрпризом не для всех приятным. Конечно, после первого прослушивания, даже у меня, привыкшего к постоянным метаморфозам в творчестве Боуи, были смешанные чувства по поводу альбома. Но, поверьте, это проходит. Ознакомившись с концепцией, историей создания, альбом с каждым прослушиванием становился все ближе.
В чем же основные причины популярности этого альбома, при такой видимой неоднородности и авангардности? Ведь в момент выхода, пластинка получила довольно смешанные отзывы. Причин этих несколько. Фигуры самого Боуи и Брайана Ино, успешные синглы "Sound and Vision" и "Be My Wife", первый из которых достиг третьей строчки в Великобритании (во многом благодаря ее использованию в заставке BBC). Нельзя не отметить передовые, для того времени, методы студийной работы с использованием EMS Synthi AKS, Minimoog и прочих аналоговых синтезаторов. Причем методы Ино были во многом спонтанными и глубоко экспериментальными. Часто забывают про вклад барабанщика Денниса Дэвиса, который работал с Боуи с '75-ого по 80-ый год. Нельзя не упомянуть о влиянии, которое оказала эта пластинка на новую волну, на индастриал и даже где-то на пост-панк. Хотя это применимо ко всей "берлинской эре". Но, в любом случае, это только начало перемен... |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).