|
"Не плыви по течению. Не плыви против течения. Плыви туда, куда тебе нужно".
Маловероятно, что музыкантам группы Foghat было знакомо это изречение, которое приписывается Козьме Пруткову, что не факт. И что-то мне подсказывает, что кто таков Козьма Прутков им тоже не было известно. Однако, все действия этого уже почти не английского, но ещё и не американского квартета на старте своей достаточно бурной творческой деятельности удивительным образом соответствовали этому пожеланию. К 1973 году в активе группы была одна-единственная пластинка, а сами музыканты должным образом оценивали свои способности и даже не помышляли тягаться с сильными того музыкального мира, частью которого они меж тем уже являлись. Foghat самозабвенно играли свой отвязный рок-н-ролл, ту музыку, которая была им близка и укладывалась в рамки их жизненной философии.
В том году Foghat ещё не являлись королями рок-н-ролла (столь пафосный титул они обретут года через два-три), однако своим вторым альбомом парни сделали уверенный шаг в этом направлении.
Забегая вперёд подчеркну, что этим LP группа выверила свой дальнейший курс и согласно ему отправилась в долгое плавание по бурному рок-музыкальному пространству, уверенно лавируя в этой неспокойной стихии до самого конца 70-х годов.
Строго говоря, та музыка, что ими записана на пластинке 1973 года, не совсем рок-н-ролл в его привычном понимании. Тем более она далека от наивных канонических образцов времён Билла Хейли, Рэя Чарльза и Бадди Холли. Это скорее жёсткий гитарный рок-буги в разных вариациях, есть, впрочем, в программе альбома несколько номеров, что к заданной теме имеют ещё более отдалённое отношение. И всё же вторая пластинка гр. Foghat обрела обобщающее лаконичное название "Rock' n' Roll", под которым с тех давних пор и значится в её официальной дискографии.
Кстати, о названии. Вероятно у кого-то возникали вопросы по оформлению лицевой стороны конверта, где действительно мало что показано. Кроме скромного названия самой группы на картинке изображены камень и не слишком свежая на вид плюшка. И никакого прямого названия самой пластинки. В этом, впрочем, нет ничего необычного. Подобного рода фокусы со своими альбомами проделывали многие как знаменитые, так и не самые известные исполнители. В данном случае всё достаточно очевидно. Именно в этом несложном ребусе от издательской компании Bearsville Rec. и зашифровано название LP. И для англоязычных приобретателей этой пластинки здесь вовсе не было никаких загадок. Камень - это своего рода осколок скалы (rock), а плюшка (или булка), она, собственно, и есть булка (roll). Не хватает связующего звена, но и без него всё понятно.
И если, отталкиваясь от названия, рассуждать о рок-н-ролле, как об исполняемой гр. Foghat музыке, то стоит заметить, что подобная их манера исполнения была свойственна очень немногим, хотя в первой половине 70-х рок-н-ролл играли или пытались это делать едва ли ни все.
У Foghat рок-н-ролл крепок, породист и дерзок. Это уже не аутентично-бунтарские поделки ранних Troggs или The Rolling Stones, не нарочито жизнерадостные номера Little Richard или The Beatles из 60-х годов. И уж тем более не отполированный утончённый рок-н-ролл середины и второй половины 70-х от, скажем, Rainbow или Ted Nugent. Здесь, пожалуй, следует пояснить, что уже к середине тех самых 70-х само понятие rock' n' roll начало утрачивать свою изначальную сущность. К рок-н-роллу, как к обобщающему термину, начали причислять всякую музыку, в основе которой в какой-либо степени содержался рок-н-ролл, или, проще говоря, рок. В том числе и хард-рок и даже хард-энд-хэви. А исполнителей рок-н-ролла в его исконном виде остались считанные единицы. Foghat со свойственными лишь им приёмами исполнения были одними из последних.
Ту музыку, что мы привычно называем рок-н-роллом, эта группа нарастила мускулатурой, вдохнула в неё суровой уверенности и стойкой жизненной силы. Возможно, композициям этого их альбома не хватает изобретательных аранжировок и поэтического разнообразия, да и приёмы исполнения в целом типовые для большинства номеров, будь то буги, будь то блюз. Однако, в этой кажущейся простоте кроется некая необъяснимая притягательность и особое своеобразие.
Начали они с козырей - "Ride, Ride, Ride". Мощный, напористый буги-рок с обильным гитарным наполнением, с ведущей слайд-гитарой Рода Прайса и неистовым женским бэк-вокалом. Что касается текста, то первым делом сама собой напрашивается аналогия с "Машиной времени", только вместо коней у Foghat поезда.
В "Feel So Bad" квартет чуть сбавляет обороты, чтобы не пресытить слушателя раньше времени. Это единственный в программе кавер на старый шлягер 1954 года американского блюзмена Чака Уиллиса. В начале 60-х эта песня входила в репертуар Элвиса Пресли, а в 1971-м суровые рокеры из Cactus переиграли "Feel So Bad" на свой манер и включили эту композицию в сильнейший свой альбом "One Way ... Or Another". Foghat сделали свою интерпретацию этого известного в Америке хита с банальным, прямо скажем, содержанием текста. Достаточно жёсткое блюзовое рок/буги-звучание и, пожалуй, излишне бодрый вокал Дэйва Певеретта, не в тему для столь печальной истории парня, потерявшего свою малышку. Стоит отметить фрагмент с тремя одновременно звучащими гитарными соло.
Для компоновки программы музыканты и продюсер Tom Dawes применили самый оптимальный из вариантов - попеременное чередование динамичных и относительно спокойных номеров.
"Long Way To Go" один из таких динамичных. Очередная горячая буги-рок композиция, вновь много гитарного звучания, но на сей раз без любимой Р. Прайсом слайд-гитары. Тексты же, замечу, приобретают всё более грустный оттенок. На этот раз тоскливая исповедь путника, прошагавшего по многим пыльным дорогам, которым не видно конца...
Блюзовая баллада "It's Too Late" с едва уловимым "битловским" мотивом - самая продолжительная песня в программе, где много чего намешано, но более всего впечатляет концовка, где Р. Прайс от души разряжается мощнейшей сольной партией двумя параллельными гитарами. Длинный, но малоинформативный текст - очередная личная трагедия человека потерявшего свою любовь, о чём непросто, впрочем, догадаться, если не знать содержание текста, а принимать во внимание лишь интонации Д. Певеретта.
Ритм-блюзовая "What A Shame" - авторская работа Рода Прайса с жёсткими, но узнаваемыми стилистическими штрихами "роллингов", да ещё и усиленными духовой секцией, до предела насытившей саунд этого номера. "Какой позор! Синяя птица покинула Город Ветров". Эта фраза рефреном наполнила текст, в котором сложно отыскать какую-либо конкретику. Зато невероятно хороша сольная гитарная партия Прайса. Да и могло ли быть иначе.
Образец группового творческого подхода - "Helping Hand". Ещё одна ритм-блюзовая тема с активной слайд-гитарой и дружной концовкой с акцентированной ритм-секцией. "Мне нужна рука помощи!" Вновь герой песни умоляет спасти его от одиночества.
Разухабистая композиция "Road Fever" в доминирующем для этого альбома формате буги-рок уравновешивает программу, делая её расчётливо-сбалансированной и привлекательной. И вновь целая россыпь гитарных партий с ведущей слайд-гитарой, духовая секция ощутимо добавляет креатива. Это гимн вечных скитальцев: "Я снова на дороге и не собираюсь останавливаться. Буду гонять, пока не состарюсь. Буду раскачиваться, пока не упаду..."
Самая "незаметная", пожалуй, вещь в программе - "She's Gone", притаилась в концовке пластинки. Любопытно содержание этой песни: "Она забрала все мои деньги, она не оставила мне даже цента. У меня одна задача - быть всегда при деньгах, чтобы она не уходила. Но она ушла, она ушла..." Ещё одна жизненная трагедия, озвученная Дэйвом Певереттом под ритм-блюзовый "роллинговский" мотив.
А уже в самом конце короткая блюзовая фантазия "Couldn't Make Her Stay". Странно, что в таком виде. Эту романтическую зарисовку Певеретта следовало бы развернуть и сделать из неё полномасштабный хит. И это был бы что надо хит! При условии, что текст был бы должным образом откорректирован, потому, как и здесь очередные причитания оставшегося не у дел влюблённого страдальца.
Невероятный диссонанс между музыкой альбома и содержанием его текстов.
И всё же звёзды для Foghat сошлись нужным образом. И уже достаточно приличный профессиональный и жизненный опыт самих музыкантов (как-никак, школа Savoy Brown за плечами!), и природная чуйка продюсера тонко ощущать потребности необъятного американского рынка, всё это способствовало становлению группы как серьёзной боевой единицы, способной заполнить собой опустевшую рок-н-ролльную нишу. Лучшего кандидата для этой миссии на тот момент времени просто не было.
Органичная стилистическая смесь блюз-рока, хард-рока, буги и рок-н-ролла в 70-х годах принесла Foghat признание и популярность на северо-американском континенте. Именно в первой половине и середине того десятилетия группа грамотно воспользовалась сложившейся конъюнктурой и создала свои лучшие альбомы с той музыкой, которую она умела делать лучше всего и лучше всех. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
(P) & (C) 1973 Bearsville Records, Inc.
Side 1:
1. Ride, Ride, Ride (Rod Price - Dave Peverett) 4:25
2. Feel So Bad (Chuck Willis) 5:09
3. Long Way To Go (Rod Price - Dave Peverett - Tony Stevens - Roger Earle) 5:06
4. It's Too Late (Rod Price - Dave Peverett) 5:38
Side 2:
1. What A Shame (Rod Price) 3:54
2. Helping Hand (Rod Price - Dave Peverett - Tony Stevens - Roger Earle) 4:40
3. Road Fever (Rod Price - Dave Peverett) 4:20
4. She's Gone (Rod Price - Dave Peverett) 3:10
5. Couldn't Make Her Stay (Dave Peverett) 1:54
Produced & Mixed by Tom Dawes
Distributed by Warner Bros. Records, Inc.