|
Из плеяды молодых британских коллективов, тех, что в конце 60-х годов минувшего столетия из блюзовой, джазовой музыки и психоделии в разных её проявлениях в числе первых синтезировали арт-рок (или прог-рок), Colosseum ранее прочих сошли с дистанции. Выпустив три студийных пластинки и одну концертную за три года активной деятельности (что, впрочем, в те годы было свойственно и тем же Yes, и Genesis, а чуть позднее ELP, Gentle Giant и Hawkwind), музыканты Колизея посчитали, что с них достаточно, и разбрелись кто куда. Случилось это в 1971 году.
Наиболее амбициозный и деятельный из них, пианист Дэйв Гринслейд, уже в первой половине 1972 года взялся формировать состав группы имени себя. Для начала он сделал предложение очень достойному бас-гитаристу Тони Ривзу, с кем бок о бок пару предыдущих лет провёл в Colosseum. Ривз предложение принял.
Как и всякий музыкант-эгоист, Д. Гринслейд рассматривал кандидатов в свою группу главным образом как музыкантов-аккомпаниаторов без излишних запросов, но в то же время достаточно опытных и умелых. Однако его идея-фикс собрать команду без гитариста, но с двумя клавишниками, имела все шансы не быть реализованной. Найти поющего пианиста - это была задача не из лёгких. Ещё сложнее было отыскать поющего барабанщика. "Мне никогда не хотелось иметь рядом с собой гитаристов, - делился сокровенным Дэйв Гринслейд. - Мне они не очень нравятся. Рок-гитаристы стремятся быть громкими и активными. Да, им проще выдвигаться на передний план и привлекать к себе внимание, не то, что нам, клавишникам".
Дэйв Лоусон оказался достаточно квалифицированным пианистом, хотя далеко не великим певцом. Последним местом его работы была группа Episode Six. Барабанщик Эндрю МакКаллох в 1970 году мелькнул в составе King Crimson, а к Д. Гринслейду перешёл из Fields.
По сути, это искусственное образование из уже достаточно опытных музыкантов представляло собой аналог супергруппы, а подобные составы, как правило, бывали крайне нестабильны. Ни о чём плохом, понятное дело, Гринслейд тогда даже не думал, а назвав квартет своим именем, закрепил за собой статус безоговорочного лидера. Впрочем, ограничивать свободу творческой мысли у других музыкантов Гринслейд не предполагал.
Дебютное выступление новой команды в столь своеобразном сочетании состоялось в клубе Zoom города Франкфурт-на-Майне в Западной Германии в ноябре 1972 года. После чего группа включилась в работу над своей первой студийной пластинкой, которая уже в феврале 1973 г. вышла в релиз. Ничего неожиданного не было в том, что в какой-то мере бывалые музыканты Greenslade основывались на классике Colosseum, но более изобретательно и с более совершенными клавишными инструментами, чем предполагалось привлечь молодой контингент поклонников современной музыки. Музыки, полностью ориентированной на клавиатуру двух Дэйвов, Гринслейда (орган, меллотрон) и Лоусона (фортепиано, синтезатор). Филигранное исполнение своих партий одним и другим, впрочем, смоделировано таким образом, что внимание слушателя невольно приковано к фактурному органному звучанию или изящному солированию меллотрона, какую бы композицию он ни прослушивал.
При этом бас-гитара Тони Ривза с её ажурными пространственными комбинациями и утончённая работа на малых барабанах, гонгах и тарелках Эндрю МакКаллоха (в лучших традициях Билла Бруфорда) всячески подчёркивают достоинства Д. Гринслейда.
Первые два номера программы LP и есть то самое свидетельство бескомпромиссного лидерства основателя группы. Старательный вокал Д. Лоусона в духе "раннего" Гэри Брукера (Procol Harum) времён "A Whiter Shade Of Pale" в стартовом номере "Feathered Friends", возможно несколько отвлекает слушателя от могучих органных навалов. Однако стремительно развивающийся поначалу мотив сменяется на ленивый блюзовый с тесным взаимодействием обоих клавишников, куда органично вплетается ненавязчивая, но убедительная ритм-секция. Несколько озадачивает замысловатый с туманно-мистическим содержанием текст этой композиции.
"An English Western" - динамичная инструментальная пьеса, так же в значительной степени состоит из органных эскапад Гринслейда. Блюзовый аспект является основой этого номера.
Впрочем, даже столь масштабные, казалось бы, органные образы не содержат в себе неразрешимых ребусов, подобных тем, что в те же самые времена сооружали кудесники чёрно-белых клавиш из Yes и ELP, беззастенчиво глумясь над своими поклонниками. Органные "художества" Гринслейда, а в ещё большей степени аутентичная полифония его меллотрона, скорее намекают на методологию Манфреда Манна. У Гринслейда приблизительно так же всё относительно просто и лаконично, без всяких безумных фантазий.
Примерно такая же ситуация и с текстами композиций этой группы (вынесу, пожалуй, за скобки номер "Feathered..."), где нет ничего похожего на фантасмагории в лирике всё тех же Yes или Gentle Giant.
Как пример - песня "What Are You Doin' To Me" с тривиальным любовным содержанием. Более того, к импульсивному инструментальному сопровождению с порой жгучим вокалом Д. Лоусона, эти строки как-то не вяжутся:
"Что ты делаешь со мной?
Как ты можешь быть такой недоброй?
Ты разбила мне сердце,
Чтобы тем самым освободиться.
Что ещё у тебя за душой?"
Ну, и так далее.
Три трека из семи в программе - инструменталки. В других четырёх на вокале Дэйв Лоусон. Заметно, что порой ему недостаёт силы голоса и тогда Дэйв вынужден изрядно напрягаться, чтобы вписаться в нотный ряд. И всё же не остаётся сомнений, что Лоусона Д. Гринслейд привлёк в свою команду в первую очередь из-за вокала и уже во вторую как добротного пианиста.
"Temple Song" - этот номер можно считать полу-балладой с отдалёнными восточными мотивами и несколько неожиданными вокальными каденциями Лоусона в попытках показать своё чувственное эмбиентное исполнительское умение. По большому счёту, он в этом преуспел. Виброфон - ведущий клавишный инструмент на протяжении всей композиции. Ещё один повод вспомнить Манфреда Манна. Текст в тему мелодии, с этакой романтической байроновской депрессией и религиозной подоплёкой:
"Посмотри на солнечный свет в храме,
Тогда и слова не нужны,
Это язык молитвы, вот он.
Вглядись, там, где истёрты ступени,
Увидишь цветы в саду,
Все лепестки на них опали.
Значит ли это, что мир умирает?
Когда я вижу там плачущие цветы,
Невозможно отвести взгляд..."
"Drowning Man". Вокальное начало с низкого регистра (весьма похоже на Gentle Giant) в академичном минорном исполнении. И вновь текст с религиозной направленностью, по интонациям - молитва или обращение к Всевышнему в минуты скорби.
Далее мелодия "раскатывается", инструментальный фрагмент привычно наполнен органным звучанием в сочетании с дозированными подключениями меллотрона.
Органичная связь (теперь это называется "химией") между двумя клавишниками образовалась на удивление быстро и основательно. Джазово-блюзовые образы, спонтанно возникавшие по ходу студийных джемов, отчасти благодаря их схожему обоюдному мышлению, виртуозная ритм-секция, целиком и полностью отвечающая запросам ведущих музыкантов, всё это способствовало успешной работе над дебютным альбомом нового перспективного квартета.
Всё своё мастерство, что проявилось у музыкантов Greenslade той зимней порой 1972-73 годов, они вложили в лучшую, пожалуй, композицию "Melange" с более тяжёлой компонентой на основе jazz-fusion. Один из классических номеров в недолгой истории этой группы. Буквально захватывает внимание изобретательная бас-гитара под управлением Тони Ривза и искусная имитация звучания электрогитары. Бэк-вокальное хоровое многоголосье создаёт некую иллюзию присутствия на океанском побережье с мягким бризом и лёгким прибоем. Именно бас-гитара на этот раз формирует мелодическую схему, которой строго придерживаются клавишные. Необычное решение и великолепная аранжировка.
Не стал бы называть недостатками пару своих наблюдений, и всё же...
Первое: откровенно нейтральные тексты. Тексты ради текстов, определённо второстепенного значения.
Второе: нельзя не заметить стремление музыкантов избегать громоздких форм в структурных построениях композиций и отказ от затяжных сольных партий. Это делает произведения группы более компактными, внятными и лаконичными, при этом нет ощущений в потери качества. Мелодии прозрачны и доступны для восприятия. Но в этом просматривается и определённый элемент прагматизма и, возможно, даже намеренной коммерческой выгоды. Впрочем, это всего лишь мои домыслы. Здесь вероятно другое объяснение - у группы было слишком мало времени, чтобы до такой степени сработаться. Не исключаю, что монументальные опусы с обилием продолжительных инструментальных импровизаций у этих музыкантов в недалёком будущем. Техническая готовность каждого из четверых к этому располагала. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side One:
1. Feathered Friends (Greenslade / Lawson) 6:42
2. An English Western (Greenslade) 3:25
3. Drowning Man (Greenslade) 6:40
4. Temple Song (Greenslade / Lawson) 3:32
Side Two:
1. Melange (Reeves / Lawson / Greenslade) 7:27
2. What Are You Doin' To Me (Lawson) 4:40
3. Sundance (Greenslade) 8:45
Produced by Tony Reeves, Dave Greenslade and Stuart Taylor;
Recorded at Morgan Studios, London;
Engineered by Mike Bodok
Assistant engineer: Gregg Jackman;
Mastered by Porky (George Peckham);