|
К сожалению, многие факты, описанные в рецензиях выше, не только далеки от правды, но и сам альбом упрощают и приземляют.
Для начала немного истории о том, что есть "M&D" и как он появился на свет. Материал кропался на протяжении двух лет, и если в начальных набросках можно было видеть старый вектор, то пошедшее в дальнейшем выдвинуло работу на совершенно иной уровень и Sunn O))), выпустив предварительно переходной к "M&D" материал на восхитительном "Domkirke", пошли ва-банк. Как нам вещал все время ожидания альбома маститый и именитый в сферах музыки-не-для-всех журнал "The Wire", альбом распух очень быстро - участие не "сэмплированного оркестра и органа"(с), а полноценной струнной секции, мужского и женского хоров (женский под руководством вокалистки Wolves In The Throne Room), богатой духовой секции (гобой и валторну в творчестве Sunn O))) еще не слышали), клавишных, etc. Оркестровая начинка писалась Эдвином Кангом, приглашенным со стороны композитором, ранее работавшим с Джоном Зорном и многими другими именитыми авант-господами. Список гостей распух также немерено - от привычных и уже ставших вторым составом Sunn O))) электроакустика Амбэрчи и вокального гения Аттилы Чихара до половины состава легендарных Earth и нескольких суровых академиков. С самого начала альбом позиционировался как огромный эксперимент, разве что, не было указано будет ли он разовой прихотью, или новым развитием.
Что же в итоге нарулили? С самого начала брало опасение, что обещая внедрить в свою музыку элементы академического авангарда и даже джаза, Sunn O))) рисковали не столько что-то "испортить" (после одного из самых страшных альбомов на свете, а именно, Grave Temple "Ambient\Ruin", я сомневаюсь, что эти люди могут что-то "испортить"), сколько потеряться на новом поле, где они еще зеленые новички, и сделать музыку несколько более доступной.
Стартует альбом по-старому, я бы даже сказал, слишком прямолинейно. Довольно стандартный, но убедительный дрон, без вариаций на манер хотя бы "Grimmrobes" - только стена какого-то непривычно тяжелого даже по меркам Sunn O))) звука. Первое слово названия отрабатывают на ура. Двигаясь сквозь острые и твердые глыбы земельных плит, пробираемся вверх к небу и вниз к ядру земли разом, пока не появляется Аттила с внушительной декламацией и очень забавным европейским акцентом. Не сразу замечаешь, что большая часть дроновых аккордов уже стала клавишами в низком регистре, а звуки, казавшиеся закадровым визгом Аттилы, на самом деле - рвущая себя на части струнная секция; скрипят струны-веревки и все рушится. Турбулентность, почти предсмертная - выход за пределы атмосферы без скафандра, равно как и погружение сквозь кору в магму. Звуковая палитра становится все богаче, пока Аттила "ищет загадку небес", и вот, кажется, приехали. Эффект оглушения сменяется благоговейным ужасом. Все стихает, остается зловещая духовая секция, похожая на рой гигантских пчел, появляется Grave Temple'овская вода, имитирующая перкуссию и кажется, что первый путь за одним из ответов на вечные вопросы лирический путешественник нашел, однако получил вопрос последний и решающий - тайну, которая слишком страшна, чтобы он мог ее разгадать или объять. Ему остается молчать.
Сменяется эта оторопь довольно быстро - сразу же женским хором. Здесь стоит подметить, что эксперимент снова смелый, потому что невольно вызывает ассоциации хотя бы с "Концертом для хора в 4 частях" Шнитке. Сравнение нечестное, но все же безусловно проигрышное для Sunn O))). Здесь же намечается первый легкий недостаток альбома - повторение структур при довольно посредственном их изменении. Впрочем, с эмоциональной точки зрения, все внушает, и перекладывающееся со слога на слог "Megszentségteleníthetetlenségeskedéseitekért" полностью оправдало свой смысл в том, что несет трек - абсолютный конфликт человека, его веры, и Высшего Существа. Полное отречение человека от веры ненастоящей, с его причастием к Богу настоящему, но при полном непонимании процесса с его стороны. Упоминавшаяся в интервью тема альбома как "свидетельство последствий того или иного события" отрабатывается на ура - лирический герой снова не может ничего объять и разъяснить, только видеть последствия грызущих друг друга хоровых партий и фашистски декламирующего Аттилы, размноженного вдесятеро и рухнуть в обморок после очищающего (или считающего раунды? :) ) удара гонга.
Третий трек предстает, конечно, уместным с точки зрения концепции, но очень несбалансированным при беспристрастном взгляде. Крайне забойное и передисторшированное начало, маршевый ритм, словно массовая колонизация другого мира, массовая миграция за горизонт, сопровождающаяся даже излишне пафосными оркестровками (напомнившими (sic!) Nile) и наконец распевшимся Аттилой. Все это прекрасно, внушает снова-таки благоговение перед мощью, величием и необъятным масштабом (наподобие Лавкрафтовских героев, сходивших с ума от осознания своей незначительности перед Вселенной), но с точки зрения музыкальной наименее удачна. Подобная гармонизация и пробежка по квадратам требует или более акцентированной ритмики (перкусиия сюда бы подошла), или более скорого развития. Но этого Sunn O))) нам не дают, вернее дают первое, но его мало - все ограничивается общим аллегорическим ощущением марша и слегка шуршащей после каждой пары шагов перкуссией, и, собственно, все. Марш продолжается дальше, уходит, в бесконечность перед неожиданной финальной стадией.
"Alice" (вопреки догадкам о Кэролле, все же мужское имя, трек назван в честь одного из почивших великих джазистов) являет собой наименее предсказуемое полотно в контексте альбома, и уж тем более ,в творчестве Sunn O))) как таковом. Стартующее как поздний Earth (так вот куда Престона и Карлсона пригласили), очень трудное для восприятия с первого раза начало трека, абсолютно лишенное привычного почерка Sunn O))). Искатель отправляется в последний путь, и снова он не может ухватить всех происходяших с ним действий - он улавливает часть контекста, ритуал ухода в нирвану\слияния со Вселенной\как вам угодно происходит, но он не замечает переходной точки и словно возвращается назад, как кажется, на минуту. Постепенно берет оторопь - остальная зарисовка напоминает импрессионистское полотно XIX века, джаз, хэппи-энд эпического фильма, хоть диснеевского Алладина, но совершенно не то, чего можно было бы ожидать. Причудливые переливы электроакустической дымки Амбарчи, переборов арф и мажорных витиеватых мелодий фагота и валторны дают-таки просвещение по окончанию диска, закончив его на странной, но впоследствии абсолютно логичной мажорной ноте. Все очень зрело и по-взрослому.
Несмотря на все эти похвалы и общее благоговение перед результатом, не думаю, что это будет сильнейшая работа в истории Sunn O))), как и какой-либо финал их развития. Более того, развитие в данном направлении было довольно логичным и от этих людей ожидаемым. Работа очень важна, пусть и в локальном контексте, и услышать ее должен каждый. Но она, тем не менее, не вызывает ощущения прорыва. Для тех, кто переживает за изменения в музыке Sunn O))) - это все тот же Sunn O))), вопрос лишь в том, что они держат баланс. Правильно или нет, покажет дальнейшее развитие, вариантов которого тьма тьмущая. А пока, выдав достаточно монолитное, законченное, зрелое и великое произведение, Sunn O))) остаются со знаком вопроса над головой, напоминая предков сухопутных животных: нам уже ноги растить, или ласты сгодятся? А сколько ног надо? А жабры уже можно убрать? А плавательный пузырь не нужен? Точно? Так что "M&D", при всем уважении, столь же переходный, сколько "Domkirke".
Что до минусов - упомянутая квадратность, несколько не реализовавшийся Аттила (хотя раз уж он говорил о том, что хотел быть скорее "инструментом" - то я не против, но хотелось более смелых решений), пока еще зеленоватые и молодые шаги по очень серьезным музыкальным территориям, что иногда садит Sunn O))) в лужу. Ну и нельзя не упомянуть, что хоть в торт и понапихано всего, чего только можно, и от списка гостей и инструментов разбегаются глаза - не покидает ощущение, что где-то там в другом измерении спрятан дополнительный тейп, где всех этих гостей наконец то слышно в том объеме, в каком они гостят на "M&D", потому что на основном альбоме весь этот потенциал использован уж слишком осторожно и понемножечку. "Ва-банк", так "ва-банк".
А в остальном, "M&D" конечно же один из лучших альбомов Sunn O))) и заслуживает свои 10 баллов, покрывая минусы смелостью того, что они вообще к этому приблизились, за последние несколько лет при помощи многочисленных сайд-проектов, изменений в Sunn O))) и, наконец, в "M&D" окончательно сбросив с себя клеймо людей, слепо копировавших наследие раннего Earth и ничего нового в дрон не привнесших. И хоть тень матушки-Земли еще очень и очень заметна, и при этом опять же скорее Sunn крутится вокруг Earth, а не наоборот, но осталось совсем недолго до того момента, когда Sunn O))) родят того Коперника, который докажет-таки обратное. |
|
|
| |
O-la-la, вот это да! Не ожидал, честное слово. Новейший альбом легендарной дрон-формации изрядно удивил. Но всё по порядку. Первые аккорды сообщают слушателю: всё в порядке, этот те же самые Sunn O))), ни на сантиметр не свернувшие с проверенного годами курса. До боли знакомые, привычные риффы, перегруженные до невозможности гитары, и всё это в крайне низком темпе, очень низком. Никаких сюрпризов. Но это, оказывается, вовсе не так!
На восьмой минуте первой песни появляется человеческий голос, очень внятно и спокойно доносящий до нас с вами очень ценные сведения. Гитары отступают, а на передний план выходят тревожные скрипы и нечто, напоминающее какие-то туземные трубы. Впечатляет.
Вторая песня. Mein Gott! Она полностью оправдывает свое название. О том, что дело происходит в большой церкви, свидетельствуют исполненные женскими голосами хоралы. А о том, что всё это имеет прямое отношение к "Megszentségteleníthetetlenségeskedéseitekért" говорит всё остальное: невнятное и угрюмое.
Следующий трек очень хорош. Он - самое отчетливое подтверждение тому, что Sunn O))) стали музыкальнее. То есть, меньше шумов, больше мелодики. И вновь вокал! Хотя пением это назвать нельзя, в общее музыкальное полотно эти речитативы вплетаются вполне гармонично. Очень хорошо!
Последий штрих - Alice. Белый кролик ускользнул, гусеница поделилась грибом, и маленькая путешественница погрузилась в тяжелую, тягучую дрему. Сны ее тяжелы, но не кошмарны. Покой.
Итоги. Sunn O))) зазвучали иначе. Легче, мелодичнее. Кому-то это придется по душе, кому-то нет. Так было всегда, и так будет.
Плюс. Альбом слушается очень приятно. Не нужно думать о том, верны музыканты традициям или нет. Просто слушаем эту музыку и получаем гарантированное удовольствие.
Минус. Несмотря на композиторский талант и высокое качество исполнения, следует отметить отсутствие оригинальных идей. Всё, что вы услышите на этом альбоме, сыграно группой Laibach лет эдак 20 назад. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет