|
Refused длительное время являлись достаточно заурядным шведским панк-коллективом. Конечно, их второй студийник, "Songs to Fan the Flames of Discontent", демонстрировал понимание группой того факта, что жанр не остановился в развитии в 1977-м году, но даже на нём сложно было увидеть предпосылки к чему-то революционному.
По счастью, эти мужики относились к тому разряду "бунтарей", что считали протест, выражаемый собственно музыкой, важнее любой идеологии, которой заряжалась лирика. С точки зрения Refused, современный им панк давно уже стал частью приемлемого мейнстрима с точки зрения инструментальной формы, а о чём там кто поёт - многие даже не вслушиваются. "We need a new noise", - решили ребята, и на релизе, амбициозно озаглавленном "The Shape of Punk to Come: A Chimerical Bombination in 12 Bursts" (горячий привет Орнетту Коулману с его "The Shape of Jazz to Come"), приступили к изобретению этого самого нового шума. Среди ингредиентов были замечены и пост-хардкор, который сам по себе усилиями Fugazi и The Nation of Ulysses стал штукой достаточно непредсказуемой и эклектичной, и джаз, и техно, и фолк, и споукен ворд (последний - скорее в роли эдакого клея, скрепляющего все треки общим посылом). В "Tannhäuser / Derivè" Refused продемонстрировали даже знание академической музыки, ввернув, помимо прочего, инструментальную цитату из "Весны Священной" Игоря Стравинского. Спорным остаётся вопрос, повлиял ли "The Shape of Punk to Come" на выходившие примерно тогда же работы Botch и The Dillinger Escape Plan, но уж во всяком случае в плане музыкальности этот релиз однозначно уделывает заокеанские творения. Как и в случае многих других жанров, там, где американцы сделают ставку на техничность исполнения или брутальность содержания, скандинавам важнее выдержать атмосферу и привнести мелодику. Этот релиз и сейчас слушается вполне здорово: на лихих сюжетных поворотах композиции не теряют ни грува, ни драйва. Даже ведущий инструмент не играет такой уж значимой роли: гитара спокойно может замениться синтезатором, а то и даже аккордеоном - без малейшего ушерба музыкальным достоинствам и плотности звучания. При этом ни вокал, частенько уходящий в полноценный скриминг, ни довольно высокий общий темп не мешают материалу хорошо ложиться на слух. Например, "New Noise" по частоте привлечения в разнообразные саундтреки вообще устанавливает немыслимые для данного жанра рекорды - впрочем, начинка, удачно цепляющая интересы обширной аудитории альтернативного металла, тому способствует, но какова тут гитарная мелодия, при всей её незамысловатости!
Говорят, что этому альбому не удалось сделать то, что сотворил со своей "Формой Джаза" Орнетт: дать начало новому полноценному субжанру, меняющему представление о границах возможностей жанра в целом. Да, пост-хардкор со временем выродился, и что-то столь же прогрессивное, разнообразное и смелое в способах самовыражения в нём найти сложно. Но влияние релиза легко проследить у самых разных групп и исполнителей, от Celldweller до My Own Private Alaska. И уж совсем невозможно представить, как смогли бы без него появиться Enter Shikari, проапргрейдившие саунд Refused для нового тысячелетия - нечто, что по злой иронии судьбы не смогли сделать сами шведы после не столь давнего воссоединения. Британцы даже переняли у своих наставников крайнюю политическую озабоченность лирики с левацким уклоном; правда, до создателей "The Shape of Punk to Come" в плане стойкой приверженности идеалам им далеко. Самим Refused в своё время стало так тошно быть частью капиталистического шоу-бизнеса, что группа, дав несколько скандальных хулиганских выступлений в 1998-м, распалась как раз тогда, когда их шедевр, благодаря "сарафанному радио", наконец-то начал находить свою аудиторию. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).