|
В дискографии этой славной четвёрки альбом "Play It Loud" занимает особое место. По многим характеристикам - это нетипичная, пожалуй, даже уникальная работа в знакомой всем нам дискографии Slade. Обратите внимание на его "оторванность" от других смежных пластинок группы: "Play It Loud" вышел полтора года спустя после дебютного диска группы, а следующий их номерной альбом "Slayed?" выйдет только через долгих два! Для тех времён, когда многие, в том числе и ставшие известными коллективы, умудрялись выдавать "на гора" по два альбома в год, паузы были невероятно большими. И объяснения тому просты и очевидны.
Кстати, о дебютном их диске. С "Beginnings" продолжительное время не всё было до конца понятно, потому и прав на его тиражирование Slade не имели. История с попыткой менеджмента группы и компанией Polydor Rec. в середине 70-х годов переиздать этот диск от имени Contour Rec. под вывеской Slade закончилась конфузом.
После коммерческого фиаско с "Beginnings" группу на попечение взял Чез Чендлер, в прошлом участник известной группы The Animals, уже имевший успешный продюсерский опыт с Джими Хендриксом (два первых альбома The Jimi Hendrix Experience вышли под его чутким руководством). Музыканты и Ч. Чендлер задумались о будущем, а подумать было о чём. И это раздумье затянулось. И всё же, прежде всего было решено сменить имидж и отказаться от использования кавер-версий, тем более что какой-то внятной системы с их применением у группы не просматривалось. А чтобы пробудить к себе интерес у британцев, кому-то пришла в голову идея примкнуть к скандально известным скинхедам. Намерения привлечь эту плохо управляемую публику к тому, что было достойно внимания тенденций молодёжной моды того времени, были не столько благими, сколько блаженными. Не способствовали этому ни короткие стрижки, ни кожаные костюмы скинхедов, в которые музыканты облачались перед выходом на сцену. Считалось, что главной причиной ответного неприятия стало отсутствие у группы должного репертуара, а помимо этого сближение со скинхедами добавляло квартету изрядную порцию негативной ассоциации с футбольным хулиганством. Что характерно, ранее Чеза Чендлера это прочувствовали Нодди Холдер и Дон Пауэлл, именно они были основными противниками панибратства с отморозками.
Обратите внимание на обложку альбома. Музыканты ещё чем-то напоминают скинхедов, но уже не столь очевидно. Трое из них с напускным недоумением и немым упрёком на лицах поглядывают на четвёртого (это Джим Ли), который всё ещё в кожаных штанах.
В октябре 1969 года уже под названием The Slade на Fontana Rec. группа выпустила сингл "Wild Winds Are Blowing", но, как и прежде, без успеха. В марте 1970 года выходит очередной сингл "Shape Of Things To Come", но и он не добирается до чартов. Чез Чендлер разрывает отношения с Fontana, где сменился владелец и с которым у Чендлера изначально не заладились отношения, и решился на казавшийся нереализуемым шаг, надеясь найти понимание у Polydor Rec., солидной компании, которая знала Чендлера как удачливого продюсера Джими Хендрикса. И у него получилось. Впрочем, здесь всё было далеко не просто, в Polydor Rec. был выдвинут ряд условий. И в первую очередь - группа должна была основательно освоить набиравший популярность тяжёлый рок. В какой-то степени это соответствовало курсу, намеченному Ч. Чендлером.
Музыканты начали готовить материал для новой пластинки. Основной вклад в это был сделан молодым бас-гитаристом Джимом Ли и самым возрастным участником Slade, барабанщиком Доном Пауэллом. Первый сингл ("Know Who You Are") на Polydor Rec. группа записала в сентябре 1970 года. А в ноябре уже вышел и альбом "Play It Loud".
Забегая вперёд, отмечу, что ни один из синглов, ни альбом не добились ожидаемого успеха.
Много позже (в 2005 году) Нодди Холдер вспоминал: "Нас много критиковали за то, что мы были группой скинхедов, поэтому начали меняться, начав с обуви и одежды, поменяв кожаные штаны на шутовские. Это было забавно". Добавлю, когда Дэйв Хилл появлялся на сцене в костюме псевдо-космонавта, в зале начиналась форменная вакханалия. Несомненно, группе был ближе комический образ, тот самый, что исповедовала провинциальная группа Нодди Холдера The Vendors, из которой, собственно, его и переманили в состав, который со временем стал называться Slade.
Впрочем, сценический образ сценой и ограничивался. Вне сцены всё было серьёзно. Помимо того, что каждый из них был несомненным талантом, между музыкантами сложилась и должная "химия", что было, пожалуй, не менее важно. Их неуёмное желание самосовершенствоваться и стремление завоевать вместе с группой место под солнцем эта пластинка в полной мере демонстрирует. Но тот изысканный хард-рок, который Slade предъявили слушателям в "Play It Loud", этим альбомом, однако, и будет ограничен.
За год группа прошла путь от реконструкций классики основных стилистических векторов до создания своих уникальных риффов и сочинения собственных рок-эссе. Чез Чендлер способствовал тому, что стараниями Джима Ли Slade добавили баса и клавишных, ощутимо раздвинул рамки своего мастерства лидер-гитарист Дэйв Хилл, куда более уверенно, пожалуй, даже дерзко, стал держаться у микрофона Нодди Холдер, с неожиданной стороны раскрылся барабанщик Дон Пауэлл.
Многое из этого можно обнаружить в выдающейся композиции "Dapple Rose" со скрипкой Д. Ли, единственного, кто имел какое-никакое классическое музыкальное образование.
В 2009 году Дон Пауэлл делился воспоминаниями: "Я всегда питал слабость к лошадям. В детстве, там, где я жил с родителями, за нашим домом были поля, где часто стояли цыганские таборы. У них были измученные лошади и мулы. О них плохо заботились, это было печально". Вот как отразил Д. Пауэлл свою печаль в стихах для этой трогательной песни:
"Когда-то тебя содержали в тепле и уюте,
Но теперь ты состарилась и живёшь в чистом поле
Под градом, дождём и ледяным снегом.
Твой хозяин не думает, что для тебя это плохо.
Яблочная Роза - теперь ты никому не нужна,
О тебе все забыли.
Яблочная Роза - тебе холодно,
Ты стара и немощна.
Прошли те времена, о которых
Только и остаётся вспоминать.
...Не грусти, Яблочная Роза, всё образуется.
Пусть твои успехи в прошлом,
А твои награды висят на стене
В зале какого-нибудь далёкого поместья.
Но никому не понять,
Что твоя слава всегда с тобой..."
Скрипка Джима Ли в сочетании с изящной гитарой Дэйва Хилла и душевным вокалом Нодди Холдера придаёт особое очарование этой композиции. Жаль, но чего-то подобного в будущем у Slade мы не услышим.
Звучание подобное, но более утончённое, чем у стартовавших в те времена Black Sabbath, можно уловить в "See Up Here". Стоит добавить, что о Black Sabbath тогда знали ещё меньше, чем о Slade. Однако на фоне триумфальных работ Deep Purple ("In Rock") и Led Zeppelin ("LZ III") альбом "Play It Loud" потерялся и широким музыкальным сообществом остался незамеченный. Впрочем, своими задорными концертными представлениями группа привлекала самую разнообразную публику, вот только программа этого альбома была слишком серьёзной для подобных перформансов.
Невозможно вообразить, как бы музыканты Slade стали резвиться на сцене под мелодию и текст, скажем, "The Shape Of Things To Come":
"...Пусть молодые идеи
Вытеснят устаревшие революционные замыслы.
Пусть они будут свежи,
Как ветер перемен.
Пусть старый мир притворяется
Слепым, глухим и немым,
Ничто не может изменить порядок вещей".
Кстати, эта песня - один из трёх каверов, которые группа и их продюсер позволили себе включить в этот альбом. Впервые "The Shape Of..." прозвучала в популярном голливудском фильме "Wild In The Streets" (1968 г.), снятому по мотивам рассказа Роберта Тома "The Day It All Happened, Baby?".
Не менее серьёзен текст и в номере "Know Who You Are". У этой песни такая история: к инструментальной композиции "Genesis" из дебютного "Beginnings" музыканты добавили очень правильные, но, казалось бы, неожиданные для обретаемого образа слова:
"...Познай, кто ты есть,
Пойми, к чему ты стремишься,
Прочти новую книгу,
Разберись с тем, что не завершил.
Попробуй начать что-то новое
И доведи до успешного результата".
Сложно себе представить Нодди Холдера в карнавальном костюме и в картузе циркового клоуна, исполняющего эту песню с беснующимися на заднем плане Дэйвом Хиллом в женских сапогах на высоченной платформе и Джима Ли в бриджах с пёстрыми подтяжками.
По мнению обозревателя "AllMusic" Джо Вильоне, хард-роковый номер "Could I" в изложении Slade звучит так, как если бы знаменитый авторский тандем Чинн - Чепмен утяжелил свои опусы для Sweet, Smokey, Mud или Сюзи Куатро.
В звучании Slade несложно различить мотивы "битлов", Ten Years After, The Move, даже Steppenwolf, но ничего похожего на The Animals, где Чез Чендлер выступал в качестве бас-гитариста, или Джими Хендрикса, который, впрочем, больше тяготел к блюзу, мы с вами не услышим. Чендлер умело извлёк из музыкантов их лучшие качества, которых оказалось вполне достаточно, так что "впихивать" в них что-то ещё уже не было необходимости.
Ещё одна любопытная история незримой нитью связывает альбомы "Beginnings" и "Play It Loud". На этот раз проводником этой связи является ничем не примечательная, казалось бы, композиция "Pouk Hill". На обложке дебютного LP изображена четвёрка обнажённых музыкантов, которые в отчаянии тянут к нам с вами руки, словно призывая им помочь. Это фото сделано холодной зимней порой на продуваемой ветрами вершине холма Поук в местечке Уолсолл (Walsall), неподалёку от дома Нодди Холдера. Спросите, зачем? Об этом отдельная история. На той фотосъёмке парни не на шутку промёрзли, что послужило им веским основанием сочинить эту песню.
Очередное философское размышление Дона Пауэлла о человеке, постепенно теряющем память, легло в основу номера "I Remember".
Куда более конкретный сюжет тот же Д. Пауэлл придумал для роскошного номера "Raven". Здесь у музыкантов всё сошлось - запоминающаяся мелодия, изящное инструментальное сопровождение и соответствующий текст:
"Наверняка вы не раз видели ворона,
Хлопающего крыльями и громко каркающего.
Ему всё равно, что вы о нём думаете,
Он уверен, что за ним право воровать,
Так что держите при себе золото, серебро и камешки.
Хотя он и живёт сотню лет,
У него на счету каждый час.
Вот он летит к высокой башне,
Где хранит свою добычу,
А затем обратно на обочину кольцевой развязки".
Тут, видимо, следует понимать, что летит с ожиданием следующей жертвы.
"New Musical Express" так характеризовал "Play It Loud": "...такой смотрится музыка и вокализация Slade, хотя они с большим мастерством управляют громкостью, иногда снижая уровень, где это необходимо, затем включают её и буквально орут, главным образом ведущий вокалист. Но, наверное, в этом и заключается привлекательность Slade".
Где-то вычитал, что характер текста в "Dirty Joker" антигейский, что выглядит несколько парадоксально с тем гламурным образом, который группа начала примерять на себя после несостоявшегося альянса со скинхедами. Строго говоря, в тексте песни это мнение не просматривается настолько очевидно, чтобы с ним безоговорочно соглашаться. Более того, магия успешности тех сомнительных образов, что по-разному демонстрировали Дэвид Боуи, Марк Болан со своей группой Tyrannosaurus Rex, Mott The Hoople и некоторые другие не столь известные люди, на определённом этапе могла быть притягательна не только для Slade.
В "Sweet Box" прослушивается "битловский" рифф из "She Said She Said", хотя и весьма изменённый. Необходимо крепко напрячь фантазию, чтобы эту параллель обнаружить.
В своё время публика не смогла расслушать и по достоинству оценить этот альбом, хотя ей тогда было проще, чем нам с вами сейчас. Она, та самая публика, не знала других работ Slade, не с чем было сравнивать.
LP "Play It Loud" представляет группу, которая изо всех сил пыталась справиться со своим талантом. Задаюсь порой вопросом, как бы стали развиваться события в дальнейшем, не переложись тогда эта четвёрка на совершенно иной курс. Но, по всей видимости, сработал "генетический код", заложенный в этих парнях, и определённым образом сложившиеся разного рода обстоятельства, что в совокупности и сделали Slade легендарной глэм-рок-группой. Чем она, в сущности, и была хороша. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Side A:
1. Raven (Lea - Holder - Powell) 2:30
2. See Us Here (Lea - Holder - Powell) 3:10
3. Dapple Rose (Lea - Powell) 3:25
4. Could I (Griffin - Royer) 2:45
5. One Way Hotel (Lea - Holder - Powell) 2:35
6. The Shape Of Things To Come (Mann - Weil) 2:15
Side B:
1. Know Who You Are (lea - Holder - Powell - Hill) 2:50
2. I Remember (Lea - Powell) 2:50
3. Pouk Hill (Lea - Holder - Powell) 2:20
4. Angelina (Innes) 2:45
5. Dirty Joker (lea - Powell) 3:20
6. Sweet Box (Lea - Powell) 3:20
Produced by Chas Chandler for Montgrove Investments.
Manufactured by Polydor Records Ltd., London.
Made in England;