Arts
ENG
Search / Поиск
LOGIN
  register

-- []
/ | Информация | Рецензии | Графика | \
____
Darkside Chamber
-
SketchTurner
-



\/
| Last login: 18 июля 2023, 07:33

. .
|

.
.
.
.
Переключить вид

Sepultura

   2003   

Roorback


 Groove Thrash Metal
Roorback
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Отталкиваясь от "Roots", ч. 3.

Анонсируя "Roorback", Киссер в своё время обещал нечто "быстрое, тяжёлое и непохожее ни на что, исполняемое Sepultura ранее". И, конечно же, слукавил.

Сразу обращает на себя внимание изменившийся звук: если на "Nation" группа отчётливо дистанцировалась от nu metal, то здесь гитарные партии приобрели характерное трендовое "пружинящее" звучание. Видимо, как в погоне за ускользающими фанатами, так и в попытке замедлить падение продаж, группа вместе с продюсером решила успеть запрыгнуть на уходящий поезд - но увы: хоть в результате этого отдельные фрагменты (особенно с учётом используемых в них риффов) звучат похоже как на поздний Korn, так и даже на System Of A Down образца "Toxicity", популярности ей это не добавило.

Тем не менее, начинается всё многообещающе: стартуя, как чуть ускоренная "Roots Bloody Roots" с похожим, но заметно более сложным риффом, "Come Back Alive" резво взлетает на скоростях уровня "Beneath The Remains" (умудрившись удачно "поженить" не изменившийся рифф с кратно возросшим темпом) - и вроде бы из обещаний Киссера всё на месте. Почти: и быстро, и тяжело, только вот к новизне есть некоторые вопросы.

А дальше... а дальше без особых усилий становится понятно, с чем в этот раз он решил замешать всю ту же среднетемповую грувятину образца всё того же "Roots" (а как же быстро и тяжело? по первому пункту обломитесь, ещё будет всего два скоростных трэка, оба паршивые и про оба ниже) на этот раз. Т. е. вся новизна - это третье по счёту пережёвывание "Roots" (и немножко "Chaos A.D.") с дополнительными новыми вводными.

Во-первых, больше ритмов, хороших и разных: и если "Godless" - это, по сути, огрувленный "Kaiowas", то вот "Urge", "As It Is" (забавная композиция: рожая рифф, Киссер как будто оплодотворялся концовкой Tool-овской "The Grudge") и "Mind War" именно по ритмике аналогов в предшествующем творчестве группы не имеют вообще.

Во-вторых, это всякие глючно-диссонансные звукосочетания. Взять, например, "Apes Of God" - это фактически nu metal, если даже не рэпкор на базе оного (т. е. условный озверевший Limp Bizkit, а не условный озверевший Rage Against The Machine): в куплете Деррик приближается к полноценной читке на харше, в припеве ("You hear me! You") у него практически полноценное "ёу" получается; характерный "прыгательный" темп; плюс такой притыренный у хардкорщиков, но регулярно эксплуатируемый и "мазафакерами" приём, как брэйкдаун - но гитарные партии наполнены настолько больными созвучиями, что среднестатистический фанат "мазафаки" слушать это будет не чаще, чем каких-нибудь Candiria или Will Haven. Правда, дальше упражнения Киссера в создании как можно более странно звучащих риффов играют с ним злую шутку: регулярно начинает получаться всякая неинтересная, а то и неслушабельная срань (характерный пример - "Activist", которая не выдерживает никакого сравнения с аналогичной ритмически "Hatred Aside", даже с учётом крайне жидкого гитарного звука на альбоме "Against"). Cмыкаются с этим пунктом, но не тянут на отдельный, и редкие вылазки на альтернативные/ню-металлические территории - они присутствовали и на "Roots", просто за 7 лет мейнстрим в указанных жанрах сильно поменялся, и Sepultura теперь аккуратно щупает наработки совсем других команд.

И, в-третьих, это те находки прошлых альбомов, что были сочтены удачными. Задействовали полу-балладу ("Bottomed Out" - "The Ways Of Faith" была круче и мрачнее, но эта в контексте альбома тоже заходит хорошо) и ряд ритмических конструкций, которые группа практически не использовала по 1996 год включительно, но кои впоследствии удачно освоила (например, "Corrupted" явно выросла из припева "Who Must Die?" с предыдущего альбома).

Прямое цитирование "Roots", замечу, никуда не делось, как в удачных моментах ("More Of The Same" = "Endangered Species II"), так и не очень ("Leech", в куплете которой Киссер придумал нечто уж совсем странное/стрёмное по гитарной части = очередной "Dictatorshit"). И да, на сей раз группа обошлась практически без гостей - исключительно бразильские ноунеймы, один из которых пошумел в интро и аутро, а второй каким-то образом поприсутствовал на "Urge".

Как же всё это слушается? На самом деле, примерно по "Mind War" - вполне себе неплохо, да и "Bottomed Out" - получилась. Как минимум, группа не допускает настолько длительных по хронометражу провалов, как эпичные в своей УГ-шности "One Man Army" и "Politricks" - дном альбома на этот раз являются короткие быстрые песни (кроме открывашки), именно на них Киссеровскую гитарную фантазию унесло куда-то совсем не туда.
Альбом звучит значительно более цельно, чем оба предшественника, но в то же время как-то более усреднённо - на протяжении первых восьми трэков крайне редко возникает ощущения категории "вот это здорово!", скорее, слушатель плавает где-то между "хорошо" и "ничего так", а в моменты, когда уже хочется сказать "не, ну это вот уже отстой", или Киссер, или Кавалера-младший заворачивают что-нибудь интересное.

В части продаж, ничем не превосходя, но и не уступая радикально предыдущим релизам по качеству, "Roorback" продолжил тенденцию к падению. Может, SPV и верил в группу больше, но возможности у него были кратно меньше, нежели у монструозного Roadrunner, который проходил свой пик. Армия старых фанатов, способная вытащить группу, категорически не принимала нового фронтмена, а новых ещё не наросло в достаточных количествах. Да и зловредный Интернет с неконтролируемым распространением mp3 уже начал долбить по всем: Кавалера-старший годом раньше тоже прошёл через почти десятикратное падение продаж (в сопоставлении с результатами предшественника) в США в первую неделю после выхода альбома, но 33 000 альбома "3" не идут ни в какое сравнение с 4 000 альбома "Roorback" - до такого уровня экс-вокалист Sepultura будет падать ещё больше 10 лет.

Интересно, что в те годы Sepultura пробует Деррика в качестве ритм-гитариста хотя бы вживую (видимо, до Киссера что-то стало доходить), но без особого успеха. Следы этого нашли своё отражение в клипе на "Mind War" - в кои-то веки не вызывающий оторопи выбор из трэк-листа всего альбома.

Расчётно-аналитический метод оценки даёт сбой: поставить 7/10, к которым подталкивает трэк-лист - это поставить "Roorback" выше "Against" и "Nation", занижать оценку по сравнению с ними вроде тоже не за что... Посему 6/10.

P. S. В строгом соответствии с ню-металлической модой тех лет после "Outro", представляющего собой чистой воды филлер, запрятан скрытый трэк "Paulo's Microphone" - смешная песня-зарисовка о постигшей группу утрате: джем в студии, который, как они думали, записывается, весь ушёл мимо кассы, потому что раздобытый басистом Паулу микрофон сломался. Вполне улыбательно, но требует либо умения в английский на слух, либо Интернета под рукой: в буклете текста по понятным причинам нет.
SketchTurner   7 мар 2021

Sepultura

   2002   

Revolusongs


 Groove Thrash Metal
Revolusongs
7/107/107/107/107/107/107/107/107/107/10
Интерлюдия между переосмыслениями "Roots".

Удивительно, но в своё время стараниями пиратов до российской глубинки этот EP доехал в первозданном виде, пусть и добитый перекодированным из mp3 миниатюрным "The Best Of". В более доступном массовому слушателю переиздании (бонус-диском к последующему альбому) стёбный недо-кавер на "Enter Sandman / Fight Fire With Fire" не вошёл.

Звук со времён "Nation" не поменялся (благо продюсер всё тот же) - хороший, плотный. Что же касается наполнения... потрэковый разбор - безусловно, моветон, но релиз настолько короткий и притом настолько разнородный стилистически (сказывается жанровая принадлежность оригиналов), что избежать этого будет крайне непросто. В любом случае в актив группе идут "открывашка" (кавер Hellhammer) и "закрывашка" основной программы (кавер Exodus; отмеченные выше короткие упражнения на темы Metallica - не более, чем прикол) - обе две сыграны чуть быстрее оригиналов и звучат "вкуснее" (сказываются полтора десятка лет эволюции техники звукозаписи). Особенно выделяется "Messiah", в исполнении бразильцев отчётливо хардкоровая (притом, что самих Hellhammer принято относить к трэшу и даже прото-блэку).

Между ними же всё не так однозначно. Конвертация "Mongoloid" в честный задорный хардкор (ещё и с бластбитом в конце!) - бесподобна; утяжеление "Angel" (см. гитарные партии и харш) ничего особенного к оригиналу не добавляет; "Mountain Song" безусловно прибавила по сравнению с нудным и тягучим исходником, бережно сохранив все действительно классные его места (бридж между припетом и куплетом, например); сухой остаток же - каверы на Public Enemy и на U2 - как раз оказываются самыми спорными местами EP.

Начать стоит с "Black Steel In The Hour Of Chaos". За минувшие с первого прослушивания этого EP 17 лет однозначно прибавил в способности адекватно воспринимать хип-хоп, да и тогда - при наличии риффаков в аккомпанементе - слушалось нормально. Но. Кавалера-старший запустил на свои студийные альбомы читку сильно раньше - и у него объективно получилось свирепее в хорошем смысле. Даже лишённый гитарных партий на протяжении большей части своего хронометража трэк "In Memory Of..." с насквозь ню-металлического "Primitive" звучит экстремальнее. Да, харшевая читка Деррика звучит оригинально (в те времена какой-нибудь Sutter Kain если и творил, то никому не был известен), да, ещё более оригинально для рядового слушателя звучат приглашённый бразильский рэпер Sabotage со скоростной читкой на португальском, но музыкальное сопровождение откровенно хромает: основной рифф как-то очень уж задвинут в миксе; в условном припеве, когда целенаправленно нагнетается напряжение - подсознательно ожидаешь какого-то особенно монструозного риффа, а то и брэйкдауна (ща! ну вот ща старина Киссер вмажет!)... а вместо этого начинается следующий куплет. Наконец, псевдо-соло с сэмплированно-заскрэтченными партиями Киссера немедленно воскрешает в памяти товарища Морелло - и поскольку товарищ Морелло добивается идентичного эффекта без сэмплов и скрэтчей, сравнение оказывается не в пользу Киссера. А ведь можно было пойти тропой Трики, который в своей "Black Steel" на базе того же исходника сделал нечто действительно оригинальное, полностью поменяв подачу и ритмику и - внимание! - тоже украсив композицию экстремальными (по меркам и альбома, и жанра, конечно) гитарными партиями.

С "Bullet The Blue Sky" всё проще. Видимо, объективно не способен воспринимать гений U2 - мне категорически не нравится всё их творчество, включая и ранние пионерские работы, и претенциозные опусы среднего периода, и то немногое из позднего, что каким-то образом довелось услышать: на мой взгляд, это несколько неправильно, когда известность и продажи альбомов группы генерируются преимущественно их общественной деятельностью и гражданской позицией, а не их незатейливым (очень мягко говоря) музыкальным материалом. Наконец, меня люто, бешено раздражает вокал Боно, начиная от тембра и заканчивая используемыми им приёмами. Да, за вот уже 40 лет в их загашнике найдётся несколько композиций, которые способен слушать, не кривясь, они есть даже на "The Joshua Tree" (откуда и взят оригинал) - но это точно не "Bullet The Blue Sky". И если в случае с "Angel" Sepultura, мало что добавив к оригиналу, не улучшили, но и не испортили восприятие, то с "Bullet The Blue Sky" в принципе всё то же самое, за одним важным исключением: Massive Attack лично мне нравятся (и творчество в целом, и исходник), а U2 - строго наоборот.

Упомянутая в самом начале шалость пера в части творчества Metallica могла бы потянуть на минус, будь это полноценный кавер: очень уж небрежно отыгрывается intro "Enter Sandman", с откровенными такими огрехами, плюс оно очень "грязно" сведено - но зато вступительный рифф и последующее долбилово из "Fight Fire With Fire", явно в противовес сыграно как надо, и записано едва ли не чище, чем оригинал (и уж точно агрессивнее в подаче) - даже жалко, что оно так быстро заканчивается фэйд-аутом.

Что ж... не исключая из основной программы эту зарисовку, имеем 7/10 за трэк-лист (4 отличных и 2 сносных вещи из 8 => 7,5/10 с округлением вниз), плюс балл за звук и минус балл за каверы U2 и Public Enemy. Что на выходе даёт (вообще-то) лучшее, что группа выпустила на тот момент без экс-вокалиста - и крайне иронично, что это целиком и полностью чужой материал.
SketchTurner   7 мар 2021

Sepultura

   2001   

Nation


 Groove Thrash Metal
Nation
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Отталкиваясь от "Roots", ч. 2.

Холодный приём "Against" показал: этнико-псевдопрогрессивный эксперимент на базе "Roots", что называется, не взлетел. Что ж, на "Roots" было предостаточно других фишек (собственно, великое их множество в совокупности и позволило порвать чарты) - оставалось понять, какие из них следует развить, проделав своего рода работу над ошибками. Получилось ли?

Как отмечал в рецензии на предыдущий альбом квартета, в попытках "перероссробинсонить Росса Робинсона" продюсер не то забыл, не то забил на агрессивную подачу гитарных партий. Возможно, именно с прицелом на исправление этого досадного недостатка и был рекрутирован Стив Иветтс, известный на тот момент по работе преимущественно с андеграудными "коровяками". Соответственно, саунд "Nation" - более резкий, отчётливо дистанцированный от гремевшего из каждого утюга в те годы nu metal, и более компактный по сравнению с предшественником; игры с приглушением/выводом на передний план тех или иных инструментов и гитарными наложениями не то, чтобы редки - они продуманы, функциональны и не перетягивают на себя внимание. Конечно, группа не зазвучала, как олдовые металкорщики - но сентиментальный массаж ушных раковин проявляется только с акустикой или красивым соло: где должно громыхать - там громыхает исправно.

В жанровом аспекте - всё тот же среднетемповый грув-метал, эксплуатирующий наработки "Roots", вплоть до прямого цитирования (например, фрагмент под соло "Border Wars" как будто с мясом выдран из "Straighthate"). Завезли хардкор ("Dictatorshit"-оподобные песни и фиты с разнообразными культовыми для жанра фигурами), несколько нехарактерных стилистических упражнений в виде капельки рэгги ("Tribe To A Nation"), пару "первых ласточек" в части одной из сильнейших сторон пост-Максовой Sepultura - мрачнейших полу-баллад ("The Ways Of Faith" страсть как хороша, акустико-этническая "Water" несколько невнятна), отдельной строкой идёт фит Apocalyptica (как, должно быть, радовались Топпинен сотоварищи, записываясь с теми, кого каверили тремя годами ранее!). Этника осталась преимущественно в барабанных партиях Кавалеры-младшего и выходит на передний план исключительно в "Uma Cura" (коя, мягко говоря, не "Ratamahatta"). В части сонграйтинга Киссер ощутимо умерил свои амбиции, и местами даже перестарался - если "Vox Populi" развивается интересно и органично, то "Saga" (барабанный брэйк из середины которой, кстати, System Of A Down годом позже воспроизвели в "Innervision") слушается как набор прибитых друг к другу за мошонку фрагментов. И хроническая болезнь ("отличный рифф или барахло? да какая разница!") поздней Sepultura уже являет себя во всей красе: хуковые, цепляющие места ("Sepulnation", рифф-открывашка "Who Must Die?") соседствуют с на редкость унылыми и невыразительными пассажами (вся "One Man Army", откровенно вымученная "Reject"), которые достигают своего... нет, не апогея - дна в "Politricks", которая более всего напоминает унылейшую "Prenuncio" (би-сайд с "Against", за которым, прознав о его существовании, охотился в интернете с 2001 по 2006 годы - и, услышав, впал в глубокое разочарование).

Чуть подробнее о фитах. Не сказать, что их стало сильно меньше - список приглашённых музыкантов не особо уступает обоим предшественникам; другое дело, что их как-то не особо слышно, а где слышно - не очень понятно, зачем они были нужны. Так, в рэгги Грин и сам умеет (что можно услышать на альбоме Outface "Friendly Green" аж 1992 года), вряд ли Dr. Israel на "Tribe To A Nation" был действительно необходим; так ли уж был нужен второй бас и синтезатор на "Uma Cura", действительно ли именно вокалисту (ныне, в 2021, уже с приставкой экс-) Ill Nino следовало прочесть без аккомпанемента несколько строк в би-сайде "Annihilation", осмысленно ли повторное появление Жуана Горду на другом би-сайде - тоже вопросы дискуссионные. Вероятно, цели преследовались строго коммерческие - а ввиду уменьшившегося бюджета зазвать получилось только таких гостей: тот же Джейми Джаста, действительно украсивший "Human Cause", в 2001 году был известен куда как меньше, чем сама Sepultura.

Раскиданные по альбому на языках оригиналов цитаты Матери Терезы, Ганди, Далай Ламы и Эйнштейна под один и тот же сэмпл, очевидно, должны нести некую смысловую нагрузку, только уловить этот смысл при прослушивании - непросто именно из-за языков оригинала (хоть в буклет их и положили в переведённом виде). И уже к третьей цитате лёгкое недоумение переходит в некоторое раздражение.

Со времён предшественника подходы к вокалу у Грина устаканились: практически однотипный харш со вкраплениями чистого. Тембр может нравиться, может не нравиться - это вкусовщина; другое дело, что местами чистый более чем уместен и хорошо сочетается с музыкой (куплеты "The Ways Of Faith"), но нередко же и в плохом смысле оттеняет и без того унылый аккомпанемент (откровенно инородный "типа атмосферный" бридж в "Who Must Die?" между задорно-свирепыми куплетом и припевом; и в особенности "One Man Army" целиком - а ведь на неё ещё собирались снимать клип!), делая его ещё унылее.

Пара слов о би-сайдах. Кавер на Bauhaus объективно неожиданен; каверы на вещи панк-рокеров Crucifix и Black Flag ничего особенного в портфолио группы не добавляют: перепевки куда как менее известных бразильских панков, записанные во времена "Chaos A.D.", звучали свежее и задорнее; демо "Revolt" интересно преимущественно несоответствием названия и содержания (на альбоме есть композиция "Revolt" - но она совсем не про то, а итоговая версия демо-материала озаглавена "Saga"); ну а лайв "Roots Bloody Roots" - если я не ошибаюсь, первая изданная концертная запись нового состава - наглядная иллюстрация тезиса об острой нехватке второго гитариста.

В итоге по сравнению с предшественником соотношение между отличными / хорошими песнями и филлером / шлаком не претерпело особых изменений: это по прежнему 6 из 15 ("Sepulnation", "Revolt", "Vox Populi", "The Ways Of Faith", "Human Cause", "Valtio" - и всё это, кроме "The Ways Of Faith" и "Valtio", плоть от плоти альбома "Roots"), причём они очень уж неравномерно распределены про трэк-листу: вторая половина альбома ощутимо проседает. А вот столь необходимое на удержание фэн-базы время было уже упущено: альбом продавался в 2,5 раза хуже предшественника, лэйбл откровенно забил на группу болт, и пока Грацианыч-старший рвал OzzFest'ы и чарты, Sepultura не сумела поехать на тур Tattoo The Earth вместе со Slayer и Slipknot. Собственно, прощание с Roadrunner Records и подвело черту: из феномена мирового уровня группа нисходит до статуса "широко известной в узких кругах", где и остаётся поныне.

Будь он выпущен в 1998 году, альбом "Nation" - объективно не уступающий "Against", а в части соответствия именно тогдашним ожиданиям фэнов даже его превосходящий - вряд ли составил бы конкуренцию дебютнику Soulfly, но вполне мог удержать ядро фэн-базы: дескать, смотрите, мы по-прежнему могём в риффы, смотрите, у нас на альбоме голодные ребята из андеграунда вместо пирсингованных козлов, смотрите, мы поём о наболевшем, а не про "моё племя - твоё племя", мы - не дикари, мы - нация! Но получилось так, как получилось.

Подводя итог: 4 балла за трэк-лист, 2 балла за продюсерскую работу (работа Иветтса - козырь, который группа попытается разыграть ещё дважды), 1 балл за осмысленную работу над ошибками, минус 1 балл за то, что "One Man Army" и "Politricks" попали в основной трэк-лист.
SketchTurner   4 мар 2021

Sepultura

   1998   

Against


 Groove Thrash Metal
Against
6/106/106/106/106/106/106/106/106/106/10
Отталкиваясь от "Roots", часть 1.

Продюсер Хауард Бенсон, ранее известный преимущественно по работе над тремя последними (на тот момент) альбомами Motorhead, колдуя над саундом альбома, определённо вознамерился "перероссробинсонить" самого Росса Робинсона, работавшего с группой над "Roots". Сложно сказать, насколько результат (о котором ниже) реально повлиял на его дальнейшую карьеру, но факт остаётся фактом: именно после "Against" в портфолио Бенсона появляются ню-метал-, альт-метал-, пост-грандж- и рэпкор-команды (P.O.D., впоследствии Skindred, Adema, Hoobastank и иже с ними), аккурат на пике популярности этих смежных жанров, а его фамилия начинает прочно ассоциироваться именно с перечисленными стилями, пусть и в меньшей степени, нежели фамилия кудесника Росса. Соответственно, на карьере продюсера выпуск "Against" сказался гораздо лучше, нежели на карьере самих Sepultura.

Доходчивее всего о продюсерском подходе Росса Робинсона неоднократно высказывался ув. Oakim, и та составляющая саунда, в которой у Бенсона таки получилось на равных потягаться со своим предшественником по работе с квартетом - при первом прослушивании кажущиеся грязными, но на самом деле крайне многослойные, насыщенные разнообразными нюансами аранжировки - это несомненный плюс "Against". Именно в этом аспекте слушать, КАК записано - зачастую интереснее, нежели ЧТО записано, пусть даже периодически Бенсон заигрывается (см. о "Reza" ниже). Собственно, других вариантов у Бенсона не было, учитывая, что количество задействованных при записи разнообразных музыкальных инструментов народов мира сопоставимо с оным "Roots" - собственно, помимо почти всего, чем музыканты порадовали на предшественнике (да-да, всяческие беримбау, джембе и прочие перкуссии с треугольничками) на сей раз завезли и барабаны тайко, и терменвокс, и даже виолончель. Всю эту экзотику следовало сберечь и донести слушателю - и, будучи грамотно раскиданной по миксу, периодически перетекая из канала в канал, пресловутая экзотика определённо не позволяет заскучать.

Не вышло же превзойти маэстро в подаче гитарных партий: на фоне любого альбома из предшествующей дискографии гитары на "Against" звучат непривычно жидко и беззубо. Конечно, и сам Киссер на этот раз сочинил и играет несколько иные риффы, чем раньше, но за исключением редких моментов обострений (тот самый брэйкдаун в конце "Unconscious", который отметил ув. Jotun, концовка титульного трэка и другие разбросанные по трэк-листу вкрапления характерного "дж-дж-дж") гитара на "Against" не вгрызается в уши слушателя, не долбит его по голове, а преимущественно бережно массирует и то, и другое.
И это совсем не то, чего ожидал среднестатистический фэн от группы в 1998 году.

В 2001 году в большой обстоятельной статье журнала Classic Rock "Roots: брутальное лезвие андеграунда" по поводу "Against" мелькнул следующий пассаж: "(...) выпустили жёсткий альбом "Against", очень напоминающий "Arise" (...)". Непросто предположить, чем упарывался автор - возможно, он просто не слышал оба альбома целиком, либо же в обоих случаях его хватило на вступление и секунд 5 "открывашек". Потому как в целом музыкальный материал "Against" не имеет вообще никакого отношения к "Arise". Собственно, с первых тактов заглавной композиции квартет предлагает хардкор, причём в очень непривычном для себя темпе (примерно раза в полтора медленнее, чем на "Dictatorshit" - скорее по количеству ударов в минуту это можно сравнить со скоростными фрагментами "Manifest"), после чего валится в среднетемповый грув-метал с кучей нетривиальных ходов и заигрываний с этникой, в котором исправно выдерживает бОльшую часть хронометража - за исключением совершенно неуместных инструментальных интерлюдий в середине альбома ("Tribus" и особенно непонятный кавер на композицию из саундтрэка к "Исчезающей точке" - что это такое, какую функцию они несут?), редких срывов в аналогичный темп и стилистику (невнятная концовка "Common Bonds" и действительно удачная "Hatred Aside"), и ещё более редких заходов на действительно высокие скорости в "Reza" и "Drowned Out". Причём именно в "Reza" слушателя ждёт самый жестокий облом: соавтор /гостевой вокалист Жуан Горду (Ratos de Porão) и длительность трэка, казалось бы, предвещают "Biotech Is Godzilla II", и формально так и есть... но аранжировка (совершенно неразборчивый, будто записанный на диктофон вокал Жуана - в правом канале, играющая явно сердитый и практически трэшевый рифф, но приглушённая до степени неслышимости на фоне ритм-секции гитара - в левом) низводит эту перспективную вещь до уровня изощрённого троллинга die hard-фэнов.
Что общего может быть между описанным выше и довольно однородным стилистически "Arise" (трэш, спродюсированный под флоридский дэт), кроме названия группы и узнаваемых гармоний в стиле бриджа "Meaningless Movements" (например, на 1:10 всё той же "Reza"), представленных в следовых количествах - понять затруднительно.

Очевидно, что с точки зрения жанровой принадлежности отправной точкой являлся предшественник (который тоже, к слову - грех не пнуть невменяемого журналиста ещё раз - на "Arise" не очень-то походил). И если Грацианыч-старший пошёл по пути его примитивизации (больше кача! больше кричалок!) и ловко упаковал получившееся в формат, идеально зашедший поклонникам набирающего обороты nu metal, то Киссер, напротив, решил развить мультистилистическую (больше этники! больше приглашённых музыкантов!) и композиционную (больше наворотов!) составляющие. Спору нет, музыку он писать умеет - но, как и в случае с саундом, интереснее слушать то, КАК сочинено и сыграно, нежели ЧТО сочинено и сыграно. Характерный пример - "Floaters In Mud": за её развитием объективно интересно следить, она переполнена разнообразными фишками и сменами жанров... а ещё патологически невыразительными риффами, кроме разве что небольшого всплеска в середине.
Именно на "Against" проявляются первые симптомы хронической болезни Sepultura пост-Максовой эры: основной композитор не то не отличает без посторонней помощи, цепляющий у него рифф получился или категории "в утиль", не то ему просто плевать на то, за что любили и любят его группу в первую очередь. Ведь всё же классический состав Sepultura славился не только и не столько грамотной компоновкой тем и умело вплетёнными межтематическими переходами, сколько успешным сложением оных с действительно убойными риффами. А именно убойных риффов на "Against" - явный дефицит: двумя годами ранее "Choke" стала бы не синглом, а би-сайдом, дожидающимся гипотетического сборника "Blood-Rooted II".
И это совсем не то, чего ожидал среднестатистический фэн от группы в 1998 году.

К ритм-секции претензий нет, особенно к работе Грацианыча-младшего - освоенная им ко временам "Chaos A.D." "племенная" манера игры на ударных сочетается с композиторскими изысками Киссера вполне органично. В части вокальных партий - всё того же Киссера беспрецедентно много за всю (в т. ч. последующую) историю, а новичок Деррик Грин выдал, пожалуй, самую разнообразную с точки зрения используемых техник звукоизвлечения работу (во всяком случае, никогда далее он не пел в той же манере, что и в куплете "Drowned Out", например), на последующих релизах всё будет гораздо проще и сдержаннее. Понятно, что группа ещё подстраивается к новому вокалисту, и отдельные партии сочинены и спеты с оглядкой на "кричалки" экс-вокалиста (иными словами, если мысленно заменить Грина на Грацианыча-старшего - результат был бы ещё более экспрессивен), но в то же время группа активно использует умение Деррика в чистый вокал, что до "Against" в творчестве Sepultura казалось просто немыслимым. Особенно хорошо потенциал нового вокалиста раскрывается во второй части "Hatred Aside", когда бодрый хардкор плавно сменяется забористым шаманским трипом.

Упомянутые сложные аранжировки и композиционная навороченность не позволяют предположить, что группа куда-то спешила, а материал сочинялся и писался второпях. Однако же - имеем всего 2 действительно отличные песни ("Boycott", "Hatred Aside"), чуть больше хороших ("Against", "Unconscious", "Kamaitachi" и "Reza" - ох, если бы не её аранжировка!), на которые нанизан филлер, от уровня "сойдёт" ("T3rcermillenium") до уровня "зачем это вообще здесь?" ("F.O.E.") с промежуточной остановкой "а как это стало синглом?" ("Choke"). Столь неровный материал в итоге не позволяет воспринимать альбом как единое целое, да и каждая композиция, за исключением отнесённых в число отличных и хороших, обещая интересное путешествие вслед за полётом мысли Киссера, оборачивается даже не короткометражным роуд-муви, а какой-то вырезанной из большого и действительного шедеврального роуд-муви интермедией, работающей не на движение сюжета и развитие персонажей, а на атмосферу за счёт потрясающих задних планов и на минутные эмоции за счёт особо искромётных диалогов.

Не особо радуют и би-сайды: довольно скучный кавер на Bad Brains ("Gene Machine / Don't Bother Me" - к слову, пару риффов отсюда можно услышать на последнем шоу с Максом, изданном в виде двойного лайва "Under A Pale Grey Sky"); вокальная версия "Kamaitachi" без японских гостей, зато с Майком Пэттоном (честно говоря, инструментальный вариант с тайко слушается значительно выигрышнее его фирменного певческого шапито); откровенное глумление над слушателем в виде монолога бразильского человека-оркестра Зе ду Кашана (ныне покойного) под довольно-таки аскетичный инструментальный аккомпанемент, которое длится более 5 минут; а также небольшая пачка демок и альтернативных миксов.

Представляется уместным провести крайне неожиданную, но интересную параллель, а именно - вышедший годом ранее альбом Alchemist "Spiritechnology". Австралийцы к этому времени практически избавились от элементов дэта в своей музыке, а тот же основной рифф в "открывашке" "Chinese Whispers" был бы вполне уместен в ином грув-металлическом альбоме. Сонграйтинг - ни капельки не проще, чем на "Against", этника и мультистилистичность - в наличии, с риффами - полный порядок, а вокал и аранжировки так даже уступают в разнообразии. Но тем не менее - "Spiritechnology" (коий длиннее аж на треть) интересно слушать и переслушивать целиком: и ЧТО, и КАК - и написано, и сыграно, и записано. Да, можно возразить, что данный релиз тоже, мягко говоря, не снискал коммерческого успеха - но, сдаётся мне, это очень веский довод в пользу того, что не стоит переоценивать Киссера как некоего мега-творца, имеющего право на "я художник, я так вижу". Да, творчество может и не быть для шир.нар.масс - однако продажи так долго падали до уровня, выше которого так и не поднялись Alchemist, исключительно за счёт более громкого имени. А ведь падение можно было сильно замедлить, вовремя рекрутировав толкового второго гитариста с умением в сочинение хуковых риффов...

Фэн-база свой выбор в 1998 году сделала: дебютник Soulfly разошёлся вчетверо большим тиражом, и масштабное мировое турне никак не помогло.
Сделал свои выводы из этого опыта и квартет: во-первых, вплоть до 2011 года Sepultura ни разу не выпускала студийные альбомы год-в-год с проектами экс-вокалиста (да и сейчас старается особо не пересекаться); во-вторых, стало очевидным, что в выбранном направлении далее двигаться не стоит. Собственно, по 2006 год включительно группа так и будет кидаться в разные стороны, всякий раз отталкиваясь от альбома, ставшего последним коммерчески успешным в их дискографии; этника же в её творчестве начнёт носить строго фрагментарный характер, и бОльшую часть своих амбиций в этом жанре Киссер и Кавалера-младший сполна удовлетворят за рамками группы годом позже.

Общая оценка формировалась по принципу: удельный вес отличных и хороших песен (6/15 => 4/10), плюс балл за работу продюсера и плюс балл за смелость и амбиции.
SketchTurner   3 мар 2021
<
1 2 [ 3 ]
/\\Вверх
Рейтинг@Mail.ru

1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.   Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом