Когда Армии KISS говорят, что скоро поблизости будет концерт кого-то из KISS-family, у любого фэна возникает лишь два вопроса: «когда?» и «где?». Бросаются все дела, забываются все проблемы, ибо любой музыкант, хотя бы год проработавший в KISS, автоматом приобретает себе почёт и уважение на сто лет вперёд. У него всё в жизни может быть кувырком, может не ладиться сольная карьера, могут не получаться альбомы, может заболеть любимый волнистый попугайчик, но как минимум на “Kiss Convention” (больших «слётах» фэнов KISS, где также участвуют близкие группе люди и играют кавер-группы) их всегда ждут с распростёртыми объятиями. Но если такого рода мероприятия не так давно всё же показали себя в Европе немного нерентабельными (только в Европе - в США «конвеншены» до сих пор цветут пышным цветом), то уж на концерты музыкантов из KISS-family народная апатия никак не распространяется. Наверное поэтому, когда оригинальный гитарист KISS, знаменитый «Пришелец» Эйс Фрели, наконец, сдержал своё, данное в 2008 году, слово и все-таки объявил о европейском клубном туре, равнодушных не нашлось. В конце концов, это сам Эйс Фрели собственной персоной, человек, в прямом смысле слова определивший звучание KISS времён золотых 70-х, без которого группа уже никогда не будет звучать настолько же клёво. Это был, возможно, единственный шанс увидеть настоящую легенду на расстоянии вытянутой руки и услышать «тот» звук!
Выпустив в 2009 году первый за многие и многие годы новый сольный альбом «Anomaly», Эйс, по сути, вернулся в музыку. Чего уж там, мало кто в это верил, и чтобы полностью проникнуться этим неверием, достаточно просто хорошо знать Эйса. Я думаю, тут будет уместно дать немного предыстории. Уйдя из KISS в 1982 году, Пришелец вовсю предался жизни отставной, но всё ещё богатой рок-звезды — наркотики, алкоголь, секс и лень вели к деградации, покуда его чуть ли не заставили начать сольную карьеру. В результате, как ни странно, получилась отличнейшая группа «Frehley's Comet», где кроме самого Фрели в первую очередь выделялись гитарист и вокалист Тод Говард (он исполнял партии ведущего вокала практически наравне с Эйсом и плотно участвовал в создании материала) и довольно именитый ударник Энтон Фиг (записавший, кстати, почти все партии ударных на «киссовском» альбоме «Dynasty», а также все партии ударных на «Unmasked»). Первый альбом, вышедший в 1987 года был великолепен и в чём-то даже хитов, однако уже через год Фрели показал, до какой степени он не любит жить согласно подписанному им же контракту: к следующему альбому “Second Sighting”, который должен был выйти в 1988 году, у Эйса практически не оказалось материала, поэтому Тоду Говарду пришлось, по сути, писать почти весь альбом, довольствуясь формальным участием самого основателя группы. Далее «Frehley's Comet» довольно предсказуемо развалились, а уже в 1989 году Эйс выпустил свой сольный альбом «Trouble Walking» с совсем другим составом. Альбом был откровенно неплох и в чём-то даже лучше работ «Frehley's Comet», но пофигизм Эйса стал сказываться на общем положении дел всё сильнее и сильнее. Состав постоянно менялся, Эйс то занимался записью демок, то говорил о продолжительном отдыхе, то строил домашнюю студию, то создавал свой официальный фэн-клуб, то его же страстно разваливал, то с кем-то судился, то не занимался вообще ничем. Его ответы на вопросы о новом альбоме в духе: «Я сейчас как раз строю студию, а вот потом...», — вошли в легенды и фанатский фольклор. С 1996 по 2000 год он снова был занят в KISS, проведя три тура и записав долгожданный альбом оригинального состава «Psycho Circus», после чего вновь вернулся к постройке студии (вы представляете себе этот Вавилон?) и обещаниям вернуться с новым сольником. Вероятно поэтому, когда в конце 2008 года появились первые заявления Эйса по поводу нового альбома, подавляющее большинство фэнов посмеялось и подумало что-то типа: «Угу, точно, только вот студию достроит и обязательно выпустит». Каково же было всеобщее удивление, когда альбом действительно вышел и даже оказался настолько неплохим, что несколько недель не выходил из хит-парада Billboard. По видимому, дела пошли настолько хорошо, что уже спустя пару месяцев Фрели замахнулся на тур по Европе, чего не делал целую вечность.
Из соображений территориальной близости я выбрал берлинский концерт. И, естественно, по Закону Подлости именно с этим выступлением были основные проблемы. Организаторы, договорившиеся на 11 декабря и вскоре узнавшие, что в тот же день в том же Берлине будет большой концерт Motorhead с саппортом в виде проекта культовых в Германии панков Böhse Onkels, срочно попробовали перенести свое мероприятие, но это уже, в свою очередь, не укладывалось в планы Эйса Фрели. Сразу стало понятно, что концерт станет в корне убыточным, и, как результат, последовала смена залов. Изначально Эйса и Ко планировал принять большой (на 2000 человек) клуб «Huxley's», но когда стало понятно, что такого количества народу приезжая знаменитость, как ни странно, не соберёт, концерт наскоро перекинули в куда более скромную обитель воя и грохота под названием «Columbia Club», рассчитанную на 700 человек. Каково же было всеобщее удивление, когда выяснилось, что в Берлине куда больше фэнов Motorhead, чем ожидалось — к началу концерта в «Columbia Club» было никак не больше 200 человек (по неофициальным данным «изнутри», по билетам же прошло всего около 170 персон). Что особенно интересно — вокруг слышалась исключительно польская речь! В принципе, я уже и так был в курсе мощи польской KISS Army: к примеру, огромное количество польских фэнов KISS при полном параде и со знамёнами «KISS Army Polska» объездили за группой все концерты прошлого европейского тура 2008 года! Людям, что называется, респект и уважуха. Кто-то был даже в полном облачении Эйса времён «Dynasty»!
Пройдя в клуб одним из первых, я ринулся к сцене, но первый ряд был уже весь занят. Пришлось пристроиться во втором. С десятиминутной задержкой началось выступление разогревающей группы... Хоть убейте, не понимаю, зачем музыкантам калибра Эйса брать кого-то на разогрев, один хрен никто их не слушает. В этот раз это было что-то не совсем удобоваримое — англоязычный коллектив, лабающий нечто вроде Linkin Park с вкраплением тяжеляка в духе поздних Pantera. Из всего их 30-минутного сета запомнился лишь неплохой, косящий под Томми Ли, ударник. Остальное — никак, ни плохо, ни хорошо. И зачем было продемонстрировано, тоже не совсем ясно.
Дальше был, так сказать, антракт и затянулся он на добрых сорок минут. По сцене лениво передвигались служащие, дёргали проводочки, таскали туда-сюда гитары, которые настраивались почему-то по два-три раза. Потом долго чинили неисправные микрофоны в подзвучке ударных, потом на сцену выполз парень с кипой полотенец, минут пять постоял, глядя в пустоту, и ушёл. Всё действо немного разбавлял какой-то дед, который раз в пять минут равнодушно мычал в микрофоны. Половина пришедших уже спали, когда в зале наконец загремели колокола и из динамиков понеслось интро — композиция «Fractured Mirror» с сольника 1978 года. Интро вышло довольно долгим и до его окончания все музыканты Эйса успели выйти, найти свои инструменты и даже отстроиться. Но вот на сцену выбежал сам Эйс и всё предыдущее недоразумение было уничтожено и забыто с первыми же аккордами «Rocket Ride»! Зал буквально сошёл с ума, да и чего там — я сам с него сошёл! Это был всё тот же старый добрый мистер Фрели, который конечно немножко постарел, но не утратил ни своего фирменного звука, ни своей странноватой ироничной харизмы. В киссовский боевик «Parasite» перешли без паузы и с абсолютно бешеной энергетикой. Нынешние музыканты Эйса достойны отдельных похвал, особенно гитарист Деррек Хоукинс! Отличный музыкант, не раз повеселивший всех собравшихся копированием «фирменных» жестов Пола Стенли. Ритм-секция тоже хороша, но ничем не выделяется, просто тяжело и чисто играет и старается особо не отсвечивать. После «Parasite» Эйс сделал паузу, поприветствовал собравшихся и объявил следующую песню «Snowblind»: «Эту песню я сочинил под кокаином.... который я больше не употребляю!». Следом настал черёд нового материала в виде первого сингла «Outer Space» и на самом деле достаточно старой, но перезаписанной для «Anomaly», песни «Sister». Всё звучало очень тяжело и драйвово. Настоящие фэны, отслеживающие бутлеги разных времён, в курсе, что в начале 90-х Эйс позволял себе выйти на сцену в никаком состоянии и играть мало того, что пассивно, так ещё и с изрядной долей лажи. Забудьте того Эйса, его больше нет — новый Эйс собран, трезв и вроде бы получает от жизни значительно больше удовольствия, чем до этого. Под «Speeding Back To My Baby» я, кажется, полностью «улетел», а причину этого состояния понял лишь чуть позднее, когда группа играла классическую «Shock Me» - по меткому выражению одного немецкого фэна: «Я закрыл глаза и... услышал «Alive II» 1977 года!» Дежа-вю было гигантским, так как за все эти годы Эйс сохранил всё тот же звук, который просто невозможно скопировать, будь ты хоть самым выдающимся эйсоподражателем Томми Тайером! Не поймите меня неправильно, я отлично отношусь к Томми в составе KISS в гриме и костюме Эйса, у меня нет проблем с восприятием его в образе Пришельца, он отлично играет и держится на сцене замечательно. Но звук, ребята, звук не подделать, не замазать гримом и не снять на слух с винилов, и если вы хотите услышать те самые шедевральные соляки из 70-х, то на KISS за ними идти нет смысла, нужно идти на того, кто эти соляки придумал и записал так, как не смог бы придумать и записать никто другой.
От восторгов пора перейти к «но», и этих «но» целых... одно. На мой вкус не стоило бы Эйсу включать в сет-лист песни, которые писались не под его голос. Например, услышать в репертуаре у Эйса старинную «Love Her All I Can» было забавно, но зачем было её играть, если сам Эйс её не может спеть? В результате вокальную партию исполнял ударник, что фактически приравнивает этот трек к исполнению его какой-нибудь кавер-группой. Где резон? Включить в программу классические песни KISS Эйс, конечно же, имеет полное право, вопрос состоит лишь в правильном их выборе. Фрели прекрасно удаются песни, созданные под вокал Джина Симмонса, но вот те треки, где нужно петь именно голосом, как делает Пол Стенли, категорически не слушаются в исполнении Эйса и его группы. То есть, если «Parasite» или «Deuce» звучат на «ура», то «Shout It Out Loud» и, особенно, «Love Gun» тянут скорее на почти халтуру — Эйс, чувак, тут петь нужно, тут твоя «сырая» манера не прокатывает...
Зато такие песни, как «Shock Me», “Speeding Back To My Baby”, “Rock Soldiers” (от проскандированного толпой слогана «Ace is back and I told you so!» у меня до сих пор лёгкая глухота), “New York Groove”, “Rip It Out” и «Cold Gin» были чистейшим экстазом! После «Shock Me» Эйс отыграл своё коронное соло с дымящейся гитарой (механизм задымил позже предполагаемого и было видно, что Эйс слегка занервничал) и это был первый раз, когда я видел, чтобы люди в зале так отрывались под гитарное соло! Из новых фишек Эйса стоит отметить то, что за концерт он расшвырял в зал порядка сотни медиаторов, и когда специально прикрепляемые к микрофонной стойке длинные прищепки с медиаторами опустошались, служащие сцены приносили всё новые и новые. Теперь у меня в коллекции есть пойманный медиатор с автографом Эйса Фрели, что безусловно, греет душу. Среди прочего Эйс поделился с залом парой полотенец, так сказать, «с барского плеча» и несколькими бутылками с минеральной водой марки «Ja». Интересно, насколько скоро я увижу это всё на eBay?
На бис группа вышла один раз и выдала «Rip It Out», странно звучащую в исполнении Эйса «Love Gun» и «Cold Gin». Народ всё ещё стоял на ушах и я нисколько не удивлён, что уже на следующий день многие бывшие там люди написали, что это был пока что лучший концерт Эйса за этот тур. Конечно, безумно обидно за столь мизерную посещаемость, тем более, что «Motorhead» в Германии, кажется, уже давно поселились, а Эйс приезжает раз в столетие, ну да ладно, тем больше кислорода досталось тем, кто все-таки пришёл.
Напоследок хотелось бы отвесить Эйсу прочувствованный виртуальный гиперпоклон до земли за то, что он вообще есть на свете, да ещё и в такой отличной форме. За то, что умеет работать над ошибками и извлекать уроки из прошлого. За то, что он прошёл через многолетние испытания славой, чемоданами с баблом и коксом, сексом 24 часа в сутки и прочим весельем, и при всём при этом всё ещё способен выйти на сцену и эдак расслабленно вдарить рок, от которого до сих пор сносит крышу.
Сет-лист:
1. Rocket Ride
2. Parasite
3. Snow Blind
4. Sister
5. Outer Space
6. Speedin' Back To My Baby
7. Rock Soldiers
8. Love Her All I Can
9. 2,000 Man
10. Fox On The Run
11. New York Groove
12. Foxy And Free
13. Shock Me
14. Shout It Out Loud
15. Duece
Encore:
16. Rip It Out
17. Love Gun
18. Cold Gin
Glop
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).