День первый
В этом году, на пути в славный финский город Турку, где вот уже в тридцать восьмой раз проходил фестиваль Ruisrock (для особо дотошных, дословно название переводится как «ржаной рок»), я испытывала определенное дежавю: все те же поля вокруг, палящее солнце и улыбки толп людей, направляющихся к месту действия – островку Руисало.
В течение долгих лет механизм организации фестиваля был отлажен до почти неприличного совершенства. В самом центре города фестивальная публика без труда может найти информационный киоск, в котором предоставляется всевозможная хоть мало-мальски с событием связанная информация, продаются билеты и фестивальная атрибутика.
Не могу не снять шляпу перед организаторами – представителей прессы на фестиваль они переправляли прямо из центра города на специальном катерке, который швартовался неподалеку от нескольких сцен. Простые смертные должны были либо ехать на своем транспорте, либо на фестивальном автобусе, до определённого места на самом островке, а далее идти пешком, так как остров Руисало является местом охраняемой природы.
Обычно фестиваль притягивает своей программой массу публики – на Ruisrock выступают группы на любой вкус и цвет: рок, поп, рэп и металл. Всего в этом году на фестивале было четыре сцены. Две из них, PAVILJONKILAVA и RANTALAVA, находились прямо на берегу залива, а для того, чтобы добраться до двух других сцен, NIITTYLAVA (на которой, кстати, играли, в основном, хедлайнеры фестиваля) и TELTTA, надо было либо продираться минут пятнадцать через фестивальную толпу, либо пробежаться через лесочек и срезать ненужный угол. Но, опять же, последним путем воспользоваться могли только представители прессы, как угорелые носившиеся между всеми четырьмя сценами.
Прибыли мы на фестиваль уже к 17:00 в пятницу. Но выступление любимых Ensiferum, да и Amorphis, нам пришлось пропустить по причине интервью с группой Ministry, которое состоялось в центре Турку, и сосредоточиться на фестивальном действе я смогла уже только около девяти часов вечера, прибежав к NIITTYLAVA на выступление Porcupine Tree. На их выступление собралась немалая толпа. Несмотря на высокое качество музыки, в общем, концерт оставил впечатление чего-то достаточно занудного и тягучего, местами сползавшего в глубокие дебри психоделики. От частых порывов зевнуть спасал только видеоряд, транслируемый на сцене. Картинка завораживала и на уставшие глаза действовала гипнотически, как монитор компьютера в режиме «ожидание»: можно долго и тупо смотреть на странные загогулины, но, в общем, на мозг действует умиротворяюще. Играли в основном песни с последнего альбома «Fear of a Blank Planet». А в принципе, все выступление звучало как одна затяжная инструменталка.
Следующей были группа с достаточно агрессивным названием Raised Fist на PAVILJONKILAVA. С одной стороны, они не выдали ничего безмерно-фантастического, но с другой стороны, их музыка является вполне добротной смесью панк-рока и металла, которая достаточна приятна ушам. К тому же, фронтмен группы Марко Эронен очень умело общался с публикой и все время отпускал шуточки.
Выступление шведских рокеров The Sounds по времени накладывалось на выступление Sonata Arctica,но не будучи, мягко говоря, большой поклонницей Sonata, я выбрала нежно любимых The Sounds, осовремененной копии легенды 80-х, Blondie. The Sounds – это добротный рокапопс, даже, скорее, просто попс, плюс душевное общение, почти подростковая энергичность, запоминающиеся мелодии. Все это обеспечивает группе стабильную и долгосрочную популярность в Скандинавии.
Единственным «фи», предъявляемым группе с моей стороны, могло бы стать только то, что они несколько застопорились в своём творчестве. И несмотря на то, что я очень люблю песни с их дебютного альбома «Living in America», хотелось бы наконец услышать и что-нибудь посвежее , но группа активно не хочет играть живьем свои новые творения. Так же, во время выступления The Sounds о своём присутствии на фестивале заявил и небезызвестный Бам Марджера, вышедший со своей походной камерой на сцену поснимать одну из своих любимых групп.
День закончился шоу Nightwish ровно в полночь и одним из последних выступлений американцев Ministry. Выступление Nightwish, виденных мною за неделю до этого на фестивале Tuska, было вполне предугадаемым разочарованием – фантастическая музыка Туомаса Холопайнена, виртуозное исполнение остальных музыкантов и ...вопли вокалистки Аннет Олзон, доносившиеся со сцены. Из уникального явления на мировой музыкальной сцене Nightwish деградировали до уровня попсовой группы, «косящей» под рок. Ребята из группы Primal Scream, которых я привела к сцене послушать «лучшую финскую группу», поморщиваясь от звуков, издаваемых Фру Олзон, лишь поинтересовались: «А как её взяли в группу? Ведь девушка совсем не умеет петь».
Мы дружно ретировались к сцене PAVILJONKILAVA уже ровно через пятнадцать минут, прямо к началу выступления Ministry. Это выступление стало одним из последних в истории группы, так как окончив летний тур по Европе, группа прекратила существование без малейшего намека на возможность реанимации. Легендарная группа звучанием просто-таки исцелила уши, увядшие от музыки Nightwish. В сумерках летней ночи казалось, что сцена превратилась в наковальню кузницы индастриал-металла. Группа, как и большинство американских команд, порядком политизирована, но это скорее национальная черта, чем недостаток. Толпа зрителей у сцены разделилась на две части: одни отрывались по полной программе, в основном, конечно, первые ряды. Остальные же замерли в благоговейном ступоре, пытаясь не пропустить ни мгновения действа на сцене. Первый день Ruisrock завершился проводами легенды во втором часу ночи
День второй
Второй день фестиваля, в непростительно ранний час (что-то около 13:00),открывали малоинтересны мне финские группы: Lapko ,22-Pistepirkko, Herra Ylppö & Ihmiset. Так что, в этот день мне по крайней мере удалось немного выспаться после ночных фестивальных бдений. И вот уже около 14:00 мы сели в катерок, везущий журналистскую братию на Руисало, планируя попасть туда прямо к выступлению Poets Of The Fall. Но, как всегда, этот тщательно составленный план оказался неосуществимым по причине форс-мажорных обстоятельств. В роли форс-мажора выступил некий прогулочный катерок, занявший фестивальный причал. Так что, кусая локти и все остальные части тела то которых можно было дотянуться, мы слушали Poets Of The Fall дрейфуя на катере в непосредственной близости от берега. Но всё-таки даже ради Poets, отправиться к берегу вплавь желания не возникло. На твердую землю мы ступили аккурат к концу выступления Poets Of The Fall, и, крайне раздосадованные подобной неудачей, побрели пообедать, ибо до выступления Disco Ensemble оставалось ещё добрых 40 минут.
Disco Ensemble играют доброкачественный и несколько стерильный скандинавский рок. За свою восьмилетнюю карьеру они успели выпустить три альбома и обрести стабильную популярность в Финляндии и Германии. Что касается популярности в Германии, подозреваю, что она порождена не особой талантливостью группы, а огромной любовью к финской музыке на волне рабского почитания таких групп как HIM и Rasmus. Слушать Disco Ensemble я бы рекомендовала только с целью самообразования и расширения музыкального кругозора.
Следующими выступали шведы Opeth, с которыми мы уже не раз имели честь сталкиваться на шведских и финских фестивалях. Несмотря на то, что несколько предыдущих концертов группы были отменены из-за того, что вокалист Opeth Микаэль Окерфельдт сподобился подхватить такую «ясельную» болезнь как ветрянка, выглядел он великолепно и так же великолепно отыграл весь концерт. Он много шутил с публикой, вещая на странной смеси финского, английского и шведского языков. Увы, толпа около сцены на все это реагировала достаточно лениво. Объяснение такой реакции может быть вполне банальным: даже незабываемую музыку с последнего альбома Opeth «Watershed» трудно слушать, когда макушку печет знойное солнце и фестивальный день клонится к вечеру.
И вот настал долгожданный для всех «готик гёрлз» час выхода на сцену «хельсинкских вампиров», группы The 69 Eyes. Вокалист и главная ходячая харизма группы, Юрки 69 озадачил публику тем, что вышел на сцену до глаз замотанный черным платком, а-ля Майкл Джексон. К счастью, без прямого доступа воздуха в дыхательные органы он выдержал только пару песен, после чего платок с лица был снят и все смогли убедиться в том, что лицо Юрки не было обезображено неудачной пластической операцией, а платочек – всего лишь непонятная непосвященным деталь имиджа. Вся группа на сцене своим видом иллюстрировала знаменитую песенку из советского мультфильма:
Весь мир у нас в руках! Мы - звезды континентов!
Разбили в пух и прах проклятых конкурентов!
Едва раскроем рот, как все от счастья плачут,
И знаем наперед - не может быть иначе!
Мы к вам заехали на час.
Привет, бонжур, hello!
А ну, скорей любите нас!
Вам крупно повезло!
Ну-ка, все вместе
Уши развесьте!
Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши вы!
The 69 Eyes демонстрировали то, что нам, жителям Земли, крайне повезло увидеть на сцене истинное воплощение готично-рок-н-рольных дьяволов. Ничего необычного для тех, кто видел эту команду не впервые, на сцене не происходило: барабанщик Юсси молотил что было мочи по тарелкам, а Юрки демонстрировал свои крайне нестандартные хореографические достижения. Моментами его притопывания и прыжки напоминали русские народные пляски. Репертуар тоже был стандартным: «Gothic Girl», «Dance D' Amour», «Brandon Lee», «Perfect Skin». Ну, а завершилось все неистово-буйно исполненной «Lost Boys». Особенно смешно это звучало из уст дяденек, приближающихся вплотную к своему сорокалетнему юбилею.
Следующими на сцену вышли легендарные финские глэм-рокеры Hanoi Rocks. В далекие восьмидесятые именно они стали первыми подопечными теперешнего менеджера группы HIM Сеппо Вестеринена. В своё время покорив Америку и успев уйти на заслуженный покой, в начале двадцать первого века два основных деятеля из оригинального состава Hanoi Rocks: вокалист Майк Монро и гитарист Энди Мак Кой, решили возобновить концертную деятельность. В данный момент Hanoi Rocks являются одними из самых любимых финскими подростками кумиров. Майк Монро на сцене подобен метеориту: часто голова просто устает вертеться на шее, наблюдая за перемещениями этого блестящего и пёстрого «нечтА», каждый раз обмотанного боа из перьев самых кричащих расцветок. На сцене он может сесть на шпагат, сделать мостик, залезть на боковые крепления сцены или без зазрения совести разбить один- другой не самый дорогой инструмент. За время выступления Майк по крайней мере несколько раз меняет костюмы – а как же иначе продемонстрировать весь свой за десятилетия накопленный гардероб? В этот раз на сцене Hanoi Rocks дождались и «дорогого гостя» - Бам Марджера опять появился там со своей камерой. Да, эксцентричные легенды глэм-рока действительно заслуживают внимания.
Продолжая пестро-гламурную струю фестиваля, следующими на сцену NIITTYLAVA вышли шведы The Ark, одетые в блестящие золотом и яркими красками костюмы. Ола Сало отпустил бороду, делающую его похожим то-ли на Карла Маркса, толи на бога-отца, то ли на эстетствующего хиппи. Увы, так как группа в этот раз вообще отказалась от общения с прессой, кто стал основным источником влияния на имидж Олы, выяснить не удалось. После выступления Hanoi Rocks, блеск золотых с красным костюмов группы уже не удивлял глаз. Я люблю эту группу за открытость и честность, совмещенные с отсутствием клише и предрассудков. Основная идея, пропагандируемая группой: «Не бойся быть собой!». Всё это выливается в заводную музыку с четким ритмом и простыми, легко запоминающимися лириксами в лучших традициях ABBA: люби себя, люби жизнь, люби всех вокруг и не бойся блеснуть! В этот раз Ола несколько чересчур вжился в роль Христа, читая в перерывах между песнями проповеди о любви, мире и гармонии. Но, в любом случае, это было одно из самых позитивных по духу выступлений на фестивале.
Не посмотреть на Primal Scream, выступавших на RANTALAVA, я просто не могла, так как играют они не в родной Англии в последнее время крайне редко. О своем желании услышать живьем такой хит как «Miss Lucifer » я пожалела едва только выйдя из теплого кафе на улицу - задул пронзительно-холодный ветер, негативное влияние которого усугублялось отсутствием у нас тёплой одежды. Надежда согреться добрым английским джином умерла первой: английский джин, похоже, должен употребляться исключительно сидя у камина, закутавшись в плед. Ну, а возвращаясь к выступлению Primal Scream, должна сказать, что музыка это действительно качественная, поэтому слушать ее не мешает даже выражение лица вокалиста группы, Бобби Гиллеспи, глядевшего поверх толпы с физиономией скучающего английского лорда.
В полночь пришел черед выйти на сцену тем, ради кого на фестиваль приехало столько поклонников из России, группе HIM. В принципе, я была далека от их творчества уже долгое время, но стоило только прозвучать первым звукам «Rip Out (the Wings of a Butterfly)», я будто бы услышала что-то до боли близкое и родное. С выходом на сцену фронтмена HIM Вилле Вало толпа просто-таки взорвалась. Кто бы мог сомневаться, что в качестве эскорта «Его дьявольского Величества» на сцену выползет и Бам Марджера. Вилле не блистал оптимизмом, но в охотку общался с родной финской публикой, и исполнял песни он гораздо лучше, чем в те годы, когда на сцену он выходил пьяной походкой, а на сцене «освежался» любимым «Jagermeister». Это выступление HIM стало своеобразным парадом хитов: с последнего альбома группы, «Venus Doom» было сыграно лишь несколько песен, зато всем присутствующим посчастливилось такие песни из «золотого фонда» HIM как «Right Here in My Arms», «Soul on Fire», «Wicked Game», «Rebel Yell» и, конечно же, «Funeral of Hearts» ,от которой многие девушки растроганно захлюпали носами.
День третий
Последний день фестиваля был не менее интересен, чем любой из предыдущих,но все группы, которые я хотела посмотреть, играли в вечерние часы. Утро (в смысле фестивального утра,которое обычно длится с 11 до 15 часов) было опять отдано финским группам вроде YUP ,Ismo Alanko Teholla и участникам «Евровиденья 2008» Teräsbetoni.
Для меня третий день фестиваля начался только около половины шестого вечера выступлением Bullet For My Valentine. Стоя в толпе мальчиков и девочек «эмо», мне показалось, что группа уже порядком подустала от гастролей – ребята как машины, с минимумом эмоций «откатали» стандартную прграмму, в которую входили такие песни как «Eye Of The Storm», «Hand Of Blood», «Tears Don't Fall», и, закончив выступление, с радостью убежали со сцены.
Следующими, кого удалось посмотреть, были финны Аpulanta и шведская команда Kent. Аpulanta мало известна за пределами родной Финляндии исключительно из-за того, что песни группы принципиально пишутся только на финском языке. Уже доброе десятилетие Аpulanta держится в пятерке самых популярных групп в родной стране, а их несколько мрачноватый рок заслуживает гораздо большего внимания со стороны иностранных поклонников финской рок- и металл-цены, так как это группа на несколько голов обгоняет тех же популярных в России Poets of the Fall. Шведы Kent, тоже придерживающиеся принципа писать тексты на родном языке, несколько более популярны за пределами родной страны, чем Аpulanta. Некоторые песни с альбома группы «Vapen och Ammunition» ,были перепеты на английском, а сам альбом был выпущен и в России. С удивлением можно было видеть как группе подпевали даже гости фестиваля из Японии, не говоря уж о наших соотечественниках. А что остается делать, когда сами члены группы получают настолько явное удовольствие от своего выступления? Глядя на блаженно щурившего глаза вокалиста Kent Йоакима Берга, оставалось только одно: начать ему подпевать.
Пожалуй что наибольшее количество публики в этот вечер собрало выступление Apocalyptica. Эта та группа, которую надо слушать и смотреть, прежде всего, живьем. Многие из тех, кого последние альбомы Apocalyptica мало впечатляют, меняют свое мнение о группе на положительное именно побывав на концерте. Сияющие какой-то неописуемой внутренней силой и положительной энергией музыканты эффектно соединяют металлические клише, вроде хэдбэнга, с виртуозной игрой на виолончели.
Последней мной увиденной на фестивале группой стали небезызвестные викинг- или батл-металлисты Turisas. Все участники команды полностью вжились в образ суровых, закаленных в кровавых битвах варягов. Вокалист группы настолько меняется на сцене, что даже в перерывах между песнями общается с публикой голосом, который радикально отличается от его голоса в «нормальной жизни». Замотанные в кожи и шкуры музыканты с перепачканными «кровью и сажей» лицами отыграли сет, затянувшийся почти на полтора часа, который закончился знаменитой кавер версией песни Boney M «Rasputin».
Выражаем благодарность Ruisrock за предоставленные аккредитации.
Текст: Виктория Максимович
Фото: Яна Бломквист
Сообщений нет
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).