Second to Sun : Метал русской хтони


Сегодня Second To Sun является одной из самых интересных и амбициозных групп российского метал-андеграунда. Видимо, древние топи, в которых был построен Санкт-Петербург, по-прежнему навевают нечто такое, что таит в себе неясную тревогу и безымянный страх былых времён. Что-то затаившееся и недоброе… И подобно пятнам плесени оно проступает в нездоровой музыке питерских блэк-металлистов Second To Sun, то и дело выворачивая перед слушателем омерзительную изнанку бытия. За 10 лет активной деятельности из студийного проекта Second To Sun выросли до полноценной группы, которая исправно выпускает альбомы и играет концерты. С каждым новым альбомом парни развиваются и двигаются вперёд, продолжая исследовать тёмные стороны нашего бытия. Эта группа с очень глубокой подоплёкой, в чём вы сами можете убедиться, прочитав ниже интервью с Владимиром Лехтиненом – основателем, гитаристом, и главным автором Second To Sun. Канун юбилейного тура, посвящённого 10-летию Second To Sun, стал вполне приемлемым инфоповодом для нашего общения.

>Владимир, привет. Second To Sun предстоит осенний тур, посвящённый 10-летию группы. Поэтому расскажи, пожалуйста, как проходит подготовка к туру?

Привет. Подготовка к туру проходит очень хорошо. В Санкт-Петербурге и Москве Madstream Booking пригласили на концерты ряд почётных гостей, которые весьма убедительны как исполнители и которые уважаемы фанатами Second To Sun. В регионах ситуация ничуть не хуже: например, в Новосибирске и Нижнем Новгороде посетители концертов увидят новые имена, которые, с моей точки зрения, достойны самого пристального внимания масс.

Учитывая, что в первые годы Second To Sun был исключительно студийным проектом, что лично для тебя значит концерт?


Я могу точно сказать, что верю в невероятную мощь моей музыки во время исполнения перед аудиторией. То, что вкладывается мной в творчество – мощный монолит. Концерты – это форма передачи эмоционального содержания музыки в более упрощенной форме, чем запись, и поэтому открывает новые горизонты для каждого, кто на них приходит. Иногда люди настолько горячо принимают группу, что мне самому непонятно откуда берется энергия… В общем, Second To Sun щедро вознаграждает тех, кто смог найти свою душу в моих мрачных хитросплетениях мелодий и риффов.

Какое значение ты придаешь сценическому оформлению, и прочим инструментам создания атмосферы помимо самой музыки?


Думаю что особое сценическое оформление нужно, когда вы хотите удивить аудиторию, погрузить её в некий театр. Second To Sun на данный момент в таком театре не нуждается, но когда-нибудь мы попробуем этот вариант.

Как ты оцениваешь пройденный путь, каков итог этих 10 лет – лично для тебя и для группы?

Я не считаю это путем, а считаю сочетанием решений и действий. Путь единый – ты не можешь с него свернуть, лишь принимаешь решения. Взлеты и падения сильно уравновешены. Сложно оценить, что тяжелее – золото или серебро, когда чаша весов показывает одинаковую меру. Например, когда выходили совершенно прорывные альбомы, я не осознавал, что мне самолично придётся завтра же делать очень много всего. К примеру, печатать пятьсот дисков чуть ли не за неделю, как это было с альбомом “Blackbound”... Очень сложно даже по прошествии времени понять, за редким исключением, как оценивать то, что происходит.

Насколько эти 10 лет изменили лично тебя и твое представление о музыке и деятельности группы в контексте как творчества, так и организационных аспектов?


Если говорить о музыке, полагаю, что с каждым альбомом мои произведения всё более убедительны, чувственны. В остальном абсолютно так же: пишу музыку вне зависимости от условий. Есть ли концерты или нет. Каково моё настроение. Предлагает ли мне совместную работу крупный лейбл или не предлагает. Просто чувствую, что именно сейчас стоит высказаться творчески – пишу партии всех инструментов и в конце тексты. Глеб (вокал – авт.) по сути является медиатором моего вокала, который записывается отдельно. С Федей (ударник – авт.) у нас такая же система и думаю, что скоро мы достигнем с Максом (бас-гитарист – авт.) взаимопонимания на таком же уровне.

Расскажи о своем видении концепции Second To Sun. Постоянная ли это величина или всё же меняется со временем?


На моей памяти идеологическая концепция, как и творческая, у группы менялась ровно один раз – на дебютном альбоме. Далее была стабильность. Не думаю, что в этом плане мной было придумано что-то новое – по взглядам на музыку мне близки группы старых правил. За пример можно взять Bathory, у которых был актуальный звук для своего времени в каждом релизе, нравилось это аудитории или нет. У меня такая же ситуация. Я не прогибаюсь под популярный ныне сырой саунд или DIY. Будучи глубоко панковской музыкой, сырой звук по представлению массовой аудитории как наиболее честный, продаётся в любом качестве в наше время. И продаётся невероятно быстро. Мы не надеваем маски или костюмы, потому что это популярно, группа наденет их ровно тогда, когда посчитает нужным открыть таковую сторону своего творчества. Тематика песен, близкая лидеру группы, так же присутствует. Изменения с каждым альбомом без каких-либо компромиссов для аудитории – тоже. Говоря об общей концепции, можно было бы сказать, что Second To Sun является каналом материализации некоей хтонической энергии. Однако при учёте совершенно разных композиций, трансляция может происходить на очень разных уровнях понимания для обычного человека. Я полагаю, что это более широкий спектр, чем тёмные или хтонические материи, антиматерии или что-то осязаемое, более типичное для поп-культуры. У меня есть желание вызывать огромный спектр эмоций у слушателя: от ненависти во время кажущегося бесконечным бласт-бита до крайней радости при прослушивании определённой мелодии.

Сейчас ты готовишь переиздание первого альбома Second To Sun – “Gal Agnostiske Drømmer”. Расскажи об этом подробнее.

О, я готовил его поначалу. Теперь, написав пять совершенно новых песен и перезаписав до неузнаваемости две старых, это стало совершенно новым альбомом. Помимо уже готовящегося. Очень сомневаюсь, что он будет иметь то же самое название. Теперь это не переиздание, а ещё один новый альбом.

Отличные новости! Но вообще оригинальная запись сильно отличается от всего твоего последующего творчества в рамках Second To Sun. Каково твоё отношение к этому альбому сегодня?

Что ж, это был по-настоящему эксклюзивный материал, записанный за несколько часов. Чисто творческий порыв.

Я знаю, что “Gal Agnostiske Drømmer” является концептуальным альбомом. Раскрой его концепцию.

Концепция в абсурде. Он не содержит ничего кроме абсурда в сочетании с сырым звуком блэк-метала второй волны. Я просто заменил тематику с традиционной мрачной/мистической на альтернативную историю, исказив несколько скандинавских мифов, сделав их источником музыкального и идеологического мазохизма. Всё это с глубокой любовью к норвежскому и финскому блэк-металу.

Second To Sun является очень продуктивным актом, и это хорошо… с одной стороны. Но здесь есть и обратная сторона медали. Порой новому материалу лучше дать возможность «настояться», пройти определенный творческий фильтр. Это может быть хорошо и с сугубо творческой точки зрения, и с точки зрения того, чтобы группа не превратилась в «привычку», постоянно бомбя новыми релизами. Что ты об этом думаешь?

У меня есть такая позиция в жизни, не мечтать ни о чём. Повторюсь снова, я созидаю интуитивно, чувствуя, что нужно что-то выпускать только тогда, когда это нужно. Поэтому некоторым песням может быть по 10, 20 лет. А некоторые не выйдут никогда. Как-то раз у нас была пауза в два года по выпуску нового материала. Не исключаю, что скоро будет новая такая пауза для релизов в несколько лет, или десятков лет. Вот и будет творческий фильтр.

В своих альбомах ты используешь криповые звуки, реально записанные на похоронах, во время каких-то бытовых конфликтов и прочий ужас. Скажи, где ты берёшь эти звуки, из каких источников? Ты их сам собираешь, и если да, то как? Я сомневаюсь, что в данном случае существует что-то вроде библиотеки семплов…

Таковой материал берется на похоронах, кладбищах, бытовых конфликтах и так далее. Эти звуки – примордиальная часть человеческой природы, но ранее человек за неимением звукозаписывающих средств изображал их визуально. Они есть в мифах, легендах, есть на фресках и даже на петроглифах. Включенный вовремя диктофон является отличным подспорьем, а в некоторой мере просто модернизацией всё того же сокровенного желания запечатлеть нечто – будь то дыхание сырого ветра или звуки еле слышной песни.

В своих предыдущих интервью ты упоминал о некоем своём периоде финно-угорского активизма. Но всё как-то вскользь. Расскажи об этой части своей жизни более предметно. Это было что-то вроде антропологических экспедиций? И, насколько я понимаю, собранный материал послужил источником вдохновения для STS хотя бы отчасти, верно?

Во-первых, это внимательное изучение исторических источников. Норвежцы изучали свою культуру для создания экстремального метала, а я свою. Я не норвежец, живу в России и мне не нужно писать песни о немецких или кельтских богах. У нас предостаточно своих древних богов, что были еще до прихода славян. Я поглощал всё на финскую тему – от фильмов и книг до специфической музыки и был глубоко очарован этим материалом. Как писал Ключевский, «народные обычаи и поверья великороссов доселе хранят явственные признаки финского влияния». В этом и есть суть той культурной формы, что заложена в основу Second To Sun. Это метал русской хтони.

Во-вторых, тесные связи с представителями финских народов, причем не тех, кто живет в городах, а в деревнях. Финские и угорские народы нашей страны это хтоничность и истина тонких материй, знания тысяч лет, что мне жизненно необходимы. Прошу обратить внимание, что группа при этом не стала экзотической, а лишь впитала в себя культурный пласт российских финнов – коми, эрзян, мари и многих других народов. Именно они, на мой взгляд, являются вечным топливом для того, что ныне называется русской тоской или русской хтонью. Это очень важный фактор – сделать свою музыку на основе своей культуры без превращения её в экзотический контент или подстилку глобализации. Second to Sun формирует за счет знаний тысячелетий современный взгляд на вечное.
Что касаемо экспедиций. Я не антрополог, а музыкант и вряд ли от меня был бы какой-то толк для официальной науки. Однако культовых, ритуальных и исторических мест посетил предостаточно. Меня особенно впечатлили эрзянский праздник Покш Эрзянь Чи и Тверская Карелия. Туристические места представляли наименьший интерес из-за своей нелепой очевидности.

Ты один из редких представителей творческого класса, кто живет и зарабатывает на жизнь, занимаясь исключительно музыкой. Помимо группы, у тебя своя студия, в которой ты работаешь со многими исполнителями. Насколько я понял, ты довольно гибкий в этом плане. Но могут ли быть исключения, с кем ты НЕ станешь работать ни при каких условиях? Что это за красные линии, если они есть?

Пожалуй, таких жанров нет. Да и красных линий тоже.

Теперь давай затронем тему более отвлеченную. Знаешь, наблюдая за современным российским искусством в целом, мне видится одна большая проблема – это отсутствие «русскости» в нём. В этом его главный минус и тотальная неконкурентоспособность. Какой-нибудь Фёдор Бондарчук снимает лажу, старательно копируя Голливуд и заимствуя многочисленные жанровые клише, при этом не располагая теми бюджетами. В музыке то же самое – чаще всего в лучшем случае получается хорошая копия «фирмЫ», но ни одной своей мысли. Если говорить о музыке, то у финнов своя фишка, у шведов и норвежцев своё узнаваемое звучание и манера подачи и так далее. Пойми меня правильно, я не ратую за вульгарный ура-патриотизм и фолк розлива «валенки энд матрйошка» - дешёвые трюки, по сути. Я за оригинальность, я за самобытность, некий психологизм, в конце концов. Что ты думаешь об этом?


Первое, что мне кажется неправильным – такой культуры предостаточно, но о ней мало кто знает. Возьмем в пример кино. Вот тебе, например, «Дурак» Юрия Быкова, сериал «Территория», «Груз 200». Русских на западе и внутри страны представляют слишком весёлыми, более забавными, чем они есть на самом деле. На деле русские это множество народов, которые между собой разделили историческую судьбу, которая далеко не всегда простая. Когда мы стараемся быть весёлыми – это неправда. Для севера России, Поволжья мне представляется это актуальным. Наше кино должно быть серьёзным. Оно должно быть мрачным. Оно должно быть тяжёлым. Оно должно быть специфичным. Своих мыслей в России предостаточно, но они тонут в ужасной идее, что кинематограф может быть только похожим на американский. Съёмки на дорогие камеры на фоне хромакея… Как по мне, южнокорейский кинематограф гораздо лучше. Европейский в среднем тоже. И мы не похожи на американцев, мы во многом обратное им явление.
Если бы знакомство с российской культурой случилось у всего мира именно с этой позиции, многое бы изменилось в лучшую сторону и встало на свои места. Я знаю американцев, что смотрели «Дурака» Быкова и после просмотра клялись, что это страшнее абсолютно любого фильма ужасов. Любого, что они смотрели до этого. И почему-то сравнивали «Дурака» с «Нечто» Джона Карпентера, хотя в фильме Быкова нет ни единого монстра. В этом и есть фишка.

Если говорить про себя, в Second To Sun фишка тоже есть, за 10 лет это я точно выяснил. Шведы, немцы, азиаты её отлично слышат. Видимо, моя музыка и есть то самое русское, но без медведей, балалаек и так далее – ты просто слышишь, что вот эта мелодия или рифф несёт в себе нечто из России. Это ощущается интуитивно и оно не весёлое или каламбурное, а серьёзное или специфичное. Поэтому и относятся к Second To Sun серьёзно.

У Second To Sun есть отличный пример – песня «Страницы Манускрипта». Её нередко называют очень русской песней, хотя в ней нет ни единой балалайки. Я полагаю, что дело в мелодиях, которые писались под глубоким впечатлением от повести «Упырь», а также в стихотворной форме, ведь текст принадлежит перу Алексея Константиновича Толстого. Особенно забавно, что речь в песне о венгерском племени. Хорошо входит в концепцию моей музыки.

Давай теперь поговорим о природе зла. По крайней мере, в аспекте блэк-метала. Для большинства даже моих любимых блэк-метал групп «Зло» является во многом умозрительной концепцией – разновидностью декаданса и тёмного романтизма. Какие-то там ритуалы, (красивая и стильная) символика, мифология, леса, обнажённая натура, окружённая всей этой мишурой. Или какие-то вполне обычные рок-н-рольные излишества, но поданные под этим мрачным соусом. Но мне кажется, зло реальное не нужно искать в справочниках по демонологии. Если брать нашу страну, то здесь «сатанизма» в разы больше в повседневном быту. Люди злые, общество агрессивное и вполне привычен такой ужас, как нашумевшая история о профессоре в Санкт-Петербурге, который расчленил свою сожительницу-студентку. И знаешь, вот в этом зле, в этой чёрной бытовухе я никакой красоты и романтики не наблюдаю… Что скажешь?

Что в этом красоты и романтики нет. Это реальность и она ужасающая. Вернусь к фильмам, наверное, так будет понятнее. Фильмы ужасов снимают, чтобы обнажить образы социальных тревог. Иногда они поп-культурные, например ксеноморфы в «Чужих». Иногда действительно тонкие, как картины вроде корейского фильма «Вопль», иногда это классика кинематографа, как «Фауст» Мурнау или «Ведьмы» Кристенсена.

Однако в России мы плохо представляем наследие этого жанра, потому что новостные заголовки куда страшнее. Социальные тревоги фактически приравнены к реальности. В ужасах зритель особо не нуждается. Мне думается, что поэтому в России скептически относятся к фильмам ужасов и к тяжелой музыке тоже (по-настоящему тяжелой). Однако моё творчество разное. Те части, что приравнены к реальности – ужасны, и я буквально обязан показывать этот ужас. Те, что поближе к тёмному романтизму выглядят более ортодоксально. На мой взгляд, это куда серьёзнее и разнообразнее, чем традиционная подача в экстремальном метале, где многие вещи расплывчаты.

А не кажется ли тебе, что все зло проистекает от невежества? Вот это и есть подлинный Дьявол.

Из мракобесия. Ненависть к просвещению, знанию других языков. Ненависть к книгам. Чтобы всё было попроще да попонятнее, желательнее как большая часть американского кинематографа. Не любить своё, потому что не знаешь, как оно выглядит, а если знаешь – это обязательно что-то доступное.

Ненависть к науке. Очень важно не знать ничего об окружающем мире. Черпать информацию от друзей и соседей. Что известное – то хорошее, что неизвестное – то плохое. Желательно попроще, попонятнее.

Ненависть к прогрессу. Здесь даже не надо комментировать. Этот Дьявол давно приручен поп-культурой и является её частью, так что это не Дьявол, а современный социум в любой стране мира, и состоит он из обывателей. Боюсь, что Дьявол в средние века был куда хитрее, увы, да и он тут не при чём. Это просто всеобъемлющее Зло, оно не персонифицировано.

Недавно ты высказал мысль о роли церкви в нашем обществе. Насколько я понял, ты видишь в этом институте даже некую полезность, как сдерживающий фактор. Правильно ли я тебя понял? И можешь шире раскрыть эту мысль?

Да, так и есть. Мракобесные силы должны сдерживаться, быть управляемыми. Вряд ли они имеют очевидные формы бесов. Зло должно защищаться и будет мимикрировать. Проще говоря, с моей точки зрения обыватель очень опасен потому, что на первый взгляд не представляет угрозы. Еще раз повторюсь, Россия – не Норвегия и церковь в ней, на мой взгляд, играет совсем другую роль. Роль сдерживающего фактора, а для ряда регионов характерно двоеверие, которое и время не смогло побороть.

Без моральных или хотя бы религиозных устоев обыватель намного опаснее не только для себя, но и для окружающих его людей. В контексте этого видения церковь и есть сдерживающий фактор, так как обычный человек больше похож на чудовище. Мало того, моральные или религиозные устои далеко не гарантируют, что обыватель в очередной раз переобувшись не станет флюгером. Зато хотя бы как-то сдерживают его зло. Вспомни что вышло, когда наша страна лишилась духовных ценностей в один день – именно обыватели сделали всё для того, чтобы страдал каждый. И об этом я и говорю.

Ты не скрываешь того влияния, которое на тебя оказала старая скандинавская блэк-метал сцена. Но при этом ты утверждаешь, что тот блэк уже не отвечает современным запросам. В таком случае, какое, по-твоему, значение имеет ныне старая классика? Её пора просто поставить на почетное место на полке, или же те творческие инструменты по-прежнему применимы? Всем известно, что именно в этом жанре (да и не только) есть влиятельный пласт убежденных ретроградов, для которых весь смысл заключается в том, чтобы «законсервировать» жанр.

Лично для меня это основной ориентир до сих пор. Конечно, он не отвечает современным запросам – он же создавался подростками 30 лет назад, чёрт побери! Нынешние подростки его не поймут.
Что касается старой классики, суть классики в том, что это начало начал. Она сама по себе всегда не является признанным явлением для своего времени. Скорее противоположной мнению масс. Понятно, что после завоевания определенных величин ортодоксальная точка зрения будет побеждать, но общество развивают независимо мыслящие. В 90-х это были Burzum и Mayhem. Каждый из ретроградов делал это в своем временном промежутке, а потом вписался в общую концепцию и стал ортодоксом.
Независимо мыслящие, новаторы сегодня привлекают новых фанатов для экстремального метала. И эти новые фанаты знакомятся впоследствии с Burzum. «Консервирование» уже лет как 20 носит искусственный характер просто потому, что запретный плод сладок. На этом психологическом трюке всё и держится.

Назови свой топ-5 из альбомов всех жанров, которые оказали на тебя наиболее значимое влияние.

Я назову то, что считаю актуальным на данный момент. Обычно этот список меняется от интервью к интервью:

Emperor – “Anthems to the Welkin at Dusk“

Abigor – “Supreme Immortal Art”

Мор – “Лесоморие”

In Flames – “Soundtrack to Your Escape“

Pantera – “Vulgar Display of Power”

В завершение интервью расскажи, какие цели ты сейчас ставишь перед группой, и чего нам следует ждать в будущем?

Думаю, что не стоит ждать ничего.

Беседовал Alias
8 сен 2021
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом