|
Боги помогают тем, кто помогает себе сам
|
Wardruna - уникальное явление, которое трудно поместить в какие-то рамки в силу его многогранности. Помимо того, что проект стал настоящим музыкальным событием, его можно смело назвать культурным феноменом, равно как и своеобразным духовным поиском человека в современном постмодернистском мире. Кроме того, благодаря глубокой связи с древней традицией, Wardruna с легкостью удается оживлять историю, порождая к ней интерес у многих своих слушателей. Также не стоит забывать о том, что мастермайнд Wardruna Эйнар Селвик внес вклад в замечательный саундтрек к популярному историческому сериалу «Викинги». И, кстати, не только в саундтрек, но об этом вы узнаете чуть позже...
|
Вряд ли сам Эйнар Селвик предвидел столь блистательное будущее своего детища, когда в 2003 году, еще будучи в составе Gorgoroth, решил запечатлеть в звуке свой интерес к древним традициям. В преддверии ожидаемых концертов Wardruna в Москве и Санкт-Петербурге, я решил… Нет, я буквально ощутил потребность пообщаться с Эйнаром. Вопросов накопилось много, а изначально отведенного на интервью времени едва хватало, чтобы задать хотя бы половину из них. Тем не менее, Эйнар пошел мне навстречу и, несмотря на не самое лучшее качество связи по Скайпу, мы смогли достаточно содержательно побеседовать и хотя бы поверхностно коснуться всех приготовленных вопросов. Ну, или почти всех…
Привет, Эйнар! Сколько у нас времени в запасе?
Привет! Где-то 20 минут хватит?
Ну, постараемся уложиться…
Отлично! Тогда я готов.
Что ж, начнем. Прежде всего, от лица всех российских поклонников Wardruna хочу сказать, что мы очень благодарны тебе за такое внимание. Начиная с 2016 года, это уже третий визит Wardruna в Россию. Для тебя в России есть что-то особенное?
Прежде всего, я хочу выразить личную благодарность российским поклонникам Wardruna. Наши выступления здесь всегда пользовались большим успехом, и российская публика оказывала нам очень теплый прием. Также я считаю, что Россия очень интересное место в плане истории и культуры. Для нас большое удовольствие вновь приехать в Россию, встретиться с нашими поклонниками. Мы всегда получаем здесь отличный и очень доброжелательный прием.
Думаю, в этот раз прием будет не хуже. Итак, по существу. Выпустив альбом “Runaljod – Ragnarok” ты завершил трилогию, весьма трудоемкий цикл. Что ты почувствовал после того, как записал финальный аккорд этого альбома? И как ты сегодня, спустя два года, оцениваешь проделанную работу?
Это было особенное чувство – завершить альбом и тем самым закончить главу, на которую потребовалось столько времени, поскольку в целом на то, чтобы завершить ее у меня ушло 15 или 16 лет. Так что это было приятное ощущение, должен сказать (смеется). И конечно, я очень горжусь всеми тремя альбомами. Не забывай, что изначально Wardruna целиком был проектом в духе “do it yourself”, поэтому когда я начинал этот проект, я не знал толком как нужно записывать такую музыку, не знал как играть на многих тех инструментах, которые я впоследствии использовал. И, конечно же, я изучил все руны и то, как действительно нужно учиться подобным вещам. Должен сказать, что в личном плане для меня это также было замечательное путешествие. Я многому научился.
Думаю, каждый из трех альбомов обладает рядом присущих лишь ему характеристик, и во многих отношениях эти альбомы представляют собой единую структуру. Первый альбом – о сотворении, о посеянном семени. Второй альбом о прорастании этого семени. В нем говорится о развитии. Третий альбом о трансформации – о смерти и возрождении. Об умирании и новом начале. Все альбомы в своем роде представляют цикл, круг. И я должен отметить, что все альбомы разные. Возможно, больше всего я горжусь третьим альбомом, потому что мне кажется, этот альбом очень хорошо сбалансирован, и в нем присутствуют элементы двух предыдущих альбомов. В итоге было приятное чувство от осознания завершения этой трилогии. Потому что теперь у меня появилось время на реализацию других моих проектов, другой музыки, которую я хотел делать.
Над чем ты работаешь сейчас и что нам ждать от тебя на следующей записи? Есть ли идеи, концепция для следующей работы?
Да, у меня много новых планов. И поскольку посвященный рунам проект отнял так много времени, мне пришлось придержать все другие идеи. На данный момент я работаю сразу над двумя разными вещами, двумя разными альбомами Wardruna. Один альбом будет в скальдическом формате, и в него войдет материал, который я исполняю на своих соло-концертах. Скоро будет объявлена дата релиза (альбом называется “Skald” и выйдет 23 ноября на By Norse Music. Анонс альбома состоялся спустя неделю после нашей беседы – авт.) Также я, разумеется, работаю над полноформатным альбомом Wardruna в том формате, который вам известен. Пока что рано говорить, когда он выйдет.
Понятно. Это отличные новости! Но, может, ты все же хоть намекнешь, какая будет концепция у второго альбома, который ты только что упомянул?
Знаешь, немного трудно сказать конкретно, над чем я работаю. Я не буду сейчас раскрывать концепцию, могу лишь сказать, что она лежит в той же вселенной. Для меня Wardruna – это способ наделить голосом некоторые мысли и идеи древней Норвегии, национальные традиции. И само собой музыка, над которой я сейчас работаю, в той или иной степени проливает свет на некоторые из этих старых традиций.
С самого начала проект Wardruna был больше, чем просто музыка. Помимо музыки как таковой, данный проект обладает ярко выраженным духовным аспектом. Однако с годами твой проект обрел еще одну черту, став настоящим культурным феноменом. Как ты это прокомментируешь?
Я думаю, что действительно для многих людей, как ты сказал, это чрезвычайно личная форма музыки, которую они воспринимают на духовном уровне. Некоторые воспринимают ее в большей степени как просто музыку, или философскую вещь, а для некоторых это и вправду культурное явление. Мой же подход к этому… Как только ты выпустил произведение искусства в мир, оно обретает форму… в некотором смысле, оно начинает жить своей собственной жизнью.
Конечно, мне также приятно осознавать тот факт, что нас восприняли всерьез и в культурном мире, в академической среде, также как и в сфере традиционной музыки. Все больше и больше людей приветствуют ту работу, которую мы делаем, чтобы сохранить инструменты и музыкальные традиции, равно как и концепцию, которая лежит в основе нашего творчества. Поэтому я считаю данный аспект очень хорошей и показательной вещью. Потому что знаешь, я хочу, чтобы Wardruna… Одно из семян, которое я хочу посеять, чтобы у как можно большего количества людей появился здоровый интерес к нашему прошлому, к нашей истории и нашей культуре. И у меня такое ощущение, что все то внимание в культурном плане, которое мы получаем, говорит о том, что во многих отношениях мы фактически создали новый музыкальный жанр. И это замечательно!
Так и есть! С этим трудно поспорить. Кстати, как ты относишься к последователям Wardruna? Сейчас появились такие группы, как те же Heilung, Forndom. И мне кажется, что именно ты их вдохновил.
Да, я думаю, Wardruna стала большим вдохновением, показав, что вполне возможно играть такой тип музыки, используя старинные инструменты и древнюю концепцию. Мы фактически проложили путь другим таким группам, так как многим из них мы существенно облегчили работу, в частности и в музыкальной индустрии. Потому что индустрии известно о популярности Wardruna, они знают о тематических фестивалях, и что есть много людей, которым это нравится. И я думаю это здорово, что люди этим вдохновляются и хотят петь о древних традициях. Это примерно то, чего я и хотел добиться, когда начинал Wardruna. Чтобы люди заинтересовались нашей историей. Так что мне кажется, это хорошее дело.
Wardruna из сугубо андеграундного начинания для узкого круга знатоков с годами вырос в успешный проект. Для тебя это стало неожиданностью?
Да, во многом это стало для меня неожиданностью. Потому что я изначально занимался этим только для себя. Мне было все равно, что подумают люди. Меня до сих пор мало волнует, что думают люди о моей музыке, так как я ее создаю, прежде всего, для самого себя. Я творю музыку, которую слышу внутри себя и хочу слушать. Но конечно я показал эту музыку людям, и тотчас увидел, что она им зашла. Также, когда мы только начали публиковать музыку, реакция на нее была действительно сильной. Должен признать, я был очень удивлен, что люди приняли ее столь близко к сердцу, что кроме меня на этой планете есть и другие люди, которые хотят слушать такую музыку. И это замечательно! Конечно, я бы продолжил заниматься этим вне зависимости от того, будут люди это слушать или нет, для себя. Поэтому для меня стало огромным бонусом, что столь многим людям это нравится. Это фантастика. И это позволило мне создавать больше музыки.
Скажи, как ты относишься к тому, что многие твои поклонники – хипстеры, насмотревшиеся сериал «Викинги»? Для них Эйнар Селвик – «это тот чувак из культового сериала». Побочный эффект?
Знаешь, когда начинаешь судить людей, которым нравится твоя музыка или искусство, я думаю, в этом есть что-то неправильное. Потому что кому дано право судить, почему людям это нравится? Да, я думаю многие пришли к этой музыке благодаря сериалу «Викинги». Но я все же думаю, что музыка воздействует на них точно так же, как и на любого другого, кто принял ее. Так что я действительно не считаю, что это имеет какое-то значение. И относиться к этому с точки зрения того, что вот этих людей, которым нравится моя музыка – налево, а этих направо…, я не согласен с этим на личном уровне. Как я могу устанавливать какое-то ограничение, кто может слушать мою музыку? Так не пойдет, это не для меня. Артист свободен.
И знаешь, мне плевать, если кто-то начинает критиковать сериал «Викинги» за то, что он не достоверен и бла-бла-бла… Потому что это просто сериал. Это не академическая диссертация по истории и это не телепередача, снятая, чтобы порадовать исторических задротов вроде меня. Цель сериала развлекать людей, и побочный эффект этого заключается в том, что люди начинают интересоваться историей, причем реальными источниками. Люди, которым это интересно, исследуют эти источники. И они быстро выясняют, что является подлинным, а что нет. Также позитивный побочный эффект заключается в том массовом интересе, который пробуждают такие вещи, как этот сериал. В частности в Норвегии. У людей вновь появляется интерес к своей истории. Так что это очень позитивная штука. И не имеет значения степень достоверности сериала, потому что он и так обладает рядом позитивных сайд-эффектов, которые мне нравятся. Так что в целом я не смотрю на это как на побочный эффект в плохом смысле.
Мне тоже близка тема викингов. Но для многих людей викинги – единственная ассоциация со Скандинавией. Бородатые викинги в рогатых шлемах. Мне это кажется вульгарным. Тем более что эпоха викингов хоть и была яркой страницей в истории Скандинавии, но в историческом плане это лишь малая часть скандинавской культуры и наследия. Ты не находишь?
Да, согласен. Мне на самом деле не очень интересна эпоха викингов. И в моей музыке, в моем сердце для нее не так уж много места. Эпоха викингов это лишь очень малая часть очень большого пазла, и она отражает только малую часть людей, в малой части культуры в небольшой временной отрезок. Поэтому мне куда более нравится слово “Norse”, потому что оно заключает в себе намного больше – культуру и гораздо более широкие временные рамки. Да, викинги скандинавское явление, но они являются частью намного большего движения как на восток, так и на запад, и на юг. И я думаю в этом причина определенных культурных сходств. Если вернуться в недалекое прошлое, можно обнаружить связь между всеми этими различными культурами. И я думаю это именно та причина, почему так много людей интересуется эпохой викингов, видят в этом потребность. Мы смогли сохранить это в течение долгого времени во многих местах Европы. Мы должны заботиться об этом, ведь мы также способны сохранить наши традиции и нашу культуру на тысячу лет дольше. И это значит, что нам нужно культивировать многие из этих традиций и продолжать хранить их. Так что многие люди, я думаю, используют эпоху викингов в качестве своего рода портала в свою собственную дохристианскую историю, будь то иберийские традиции или славянские и многие другие.
В одном из более ранних интервью ты сказал, что некоторые норвежцы стыдятся своей истории. Во многом из-за рун, которые ассоциируются с нацизмом. Некоторые относятся к своей истории поверхностно и несерьезно. Сейчас что-нибудь изменилось?
Да, рад отметить, что ситуация потихоньку меняется. Наша история была сильно связана с националистическими движениями второй мировой войны и в послевоенный период. С такими вещами, как руны, было опасно связываться, в частности и в творчестве. Но постепенно это меняется. Также следует помнить, что наша история, как мы учили ее в школе, очень сильно упрощена. Наши предки преподносились как бездумные варвары, ну и тому подобная чушь. Историю всегда пишут победители. Трудно получить достоверную картину со всеми тонкостями культуры и истории, если смотреть на свою культуру глазами средневековых английских или немецких христианских монахов. Однако понемногу эти стереотипные фальшивые истины стали меняться. Люди начинают лучше изучать историю и более корректно. А не так, как хотят христиане, чтобы мы думали о дохристианской истории. Если хочешь узнать что-то о дохристианской истории, не нужно спрашивать об этом христиан. (смеется) Так что сейчас происходит достаточно позитивных перемен.
И конечно, если говорить о правом движения, люди, которые используют наши символы чтобы творить войну должны знать вот о чем: сейчас нас больше чем их, и мы забираем обратно наши символы у этих расистских групп. И это хороший знак.
Эйнар, 20 минут истекли, но у меня есть еще вопросы.
Ничего страшного, продолжай. У меня есть еще время.
Тема рун в последние годы очень популярная и даже модная. Написано много книг. Но все дело в том, что на самом деле реальных знаний о рунах очень мало и они очень приблизительны. Ты не видишь в этом проблему?
Я вижу в этом проблему, когда попадаются авторы с претензией на то, что им известно больше, чем они знают на самом деле. Поэтому я считаю, что многие из этих книг о рунах своего рода фэнтези со сведениями, имеющими весьма отдаленное отношение к изначальному использованию рун. Я думаю, что к ним следует подходить с большими оговорками, понимая, что тут слишком многое строится на воображении. По-честному, должно бы прилагаться описание с указанием, что это авторское прочтение, авторская интерпретация и фантазия относительно рун. Это не значит, что это плохо. Но я считаю, когда речь идет о знаниях, важно основывать свои знания на том, что ты действительно знаешь, или знаешь, что в этом нельзя быть до конца уверенным. А с некоторыми рунами именно так и обстоит дело. По крайней мере, когда ты работаешь со старшими рунами. Это очень сложно.
Но да, руны очень красивы, даже если просто смотреть на них, они обладают мощной эстетикой и вокруг них много загадок, и всегда было. Конечно в устной традиции, как в древней Норвегии, когда у тебя появляется возможность выразить свои слова в графических символах, это сильная вещь сама по себе. Естественно, эта сила отличается от того, как мы ее воспринимаем сейчас, потому что наша культура является письменной и основана на литературе. Мы пишем и читаем. У нас больше нет устной культуры. Поэтому все это не имеет той же силы.
Я считаю, одно из самых больших заблуждений, когда люди думают, что отдельно взятая руна сама по себе является магическим символом. Но в древней традиции они никогда не использовались по отдельности. И когда руны наделялись магическим смыслом, они всегда слагались в слова или в какие-либо последовательности, в иные графические символы. Были разные способы создания слов. Но никогда как отдельная руна. В основном это был просто символ. Я считаю, это серьезный вопрос. Людям, которые хотят изучить оригинальные рунические традиции, я бы рекомендовал начать с изучения истории рунологии: в первую очередь, как мы узнали о том, что, как мы считаем, мы знаем о рунах. Потому что тогда вы сможете сделать собственные выводы и быстро сможете отделить всякий бред от реального стаффа. Так что я думаю это верный путь – изучать историю того, как мы получили эти знания.
Для тебя концерт это ритуал? Ты чувствуешь себя на сцене шаманом, скальдом?
Скальд может быть провидцем, шаманом и артистом. Поэтому думаю, что я чувствую себя одновременно всеми ими. Для меня выступать вживую очень личная вещь, я не могу делать это вполсилы. Поэтому когда бы я ни выходил на сцену, я выкладываюсь на 100%, и это на 100% идет от сердца. На самом деле во время выступления я очень уязвим, и я определенно не хочу делать это слишком часто. Потому что выступление требует предельной отдачи, а я не хочу делать это наполовину. И да, это больше, чем просто музыка. Это становится большим, чем музыка, когда ты вкладываешь всю свою душу и сердце. Для меня это как создавать священное пространство. Я не пристрастен, и не проповедую никакую истину, но мое творчество дает людям возможность соединиться с чем-то большим, чем они сами. И я думаю, что сегодня многие испытывают в этом необходимость. В особенности потому, что… Смотри, если ты не христианин и не мусульманин, который ходит в церковь или мечеть, неважно, ты не получаешь этот священный торжественный ритуал и у тебя нет этого пространства, ты утратил концепцию возможности прикоснуться к чему-то большему. И я думаю, это позитивная вещь, чтобы в рамках концерта создать это священное пространство.
Ты вышел из блэк-метал сцены. Более того, благодаря Питеру Бесте твое фото времен Gorgoroth стало одним из самых узнаваемых в норвежском блэке, чем-то вроде торговой марки. Сохранил ли ты ментальную связь с блэком?
Да, у меня осталась эта связь с ранним блэком, потому что технике тогда не придавалось большое значение. В те времена он был ближе к идеям world music, “musica mundana” (лат. мировая музыка – авт.), где то, что лежит в основе музыки было столь же важным как и сама музыка. И мне очень нравится это качество в блэке, когда речь шла о чем-то большем. Дело было не в том, насколько быстро ты можешь играть на барабанах, или насколько хорошо звучит твоя бас-бочка или гитара. Техника всегда была вторична. Страсть, дух, энергия и атмосфера были первичны. И мне нравится эта идея в блэк-метал.
Что касается Gorgoroth, в этой группе я выступал скорее как артист, для меня это было в большей степени работой, ничего личного. У меня была большая потребность заняться тем, что будет больше соответствовать моим личным убеждениям и увлечениям. В частности, поэтому я и ушел из группы, став больше работать в направлении традиции.
Тем не менее, мне кажется, что в твоей музыке до сих пор прослеживается связь со старым блэком. Присутствует то особое, изначальное чувство, которое было определяющим для многих блэк-метал альбомов, ставших классикой. Ты со мной согласен?
Согласен. Не забывай, что искусство это всегда результат твоего окружения. И я в этом окружении. Знаешь ли, норвежская музыка, даже традиционная музыка в Норвегии очень темная, она очень меланхоличная. И эта связь, несомненно, является результатом тех же первобытных сил, которые создали как традиционную музыку, так и блэк-метал музыку. Поэтому я привнес это также и в Wardruna. Так что определенно они связаны.
Поддерживаешь ли ты сейчас связь с Гаалом? Почему он решил покинуть Wardruna?
Да, я регулярно контактирую с ним. Он до сих пор мой хороший друг, и всегда им был. У нас не было конфликта из-за его решения покинуть Wardruna. Он посчитал, что сделал здесь все, что мог и захотел больше сосредоточиться преимущественно на своем искусстве и собственной музыке. Здесь нет ничего драматического.
Как повлиял на тебя этот проект, и изменил ли тебя?
Хо-хо, он сильно меня изменил. Это было, как я уже говорил, “do it yourself” путешествие, так или иначе я все делал сам. Изучал инструменты, даже изготавливал некоторые из них. Учился их записывать, и конечно изучил кучу всего обо всем материале, с которым мне пришлось работать.
Но думаю, для меня одна из самых важных вещей связана с Одином. Один довольно сумасшедший персонаж. И для меня самым интересным и даже вдохновляющим в нем является то, что он готов расти, развиваться. Он столь жаждет новых знаний, и готов ради них на все, чего бы это ни стоило. Чтобы обрести знания о рунах, он принес себя в жертву на мировом древе. Он сам принес себя в жертву самому себе. И это значит, что за все, что имеет в этой жизни какую-то ценность, приходится платить. Таким образом, если ты хочешь развиваться, ты должен заплатить за это. И такой подход уже достаточно долгое время является моим жизненным девизом. Это сильно меня изменило. Сегодня я не такой, как был вчера. В нас заложен потенциал для получения новых знаний. Не зацикливаться на одном шаблоне или идее, но быть гибким. Надеюсь, что я ответил на твой вопрос.
Вполне. Что касается Одина. Меня тоже всегда привлекал этот персонаж своей… вроде как неопределенностью. Один стремится к знаниям, фактически он рассуждает и действует как философ. Он не является добрым или злым, он где-то посередине, уравновешивая оба начала, как некий абсолют.
Все верно, он является и тем, и другим. Также как и Локи. То же самое и с человеком, об этом стоит задуматься. Я вижу много современных язычников, действующих в духе христианства. Они поклоняются этим древним богам. Но так не делается. По крайней мере, это не присуще язычеству изначально. Боги ходят среди людей. И люди отчасти равны им. Знаешь, ведь боги это образы различных аспектов природы, человеческой природы. И боги помогают тем, кто помогает себе сам. Никто не умер за твои грехи. Так что не моли о милосердии, или о помощи, ты должен сделать это сам. (смеется) Это совершенно иная ментальность, которая лежит в основе всей языческой идеи о богах и о божественности.
Мы уже затрагивали эту тему, но все же расскажи о своем сотрудничестве с создателями сериала «Викинги» на данном этапе. И расскажи о своем опыте участия в съемках отдельных эпизодов.
Что ж, опыт был очень хорошим, в том числе и когда я выступил в качестве актера. Все началось с того, что создатели сериала захотели использовать кое-что из музыки Wardruna. А потом перед началом съемок второго сезона они спросили, не хочу ли я присоединиться к основному композитору сериала Тревору Моррису и внести свой вклад, задействовав мои инструменты, мой голос и поэзию. Я был не против, и мы почувствовали, что это хорошее дело. Создатели сериала были очень довольны результатом, так что я продолжил этим заниматься. Всегда, когда в фильме актеры поют, проводят ритуал, звучит боевой клич, застольные песни и тому подобное – я пишу все это для них и стараюсь при этом использовать подходящую поэзию из древнескандинавской литературы. Ну и помимо того, что я дважды засветился перед камерой как актер, было также очень здорово встретиться с актерами и продюсерами сериала, это было приятно. Я имею в виду само общение с актерами, или когда я рисовал эскизы татуировок. В общем, было классно быть частью этого замечательного проекта, и я многому научился.
Ну что ж, это были все мои вопросы. Спасибо тебе, Эйнар, за уделенное мне время. В завершение интервью можешь сделать официальное обращение к своим российским поклонником ввиду будущих концертов.
Я просто хочу сказать от себя и от имени музыкантов Wardruna, что мы с нетерпением ждем возможности снова приехать в Россию, мы очень взволнованы. Мы всегда получаем у вас мощнейший прием, так что скоро увидимся!
Выражаем благодарность Родиону Нагорному (FBITS Concert agency & Artist management) за помощь и личное участие в организации интервью.
Беседовал Alias
8 окт 2018
просмотров: 15563
|
|
Baldurs Tod
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи.
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).