Псаломъ 666 : Njard: Ленинградский художник и чёрный металл.


Наш интерес к художнику Njard вызван, безусловно, тем, что он неоднократно был замечен в качестве создателя концептуального арта и обложек для музыкальных альбомов в чёрном металле таких деятелей, как Псалом 666, Pseudogod, Verge, знаковые работы мурманчан Мор и Sect, сборника Helvetin Musta Peto.

>Ты потрясающий мастер, и, если позволишь, исполняющий собственное соло, раскрывая работу музыкантов и дополняя визуальными образами, что для них является большой удачей. А что это дает тебе?


Поправка: для Псевдобога никогда не рисовал.

Благодарю на добром слове, искренне рад, когда кому-то нравятся мои работы.

Интересно поучаствовать в том, что нравится, «проиллюстрировать» музыку, название, настроение, идею. Иногда интересно принять вызов, когда это предложение свободно сделать что-либо, основываясь лишь на названии альбома, или же когда это, напротив, детальные пожелания и контроль со стороны заказчика.

Ну и конечно, порой приятно потешить самолюбие, пожав лавры чужой популярности. Хотя, именно это никогда не было причиной, побудившей предложить банде сотрудничество.

Ну, может, у них просто нет выбора, если они рассчитывают на большее, чем оформление? Кто еще настолько же хорош в своем деле по совокупности факторов? Ты ведь не только высокопрофессионален как художник, твои действия подкреплены и основаны на неких личных убеждениях. Посему, не мог бы вербально обозначить суть твоего Weltanschauung? Ты религиозен?

Перефразируя девиз одного благородного Ордена: «Метод – искусство, цель – религия». Можно сказать, что религиозен. И пусть каждый понимает это в меру своей испорченности, осведомлённости и просветлённости.

Мы живём в прекрасном великом Аду живых существ. И чем больше жалуемся на это, тем дольше и мучительнее нам в нём жить. Ребята, давайте не жить?..

Так вот, значит, к чему приводят занятия живописью и музыкой в нужных пропорциях? Что было первым из увлечений, послужив бикфордовым шнуром? Как развивалось, взаимопроникало и влияло на твою личность?

Рисование и музыка это не причина, а следствие.

Рисовать любил всегда, музыка появилась позже. Сперва какая попало, потом всякая тяжёлая и сумасшедшая, иногда совсем уже даже не музыка.

Музыка стала ещё одним источником вдохновения, ещё одной неизведанной областью для иллюстрирования.

Металлическая музыка говорила о том, о чём люди предпочитают молчать и не помнить, о самом главном – о смерти. Говорила беспощадно и бесчеловечно прекрасно. А я, в свою очередь, старался и стараюсь передать это в меру сил.

И при этом я прекрасно понимаю, что смерть не нуждается в чьей-либо «поддержке», не нуждается в прославлении и поклонении тех, кто таким образом пытается занять «сильную сторону». Просто всегда нужно memento mori и вести себя соответственно.

Как и когда пришло осознание того, что готов быть не просто фаном и сторонним наблюдателем, но также внести и свою лепту в Легион?
Скажем, есть мнение, что Ньярд старается избегать обсуждений своего участия в спорном для многих проекте Sternatis вместе с участниками Blaze Birth Hall, а также последующую эволюцию приоритетов с векторной направленностью к ортодоксии в БМ. Насколько щекотливой видится тебе данная ситуация и почему?


Началось это примерно 12 лет назад. Нарисовал несколько вещей для разных проектов BBH. Потом Absurd записали действительно понравившийся мне альбом "Totenlieder". На обложке его была картинка, не раз виденная мной в сети. Я предложил им сделать обложку для следующего альбома, и они согласились.

Единственное, чего я избегаю, это активной сетевой жизни.

Sternatis во многом был экспромтом. Его автор Moroth, будучи под впечатлением от проектов Холла, завёл знакомство с их авторами, и, при некоторой их любезной помощи, записал материал на аппарате BBH. Я спел вступление к пятой теме. Позже своими действиями Moroth дал понять, что не особенно заинтересован в общении. Никто другой на его детище не претендовал, сам он бездействовал, покуда не нашёлся заинтересованный издатель. По этой причине материал Sternatis не преподносился как проект Холла, и долгое время оставался без внимания.

А по поводу «эволюции приоритетов» отвечу славным лозунгом: «Только Адольф Гитлер! И только Сатана!». Вдохновение и стереотипное мышление не совместимы. Никакие идеалы или ортодоксия не могут оправдать скуку формального подхода в искусстве, в жизни. Do What Thou Wilt.

То есть, попадая под власть обаяния отдельной личности, мы имеем дело с тем, кто выбрал свободу своего волеизъявления, а не с обаянием тех сил, ретранслятором которых он выступает?

Обаяние личности и есть обаяние тех сил, ретранслятором которых он выступает.

Njard осуществлял поддержку с написанием лирики для Forest, проекта во многом знакового. Расскажи, какой мотив был в данном случае побуждающим к сотрудничеству, как оно происходило, и что ты вынес для себя из этого опыта.

Хотелось словами дополнить то, что сделал на обложке. Происходило всё как обычно - сумбурно и спонтанно, с дружескими возлияниями, старым-добрым немотивированным насилием и милицией. По итогам пришёл к выводу, что ничего разъяснять словами не нужно. Потому что, когда умножаются слова, теряется знаковость образа.

А кстати, как ты думаешь, для чего вдруг понадобилось переименовывать милицию в полицию? Ты вообще заметил, когда это произошло? И, если поставить вопрос шире, чем, по-твоему, бывают обусловлены любые перемены, от незначительных до глобальных?

Весь мир это постоянно изменяющийся поток вещества. В головах у большинства человеческих существ бурлит ни на миг не затихающий неуправляемый поток мыслей.

А человек жаждет покоя, человек любит слово «стабильность». Он отчаянно ищет и всеми силами старается уцепиться здесь за что-то незыблемое. И в этом безнадёжном деле придумывает всё новые ухищрения, пытаясь изменить своё положение. Поэтому можно сказать, что в мире людей перемены обусловлены желанием человека прекратить ход перемен. Одноимённая песня группы Кино очень красноречиво звучит на языке глухонемых во время финальных титров фильма «Пыль».

Когда впервые услышал от кого-то о переименовании карательных органов, то был абсолютно уверен, что это шутка. Но шуткой более забавной оказалось то, что это вовсе не шутка.

Осёл не превратится во льва, если его просто обозвать львом. Совершение по собственной воле подобных превращений под силу лишь очень могучему магу. Но магу, способному на это, обычно уже совершенно не интересны такие фокусы. А вот фокуснику прекрасно известно, как публика любит всяческие представления с шумом и переодеваниями. Фокусник лучше всех знает, до какой степени человек обманываться рад.

Продолжается ли поныне сотрудничество с «Чертогом где рождаются зарницы»? Если да, то в чем именно оно заключается? Ну, и крайне любопытно узнать твое мнение о нынешнем творчестве Чертога, ведь, как ни крути, оно существенно разнится с истоками.

Моя последняя на сегодня работа для Холла заключалась в составлении оформления для альбома Branikald «Жизнеотрицанью Жизневероломство» и альбомов Raven Dark «Catarsis» и «Гневом Раскрытия Вечного». Дальше будет работа подобного рода для последующих изданий и переизданий альбомов Raven Dark.

Человек должен делать то, что желает, а не повторять то, что от него ждут.

Мои любимые альбомы Холл изрыгнул в пустоту девяностых.

Намереваясь пройтись по большинству бригад, с которыми ты работал, не можем обойти вниманием оформление «Символа Веры» для Псалом 666, полное символов и аллюзий. У нас имеются свои интерпретации заложенного символизма, но получить пояснения непосредственно от творца весьма ценно.

Псалом 666 это православие, доведённое до крайности, это путь из варяг в черти, в огонь вниз по матушке по Волге. Там, в ослепляющей тьме, уже не различить падшего пламени Зарницу, и в свете сошедшего спасать Христа. Потому, что там нет никакой разницы. Это сродни попытке матерными словами выразить блаженство во время соития.

Имя банды пишется с буквы Пси, с огненной «буквы истины» Шин, с которой начинается слово «Шекер» - ложь...

Имелось ли у тебя заведомо такое понимание материала Псалом 666 или оно сложилось в процессе оформления альбома? Насколько сложно каждый раз происходит взаимопроникновение? Либо ты всегда открыт вдохновению, и достаточно лишь чиркнуть спичкой?

Чаще всего идея рождается мгновенно, как готовая картинка, или как ощущение. Идей всегда много, они клубятся, ожидая случая воплотиться.

В случае с Псалмом было достаточно названия и личного знакомства.

Случаи, когда мне полностью доверяют и, по сути, приглашают в соавторы, особенно интересны в результате.

Как, в твоем понимании, в творчестве сочетаются и взаимодействуют бескомпромиссность и достоверность? К какого рода компромиссам склонен лично ты?

Если под достоверностью в данном вопросе имеется в виду искренность, тогда связь очевидна. Если, повинуясь чужой воле, рисуешь то, во что не веришь - получается враньё. К компромиссам в работе я не склонен, всё зависит от моего интереса к конкретному предложению.

Ты также рисовал обложку к сплиту наших финских товарищей Verge / Blood Red Fog. А тебе известно, что была альтернативная версия оформления, предложенная музыкантами, и представляющая собой фотоколлаж, повествующий (скажем так) о «темной стороне» отношений финнов с форелью и друг с другом? Тем не менее, эти финны (Verge / Blood Red Fog / Charnel Winds / Saturnian Mist) крайне талантливы и неординарны, и, когда не шалят да не берутся оформлять свои альбомы самостоятельно (хе-хе), то обращаются к всевозможным финским оккультистам-традиционалистам. Что примерным образом раскрывает потенциал и ожидания, связанные с их музыкой. И тут мы видим облогу Ньярда: поэтичную и неброскую, на наш взгляд она пришлась абсолютно в масть. Но как же так, с другой-то стороны? На твой взгляд, там нет всей этой мистической подоплеки и соответствующего символизма?

Издатель ознакомил меня с пожеланиями финских товарищей к обложке: грешный священник, отчаянно пытающийся выразить свою скорбь, дающий выход своему извращённому восприятию любви за клавиатурой соборного органа. Я набросал описанную идею, и вышло так, что, по мнению издателя, именно этот небрежный эскиз, эта быстрая интуитивная попытка отобразить идею музыкантов, подошла для обложки лучше, чем более аккуратная работа на ту же тему, или чем попытки самих авторов выразить свою мысль собственными силами.

Как руководство для остального оформления издания я принял слова, отображающие суть альбома, суть понимания противоречия, лежащего в основе всякой мудрости – слова о ценности возвышения до уровня Бога и одновременного падения ниже животного уровня.

С целью подчеркнуть это противоречие, все тексты написаны левой рукой, а графические элементы на грани издёвки. Абсолютная серьёзнось, смешанная с насмешкой. На мой взгляд, в противоречии и заключается суть Дьявола, в нём есть суть чёрного металла, а вовсе не в смиренном тиражировании и поклонении устоявшимся рогатым, перевёрнутым и пятиконечным образам «зла». Огромный, сильный, но в сущности глупый и бестолковый зверь играет крошечным, забывчивым, но могущественным человечком. Because It’s Wrong.

Лучше и не скажешь. Тем не менее, если позволишь подобную аналогию, среди священников быть бы тебе иезуитом, учитывая столь вольное толкование символов зла. В чем видится тебе преимущество интуитивных методов познания, и возможно ли прозрение в рамках догмы?

На этом свете человек всегда либо иезуит-приспособленец, либо инквизитор-догматик.

Познание и просветление в рамках догмы возможно, такой путь называют путём абсолютной преданности, путём любви. Это не логический, а как раз интуитивный способ. Преимуществ перед логическим методом познания у него нет, это просто разные способы для людей разной природы.

Как ты поддерживаешь должный уровень осознанности, чтобы не "засыпать" в мирском течении? Очевидно, что это не алкогольно-наркотические "медитации". И как ты, в свою очередь, прокомментируешь указанный подход.

Бодрствую благодаря практике отрешенности, сосредоточения и размышления.

Ценно не само по себе обладание какой-то вещью, а то хорошее, что при помощи этой вещи можно сделать. Ценно не насильственное изменение сознания само по себе, а тот урок, который человек способен из подобного опыта вынести. Попытка осудить в своих страданиях кого-то или что-то извне - это всё то же вечное желание избежать ответственности. Но алкоголь не виноват в слабоволии пьющего, нет вины стимулятора, если человек желает стимулировать лишь свою глупость, и нет вины веществ, расширяющих сознание, если расширяемое ими сознание изначально ленивое и тупое. Вполне закономерно, что человек калечится инструментами, пользоваться которыми не умеет.

Расскажи, когда и как вы пересеклись с Мурманским дивизионом, и каковы результаты этой встречи. Интересны также комментарии к обложке Sect «Doomsday»! Вообще, как часто работа дает возможность встретить людей, интересных тебе самому? Открыт ли ты для любого, пусть даже бестолкового общения или, напротив, тщательно фильтруешь свое окружение?

Заочное знакомство с Мурманским дивизионом случилось в 1996 году, благодаря Gothic ‘zine# 6. Сотрудничество же началось гораздо позже.

Обложка Секты представляет собой апокалиптическую интерпретацию предания о Святом Христофоре, работа называется «Святой Христофосфорус». Каждый человек терпеливо несёт по развалинам жизни своё неподъёмное, капризное и обреченное на смерть эго. В первый вариант издания не вошло ещё два ядерных коллажа.

Возможность встретить интересных людей равна моему желанию их встретить. Нередко моё предложение сотрудничества выглядит примерно так: «Привет, вы меня не знаете, да и я узнал о вас только что, но мне понравилось то, что вы делаете, и возможно вам нужно хорошее оформление?» Именно таким образом я знакомлюсь со всеми интересными мне группами. Я открыт для любого, у кого хватит удачи и желания встретить меня, будь то в сети или в миру.

Обложка к альбому Мор «Кровь» была создана совместно с неким Змееловом. Чем была вызвана необходимость такого сотрудничества, каковы его обстоятельства и результаты?

Я и второй автор делали разные части оформления. Совместное участие в работе над этим диском было сюрпризом для нас обоих. Подробнее о причинах, побудивших к такому шагу, сможет ответить только издатель.

Псковская группа Teitanfyre, с нашей точки зрения, является одной из чудовищно недооцененных команд русского подземелья. В частности, их полноформат "Скипетр болезненной смерти" - рвёт в клочья. Ты создал для этого релиза узнаваемый и больной на всю голову артворк, который нам видится одной из лучших твоих работ. Чем тебя покорило творчество псковчан? Какой образный ряд оно навевает тебе?

С Титановым Огнём я познакомился на фестивале Black Mass Prayer, так что для меня это прежде всего концертная банда - живые люди, воспевающие смерть.

Обложка почти буквально отображает содержание альбома, так что не поленитесь и уделите время расшифровке вычурной готики текстов, начертанной рукою автора.

Я был очень рад сделать такую удачную работу для данного альбома. Надеюсь, она поспособствует тому, чтобы команду, наконец, оценили по достоинству.

Какова основная проблема современного российского БМ подполья? И что необходимо сделать, чтобы её преодолеть?

Проблемы всегда остаются прежними: нехватка искренности и усердия. Искренность без усердия часто не успевает воплотить своё вдохновение. Усердие без искренности - это скука и коммерция.

Каждому последователю следует определиться на счёт того, чем является для него БМ: формой выражения крайней степени внутренней свободы или прикрытием собственной неполноценности.

Ты сотрудничаешь с довольно разношерстными коллективами как в плане страны прописки, так и в плане идеологических векторов, да и чисто эстетических выразительных средств. Какой фактор является довлеющим при принятии решения о работе с коллективом? Или не существует определенного мерила, и в каждом конкретном случае имеет место совокупность разнородных причин?

Пословица гласит: все черти одной шерсти. Люди отличаются друг от друга в гораздо меньшей степени, нежели им это представляется. Когда попадается на пути что-то примечательное, стараюсь узнать это подробнее. Иногда люди оказываются интереснее, чем их творчество, а иногда наоборот. Порой группа неожиданно для меня соглашается на сотрудничество, а порой люди отказываются от счастливого – по моему мнению – шанса представить свой материал публике в более выгодном свете. Любой опыт сотрудничества принимаю с интересом и извлекаю из оного пользу.

Absurd. Явно неоднозначная формация, которую совсем немногие в андеграунде воспринимают серьёзно. Мы знакомы лишь с одним их диском – «Facta Loquuntur». Он слышится сравнительно достойным, хоть и крайне наивным да немного криворуким, ввиду проходившей в местах лишения свободы рекорд сессии. Ты участвовал в оформлении целого ряда релизов этих немцев, признаемся, мы не знакомы с этими релизами. Что ценного Ньярд находит в абсурдном творчестве? Какие мировоззренческие точки пересечения существуют между закопавшимися в ариософию германцами и идеями Ньярда?

«Неоднозначность» банды Absurd заключается лишь в том, что они не чураются того, чего чураться велено земными законами. Но в этом, я полагаю, и заключается суть и смысл андеграунда, разве не так?..

Упомянутый альбом не оформлял, так как в записях демо-периода группы меня больше привлекали вставки из фильма про Конана, с прекрасной музыкой моего тёзки. Впрочем, и тот примитивный чёрный панк был по-своему запоминающимся. Настоящий интерес к творчеству коллектива возник с альбомов “Wolfskrieger” и “Totenlieder”. Нибелунги, замки, грозящий Франции каменный Арминий, Смерть над Фландрией, ландскнехты на папских землях, абсурдные картины Тридцатилетней войны. Бесхитростное искреннее тевтонское варварство. Добавить нечего, так как вашего интереса не хватило на то, чтобы предварительно ознакомиться с предметом вопроса.

Всё описанное в предыдущем ответе звучит лепо и мило, вплоть до умиления. Но это всё суть эскапизм, атавизм детских штанишек. Прямо по Ленину: «Детская болезнь левизны в коммунизме». Ну да ладно, Кесарю кесарево. Интерес же наш достаточно глубок, но доступные финансы не позволяют приобретать все интересующие пластинки. А качать - увольте. Тем не менее, наших скромных средств хватило на приобретение кое-чего из творческого багажа германцев Luror. Прослушанное видится нам убийственным и, к сожалению, не нашедшим должного признания. Ты, по-видимому, разделяешь наши восторги, раз сотрудничаешь с данным проектом. Явился ли релиз "Прекращение существования" одноразовым сотрудничеством или планируются дальнейшие объединенные атаки? Ваши совместные действия дают весьма гибельные всходы.

Так ведь БМ по сути своей противен общепринятой реальности, это прибежище романтиков, не желающих наслаждаться лишь благами научно-атеистического рая дураков. Именно таким носителям «детских штанишек» Спаситель и завещал Царство Небесное.

С удовольствием продолжу сотрудничество с Luror, если «Прекращение Существования» не станет для банды пророческим названием.

Спасение, Царство Небесное. С трудом верится, что Ньярд ожидает спасения и райских кущей в каноническом понимании. Чего жаждет Ньярд от Сфиры Нецах? Воющей бездны?

Если уж растекаться мыслию по Древу, то от венерической сферы Нецах следует настоятельно требовать зелёного света в любви. Бездна же находится значительно выше.

Ну что же, Нецах одаряет каждого по достоинству. Вернемся к тварному. Нам крайне увлекательно интересоваться твоим сотрудничеством и взаимодействием со многими коллективами. Но, судя по ответам, подобные вопросы наскучивают тебе, поэтому не будем излишне усердствовать в своём занудстве. Спросим лишь про две следующие работы в твоём портфолио. Первая из них - это одна из лучших твоих оформительских картин для пластинки "В могилу" норвежцев Throne of Katarsis. Выполненная в тревожной цветовой гамме, обложка крайне атмосферна, и изрядно бередит воображение. При выполнении данной картины ты отталкивался от текстов композиций или основывался на объяснениях музыкантов касательно общей концепции релиза? Как протекала работа? Образ сразу выкристаллизовался в твоём мыслевзоре или это было сродни тягостному выстраиванию мозаики?

Автор кратко передал мне смысл текстов и описал атмосферу немилосердного угара во время записи альбома. Мне сразу же пришла на ум идея. По-моему, прямоугольная дыра посреди бушующих вод - это довольно таки страшно. Покрасил рисунок в красный цвет автор уже самолично.

Ты зажигательно оформил весёлую семёру "Сатанинский блядский металл" американских алко-маньяков Slutvomit. Признаемся, было неожиданным зреть работу твоей кисти на конверте данной пластинки, поскольку с позиций эстетической и художественной ценностей представленный звукоряд слишком уж разнится со строгой идеологической доминантой иных коллективов, которые ты удостоил сотрудничеством. Что привлекает тебя в подобном, в общем-то, недалёком старорежимном угаре "Шлюхоблевотины"?

Порой как раз и привлекает недалёкий старорежимный угар. Бесовская гудьба веселить должна! Выбор музыки по идеологическим соображениям себя не оправдывает.

Ты считаешь себя, прежде всего, художником или оформителем? Просим по возможности аргументировать и обосновать свою позицию.

Существует же понятие «художник-оформитель», и я согласен так обозначаться. Подразумевая, что я способен как на творчество, так и на выполнение механической части работы, основанной на идее другого человека.

Назови наиболее важные для тебя банды и релизы.

(см. предпоследнее фото)

Ты веришь, что своим творчеством приближаешь, пусть на наносекунду, Царствие Божие?

Конечно! Я стараюсь.

Какую эпитафию ты хотел бы зреть на своем надгробии?

(см. последнее фото)

Интервью: Sever & Kurgan.
Рисунки из личного архива Njard предоставлены художником специально для Darkside.ru.
10 апр 2013
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом