Калевала : Наше место – под Солнцем!


Думаю, что группа КАЛЕВАЛА не нуждается в особом представлении. И вовсе не только потому, что костяк ее составили музыканты, известные по работе в таких значимых для российской фолк-металлической сцены командах, как BUTTERFLY TEMPLE, НЕВИДЬ и РАРОГЪ, но прежде всего потому, что дебютный альбом «Кудель Белоснежного Льна» оказался сам по себе весьма заметным явлением, заставив говорить о настоящем группы, а не вспоминать прошлое… Впрочем, почивать на лаврах ребята не стали, и весьма оперативно, менее чем через год подготовили новый альбом, выход которого и стал поводом для разговора с музыкантами. Итак, на связи вокалистка КАЛЕВАЛЫ Ксения и гитарист, а также автор большей части музыки Никита Андриянов.

Добрый день! Очень рад, что благодаря скорому выходу вашего нового диска, получившего название «Кукушкины Дети» предоставилась возможность задать вам несколько вопросов, тем более, что дебютный альбом КАЛЕВАЛЫ до сих пор лежит у меня возле проигрывателя в пределах прямой досягаемости, тогда как многие пластинки за последний год, побывав в фаворитах, отправились «на дальнюю полку». Собственно, отсюда и начнем… [Думаю, что про создание группы, историю разрыва Ксении c Лесьяром и т.д. было сказано и написано уже достаточно, чтобы возвращаться к этим вопросам – o.m.].

Дебютный альбом КАЛЕВАЛЫ оказался не просто хорош, а очень хорош, причем это отмечали даже люди, в принципе, далекие от фолк-рока, фолк-метал и близких к ним музыкальных жанров. После такого удачного дебюта как вам работалось над новым материалом, и не было ли опасений, что повторить успех «Кудели Белоснежного Льна» будет очень тяжело?

Ксения: Благодарю… К работе над новым материалом мы приступили сразу после окончания записи «Кудели», соответственно, не зная еще о реакции публики на наш дебютник. А потому никаких особых опасений не испытывали. Я вообще не понимаю, как это можно бояться «не превзойти самого себя»!

Все ли получилось у Вас из того, что задумывали для «Кукушкиных детей» или, как то часто бывает, что-нибудь осталось нереализованным?

Ксения: Я вполне довольна результатом работы. Всё получилось целостно, концептуально и лаконично. Ни добавить, ни убавить. Когда шла работа над записью, я постоянно повторяла знаменитый римский девиз: «Делай что должно, и будь что будет».

Мне показалось, что новые песни (а я слышал пока только их черновые варианты) выглядят более разнообразно, нежели то было на первом альбоме. Ваши фирменные озорные мелодии остались на месте, а вот аранжировки усложнились. Или я ошибаюсь?

Никита: Нет, практически не ошибаешься. Изменились не столько аранжировки, сколько сам подход к их созданию, мы стали опытнее и более внимательны к мелочам, а также к звуку, который в этот раз получился просто убойным, на наш взгляд. [Ну да, я уверен, что Лазарь в очередной раз сделал свое дело на «отлично» - o.m.]

Хотел было спросить, когда вы запишете что-нибудь на карело-финскую тему. Все-таки название обязывает))) А вы взяли, и меня опередили, записав для нового альбома песню под названием «Калевала», которая, кстати, заметно отличается от других ваших композиций. Продолжение последует?

Ксения: Я надеюсь, что продолжение последует. В виде акустического альбома под названием «Саамское Солнце». Вот сейчас немного оклемаемся после записи, и приступим к репетициям «СС».

Мне было даже немного обидно и непонятно, что мало кто отметил драматизм, а порой даже трагизм, лирики «Кудели Белоснежного Льна», резко контрастировавший с задорными, легкими мелодиями. Скажите, вы специально так задумывали или… просто вышло так? Тем более что на новой работе этот контраст, по-моему, уже не так откровенен…

Ксения: Я не считаю что «мало кто отметил...». Собственно, люди, которые это поняли, и являются нашими самыми благодарными слушателями. Да, такого контраста я добивалась специально. И подчеркнула это, выбрав загадочное и очень грустное название для альбома. [На мой взгляд, оно просто очень красивое и лиричное, почему же – грустное? – o.m.]

Честно говоря, я вообще затрудняюсь идентифицировать вашу музыку с каким-то конкретным стилем – фолк-рок, фолк-метал… Да в ней есть даже элементы русского рока и поп-музыки. А сами вы вообще-то думаете, в какой каталожный ящик вас запихнут музыкальные обозреватели, да и почтенная публика вместе с ними, или творческий процесс – дело неуправляемое?

Никита: Фолк-метал – более привычное для нас сочетание, оно включает в себя все элементы фолк-музыки, причём, музыки разных народов, не только славянских. К примеру, на новом альбоме в паре песен присутствуют элементы кантри. У нас есть и полностью акустический трек «Колокольчик», который пойдет бонусом на лимитированное издание альбома. На данный момент эта песня – скорее исключение, чем правило, но у нас в планах есть запись целиком акустического альбома, к работе над которым мы потихоньку приступаем, параллельно делая новый материал для третьего полноценного электрического релиза. Кое-что из совсем нового материала планируем исполнить на презентации 3 октября.

Кстати, о творческом процессе… Если верить вашим шутливым вставкам «из студии», что в финале «Кудели», что в черновом варианте «Песни про коня с яйцами» – он проходит у вас исключительно с шутками-прибаутками, а дым в студии стоит коромыслом. Скажите, вы так вводите нас в заблуждение, или все у вас и правда так легко и беззаботно? Верится с трудом…

Никита: В конце альбома «Кудель Белоснежного Льна» задействованы реальные реплики, которые были произнесены музыкантами во время записи «Пiдманула». Сначала Олень произнёс гневную речь по поводу «концовки», которую он услышал в первый раз, потом слышится ответ нашего бывшего барабанщика Васи Шмелю по поводу того, кто же из них «не попал» в последний удар, а дальше припев песни напевает Ксюхина дочка Женя, которую мама брала с собой на запись. В «Яйцах…» немного иначе: там тоже использованы реальные разговоры, например фраза Оленя, уже ставшая у нас крылатой: «А сейчас – самая грустная песня на альбоме: «Яйца…». Но не обошлось и без нашей совместной словесной импровизации за микрофоном. Это был самый последний день записи, и мы, по правде, веселились от души, так что даже звукорежиссёр Сергей Лазарь с нами угорал )) Некоторые рабочие моменты попали в видеоролик, размещенный на лимитнике – я думаю, фрагменты, снятые в студии, поднимут вам настроение не хуже, чем «Песня про коня с яйцами» ))) Кстати, идея создания этого видео и монтаж принадлежат нашему фан-клубу «ТруЪ Хумаляйнен ФрендзЪ». Никаких пафосных сценаристов, режиссеров, гримеров, операторов, монтажеров... типичное хоум-видео, которое удачно передает нужную атмосферу различных моментов нашей творческой жизни.

Теперь немного, если не возражаете, о серьезном… Фолк-металлическую сцену в нашей стране часто принято объединять в единое целое с пэган-металлической, зачастую подменяя одно понятие другим. И пусть не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть различия между этими музыкальными направлениями, но и общего между ними действительно много. Ну и не секрет, что многие «новые язычники» считают, что истинный «пэган» должен быть обязательно национал-социалистической направленности, требуя того же и от музыкантов, играющих мало-мальски соответствующую их воззрениям музыку. Когда же этого не происходит, музыканты объявляются «фальшивыми», «ненастоящими», «сребролюбами» и т.д. Подобное происходило с АРКОНОЙ, со СВАРГОЙ да и про вас порой нелестно отзываются на ряде ресурсов. Вас это как-то задевает? Хотите ли вы что-то доказать людям, требующим от всех фолк- и пэган-металлистов быть вторыми NOKTURNAL MORTUM или третьей ТЕМНОЗОРЬЮ?

Ксения: Ой... Я считаю, музыкальных релизов отечественных предостаточно, чтобы любители тех или иных направлений выбрали себе по душе! И тут ничего никому доказывать не нужно. Даже тем, кто отзывается «нелестно». Собака брешет – караван идёт... Мы уже слишком взрослые люди, и состоявшиеся музыканты, чтобы обращать внимание, и уж тем более, огорчаться из-за интернетных злословий...

Ну и развивая тему, в чем, по вашему, разница между здоровым национализмом и национал-социалистической идеей и есть ли она вообще? [Если не хотите говорить о политике, не отвечайте, я пойму…]

Ксения: А давай лучше говорить не о политике, а о жизни, хорошо?? И еще желательно при этом ехать в московском метро, например… И смотреть на демографический облик столицы России на сегодняшний день... И не нужна уже никакая терминология!! Всё говорит само за себя…

Еще один, может быть не очень приятный вопрос… В этом году «Sound Age» выпустили довольно оригинальную компиляцию под названием «Эффект Бабочки», в которой участвовали группы, музыканты которых в той или иной степени были связаны с BUTTERFLY TEMPLE. Вас там не было, хотя Ксения пела на трех (или четырех?) альбомах ХРАМА… Почему? Вообще не звали?

Ксения: Не-а, не звали))) Я вообще ничего не знаю об этом сборнике, кроме того, что он вышел! Так что, вопрос не ко мне…

Кстати, Ксения с Лесьяром обменялись довольно язвительными песнями («Милый» и «Гадюка-Краса»), адресата в которых не узнать довольно трудно… Можно, конечно, спорить на тему насколько все это этично / не этично, но, по-моему, так лучше, чем обмениваться упреками и т.п. через прессу, как это происходило у NIGHTWISH. И все-таки, похоже, что уход из НЕВИДИ стал для Ксении катализатором творчества, как то часто бывает в драматических жизненных ситуациях… Получается, что для художника китайское проклятие «эпохи перемен» – это благословение? И неужели для того, чтобы достичь новой вершины, обязательна встряска?

Ксения: О да, для новых вершин нужна встряска! Как сказал Шевчук: «Новая жизнь никогда не даётся даром...». Естественно, расставание с НЕВИДЬЮ стало для меня стимулом к созданию нового проекта. Но, думаю, что дело не только в этом... Рано или поздно, я бы обязательно созрела до сольной работы. Потому что при создании своей группы имеет значение только один фактор: есть тебе, что сказать людям, или нет. А мне есть что сказать!

3 октября пройдет презентация «Кукушкиных Детей». Ждут ли пришедших в этот день в «Релакс» какие-нибудь сюрпризы?

Никита: Для начала мы представим нашего нового члена группы – барабанщика Кирилла Перова. Это будет первый концерт с его участием. Мы собираемся исполнить все композиции с нового альбома, а так же почти все с первого; песню «Колокольчик» в акустическом варианте; как минимум одну совершенно новую вещь для третьего альбома; ну и, как всегда, кое-что из нашего с Ксенией старого творчества. Об остальном пока умолчу…

И что ждет ваших поклонников в будущем году? Концерты, туры, новые песни?

Никита: Сейчас прорабатываем тур на ноябрь по городам России в поддержку альбома. Пока в планах около 10 городов, но если все пройдёт хорошо, то мы и до Сибири доедем. Новые песни в процессе… Идей и наработок у нас на два альбома! Возможно, зимой мы снимем концертный DVD в Москве. Такие вот планы…


Вслед за АРКОНОЙ не планируете ли покорять заморские страны, заставив тамошних басурман учить Великий и Могучий?..

Никита: Планируем, конечно. У нас довольно много дисков расходится за границей: это и Европа, и Америка, и даже Япония. Так что гастроли за рубежом – не такая уж далёкая перспектива.

В Европах этих, кстати, отчего-то по пальцам можно пересчитать фолк-металлические группы с ведущим женским вокалом. С дуэтом a la “beauty & the beast” – сколько угодно, но почти всегда женский голос остается на втором плане – как в тех же ELUVEITIE или BATTLELORE. В России же подобные коллективы на виду – КАЛЕВАЛА, АРКОНА, ALKONOST, FFERYLLT… ГРАЙ вот недавно дебютный альбом выпустили… Что это – доказательство некрасовской сентенции, что, дескать, «русская женщина коня на скаку остановит» или стечение обстоятельств?

Ксения: Ну, у каждой перечисленной тобой группы есть, наверное, своя мотивация, из-за которой они используют женский вокал. Я не могу отвечать за всех. Могу лишь сказать, что это чудесно, когда на сцене много красивых дам! И без трупной раскраски)))

А вот интересно, каким вы видите [отбросив ложную скромность] свое место на российской сцене?

Ксения: Наше место – под Солнцем! И [без ложной скромности]: КАЛЕВАЛА – лучшие!!)))

В завершение темы о самобытности русского фолк-метал… По моему, очень интересной была бы идея записи альбома-компиляции из народных песен в рок-аранжировках… Ведь были очень удачные опыты и у вас с «Пiдманула», и у той же Маши Архиповой, думается, что и Алена Пелевина отлично смогла бы исполнить традиционную музыку… Давно хочется услышать нечто подобное – а вот хотят ли того сами музыканты? По крайней мере, музыканты КАЛЕВАЛЫ? А там, глядишь, кто-нибудь из издателей и заинтересуется…

Ксения: Признаться, на сегодняшний день мне совсем не хочется делать фолковые кавера. «Пiдманула» – совсем другая история... Мне было очень интересно спеть с Валерием Наумовым из группы ИВАН-ЦАРЕВИЧ, да и сама драматургия песни вписывается в концепцию «Кудели...». А исполнения народных песен предостаточно у других артистов. Я не вижу смысла делать то же самое.

Ну и в заключение, блиц-опрос «Самый любимый…» для тех читателей, кому интересно не только творчество группы. [На все вопросы отвечала Ксения – o.m.]

- Любимый праздник: Масленица.
- Любимый отдых: в обнимку перед телеком. )
- Любимое блюдо: печеная рыбка. )
- Любимый напиток: коньяк. )
- Любимый писатель: Сергей Алексеев.
- Любимый кинофильм: «Форрест Гамп».
- Любимая музыка: КАЛЕВАЛА ).
- Просто любимое))): моя полосатая кошка Юта )))))))))

Что ж, спасибо Ксении и Никите за разговор. И остается только пожелать им и всей группе продолжать делать свое дело так же, а, может и еще лучше, как они это делали до нынешнего момента. Ну, а тем, кто еще не слышал группу КАЛЕВАЛА – сей же час исправлять это досадное упущение!

С группой беседовал oldman.
1 окт 2009
Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100
1997-2024 © Russian Darkside e-Zine.    Если вы нашли на этой странице ошибку или есть комментарии и пожелания, то сообщите нам об этом