|
Этот концертный двойник, на мой взгляд, самая большая заслуга Camel в области прогрессивного рока. Стоящий в одном ряду с "Playing The Fool" Gentle Giant, "Seconds Out" Genesis и "Bursting Out" Jethro Tull, а в чем-то даже и превосходящий их, он явил собой своего рода хрестоматию творчества коллектива, запечатлевшую пик концертной деятельности Camel как прогрессивной группы. Никогда не претендовавшие на звание новаторов, здесь Кемеловцы представили уникальный, существующий только в рамках этого двойника и нигде больше, сплав джаз- и арт-рока, одинаково далекий как от кентерберийской тусовки, так и от приджазованного арт-рока континентальных групп. Здесь нет места диктату, а есть только сыгранность и абсолютное взаимопонимание. Здесь нет лидеров и "чернорабочих", а есть высококлассные музыканты, с невиданной музыкальной интуицией и мелодическим чутьем:
Ричард Синклер - гениальный басист (как минимум, одного уровня с Жако Пасториусом из Weather Report), талантливый композитор и хороший певец, проявивший все эти таланты еще будучи участником Caravan и Hatfield And The North; вечный скиталец, саксофонист и флейтист Мел Коллинз, лучшие творческие годы которого пришлись, как мне кажется, на период сотрудничества с Camel; Энди Уорд, представший здесь отменнейшим ударником, ничем не уступающим по мастерству Пипу Пайлу или Честеру Томпсону; Эндрю Латимер, игра которого здесь невероятно технична и как никогда эмоциональна; и Питер Барденс, создавший с помощью своего богатого арсенала синтезаторов, красивейшие клавишные полотна и кружева.
"Skylines", открыващая первый диск - единственная копозиция на альбоме, которая сыграна "живьем" тем же составом, что и в студии. Она мало чем отличается от своего студийного аналога, но звучит не так сухо и академично; она звучит ЖИВО. Следующие за ней "A Song Within A Song" и "Lunar Sea" заключают в себе то, чего так не хватало студийным, да и ранним "живым", версиям этих вещей: виртуозного и изобретательного баса Синклера и проникновенного саксофона Коллинза. На "Lunar Sea" гитара и саксофон играют основную мелодию, но не в унисон, а с расхождением примерно в четверть тона. Сыграно так, что пробирает аж до спинного мозга, и не мудрено: теперь Camel - это коллектив, исключительный по своим достоинствам, уже не стесняющийся демонстрировать свои выдающиеся качества. До этого все же Дуг Фергюсон был самым "узким" местом в группе, не позволявшем, как следует, "развернуться" остальным музыкантам (особенно Энди Уорду). Далее следует "Never Let Go" из первого альбома, измененная до неузнаваемости: простецкая мелодичная песенка превратилась в виртуозный джаз-рок с солированием каждого из музыкантов. Отмечу шикарнейшую игру Ричарда Синклера, а также какое-то просто сверхестественное взаимодействие между Синклером и Уордом. На мой взгляд, эта двоица составила одну из самых лучших ритм-секций в роке, будь он с приставкой "арт-" или "джаз-" или вообще без нее. Первый диск заканчивается двумя схожими опусами: инструменталкой "Ligging At Louis" и сюитой "Lady Fantasy". Обе композиции записаны еще в 1974-м году, но не выбиваются из общего ряда шедевров, представленных на первом диске. Пожалуй, единственное, что выдает их "происхождение", это отсутсвие саксофона и невзрачная игра бас-гитариста (Дуг Фергюсон). Тем не менее, в ремастированном издании 2002-го года (посвященному Питеру Барденсу, скончавшемуся в январе 2002-го от рака головного мозга), добавлено еще несколько вещей, сыгранных составом Синклер/Коллинз/Латимер/Барденс/Уорд.
К сожалению, этот чудесный конгломерат просуществует недолго. Ушедшего Барденса заменят сразу два бывших Каравановских клавишника - Дейв Синклер и Йен Шелхаас. На бутлеге "Live In San Jose Center", запечатлевшем один из концертов этого состава во время мирового турне зимой 1979-го, группа звучит превосходно, но атмосфера уже не та: тянут одеяло в свою сторону бывшие Каравановцы, и чувствуется какое-то негласное состязание между бывшими членами Caravan и оставшимися в меньшинстве Camel'овцами. Коллектив под названием Caramel, как в шутку назвал Латимер Camel тех времен (CARAvan + CaMEL), просуществует лишь до весны 1979-го, после чего Camel утратит свою индивидуальность, меняя стилистику и звучание с каждым новым альбомом и каждым новым басистом, клавишником и продюсером.
Я очень спокойно, а где-то даже и прохладно отношусь к работе "The Snow Goose" (1975), всемирно-историческое значение которой так любят подчеркивать многие, но живая версия этого альбома, записанная в 1975-м году, и представленная на втором диске этого "зальника", просто влюбила в себя с первого же прослушивания. Сыгранный, казалось бы, нота в ноту со студийной версией, живой "Снежный Гусь" имеет совсем иную атмосферу. Группа здесь звучит не как кучка гномов с игрушеными инструментами (именно такое ощущение возникает, когда слушаешь "Mirage" и "The Snow Goose"), а как-то более по-взрослому. Кульминация альбома - концовка "Dunkirk" - здесь звучит по-настоящему мощно и эффектно, а атмосферные композиции вроде "Sanctuary" или "Fritha" звучат гораздо драматичнее. Вообще, каждая из композиций этого альбома, сыгранная живьем, приобрела более яркую эмоциональную окраску, в отличие от бледного и скупого на эмоции студийника. Добавлю также, что исполнение "Снежного Гуся", представленное на этом альбоме - это редкая концертная запись, слушая которую, я искренне сожалею, что не имел удовольствия присутствовать на концерте.
Вот такой потрясающий получился двойник. Отмечу и превосходное звучание альбома: микс сделан очень профессионально, стереопанорама задействована полностью, отчетливо слышен каждый инструмент (в отличие от подавляющего большинства современных концертных альбомов и к величайшему стыду многих современных исполнителей, которые с тоннами оборудования не могут сделать приличную запись). Однозначно, это одна из лучших концертных записей всех времен, а также идеальное введение в творчество Camel, этой нестабильной, противоречивой, но, безусловно, уникальной группы. |
|
|
| |
Двойной компакт диск иллюстрирует концертную деятельность знаменитого британского коллектива в их наиболее удачный период. Если отыгранные классическим составом в 1974 г. «Ligging at Louis» (номер из сольного наследия Пита Барденса) и неизменная «Lady Fantasy» звучат довольно привычно, то композиции с «Rain Dances», «Monnmadness», а также «Never Let Go» с дебютного альбома, исполненные в 1977 г. при участии Ричарда Синклера (бас-гитара, вокал) и Мела Коллинза (саксофон, флейта), воспринимаются, как прогрессивный джаз-рок. На втором диске разместился классический опус команды – «Снежный Гусь», записанный в The Royal Albert Hall в октябре 1975 г. при поддержке Лондонского филармонического оркестра под управлением Дэвида Бедфорда (+ 2 бонуса – «The White Rider» и «Another Night» с выступления Camel в Hammersmith Odeon в 1976 г.). Надо сказать, в такой аранжировке знакомое до деталей произведение слушается необычно. От клавишных партий Барденса, деликатно оттеняемых оркестром, веет поразительной нежностью и тонкой грустью. В одном эпизоде он вдруг выдает неожиданное энергетическое органное соло на «Хаммонде». Ставший со временем каноническим гитарный проигрыш Энди Лэтимера в «Rhayader Goes to Town» звучит совершенно иначе. Не сказать, что лучше, просто по-другому. Да и ритм-брейки Уорда претерпели изменения. В общем, своего рода эксперимент. Удачный. По мнению некоторых прогрессивных обозревателей, одна из лучших концертных записей всех времен. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Сообщений нет