|
| |
Выпущенное по стопам второго альбома, добившегося успеха в особенности благодаря заглавному треку, данное творение показало еще большее стремление этих канадцев идти по своему пути, в том числе создавая масштабные произведения. Они явно не желали играть стандартный хард-рок и называться клонами Led Zeppelin, поэтому постепенно осваивали более интересные прогрессивные территории, по которым бродили Genesis и Yes. Лирика Нила Пирта стала интереснее, а Гедди Ли уже не старается постоянно (и неудачно) копировать вопли Роберта Планта. Были записаны три короткие песни и два эпика, один из которых занял всю сторону пластинки. Однако, в отличие от предыдущего диска, достаточно динамичного и живого, здесь ребят вдруг понесло в более мрачные сферы.
1) «Bastille Day». Начинается композиция с жестко риффующей гитары, к которой временами присоединяются ударные, а вскоре в дело вступает вся ритм-секция. Пирту вдруг захотелось написать песню о взятии Бастилии, и Ли отлично изображает чувства французов – в голосе слышится и гнев, и осознание собственной правоты. Возникают образы королевства, в котором зажегся пожар революции, и гильотины, которая требует жертв. Вновь здесь присутствует любимая фишка ребят – тандем гитары Лайфсона и ударных Пирта с короткими паузами. Особо эффектно это звучит в инструментальном окончании темы.
2) «I Think I’m Going Bald». Вступающая риффующая гитара звучит достаточно мажорно. После серьезной вещи сразу же следует немножко несерьезная, однако хоть название и шуточное («Мне кажется, я лысею»), однако все же здесь есть место и для вполне серьезных размышлений о том, что время идет и многого – например, молодости – уже не воротишь. (А знаете сколько Ли было в то время? 22 года!) Неплохо звучит гитарное соло под сбивающийся стук ударных, однако в целом композицию можно считать далеко не всем понравившейся шуткой, возможно, оставшейся после сессий первых двух альбомов. Также возможно, что тут канадцы решили принести дань уважения Kiss.
3) «Lakeside Park». Баллада с акустической гитарой и пульсирующим басом, к которым эффектно присоединяется электрогитара. В песне, представляющей собой обращение Пирта к своему детству и полной желания вернуться в него, рассказывается о прогулке в одном из парков Торонто, о разных маленьких чудесах типа карусели или фейерверка, которые всегда будут храниться в памяти. Завершается композиция гитарным соло. В целом вышло неплохо, однако Ли в одном из интервью почему-то назвал эту песню «паршивой».
4) «The Necromancer». Моя любимая вещь на данном альбоме, написанная под влиянием Толкина. История из трех частей, каждая из которых начинается с описания событий (рассказчиком стал продюсер Терри Браун), после чего поются два четверостишия. Как единое целое тема не осознается, однако атмосфера просто супер!
a) Into the Darkness. Слышатся тихие эмбиентные звуки, а также аккорды гитары и баса, медленно стучат ударные. Тихий голос (гундосый, кстати – прямо как наши переводчики видео в эпоху перестройки) рассказывает о том, как три путешественника отправились к зловещим землям Некроманта (таким у Толкина было одно из прозвищ Властелина Колец Саурона). Их переполняет жажда мести, однако нахождение в этих страшных землях весьма опасно, потому что они могут превратиться в призраков, лишенных воли и души. Ритм-секция то усиливается, то, перед вокальной частью, притихает. Постепенно путников наполняет страх, поскольку они чувствуют близость тени своего врага. После пения следует отличное пронзительное соло.
b) Under the Shadow. Музыка затихает под жутковатые звуки. Мы узнаем о том, что Некромант тем временем наблюдает за путниками сквозь свою волшебную призму (что напоминает о палантире в романе Толкина). Вступают ударные, а вскоре появляется по-металлически жесткая гитара (супермомент!) – они звучат с теми эффектными паузами, которые Пирт просто обожает. Ли поет о том, что Некромант превратил трех путешественников в призраков и заключил их в темницу. Затем звучит вторая сольная часть, не менее впечатляющая. После странного урчащего звука появляется быстрый ритм – и тут уж ребята отрываются по полной.
c) Return of the Prince. Вновь следует пауза, затем тихо играет акустическая гитара, однако она звучит все громче. Название части вновь напоминает о Толкине – третья часть «Властелина колец» называется «Возвращение короля». Однако здесь у нас принц, причем наш старый знакомец Бай-Тор (из предыдущего альбома). Только если там он был на стороне зла, то здесь он, напротив, является положительным персонажем, борющимся за свободу. Здесь музыка уже довольно светлая и прямо-таки танцевальная. Отлично играет электрогитара, сопровождаемая басом и ударными. Бай-Тор убивает врага и освобождает путников, однако зло уничтожить не так-то просто, и призрак Некроманта улетает в другие земли. После риффинга следует еще одно прекрасное соло, а заканчивается вся композиция диминуэндо.
5) «The Fountain of Lamneth». Завершающая альбом сюита состоит из шести разных частей, однако здесь вообще нет плавных переходов, да еще и присутствуют паузы, из-за чего все части звучат как отдельные темы. Для сюиты это все-таки не очень хорошо. Объединяет их только сюжет, в центре которого стоит путешествие лирического героя, являющееся аллегорическим описанием жизни человека, а части сюиты являются зарисовками эпизодов этого путешествия. Как и во многих других произведениях, на Пирта повлиял его любимый философ (точнее говоря, философиня :-)) Айн Рэнд. В целом впечатления остаются скорее благоприятными, но все равно чего-то не хватает. Более интересные эпики у ребят были еще впереди.
a) In the Valley. Играет акустическая гитара, и Ли тихо поет: «Я родился, я – это я, я новичок, я свободен». Неожиданно вступает жесткая ритм-секция, а ударные звучат так, словно призывают в путь. Мы знакомимся с героем сюиты, с его детством, в котором он полон удивления и еще мало знает о жизни. Однако он одержим желанием найти фонтан Ламнет, достичь которого можно только после того, как взберешься на гору где-то на востоке. Это желание подразумевает, что у каждого человека должна быть в жизни цель. Смена похожих энергичных и лирических фрагментов происходит несколько раз.
b) Didacts and Narpets. Мы переходим к отрочеству героя. Фактически это минутное соло на ударных с небольшими вкраплениями гитарного риффинга и выкриками: «Оставайся! Иди! Работай! Нет! Учись! Живи! Остаться или сражаться? Как правильно? Слушай!» Но кто же такие дидакты и нарпеты, дающие столь противоположные советы? Дидакты – это учителя, наставляющие главного героя. В то же время это анаграмма слова «addicts», которое помимо «наркоманы» имеет также значение «любители, приверженцы чего-либо» (видимо, любители наставлять). Что касается нарпетов, то это анаграмма слова «parents» («родители»), и, вероятно, здесь соединились «Narcissus» (всем известный влюбленный в себя Нарцисс) и «carpet» («ковер» или «вызывать на ковер», т.е. давать нагоняй), т.е. родители – это те, кто ругает за эгоизм, который, согласно Айн Рэнд, является как раз добродетелью.
c) No One at the Bridge. Слышится звук плескающейся воды, приближается акустическая гитара под пульсирующие басовые аккорды. Время от времени музыка становится чуть энергичнее. Наш герой, вступающий во взрослую жизнь, плывет на корабле по океану, чтобы добраться до пресловутого фонтана, однако команда его покинула и он остается в совершенном одиночестве, будучи вынужденным сам учиться вести судно. Это напоминает о поэме Сэмюэла Колриджа «Сказание о старом мореходе» (есть также такой эпик у Iron Maiden). Снова присутствует фишка с паузами, которые делает ритм-секция. Наконец появляется долгожданное гитарное соло, завершающее эту часть. По утверждению Лайфсона, здесь на него повлиял Стив Хэкетт из Genesis, хотя это не столь очевидно. Это вполне мог быть, например, и Дэвид Гилмор.
d) Panacea. Вновь звучит акустическая гитара. Музыка напоминает Barclay James Harvest. Балладность этой вещи никуда не исчезает и тогда, когда присоединяется ритм-секция. Герой встречает женщину, которую он называет Панацеей, т.е. лекарством от всех бед. Это часть иллюстрирует годы, когда человек находит себе пару и достигает наивысшего покоя в стабильной семейной обстановке. Панацея наполняет жизнь героя смыслом, но он понимает, что еще до рассвета он должен вновь отправляться в путь и уйти от той, кто обещает ему тепло и утешение на долгие годы.
e) Bacchus Plateau. Постепенно усиливается звук риффующей гитары, потом присоединяются бас и ударные, играющие в размеренном темпе. Герой продолжает свое путешествие, но он устал, не совсем уверен в своем пути и скрашивает свой день даром Бахуса – вином. Здесь изображены так называемые «золотые годы», когда в жизни человека мало что меняется и он просто наслаждается ею. Часть завершает очередное гитарное соло.
f) The Fountain. Повторяются энергичные и лирические фрагменты первой части, и таким образом вся сюита приобретает циклический характер. Наконец герой добирается до фонтана Ламнета, однако он очень устал. Да, жизнь подходит к концу, и вроде бы нет никаких целей, не к чему стремиться, не на что надеяться. Однако герой понимает, что достижение одной цели не означает, что нельзя поставить перед собой еще одну. Кроме того, возможно, имеет значение сам процесс достижения цели, а не сама эта цель. Соло здесь небольшое, а заканчивается все тем же, чем началось, – после энергичного тандема гитары и ударных звучит акустическая гитара и тихий голос, говорящий, правда, уже другие слова: «Я двигаюсь, я неподвижен, я плачу… я вместе, я раздельно, я вечен в начале», и наконец: «Все-таки… я существую». Таким образом, герой осознает, что он должен идти дальше, пока он жив. После небольшой паузы в качестве последнего штриха звучит протяжный аккорд клавишных и звук перкуссий.
Большая проблема этого альбома заключается в том, что несмотря на очень интересную музыку мало что из него запоминается. Лично мне в голову в первую очередь приходит только «Некромант» и, возможно, «Панацея». Все остальное падает куда-то в далекие уголки мозга, чтобы быть возвращенным при повторных прослушиваниях. Однако сколько ни слушай, все равно мелодии не цепляют. Большинство фэнов и критиков не восприняли данное творение, и сами участники группы прохладно относятся к нему, а звукозаписывающая компания хотела после его выпуска даже бросить ребят, однако следующие альбомы показали, что Rush умеют создавать отличную и полюбившуюся всеми – и поклонниками, и критиками – музыку, найдя наконец свою нишу. |
|
Bloodstained velvet, dirty lace
Naked fear on every face
See them bow their heads to die
As we would bow as they rode by
And we're marching to Bastille day
La guillotine will claim her bloody prize
Sing o choirs of cacophony
The king has kneeled to let his kingdom rise
Lessons taught but never learned
All around us anger burns
Guide the future by the past
Long ago the mould was cast
For they marched up to Bastille day
La guillotine claimed her bloody prize
Hear the echoes of the centuries
Power isn't all that money buys
I think I'm going bald
(Lee/Lifeson/Peart)
I looked in the mirror today
My eyes just didn't seem so bright
I've lost a few more hairs
I think I'm going bald, I think I'm going bald
Seems like only yesterday
We would sit and talk of dreams all night
Dreams of youth and simple truths
Now we're so involved, so involved with life
Walk down vanity fair
Memory lane everywhere
Wall street shuffles there
Dressed in flowing hair
Once we loved the flowers
Now we ask the price of the land
Once we would take water
But now it must be wine
Now we've been
And now we've seen
What price peace of mind
Take a piece of my mind
My life is slipping away
I'm aging every day
But even when I'm grey
I'll still be grey my way
Lakeside park
(Lee/Lifeson/Peart)
Midway hawkers calling:
"Try your luck with me"
Merry go round wheezing
The same old melody
A thousand ten cent wonders
Who could ask for more?
A pocketful of silver
The key to heaven's door
Lakeside park, willows in the breeze
Lakeside park, so many memories
Laughing rides, midway lights
Shining stars on summer nights
Days of barefoot freedom
Racing with the waves
Nights of starlit secrets
Crackling driftwood flames
Drinking by the lighthouse
Smoking on the pier
Still we saw the magic
Was fading every year
Lakeside park, willows in the breeze
Lakeside park, so many memories
Laughing rides, midway lights
Shining stars on summer nights
Everyone would gather
On the twenty fourth of May
Sitting in the sand
To watch the fireworks display
Dancing fires on the beach
Singing songs together
Though it's just a memory
Some memories last forever
The Necromancer
(Lee/Lifeson/Peart)
1) Into the darkness
"As grey traces of dawn tinge the eastern sky
The three travelers, men of Willowdale, emerge from the forest shadow
Fording the River Dawn they turn south
Journeying into the dark and forbidding lands of the Necromancer
Even now the intensity of his dread power can be felt
Weakening the body and saddening the heart
Ultimately they will become empty, mindless spectres
Stripped of will and soul
Only their thirst for freedom gives them hunger for vengeance"
Silence shrouds the forest
As the birds announce the dawn
Three travellers forth the river
And southward journey on
The road is lined with peril
The air is charged with fear
The shadow of his nearness
Weighs like iron tears
2) Under the shadow
"Shreds of black cloud loom in overcast skies
The Necromancer keeps watch with his magic prism eyes
He views all his lands and is already aware
Of the three helpless invaders trapped in his lair"
Brooding in the tower
Watching over his land
Holding evvry creature
Helplessly they stand
Gaze into his prisms
Knowing they are near
Lead them to the dungeons
Spectres numb with fear
They bow defeated
3) Return of the prince
"Enter the champion, prince By-Tor appears
To battle for freedom from chains of long years
The spell has been broken, the dark lands are bright
The wrath of the Necromancer soars away in the night"
Stealthily attacking
By-Tor slays his foe
The men are free to run now
From labyrinths below
The wrath of Necromancer
Shadows through the sky
Another land to darken
With evil prism eye
The fountain of lamneth
(Lee/Lifeson/Peart)
1) In the valley
I am born, I am me
I am new, I am free
Look at me, I am young
Sight unseen, life unsung
My eyes have just been opened
And they're open very wide
Images around me
Don't identify inside
Just one blur I recognize
The one that soothes and feeds
My way of life is easy
And as simple are my needs
Yet my eyes are drawn toward
The mountain in the east
Fascinates and captivates
Gives my heart no peace
The mountain holds the sunrise
In the prison of the night
'Till bursting forth from rocky chains
The valley floods with light
Living one long sunrise
For to me all things are new
I've never watched the sky grow pale
Or strolled through fields of dew
I do not know of dust to dust
I live from breath to breath
I live to climb that mountain
To the fountain of lamneth
Yet my eyes are drawn toward
The mountain in the east
Fascinates and captivates
Gives my heart no peace
The mountain holds the sunrise
In the prison of the night
'Till bursting forth from rocky chains
The valley floods with light
2) Didacts and harpets
Stay! Go!
Work! No!
Learn! Live!
Earn! Give!
Stay or fight?
What's right?
Listen!
3) No one at the bridge
Crying back to consciousness
The coldness grips my skin
The sky is pitching violently
Drawn by shrieking winds
Seaspray blurs my vision
Waves roll by so fast
Save my ship of freedom
I'm lashed helpless to the mast
Remembering when first I held
The wheel in my own hands
I took the helm so eagerly
And sailed for distant lands
But now the sea's too heavy
And I just, I just don't understand
Why must my crew desert me?
When I need, I need a guiding hand
Call out for direction
And there's no one there to steer
Shout out for salvation
But there's no one there to hear
Cry out supplication
For the maelstrom is near
Scream out desperation
But no one cares to hear
4) Panacea
The whiteness of confusion
Is unfolding from my mind
I stare around in wonder
Have I left my life behind?
I catch the scent of ambergris
And turn my head surprised
My gaze is caught and held
And I am helpless, mesmerized
Panacea, liquid grace
Oh, let me touch your fragile face
Enchantment falls around me
And I know I cannot leave
Here's a meaning for my life
A shelter from the storm
Pacify my troubles with
Her body, soft and warm
Naked in our unity
A smile for every tear
Gentle hands that promise me
Comfort through the years
Yet I know I must be gone
Before the light of dawn
Panacea, passion pure
I can't resist your gentle lure
My heart will lie beside you
And my wandering body grieves
5) Bacchus Plateau
Another endless day
Silhouettes of grey
Another glass of wine
Drink with eyes that shine
To days without that chill at morning
Nights time out of mind
Draw another goblet
From the cask of forty three
Crimson misty memory
Hazy glimpse of me
Give me back my wonder
I've something more to give
I guess it doesn't matter
There's not much more to live
Another foggy dawn
The mountain almost gone
Another doubtful fear
The road is not so clear
My soul grows ever weary
And the end is ever near
Draw another goblet
From the cask of forty three
Crimson misty memory
Hazy glimpse of me
Give me back my wonder
I've something more to give
I guess it doesn't matter
There's not much more to live
6) The fountain
Look! The mist is rising
And the sun is peaking through
See the steps grow lighter
As I reach their final few
Hear the dancing waters
I must be drawing near
Feel my heart is pounding
With embattled hope and fear
Now at last I fall before
The fountain of lamneth
I thought I would be singing
But I'm tired, out of breath
Many journeys end here
But the secret's told the same
Life is just a candle
And a dream must give it flame
The key, the end, the answer
Stripped of their disguise
Still it's all confusion
And tears spring to my eyes
Though I've reached a signpost
It's really not the end
Like Old Sol behind the mountain
I'll be coming up again
I'm in motion, I am still
I am crying, I am still
I'm together, I'm apart
I'm forever at the start
Still I am