|
Итальянский прог - и без того явление самобытное, но Jacula даже среди местных групп всегда казались чем-то не просто уникальным, а даже чужеродным. Особенно если противопоставить их иррациональный мистицизм хоть и авантюрному, но достаточно оптимистичному, жизнеутверждающему настрою, пронизывавшему релизы формаций вроде Premiata Forneria Marconi или Il Rovescio della Medaglia. Уже на дебютном своём полном метре, "In Cauda Semper Stat Venenum" (так вы невзначай узнали, у кого Opeth, кхм, позаимствовали идею для названия своего недавнего студийника) тогда-ещё-дуэт молодых супругов, Антонио Барточетти и Дорис Нортон, звучал неимоверно мрачно, аккорды и гаммы исторгались прямо-таки с хэви-металлическим размахом, а лирика была явно пропитана оккультными мотивами. Впрочем, тот альбом - та ещё загадка природы. Все доступные его образцы происходят из одного источника - (пере?)издания лейблом Black Widow Records от 2001-го года. Оригинал, предположительно 1969-го, от Gnome Records, в каталоге оных не значится и отыскать его образцы сейчас, по всей видимости, невозможно. Да и в любом случае потенциальная аутентичность "In Cauda Semper..." уничтожена поздними вмешательствами: явная обработка инструментального микса в ProTools и добавленные лошадиные дозы дисторшированной гитары как лучшие тому примеры. "Tardo Pede In Magiam Versus" - другое дело. Он абсолютно точно впервые вышел в 1972-м году и свой след в истории оставил. Что итальянцы Goblin, известные прежде всего по саундтрекам к кровавым фантасмагориям Дарио Ардженто, что экспериментальные словенцы (и не только) Devil Doll, что современные Uncle Acid and the Deadbeats или Ghost - не говоря уж о прямых наследниках Jacula, группе Antonius Rex - многим обязаны идеям, сформулированным данным альбомом.
Ну а главная из этих идей, в противовес футуристичности тогдашних прогрессивщиков, - возвращение к традициям музыкального барокко восемнадцатого века. Ключевой элемент записи - самый настоящий церковный орган, громкий (почти громогласный даже), с невероятно насыщенным, "широким" звучанием; со впечатляюще размашистой манерой игры от нового участника группы, Чарльза Тиринга. (По официальной информации, на момент записи ему исполнилось 68 (!!!) лет, что, по чуть менее официальной информации, не помешало ему жениться на восемнадцатилетней девушке.) Следует понимать, что орган доминирует в материале безоговорочно, порою оставаясь единственным звучащим инструментом (например, целиком занимая финальный очерк "In Old Castle"), оставляя басу, скрипке, флейте, пианино или синтезатору крохи времени для выходов на передний план. Однако вышеперечисленные инструменты хотя бы играют важную роль в общей картине, так или иначе выстреливая в нужный момент яркой мелодией (ну, кроме баса, пожалуй), и оттеняя помпезность происходящего чуть более приземлённым фолк-колоритом. А вот электрогитару тут натурально нужно выискивать с увеличительным стеклом. Да и вообще по многим параметрам это уже никакой не рок, даже не прогрессивный, и даже не симфоническая его ветвь. В куда большей степени "Tardo Pede In Magiam Versus" апеллирует к фугам Александра Польетти и, безусловно, Иоганна Себастьяна Баха. Но да, что по атмосфере, что по мрачной торжественности мелодий, что даже по использованным тонам и интервалам это, возможно, самый ранний образец "хэви-металла без гитар". Или даже дум-металла, что станет более точным определением, тем более учитывая кладбищенски-загробную тематику оформления и лирики. Ну, или готик-дума, коль уж пускаться во все тяжкие. Честно говоря, претензий к использованию термина "готика" металлистами у меня было бы куда меньше, если бы при его применении они ссылались не на готик-рок (который о том, что "моя девушка умерла, да и я скоро подохну, но мне пофиг, давайте бухать и танцевать), а на такую вот "готическую" - хотя на самом деле "барочную" - классику ("моя девушка умерла, и, безутешный, я пытаюсь призвать её дух"). И что здесь наиболее примечательно: эти ребята реально пытались общаться с духами. В составе Jacula даже штатный медиум (Франц Партенци) появился, консультации со стороны которого превратили выступления группы, и без того выглядевшей жутковато в неизменных балахонах, в нечто среднее между концертом и спиритическим сеансом. Эта же особенность подачи, что замечательно, присутствует и на студийной записи. Да и Дорис Нортон, здесь скрывшаяся под псевдонимом Fiamma Dello Spirito, отнюдь не поёт, а скорее молится (дьяволу??). Или даже заклинает души усопших, то распевно, то уходя в чистый крик. На итальянском это звучит внушительно и пугающе. На английском ("Long Black Magic Night") - смешно, благодаря чудовищному акценту... но всё равно пугающе.
"Tardo Pede In Magiam Versus" - релиз слишком специфический, чтобы выдавать ему однозначные громкие рекомендации. При отсутствии привычной динамики, обеспечиваемой ритм-секцией, он может показаться слишком уж тягучим и вязким, при этом сама структура композиций - слишком абстрактной. Непривычное к органному звучанию ухо не отметит тут и особого разнообразия, вокал способен оттолкнуть надрывностью... Другое дело, что в плане оригинальности - уникальности даже - материала ему и достойных аналогов-то не подобрать. Плюс сырой продакшен при абсолютно, меж тем, легко считываемой мелодике. И - кладбищенский мрак небывалой консистенции. Именно поэтому, кстати, я не приемлю трек "Absolution", добавившийся в LP при позднейших переизданиях: в нём следы современной, цифровой обработки звука буквально высасывают всю колдовскую энергетику из музыки Jacula. Так что можно смело утверждать, что повезло не только нам - с такими уникумами, но и самим "уникумам". Современные методы записи убивают их материал столь же надёжно, как злоупотребление CGI - атмосферу и саспенс классических хорроров. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).