|
ВЕРХ СОВЕРШЕНСТВА.
Совершенству, как известно, нет предела. С этой безусловной истиной трудно спорить. Трудно, но можно. С поправкой на предвзятость в том или ином случае. История с альбомом "New England" от британского рок-квартета Wishbone Ash - один из подобных случаев.
О чём, собственно, речь? Если совсем коротко, о техническом исполнении программы альбома музыкантами группы. Оно практически безупречно. Могли эти четверо сделать свою работу ещё лучше? Пожалуй, что могли. Только в этом не было потребности. На том этапе развития как самих WA, так и рок-музыки по обе стороны Атлантики в целом, этого оказалось необходимо и достаточно. И даже более того. Тандем гитаристов группы, а их имена уже были достаточно известны, хотя до категории виртуозов пока ещё не дотягивали, показал такой высочайший уровень, что в 1976-м с ним конкурировать было просто некому.
"New England" стал уже третьим диском WA, который они подготовили и выпустили на американской территории. И с каждым из них англичане всё более врастали в местные условия и условности. А их, этих условий, было столько, что на каком-либо из них нетрудно было и сорваться. Одно из основных, кстати, они никак не могли обойти. Условие, выдвигаемое FM-радио, которое в значительной степени формировало вкусы и предпочтения американской аудитории того времени. При этом, однако, WA старались не пересекать условную границу массовой коммерческой привлекательности. Пока что им это удавалось.
Относительную неудачу с предыдущей своей пластинкой "Locked In" группа и её окружение переложили на продюсера Тома Дауда (Tom Dowd), который якобы навязал музыкантам облегчённое звучание, тем самым лишив альбом драйва и энергетики. Но, как и "Locked In", новый диск менеджмент WA запланировал выпустить в Америке, расширив тиражирование "New England" за счёт Atlantic Records. С Томом Даудом, впрочем, расстались.
Новых продюсеров оказалось даже двое - братья Рон и Говард Альберты составляли тогда производственную и инженерную команду Fat Albert Productions Inc., базировавшуюся в Criteria Studios в Майами, где и проходила основная часть работы над новой пластинкой. Впрочем, несмотря на столь солидные атрибуты, ничего выдающегося в послужном списке братьев пока что не значилось.
Следуя за "роллингами", Savoy Brown, Fleetwood Mac, Foghat и некоторыми другими рок-соотечественниками с той же благой целью ускользнуть от драконовского британского налогообложения, WA уже два года как сменили лондонскую прописку на американскую. К тому же, на чужбине у группы просматривалось больше возможностей проявить себя творчески, не подстраиваясь под изменчивые капризы музыкальной моды Туманного Альбиона. Окончательно закрепившись на северо-американском континенте, группа продолжила "американизацию" своей музыки. Однако попытка внедриться в местную музыкальную среду своим альбомом "Locked In" в надежде приблизить к себе ту часть аудитории, запросы которой ограничивались более мягким звучанием, для чего WA даже ангажировали пианиста для гастрольного тура по городам и весям США, ожидаемого успеха квартету не принесла. Альбом добрался лишь до 136-го места по версии Billboard 200. Чуть забегая вперёд, замечу, что с "New England" дело будет обстоять ещё хуже - всего лишь 154 место в Billboard 200. В Англии, меж тем, всё обстояло значительно лучше.
Впрочем, что называется, прочувствуйте разницу. Новый диск WA был совершенно не похож ни на один из предыдущих. В какой-то степени его можно считать определённым возвратом к 1973-74 годам, но и только. И дело здесь главным образом заключалось в значительно возросшем техническом уровне гитаристов. И потому, поверив в себя, Э. Пауэлл и Л. Уайсфилд не последовали по пути большинства коллег по цеху, что делали свою работу на сиюминутную потребу массового американского пользователя, а отталкивались от собственных приоритетов и ощущений. Иными словами, парни WA напрочь отказались от коммерциализации своей музыки. К чему бы это ни привело.
Надо отдать должное новым продюсерам, они поддержали музыкантов в этом их решении.
Начало программы альбома заряжает невероятным оптимизмом, за которым просматривалось не менее винтажное рок-продолжение. Размашистое звукоизвержение двух креативных гитар насыщает саунд "Mother Of Pearl" яростными риффами. И даже далеко не самый выдающийся первый вокалист группы Мартин Тёрнер на этом фоне выглядит вполне себе на уровне.
Однако уже следующий трек "(In All Of My Dream) You Rescue Me" слегка остужает разгорячённые головы любителей разудалого хард-рока, возвращая их с небес на землю. Сдержанная, пожалуй, даже меланхоличная баллада с роскошной слайд-гитарой Лори Уайсфилда, наверное, было не совсем то, чего ожидали многие поборники энергичного хард-рока. Любовный сюжет композиции тривиален, но достаточно красочен:
"Среди звёзд, неподалёку от рая,
Я плыл разбитый и обречённый.
Когда кто-то на земле готов разделаться с тобой,
Небо оставалось единственным убежищем.
И так я плыл в ту лунную ночь,
Когда ты явилась, чтобы вернуть меня на грешную землю.
Я ожил и целовал твои руки,
Но всё обернулось по-другому...
...Я бродил по бескрайним дорогам,
Падший ангел на холодной земле.
Ты явилась мне словно видение
И шептала мне слова любви.
Ты легко давала тайные обещания,
Зная, что эти волшебные слова ничего не стоят..."
Словно в тумане музыка затухает в безмолвном шорохе крыльев ночных насекомых, чтобы взорваться вновь первыми тактами следующего номера "Runaway" и привести в чувство расслабившегося слушателя. Одна из самых тяжёлых вещей в многолетнем творчестве WA. И вновь на переднем фланге отменная работа дуэта гитаристов. Должно быть, немало сторонников группы в своё время горевало в связи с уходом из квартета Теда Тёрнера. Казалось, это была невосполнимая потеря. Полагаю, вся программа "New England" и громоподобный опус "Runaway" в частности, убедили всех неутешных, что в лице совсем ещё молодого Л. Уайсфилда группа обрела крепкого и надёжного гитариста. Замечу, что на момент работы группы над этой пластинкой Лори было всего 22 года, а между тем это был уже третий альбом WA с его участием.
Сюжет "Runaway" - словно развитие темы предыдущего номера, однако ограниченные вокальные возможности Мартина Тёрнера не в силах передать трагизм и даже в определённом смысле экстрим происходящего:
"Я думал, что человек способен привыкнуть ко всему,
Пока не встретился с той, что поставила меня на колени.
Это был день, который мне никогда не забыть,
Уж лучше бы мне тогда умереть.
И теперь я бегу от её игры,
А причина всему - её двуличие...
...Мне только и остаётся -
Уйти или быть разорванным в клочья.
Но пока есть шанс выжить - я выбираю жизнь,
Я ещё не готов умереть..."
Джаз-фанковая, с интересной перкуссией и приятным грувом "Lorelie", с изящными гитарными ходами и непродолжительным, но довольно уместным пассажем Стива Аптона на барабанах. Суть сюжета довольно размыта, признаюсь, даже не стал пытаться в ней разобраться. Пусть это будет тот самый случай, когда мелодия и её инструментальное наполнение с первых мгновений завладевают вниманием и текст уже совсем не важен.
Вторая сторона пластинки вызывает вопросы. Прежде всего, тем, что на ней собраны все инструментальные номера. И это перебор. Одна из инструменталок (короткая элегия "Prelude") прямо-таки просится на первую сторону диска, причём, треком номер один. Во-первых, потому, что идеально для этого подходит, во-вторых, потому что "Prelude". И уже следом запускать "Mother Of Pearl". Это был бы выигрышный расклад. Допускаю, впрочем, что почти наверняка возникла бы неразбериха с другими номерами по причине полной перетасовки всей программы, подгоняя каждую из сторон под номинальное время звучания винилового диска.
Стержневой композицией второй части программы "New England", безусловно, является "Lonely Island" с тонкой гитарной вязью, свидетельствующей о скрупулёзной студийной работе Энди Пауэлла и Лори Уайсфилда. Лёгкая романтическая мелодия в духе Карлоса Сантаны с вкрадчивым вокалом М. Тёрнера и скрытой трагедией в сюжете:
"...Как мы могли быть столь близки
И столь же далеки друг от друга?
Тебя унесло переменчивой волной,
Я был выброшен на берег..."
Избитая любовная тематика с философским подтекстом превалирует в песенной поэзии альбома. На фоне впечатляющего инструментала она, вероятно, немало теряет, плюс неубедительный вокал в большинстве композиций делает своё дело.
В случае с "Lonely Island", где остров - это всего лишь аллегория, а суть сюжета в человеческом одиночестве в каменных джунглях большого города, это не настолько очевидно. Куда более замысловатый сюжет кроется в песне с, казалось бы, прямолинейным названием "When You Know Love". Вот уж где что ни фраза - то загадка. А между тем, эта блюз-роковая баллада с роскошным унисоном двух гитар как никакая другая из композиций альбома приближена к фамильному кентерберийскому звучанию группы, напомнив нам WA не таких уж и далёких времён.
В завершающем программу "New England" инструментальном романсе "Candlelight" улавливается печаль по покинувшему пару лет назад группу Теду Тёрнеру, с головой погрузившемуся тогда в религиозную пучину.
Отдельные авангардные исследователи рок-музыки 70-х годов проводили некие параллели между звучанием WA того времени и работами весьма популярных на стыке 60-70-х годов Fleetwood Mac. В частности, с "Then Play On ", 1969 г., "Future Games", 1971 г., "Bare Trees", 1972 г. Суждение более чем спорное и даже странное.
Инструментальное студийное звучание, какого в 1976 году добились музыканты WA и их продюсеры со звукоинженерами, отразив его на виниле, это было нечто новое в области звукозаписи, едва ли ни эталон. Безупречно чистое звучание в сочетании с высшим исполнительским пилотажем музыкантов группы зафиксировано на диске "New England". Наверное, мелодии их композиций не поражают воображение слушателя изяществом, вероятно, излишне усложнённые аранжировки отпугнули определённую часть их поклонников, потому альбом и не снискал того успеха, которого в своё время заслуживал.
Быть может, его время ещё не наступило, хотя, как знать. Не исключено, через два-три года эта работа классиков британского хард-рока вовсе осталась бы незамеченной. |
|
Вы можете зарегистрироваться на сайте или залогиниться через социальные сети (иконки вверху сайта).
Вышел этот LP и в Великобритании, но не был особо замечен и там, всего-лишь 22-е наивысшее место в категории Albums; Знавали Wishbone Ash времена и получше.